2

Полугусеничные машины практически с момента их появления в середине 10-х годов XX века стали рассматриваться в качестве базы для бронетехники и, в частности, самоходных артиллерийских установок (САУ). Высокая проходимость и большая, чем у колесных машин, продольная устойчивость делали подобные машины крайне интересными с точки зрения установки на них артиллерийских систем. Наибольшее развитие полугусеничные САУ получили в США и Германии. Гораздо менее известны герои этой статьи — полугусеничные самоходные установки советской разработки ЗИС-41 и ЗИС-43.

Шасси побольше

Колесные САУ (зенитная самоходная установка 29-К на шасси грузового автомобиля ЯГ-10 и легкая САУ СУ-1–12 на шасси ГАЗ-ААА) оказались одними из немногих образцов самоходной артиллерии, которые относительно массово строились в СССР в 30-е годы и состояли на вооружении Красной Армии. Что же касается полугусеничных машин, то интерес к ним со стороны конструкторов самоходной артиллерии был низким. Причина у этого была прозаичной: полугусеничных машин, которые можно было бы использовать в качестве шасси для САУ, попросту не было в серии.

Научный автотракторный институт (НАТИ) смог довести образцы полугусеничных грузовиков до более-менее приемлемого состояния только к концу 30-х годов. Полугусеничная машина на базе ГАЗ-АА получила обозначение ГАЗ-60, а на базе ЗИС-5 – ЗИС-22. К 1941 году оба автомобиля производились серийно, но из войск на них шла масса нареканий. За рост проходимости пришлось заплатить резким ростом расхода топлива, да и по скорости передвижения полугусеничные машины сильно проигрывали колесным.

Проблемы с полугусеничной схемой были очевидными, поэтому неудивительно, что еще с конца 30-х НАТИ, а также конструкторские бюро (КБ) заводов ГАЗ и ЗИС активно работали над полноприводными грузовиками. В 1941 году на ЗИС шли работы по внедрению в производство грузовых автомобилей ЗИС-32 и ЗИС-36, которыми предполагалось заменить ЗИС-5 и ЗИС-6. На ГАЗ работали над грузовиками ГАЗ-63 и ГАЗ-33, которые должны были сменить, соответственно, ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Испытания установки 37-мм автоматической зенитной пушки 61-К на шасси ЗИС-32, июль 1941 года

В Главном автобронетанковом управлении Красной Армии (ГАБТУ КА) тоже хорошо видели, насколько эти машины лучше полугусеничных. Неудивительно, что в мае 1941 года, когда обсуждался вопрос о запуске работ по самоходным установкам, полугусеничный ЗИС-22 в списке перспективных платформ отсутствовал. Зато был поднят вопрос об установке 25-мм автоматической зенитной пушки 72-К в кузове ЗИС-32 либо ЗИС-36.

Работы в этом направлении пошли дальше теории. В начале июля на испытания вышли ЗИС-32 и ЗИС-36 с установкой 37-мм автоматической зенитной пушки 61-К. Испытания прошли успешно. Правда, в серию ЗИС-36 так и не пошел, а ЗИС-32 выпускались недолго, да и то лишь в виде обычных грузовиков. Тем не менее, это стало сигналом к разработке аналогичных ЗСУ на базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА и ЗИС-5, которые производились серийно.

Отсутствовали полугусеничные машины и среди разработок КБ завода №92. К 20 июля 1941 года там изготовили опытные образцы самоходных установок с вооружением в виде 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2. САУ ЗИС-30 КБ под руководством В.Г. Грабина была создана на базе артиллерийского тягача «Комсомолец», а ЗИС-31 – на базе ГАЗ-ААА, которому поставили бронированную кабину. Более удачным образцом оказался ЗИС-30, поскольку на бездорожье «Комсомолец» выглядел явно лучше. Именно тогда Грабин и обратил свое внимание на полугусеничную базу.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-22М, июль 1941 года. Именно эту машину Грабин выбрал в качестве базы для нового истребителя танков

ГАЗ-60 как шасси для САУ отпадал сразу, поскольку он и себя-то еле тащил. Да и как платформа для орудия ЗИС-2 «полуторка» оказалась маловата. Совсем иная ситуация сложилась с ЗИС-22. В июне 1941 года на испытания вышла улучшенная версия этой машины, получившей обозначение ЗИС-22М. Она получила более мощный двигатель ЗИС-16 и усиленный радиатор от ЗИС-101. Была модернизирована и ходовая часть. На испытаниях машина показала себя явно лучше, чем ЗИС-22, ее рекомендовали к серийному производству. Именно эту машину КБ завода №92 и решило использовать в качестве базы для новой САУ. Стоит упомянуть, что проект не являлся личной инициативой Грабина или Муравьева. Работы курировались руководством Управления вооружения наземной артиллерии Главного артиллерийского управления Красной Армии (УВНА ГАУ КА).

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Испытания ЗИС-41, апрель 1942 года

21 августа 1941 года были составлены тактико-технические требования на «57-мм противотанковую самоходную установку на базе вездехода ЗИС-22м». В сопроводительном письме, копии которого были направлены на ЗИС и завод №92, указывалось, что внесения изменений в конструкцию шасси ЗИС-22М должны носить минимальный характер. Кроме того, после показа самоходная часть машины должна была вернуться на ЗИС. Это объяснялось тем, что ЗИС-22М существовал только в опытных экземплярах.

Согласно ТТТ, шасси должно было получить бронирование кабины и моторного отделения, а также бензобака и боеукладки. Боевая масса машины не должна была превышать 6,5 тонн, а запас хода должен был составлять не менее 250 километров. Помимо пушки ЗИС-2, в качестве вооружения машина получала пулемет ДТ, установленный в кабине. Боекомплект орудия должен был включать не менее 100 выстрелов, при этом требовалось обеспечить удобство его использования. Скорострельность установки оценивалась примерно в 15 выстрелов в минуту.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Преодоление заснеженного уклона

Появление проекта самоходной установки, получившей обозначение ЗИС-41, было не случайным. Объем выпуска ЗИС-30 составлял всего 100 машин, а в августе 1941 года тягач «Комсомолец» сняли с производства, так что САУ лишилась базы. Альтернативы для ЗИС-22М попросту не осталось. Беда в том, что и с ЗИС-22М тоже было все совсем не гладко. Машина существовала всего в трех экземплярах, а наладить ее серийное производство в Москве не удалось.

К слову, индекс ЗИС-41 был дан самоходной установке уже заводом №92, а не автомобильным заводом в Москве.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

На виде спереди хорошо видна конструкция жалюзи моторного отделения. Испытания показали, что конструкция неудачная

Следует также уточнить некоторые детали относительно работ по машине в 1941 году. Ряд авторов пишет о том, что машину построили и испытали осенью 1941 года, и до конца года работы по ней свернули. Это, мягко говоря, не совсем так. Самоходную установку действительно построили, и она была действительно создана на базе ЗИС-22М, другой вопрос, когда именно это произошло. Сам грузовик ЗИС-22М в переписке с сентября 1941 года уже стали именовать как ЗИС-42, одна из опытных машин была переделана в реактивную систему залпового огня М-13. В середине сентября именно такая машина проходила совместные испытания с аналогичными установками на базе танка Т-40 и трактора СТЗ-5.

В октябре 1941 года началась эвакуация завода ЗИС из Москвы. Успели ли до этого построить самоходную установку ЗИС-41 – вопрос открытый. Зато можно однозначно говорить о том, что информация об испытаниях ЗИС-41 в ноябре 1941 года не имеет под собой никаких оснований. Реальные испытания произошли несколькими месяцами позже.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

На этой фотографии хорошо видна конструкция платформы

Согласно плану по опытным работам, датированному 1 февраля 1942 года, опытный образец САУ к этому времени был готов, но его испытаний еще не проводилось. Артком ГАУ КА только подготовил программу испытаний. На проектирование ЗИС-41 было потрачено 15 239 рублей, в 28 255 рублей обошлось изготовление опытного образца, а качающаяся часть пушки ЗИС-2 стоила 11 500 рублей.

Кроме того, в плане заказов весной 1942 года, еще до начала испытаний, появился план по выпуску 24-х ЗИС-41. Срок исполнения – октябрь 1942 года, исполнителями выступали Завод №92 и ЗИС, общий бюджет заказа 2 400 000 рублей, или 100 000 за одну установку. Мягко говоря, это недешево: легкие танки Т-60 и Т-70 стоили меньше, как и самоходные установки на их базе.

Так или иначе, приведенные документы однозначно говорят о том, что разработка ЗИС-41 в конце 1941 года не прекратилась. Да и испытаний этой САУ до конца 1941 года не проводилось.

С кучей неудобств

В качестве места проведений испытаний опытного образца ЗИС-41 был выбран Гороховецкий артиллерийский полигон (АНИОП). Предписание Арткома ГАУ и программу испытаний на полигон прислали 24 февраля 1942 года. Сама машина пришла еще позже – 13 марта, а документация по ней поступила еще через неделю. За основу конструкции ЗИС-41 был взят один из опытных образцов ЗИС-22М. Машина оказалась бывалой: согласно документам, к моменту начала ходовых испытаний она уже прошла 16,5 тысячи километров.

В заданные требования по боевой массе на заводе №92 не вписались: вместо 6,5 тонн боевая масса ЗИС-41 оказалась 7,5 тонн. Справедливости ради, вписаться в эти требования было попросту невозможно. Переделка ГАЗ-ААА в ЗИС-31 подняла снаряженную массу машины с 2,5 до 5 тонн. С учетом того, что ЗИС-22М имел снаряженную массу 5150 кг, меньше 7,5 тонн ЗИС-41 весить не могла.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Так в ЗИС-41 сидел механик-водитель. Без комментариев

Как и требовало задание, машина получила бронированную кабину, которая прикрывала не только отделение управления, но и моторное отделение. В кабине размещались механик-водитель и пулеметчик. Правда, на опытном образце установки пулемета ДТ не было. Бронирование носовой части имело рациональные углы наклона, а вот с рациональностью компоновки отделения управления дело явно не задалось. Этому был даже посвящен отдельный доклад об организации рабочих мест и условиях боевого обслуживания ЗИС-41.

Традиционно для конструкций, которые разрабатывались под руководством Грабина, на удобство работы экипажа смотрели в последнюю очередь. В результате места для ног водителя в кабине практически не оказалось. Водитель сидел внутри, согнувшись в три погибели и задевая коленями руль. Какое расстояние в таком положении он мог проехать – вопрос крайне интересный.

Военврач 2-го ранга Александров, который изучал рабочие места ЗИС-41, явно не считал, что механик-водитель обязан стойко и мужественно переносить абсолютно все тяготы и лишения военной службы. Он вполне справедливо указал, что рабочее место надо переделать, освободив место для ног. Эту переделку, впрочем, завод №92 в конструкцию машины так и не внес.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

ЗИС-41 без установки орудия

Боевое отделение ЗИС-41 сильно отличалось по устройству от того, что было сделано на ЗИС-30. За основу инженеры КБ завода №92 взяли грузовую платформу ЗИС-22М, отказавшись от откидных бортов. Вместо них по углам появились невысокие ограждения, выполнявшие, скорее, символические функции. Сама платформа была выполнена из броневой стали, а сверху имела деревянный погон. По центру платформы установили тумбу, на которой крепилась качающаяся часть противотанковой пушки ЗИС-2. Благодаря этому орудие имело круговой сектор обстрела. Для защиты расчета было установлено развитое щитовое прикрытие, имевшее откидную верхнюю секцию. При ее поднятии расчет мог работать стоя.

Требование удобно разместить боезапас в размере не менее 100 выстрелов на заводе №92 поняли весьма своеобразно. Как таковой боеукладки у этой САУ не было. Штатные снарядные ящики лежали прямо на платформе. Помимо наводчика и заряжающего, в состав расчета входил наблюдатель, который тоже стоял на платформе.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Тумба, на которой крепилось орудие

Различные накладки привели к тому, что первые испытания начались только 14 апреля. И речь шла только о ходовых испытаниях. Со стрельбой пришлось подождать. В программу испытаний пришлось вносить дополнительные изменения. Дело в том, что платформа ЗИС-41 позволяла оперативно демонтировать орудие и тумбу, превращая машину в полубронированный артиллерийский тягач, а весной 1942 года вопрос с тягачами стоял крайне остро.

В ГАУ КА примерно в это же время прорабатывались требования на полубронированный артиллерийский тягач дивизионной артиллерии. Потенциально ЗИС-41 в эти ТТТ вписывался. Кроме того, в конце апреля 1942 года на испытания вышел ЗИС-42, который проверяли на пригодность к использованию в качестве тягача 122-мм гаубицы М-30. Машина успешно справлялась с задачей, таская гаубицу в условиях бездорожья.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Общий вид бронировки орудия

24 апреля ЗИС-41 вышел на новый этап испытаний, который утвердили заместитель Наркома обороны генерал-полковник Н.Н. Воронов и начальник ГАУ КА генерал-полковник Н.Д. Яковлев. С машины сняли орудийную систему вместе с тумбой, взамен разместив на платформе 30 снарядных ящиков гаубицы М-30 и посадив на нее 8 человек. Сзади была зацеплена сама гаубица. Таким образом, помимо 3 тонн нагрузки в кузове, ЗИС-41 тянул за собой еще 2,5 тонны. С 24 по 27 апреля машина прошла 192 километра, из них 8 по снежной целине с лыжами на управляемых колесах, 145 по шоссе и еще 49 по бездорожью.

По шоссе машина разгонялась до 37 км/ч, расходуя при этом 50 литров топлива на 100 километров. По проселку скорость движения снижалась до 12–30 км/ч, при этом приходилось переходить на 2–3 передачу. На бездорожье и снегу скорость падала до 5–8 км/ч, а расход горючего возрастал до 200 литров на 100 километров.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

ЗИС-41 в качестве артиллерийского тягача

Эффективность передних колес при поворотах на бездорожье резко снижалась. Для решения этой проблемы испытатели предлагали установить на машину тормоза тракторного типа, похожая схема применялась на немецких полугусеничных тягачах. Указывался и очень большой радиус поворота, составлявший 10–15 метров на шоссе и 30–40 метров на бездорожье. Похожими проблемами страдал и «обычный» ЗИС-42.

Дополнительной проблемой стал перегрев двигателя, чему способствовала не самая лучшая конструкция бронировки капота и перегруз машины. Особенно это ощущалось на бездорожье, где вода в системе охлаждения закипала через каждые 2–3 километра. На асфальте ситуация оказалась лучше, но не намного – здесь вода закипала через каждые 10–15 километров. Для сравнения, ЗИС-42 в тех же условиях и с такой же нагрузкой не перегревался. Не понравилось испытателям и отсутствие нормальных бортов. По итогам машину признали условно годной для использования в качестве тягача, но при этом с массой оговорок.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

В ходе ходовых испытаний. Вряд ли сидевшие на снарядных ящиках люди испытывали удовольствие от такой езды

Непосредственно к стрельбам удалось перейти только 27 мая 1942 года, продолжались они до 6 июня. Всего был произведен 371 выстрел, из них 163 – усиленным зарядом. Само орудие работало вполне удовлетворительно, а вот к самоходной установке накопился очередной набор вопросов. Фактическое отсутствие боеукладки привело к тому, что маневренность огня снизилась. К тому же заряжающему приходилось выходить за выстрелами из щитового прикрытия, что повышало риск поражения пулями и осколками снарядов. Еще одной проблемой стало то, что при стрельбе вылетающие из ствола пороховые газы разбивали фару, а также попадали в кабину.

Большая высота линии огня привела к тому, что при стрельбе самоходная установка начинала раскачиваться. Особенно это ощущалось при стрельбе под углом 90 градусов по горизонтали. Страдал от раскачки и наводчик. В отчете указывалось, что его сиденье было неудобным, и чтобы не упасть, наводчику приходилось держаться за маховики механизмов наведения орудия.

Общий вывод оказался следующим:

«Исходя из результатов испытаний, Гороховецкий АНИОП считает, что 57 мм противотанковая самоходная установка «ЗИС-41» нуждается в дополнительной конструктивной доработке.

Гороховецкий АНИОП отмечает, что основным недостатком СУ является неудовлетворительная устойчивость при стрельбе с борта при курсовом угле 90о (большой угол наклона платформы), неудовлетворительное охлаждение двигателя и отсутствие укладки для боеприпасов. Заводу необходимо устранить отмеченные недостатки, произвести повторный отстрел стрельбой с борта и дополнительную обкатку».

Несмотря на отрицательный в целом вердикт, на этом история ЗИС-41 не закончилась. Сама по себе идея установки противотанковой пушки на шасси ЗИС-42 ГАУ КА нравилась. Но машина требовала серьезной доработки. Кроме того, и с пушкой ЗИС-2 не все было хорошо. В конце 1941 года это орудие сняли с производства, и его место окончательно заняла 76-мм дивизионная пушка обр.1942 г, она же ЗИС-3. К слову, первоначально она создавалась как раз на лафете ЗИС-2.

По поводу причин снятия ЗИС-2 с производства сломано много копий. Кто-то пишет про избыточность ее бронепробития, кто-то выдвигает другие теории. По факту причины оказались комплексными. Во-первых, производство стволов, а главное, боеприпасов для этого орудия оказалось непростым. Во-вторых, завод №92 был и так перегружен другими заказами.

В случае же с ЗИС-3, которую поначалу не хотели принимать на вооружение, ситуация оказалась иной. По баллистике она соответствовала уже освоенным орудиям УСВ и Ф-34, так что особых проблем с организацией ее производства не оказалось.

Кроме того, из войск в адрес ЗИС-2 шли нарекания. По мнению противотанкистов, пушка была чересчур тяжелой, а ее ствол и станины – слишком длинными. В итоге ГАУ КА приняло решение о разработке аналогичного орудия, но с более коротким стволом и начальной скоростью снаряда 900 м/с. Такую пушку с длиной ствола 63 калибра и лафетом ЗИС-3 в качестве основы КБ завода №92 представило уже в июле 1942 года. Она получила обозначение ИС-1 и вполне успешно прошла заводские испытания. Именно это орудие стали считать приоритетным для ЗИС-41. Правда, на испытаниях на Гороховецком полигоне у ИС-1 был выявлен ряд недостатков, и ее серийное производство не состоялось.

В итоге весной 1943 года ГАУ КА пришлось доставать из нафталина ЗИС-2. Летом 1943 года пушка, уже на лафете ЗИС-3, снова оказалась в серийном производстве.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Огневые испытания. Хорошо видно, что боковые створки капота открыты, но от перегрева это все равно не спасало

Проблемы имелись, впрочем, не только с орудием. В октябре 1941 год завод ЗИС был эвакуирован, и по состоянию на весну 1942 года на его мощностях шло восстановление производства грузовых машин. Приоритетом являлся автомобиль ЗИС-5, без него в сторону ЗИС-42 даже и не смотрели. Таким образом, перспективная самоходная установка долгое время оставалось без шасси.

Больше того, заниматься доработкой ЗИС-41 автомобильный завод не горел желанием, и у этого тоже были вполне объективные причины. В связи с этим работами по ЗИС-41 в середине октября 1942 года загрузили завод №592. У его коллектива уже был опыт проектирования самоходных установок на колесном шасси, но весной 1942 года дальше «бумаги» дело не пошло. Инициатором работ выступил Артком ГАУ КА, санкционировавший их письмом №543460 от 22 сентября.

Согласно требованиям, в качестве вооружения САУ должны были использоваться либо 57-мм противотанковая пушка ИС-1, либо 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3. Базой выступал ЗИС-42. Правда, уже 31 октября последовало другое распоряжение. Руководство автомобильного завода ЗИС согласилось доработать ЗИС-41, так что с завода №592 работы сняли. В итоге, впрочем, доработкой ЗИС-41 в Москве так и не занимались, а позже тема и вовсе исчезла с повестки дня.

Броня не нужна!

Постепенное угасание работ по ЗИС-41 совпало с началом работ над другой машиной на базе шасси ЗИС-42. Впервые информация о ней появляется в начале ноября 1942 года. Московский автомобильный завод ЗИС по-своему понял слово «доработка». Фактически он стал разрабатывать собственную машину, которая базировалась на наработках по ЗИС-41. Больше того, на сей раз речь шла не об истребителе танков, а о зенитной самоходной установке. Получила она обозначение ЗИС-43, и в данном случае это именно индекс автомобильного завода, а не КБ завода №92. История совершила полный оборот: тема САУ на грузовой базе спустя полтора года вернулась туда, где началась – на ЗИС.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

ЗСУ ЗИС-43 в походном положении, декабрь 1942 года

14 ноября 1942 года по запросу директора ЗИС Лихачева из Арткома пришли тактико-технические требования на «самоходную установку 37-мм зенитной пушки на вездеходе ЗИС-42». Согласно им, кабина и моторное отделение закрывались броней, а зенитная установка получала щитовое прикрытие. Отдельно в требованиях указывалось на необходимость переделки кабины для создания комфортных условий для водителя. Также оговаривалась переделка воздуховодов моторного отделения и капота, что должно было обеспечить нормальный доступ к двигателю. ГАУ КА снова настаивало на том, что боевая масса машины не должна превышать 6,5 тонн. Как именно артиллеристы представляли себе снижение массы при ничуть не меньшем бронировании и требовании иметь у САУ платформу с бортами, сказать трудно.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Она же в боевом положении

С конструированием на ЗИС тянуть не стали — на испытания ЗИС-43 вышла уже 15 декабря 1942 года. В этот раз в качестве базы использовалось новое шасси ЗИС-42. На опытный образец броневую сталь тратить не стали, ограничившись котельным железом. Внешне бронировка моторного отсека и кабина были похожи на бронировку и кабину ЗИС-41, но с рядом нюансов. Конструкцию жалюзи переделали, так что ситуация с охлаждением улучшилась. С другой стороны, боевая масса САУ выросла еще больше – до 8750 килограмм, так что нагрузка на мотор выросла.

Для удобства обслуживания силовой установки были предусмотрены люки в боковинах капота, а сверху – большой двустворчатый люк. Переделали и саму кабину – по крайней мере, замечаний к удобству работы водителя больше не было. Курсовой пулемет, впрочем, и на этот раз не поставили. Кузов, боеукладки и установку орудия конструкторы позаимствовали у ЗИС-5, переоборудованного в ЗСУ. Существенным изменением стало только щитовое прикрытие 37-мм зенитного автомата 61-К.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

Хорошо видно, что конструкция жалюзи поменялась

На испытания ЗИС-43 пришла своим ходом, пройдя от завода до Гороховецкого полигона 380 километров. Еще 500 километров самоходная установка преодолела в ходе испытаний, проходивших с 19 по 23 декабря. Двигатель машин дважды перегревался, но теперь выявилась и еще одна проблема. Во время движения температура в кабине достигала 40–50 градусов, пол перед сиденьем командира становился просто горячим. Если такое происходило в декабре при температуре −10°C, можно представить, что творилось бы летом.

Рост массы сказался на скоростных данных машины и расходе топлива. Быстрее 35 км/ч САУ не разгонялась, а средняя скорость движения по шоссе составила 29,3 км/ч. При этом расход топлива вырос до 90 литров на 100 километров. По проселку была зафиксирована средняя скорость 19,5 км/ч, а расход топлива – 110 литров на 100 километров.

Юрий Пашолок. Полугусеничные эксперименты

На заднем борту кузова видны лыжи, которые устанавливались на колеса во время движения по снегу

Результаты огневых испытаний в целом оказались схожими с теми, которые ранее продемонстрировала ЗИС-41. Точно так же пороховыми газами разбило фару. Высокий центр тяжести влиял на точность стрельбы, особенно при ведении огня вбок. Тем не менее, устойчивость системы признали достаточной. Кроме того, испытатели забраковали крепление орудия по-походному.

По итогам испытаний было дано следующее заключение:

«37 мм автоматическая зенитная пушка, установленная на модернизированное шасси автомашины ЗИС-42, может быть предназначена для противовоздушной обороны мотомехсоединений в движении, вне сферы действия противотанковых средств противника. В силу своей подвижности и проходимости имеет основную задачу – прикрыть походное движение всех родов войск.

2. Большие габариты, слабая бронировка и меньшая проходимость, в сравнении с гусеничной машиной, не позволяют заменить ею 37 мм зенитную самоходную пушку, установленную на гусеничное шасси (по типу, разработанному заводом №38 НКТП).

3. Опытный образец 37 мм автоматической зенитной самоходной пушки, изготовленной автозаводом ЗИС, испытания в основном выдержал.

4. После исправления всех недочетов, указанных в отчете, как в артиллерийской, так и в самоходной части, комиссия рекомендует представленный образец для принятия на вооружение Красной Армии».

Судьба ЗИС-43 решилась очень быстро. Внимательно изучив итоги испытаний, в бронетанковом управлении (БТУ) ГАБТУ КА высказались в пользу отказа от дальнейших работ. Поскольку самоходная установка предназначалась для прикрытия частей на марше, броня ей была ни к чему. Это сразу же решало проблему перегрузки шасси. Таким образом, необходимости в ЗИС-43 просто не было.

Впрочем, начальник БТУ инженер-полковник Афонин снова поднял вопрос о машине, по концепции аналогичной ЗИС-41. Но дальше предложений дело на это раз не сдвинулось. Что же касается опытного образца ЗИС-43, то весной 1943 года на ЗИС бронировку с него сняли и превратили в обычный ЗИС-42. Сделали это, к слову, без ведома ГАУ КА.

И все же Красная Армия получила полугусеничную САУ с 57-мм противотанковой пушкой, а позже и ЗСУ на полугусеничном шасси. Вопрос в том, что назывались они GMC T48 и MGMC M17, и советские КБ к ним никакого отношения не имели. Эти машины с конца 1943 года стали поставляться из США по программе ленд-лиза.


Источник: http://warspot.ru/8332-polugusenichnye-eksperimenty

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

24 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account