Принятый на вооружение 6 июля 1927 года танк сопровождения Т-18 (МС-1) стал для Красной Армии крайне важной боевой машиной. Да, он довольно быстро устарел, но более 950 танков данного типа позволили насытить части боевыми машинами. Как боевая единица Т-18 был сомнителен уже в начале 30-х годов, а вот качестве учебного танка оказался актуален гораздо дольше. Эти танки во второй половине 30-х годов использовались в Осоавиахиме, на них готовили будущие кадры для бронетанковых частей Красной Армии. Одним словом, машина оказалась вполне востребованной.
Закат карьеры Т-18 состоялся в 1938 году. К тому моменту танк уже безнадёжно устарел, а техническое состояние данных машин было далеким от идеального. Единственной альтернативой использования данного танка, кроме как отправка в металлолом, стало его применение как неподвижной огневой точки. Примерно в это время появилась последняя модернизация Т-18, которая стала серийным изделием.
Одной из проблем, которая возникала в случае с Т-18, являлась 37-мм танковая пушка Гочкиса. Помимо того, что ее бронебойный снаряд по эффективности мало отличался от тяжелой винтовочной пули, существовала еще одна проблеме. Дело в том, что производство снарядов для пушки Гочкиса прекратилось, поэтому обеспечивать данные орудия боеприпасами становилось всё сложнее.
Выходом из сложившейся ситуации стало перевооружение данных танков на 45-мм танковые пушки обр.1934 года. Следует отметить, что данная переделка создавалась исключительно для «капонирных» машин. В боевые части эти танки не шли в виду своей чрезвычайной изношенности. В лучшем случае они могли кое-как передвигаться самостоятельно, да и то, скорее это происходило на буксире. Судя по тем фотографиям, что сохранились до наших дней, такие танки уже могли представлять собой пустые коробки, на которых сохранилась ходовая часть. Весь «обвес» с них снимался, основная масса лишалась и глушителя.
Чтобы спаренная установка 45-мм танковой пушки и пулемета ДТ смогли вписаться в довольно узкую башню Т-18, пришлось немало повозиться. В носовой части башни был сделан довольно длинный выступ, благодаря чему установку орудия вынесли вперед. Это позволило выкроить место в довольно тесной башне. Неподвижная бронировка изготовлялась с нуля, а по бокам башни появились дополнительные приварки.
Конечно, сильно просторнее в боевом отделении не стало, с другой стороны, исходное размещение 37-мм пушки Гочкиса и пулемета ДТ получилось не лучше. Наводчик, он же командир, он же заряжающий, плюс-минус влезал между левой стенкой башни и орудийной установкой. Конечно, получился эрзац, но толку от него получилось больше, чем в случае со штатным вооружением. Следует также отметить, что вынос орудийной установки вперед ухудшил ситуацию с уравновешенностью башни, но тут уже требовался компромисс. В конце концов, использовался такой танк в качестве огневой точки, маневренность огня становилась менее важным параметром.
Сколько именно таких танков было переделано, пока что вопрос открытый. Иногда проходит цифра около 75 машине, в принципе, вполне похоже на правду. Согласно концепции, сохранившие ходовую часть танки могли перевозиться с места на место и вкапываться. Такое использование сыграло с большинством подобных огневых точек злую шутку. Так сложилось, что часть из них летом 1941 года так и осталось стоять на складах хранения, вместе с Т-24. Что-то успели вкопать, но существенной помощи эти огневые точки не принесли.
В настоящее время ни одного такого перевооруженного танка не осталось. То, что сейчас находится на Поклонке — не более чем вольное творчество. На самом деле это обычная огневая точка, то есть «штатный» корпус и башня Т-18. В 1999 году была пресечена попытка нелегального вывоза корпуса и башни из Ленинградской области. Далее он отправился на Поклонку, где было решено использовать его в экспозиции инженерных сооружений. На площадке подготовки техники имелась орудийная установка от БТ, ее взяли как есть, подогнав под нее башню. Сделали выступ, приделали — готово. Одним словом, ориентироваться на это творчество лучше не стоит.
источник: https://dzen.ru/b/ZjXa3xFonwO0IqlG