Юрий Пашолок. Первая попытка создать маневренный танк

14

Юрий Пашолок. Первая попытка создать маневренный танк

Английский средний танк Medium Mark D и его идейные наследники

Содержание:

Первая мировая война стала временем, когда армии мира столкнулись с проблемой позиционной войны. Она появилась раньше, ее предсказывали многие теоретики. Касалось это и вопроса, как данную проблему решать. Еще в 1903 году писатель-фантаст Герберт Уэллс написал рассказ «Наземные броненосцы», в котором расписал огромные боевые машины, которые применялись в большом количестве и использовались для прорыва вражеских линий обороны. Спустя 13 лет в бой пошли первые танки. Они оказались такими же неспешными, как наземные броненосцы Уэллса, но получились намного меньше.

Medium Mark DM, финал развития Medium Mark D

Medium Mark DM, финал развития Medium Mark D

Результатом применения первых танков стало то, что сама их концепция оказалась одобрена. Вместе с тем, возник ряд замечаний, связанных как с броневой защитой, так и подвижностью. Первыми о том, что танк должен быть быстрой боевой машиной, догадались английские военные. Прежде всего это касалось полковника Джона Фуллера, одного из ключевых людей в штабе Королевского Танкового Корпуса. Он стал главным идеологом «маневренных» танков. О том, как был создан первый такой танк, и как он повлиял на мировое танкостроение, поговорим в сегодняшнем материале.

Быстрый, но бестолковый танк Филипа Джонсона

Так сложилось, что словосочетание «скоростной танк 20-х годов» обычно проецирует в мозгу творения Джона Уолтера Кристи. На самом деле это, мягко говоря, не так. Во-первых, по-настоящему скоростными танки Кристи стали у концу 20-х годов, а до того максимальная скорость едва превышала 20 км/ч. Даже по меркам начала 20-х годов это было очень скромно, особенно с учетом того, что речь о колесном ходе. Более того, в то время центром создания скоростных танков были на США, а Англия. Причем скорость была нужна по вполне практическим соображениям. Мало кто помнит, что первое боевое применение маневренных танков случилось еще в годы Первой мировой войны.

Medium Mark A Whippet, в августе 1918 года эти танки первыми провели рейд по тылам

Medium Mark A Whippet, в августе 1918 года эти танки первыми провели рейд по тылам

8 августа 1918 года началась битва при Амьене. В составе войск Британской Империи находилось около 580 танков, включая 96 Medium Mark A Whippet. В отличие от крайне неповоротливых «ромбов», эти танки разгонялись до вполне приличной на тот момент скорости 14 км/ч. Это позволяло им действовать не только совместно с пехотой, но и с кавалерией. Собственно говоря, два батальона Medium Mark A были как раз в подчинении кавалерии. Больше того, именно они сыграли одну из ключевых ролей в битве. Сопровождаемые кавалерией «Борзые» ушли в прорыв по немецким тылам. Несмотря на локальный характер успеха, прорыв 8 августа 1918 года стал важной вехой в истории танков. Они впервые проявили себя в несколько иной роли.

Джон Фуллер, "отец" теории использования танков как маневренное средство ведения боя. Он был не только теоретик, но и практик

Джон Фуллер, «отец» теории использования танков как маневренное средство ведения боя. Он был не только теоретик, но и практик

Понимание, что танки могут передвигаться не только с черепашьей скоростью, появилось еще до битве при Амьене. Одним из сторонников использования «манёвренных» танков был полковник Джон Фуллер, к 1918 года один из ключевых людей в штабе Королевского Танкового Корпуса. По его мнению, танки должны были стать более подвижными, что позволяло решать более широкий круг задач. И тут мнение штабиста пересеклось с идеями практика. Речь идет о майоре Филипе Джонсоне, талантливом инженере, который в январе 1918 года занял должность неофициального главы экспериментальной танковой мастерской. Джонсон поставил себе задачу сделать танк более подвижным. Это ему удалось: поставив на Medium Mark A авиационный мотор Rolls Royce Eagle VIII мощностью 300 лошадиных сил, он смог разогнать танк до 48 км/ч. Правда, даже новая пружинная подвеска не особо помогла.

"Прокачаный" Филипом Джонсоном Medium Mark A. Танк разогнался до 48 км/ч, для 1918 года чудовищная скорость

«Прокачаный» Филипом Джонсоном Medium Mark A. Танк разогнался до 48 км/ч, для 1918 года чудовищная скорость

Следующим этапом стала новая ходовая часть собственной разработки со «змеевидным траком». Конструкция мягко говоря, довольно необычная, достаточно сказать, что в качестве упругого элемента использовался стальной канат. Тем не менее, эксперименты показали, что ходовая часть работает. Всё это привело к тому, что весной 1918 года стал обретать очертания танк нового типа — Medium Mark D. Тем самым была нарушена монополия William Foster & Co, чьи разработки становились всё более странными. Достаточно сказать, что на смену Medium Mark A строился менее подвижный Medium Mark B, больше похожий на уменьшенный «ромб».

Подвеска системы Филипа Джонсона

Подвеска системы Филипа Джонсона

Новая разработка являлась одним из ключевых видов военной техники, который предусматривался Фуллером в его «Плане 1919». Формироваться эта концепция начала весной 1918 года. Тогда многие, включая будущего маршала Фердинанда Фоша, считали, что немцев удастся разгромить в следующем году. Следует отметить, что от тяжелых танков Фуллер не отказывался. Они должны были заниматься прорывом немецкой обороны. Средние танки, совместно с кавалерией и авиацией, действовали в глубине обороны, развивая успех. Надо сказать, что мысли Фуллера оказались верными. Отчасти его идеи реализовались под Амьеном. Используя средние танки в больших количествах (а планировалось заказать 500 Medium Mark D), предполагалось получить куда более весомые результаты, чем в августе 1918 года.

Макет Medium Mark D, таким танк был в исходном виде

Макет Medium Mark D, таким танк был в исходном виде

Надо сказать, что Medium Mark D получался не менее странным танком, нежели его ходовая часть. Поскольку требовалось перебираться через глубокие рвы, длина ходовой части оказалась существенно больше корпуса. На первых эскизах полная длина машины составляла 30 футов, то есть 9843 мм. Уже дальше длину сократили до 9144 мм, что всё равно очень много, особенно если учитывать ширину 2134 мм. Такое соотношение в теории означало, что поворачивать танк будет так себе, но на самом деле длина опорной поверхности была сравнительно небольшой. Сам корпус был почти в 2 раза короче ходовой части. Спереди размещалось боевое отделение, за ним отделение управления, а дальше моторно-трансмиссионное отделение. Приводиться в движение танк предполагалось 290-сильным двигателем. При боевой массе 13,5 тонн очень приличная удельная мощность.

Выглядел танк по меньшей мере странно

Выглядел танк по меньшей мере странно

Сама концепция того, что танк не имеет башни, а механик-водитель сидит за боевым отделением, выглядит не от мира сего. На самом деле майор (далее полковник) Джонсон не сошел с ума. Во-первых, у William Foster & Co танки были ничуть не менее странными. Во-вторых, с учетом ходовой части такое размещение механика-водителя, как не странно, давало ему преимущество по обзорности. Видел он не только вперед, но и вбок, да и покатая крыша носовой части корпуса создавала не столь и огромную мертвую зону. Одним словом, боевая машина с тремя пулеметами и броней толщиной 10 мм была одобрена. Правда, немцы сделали страшно подлую вещь, подписав в ноябре 1918 года Компьенское перемирие. Программу Medium Mark D не отменили, но постепенно бюджет урезался. К концу 1919 года от 500 танков осталось всего 20.

На испытаниях Medium Mark D разогнался до 37 км/ч, но при этом выявилась масса проблем

На испытаниях Medium Mark D разогнался до 37 км/ч, но при этом выявилась масса проблем

Еще летом-осенью 1918 года были заключены контракты с John Fowler & Co., Wolseley и Ruston & Hornsby Ltd на выпуск Medium Mark D. Правда, им пришлось ждать финализации разработки танка, ей занимался Королевский арсенал в Вулидже. Далее события развивались так, что даже 20 танков были несбыточной мечтой. Ruston & Hornsby Ltd вообще не сдала ни одного танка, а остальные производители делали скорее испытательные лаборатории. Причем именно Medium Mark D построила только John Fowler & Co., три штуки. Первый образец на испытаниях сгорел, оставшиеся два показали неоднозначные результаты. Вроде как ехали-то быстро, танк развил максимальную скорость 36,8 км/ч. Но это было едва ли не его единственное преимущество.

4 из 7 построенных танков семейства Medium Mark D были плавающими

4 из 7 построенных танков семейства Medium Mark D были плавающими

Wolseley построила два образца, отличавшихся друг от друга. Общим у них было то, что строили танки с учетом обеспечения плавучести. И если Medium Mark D* плавал совсем плохо, то Medium Mark D** делал это лучше. Также второй образец оказался самым быстрым в семействе. По ходу доработки на него поставили 370-сильный мотор Rolls Royce Eagle IX, с которым он разогнался почти до 50 км/ч. О том, что танк стал плавающим, стало широко известно. Несмотря на то, что плавал Medium Mark D** плохо, это мало кого волновало. Идея плавающего скоростного среднего танка стала будоражить некоторые военные умы, обремененные высокими званиями.

Итог программы Medium Mark D оказался печальным, но пример англичан получился заразительный

Итог программы Medium Mark D оказался печальным, но пример англичан получился заразительный

Последние два танка, получившие обозначение Medium Mark DM, были построены Королевским арсеналом в Вулидже. Они стали самыми тяжелыми и единственными, получившими вооружение. Они, кстати, тоже были плавающими, но делали это еще хуже, чем Medium Mark D*. Построенные в 1921 году танки имели массу 18 тонн, а их скорость и надежность резко снизились. Уже вскоре от концепции «трамвая» отказались, а новой «любимой женой» полковника Фуллера стал Vickers. Вместе с тем, Medium Mark D не только стал первым «маневренным» танком, но и спровоцировал создание ряда других танков, концептуально схожих с ним.

Попытка адаптации английской концепции

В ходе развития вооружения и военной техники копирование идей является частым явлением. В случае с танками такое было сплошь и рядом. Medium Mark D не стал исключением. В случае с английским танкостроением есть некоторая доля иронии относительно их боевых машин, которые дальше становились источником вдохновения. Дело в том, что обычно копировали, концептуально или впрямую, те танки, которые не особо прижились в английской армии. Medium Mark D стал первым в этом списке.

Medium A Tank, позже Medium Tank M1921. Американцы поставили на боле высокую броневую защиту, а также установили башню. В целом танк оказался лучше прародителя, но тоже с несчастливой судьбой

Medium A Tank, позже Medium Tank M1921. Американцы поставили на боле высокую броневую защиту, а также установили башню. В целом танк оказался лучше прародителя, но тоже с несчастливой судьбой

Первый «клон» английского танка оказался вполне себе лицензионной копией. Речь идет о Medium A Tank, первом американском среднем танке. Он создавался при плотном сотрудничестве с английскими военными. Впрочем, американские военные оказались намного умнее англичан. Во-первых, они сразу увидели недостатки Medium Mark D, поэтому их танк изначально строился по классической схеме, то есть с башней (точнее, башнями) и размещением механика-водителя в носовой части корпуса. Во-вторых, американский Танковый Корпус сразу для себя решил, что 40 км/ч ему как-то не очень надо. Зато там захотели броню толщиной 25 мм, на тот момент это была легкая противоснарядная броня.

Medium Tank M1922 получил ходовую часть конструкции Филипа Джонсона. Машина более быстрая, но тоже с массой "болячек"

Medium Tank M1922 получил ходовую часть конструкции Филипа Джонсона. Машина более быстрая, но тоже с массой «болячек»

Чтобы подстраховаться, заказали два образца Medium A Tank. Первый, позже получивший обозначение Medium Tank M1921, получил ходовую часть «классического» типа. Второй, известный как Medium Tank M1922, получил ходовую часть типа той, что была у Medium Mark D. Можно сказать, что обоим танкам не повезло. Во-первых, оба танка получились заметно тяжелее исходных требований, что повлияло на целый ряд параметров. Во-вторых, им постоянно не везло с моторами. Это, впрочем, типовая проблема того времени. Танковый мотор производители делать не хотели, а заигрывания с авиационными моторами обычно ни к чему хорошему не приводили. В-третьих, ходовую часть двух танков можно назвать «косой и кривой». Тракторная ходовая часть Medium Tank M1921 была «медленнее» и более тяжелой, но более надежной. Ходовая Medium Tank M1922 оказалась легче и обеспечивала в 1,5 раза более высокую скорость (выше, чем у Кристи на колесном ходу), но получилась менее надежной.

Medium Tank T1, вершина эволюции американского отпрыска Medium Mark D

Medium Tank T1, вершина эволюции американского отпрыска Medium Mark D

Промучились с наследниками Medium A Tank до самого конца 20-х годов. Medium Tank T1, далее доведенный до уровня Medium Tank T1E1, под конец карьеры стал по-настоящему «маневренным». После установки мотора Liberty L-12 он мог разгоняться до 40 км/ч, но недолго. К тому моменту американские военные «болели» танками Кристи, что стало большой ошибкой. Вместе с тем, решение прекратить работы по Medium Tank T1 стало верным решением. Продолжать развитие концепции, восходящей еще в 1919 году, не имело никакого смысла.

Советский маневренный танк, дальше проекта дело не пошло

Советский маневренный танк, дальше проекта дело не пошло

Пытались сделать «маневренный» танк и в Советском Союзе. Про «маневренные» танки в Красной Армии знали хорошо, таковые имелись и на вооружении (английские трофейные). Знали и про Medium Mark D. Впрочем, когда Технический отдел ГУВП разработал свой танк, он концептуально был ближе к американской концепции. То есть меньше скорость, зато нормальное вооружение и броня толщиной 13 мм, а не 10. Правда, в ходе проектирования быстро выяснилось, что боевая масса в 15,5 тонн явно не соответствовала реальности. Насчитав 18 тонн, танк убрали в стол, тем более что советская промышленность тогда строить подобные машины не могла. Тем не менее, позже появился доработанный проект, а далее начались работы по Т-12.

Großtraktor Daimler-Benz

Großtraktor Daimler-Benz

Впрочем, самым интересным «отпрыском» Medium Mark D оказался Armeewagen 20. Спецификация на первый немецкий танк межвоенного периода появилась весной 1925 года. Несмотря на то, что конструктивно это была полностью оригинальная боевая машина, хорошо заметно, что создавалась она под впечатлением от английского танка. Больше того, немцы знали про плавающие версии Medium Mark D. Поэтому Großtraktor, как далее назывался данный танк, тоже сделали плавающим.

Концептуальная идея аналога Medium Mark D оказалась тупиковой, на нее наложились еще и немецкие "технические изыски"

Концептуальная идея аналога Medium Mark D оказалась тупиковой, на нее наложились еще и немецкие «технические изыски»

Про то, что Medium Mark D* и его развитие плавали плохо, немцы не знали. Попытка догнать и обогнать танк, который окончательно забросили еще в 1925 году, закончилась вполне ожидаемо. Gr.Tr.Db, Gr.Tr.Kp и Gr.Tr.Rh, которые с 1929 года испытывались в Советском Союзе, стали для немцев настоящей головной болью. Нормальную плавучесть обеспечить так и не удалось, а попытки испытать танк Rheinmetall на плаву закончились уходом на дно. И если нырок Medium Mark DM на дно Темзы был комедией, испытания Gr.Tr.Rh закончились трагедией. Утонул инженер Керрес.

Испытания Gr.Tr.Rh на плавучесть. Закончились они крайне печально

Испытания Gr.Tr.Rh на плавучесть. Закончились они крайне печально

Впрочем, в случае с Großtraktor главная проблема была не с плавучестью. К несколько странной концепции танка немцы добавили своей сумрачности. Итогом стало то, что конструкция всех трех типов Großtraktor оказалась мудреной. 1929-32 годы прошли под знаком борьбы с ходовой частью, моторами, трансмиссией и прочими агрегатами. Лучше всего дела обстояли у детища Rheinmetall, но всё равно это была скорее битва инвалидов. Вместо обучения танкистов Großtraktor больше работали как испытательные стенды.

Три из пяти по программе Char B, включая FCM 1921, имели ходовую часть, которая имела отношение к Medium Mark D

Три из пяти по программе Char B, включая FCM 1921, имели ходовую часть, которая имела отношение к Medium Mark D

Наконец, следует напомнить и про старт программы Char B. Несмотря на то, что генерал Эстьен изначально планировал совершенной иной по концепции танк, боевая масса исходных Char B оказалась близка к Medium Mark DM. Не менее интересно то, что на трех из пяти танков использовались «змеевидные» траки Филипа Джонсона. А на танке разработки FAMH использовали и подвеску с Medium Mark D. Впрочем, эта система довольно быстро ушла в стол, поскольку плохо подходила для танков массой более 15 тонн.

SRA (Schneider-Renault A), его собрат имел более привычную ходовую часть

SRA (Schneider-Renault A), его собрат имел более привычную ходовую часть

В заключение следует отметить, что ситуация с кучей наследников у неудачного танка была для англичан совсем не уникальным случаем. В то время Англия являлась одним из инкубаторов мирового танкостроения. Ирония ситуации в том, что сами английские военные от этого инкубатора в 20-е года имели минимальный выхлоп. История вроде Medium Mark D повторялась не раз, причем дальше «выхлоп» был куда более существенный. Правда, не для англичан.

Список источников

      1. British Tanks Development at the Start of Inter-war Period, David Nicholas, Tankette 44–1
      2. www.landships.info
      3. tankdevelopment.blogspot.com
      4. US NARA
      5. IWM Collection
      6. РГФА
      7. npg.org.uk
      8. The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Fran зois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
      9. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZELbeGcRAC1GMsER

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account