Одной из ключевых проблем при создании бронетанковой техники являлась силовая установка. К тому, что для танка необходимо разрабатывать собственный двигатель, пришли далеко не сразу. В ряде стран старались адаптировать либо автомобильные, либо тракторные, либо авиационные моторы. Решение это было обычно вынужденным, поскольку разработка принципиально новой силовой установки — это долго, дорого, а если танк еще и малосерийный, то нерентабельно. Поэтому адаптация двигателей для других видов техники под танки шла и после окончания Второй мировой войны.
Среди моторов, которые адаптировали под танки, особое место занимает авиационный двигатель Liberty L-12. Впервые его применили на англо-американских тяжелых танках Tank Mark VIII International, но по-настоящему массово их стали использовать с начала 30-х годов. Это оказалось напрямую связано с колёсно-гусеничными танками Кристи. Применялись они и на советских танках БТ-2, а также БТ-5. При этом есть одно заблуждение, связанное с данными моторами, которое тиражируется в литературе.
Для начала, следует прояснить один момент, связанный с Liberty L-12. Он во многом объясняет, почему данный мотор так ругали, но продолжали использовать. Создавался он как массовый и одновременно мощный авиационный мотор, который требовался, прежде всего, для союзников по Антанте. Им загрузили производителей автомобилей — Buick, Cadillac, Ford, Lincoln, Marmon и Packard. В результате этих двигателей впустили больше 20,5 тысяч штук, из них треть уже после окончания войны. Ресурс двигателя составлял всего 100 моточасов, а качеством изготовления американская продукция в то время не отличалась. В результате после Первой мировой войны образовалось огромное количество этих моторов, которые были актуальны как авиационные довольно небольшой период. Уже во второй половине 20-х годов характеристики самолетов стали расти, потребовались более мощные двигатели.
Второе дыхание Liberty L-12 придал Джон Уолтер Кристи, который поставил двигатель на опытный колесно-гусеничный танк Christie M1928 Medium Tank. Именно в этот момент мотор снова стал актуален как танковый. Кроме того, его использовали и для катеров. Естественно, этот двигатель был актуален и для советских танков БТ. И вот тут есть уловка, на которую попалась масса исследователей. Дело в том, что в руководстве на БТ-2 указывалось, что танк оснащен мотором М-5, отечественной копией мотора. А в руководстве на БТ-5 фигурирует М-5 и «Либерти». Между тем, из трех известных БТ-5 все оснащены Liberty L-12. Более того, основная масса БТ-2 также оснащалась американскими моторами.
В конце 20-х годов компания Allison получила большой контракт на модернизацию моторов Liberty L-12. За счет замены подшипников и других деталей ресурс увеличивался со 100 до 600-650 моточасов. Осенью 1931 года 3000 таких двигателей было приобретено в США. Таким образом решилась ключевая проблема — где брать моторы для БТ. Модернизированные Allison двигатели позволили выпустить не только более 610 БТ-2, но и 1884 БТ-5. Основная масса этих танков была именно с американскими моторами.
Когда вам в очередной раз будут рассказывать про мотор М-5 в БТ-2 или БТ-5, можете смело слать сказавшего в… музей. Точнее, в Технический центр парка «Патриот». Там находится двигатель Liberty L-12, изготовленный в 1918 году силами Ford. Ранее он находился в БТ-5, который ныне находится в музейном секторе парка «Патриот». Еще один двигатель, той же модели, располагается в БТ-2 (точнее, БТ-5 с башней и подбашенным листом БТ-2). Третий мотор подняли вместе с БТ-5 из Невы. Двигатель нес таблички Allison, сама она их не производила, но модернизировала. Увы, этому двигателю не повезло. Местные сдали его в металлолом, чтобы, внимание, достать денег на краску. Питерская реставрация как она есть (также из танка, дословно, «вынули хабар»). Так что если вы хотите увидеть оригинальный американский мотор от советского колесно-гусеничного танка, это в «Патриот». Оба двигателя приведены в порядок с точки зрения экспозиционного вида.
источник: https://dzen.ru/b/ZfF5TGOU7E9FbLFt