Юрий Пашолок. Передовое проклятье инженера Кристи
История Christie M1928 Medium Tank, первого по-настоящему быстроходного колесно-гусеничного танка
Содержание:
Передовые идеи нередко сталкиваются с проблемами весьма специфичного характера. В полной мере это касается и танкостроения. Боевая машина может отличаться совершенством, но обратной стороной медали нередко становится слишком сложная конструкция. Результатом оказывается непомерно высокая цена, а также крайне низкие объёмы выпуска. Подобные случаи совсем не редкость. Достаточно вспомнить английский тяжелый танк A1E1 Independent, который стоил, как несколько десятков Medium Tank Mk.II. Еще один тяжелый танк, ИС-7, обходился бы в более чем 3 миллиона рублей (ИС-4, например, стоил 750-800 тысяч рублей). И таких примеров довольно много.
В июле 1928 года Джон Уолтер Кристи впервые провел демонстрацию своей новой боевой машины. Называлась она по-разному. Более известно обозначение Christie M1928 Medium Tank, также ее именовали Christie High-Speed Tank. В Советском Союзе этот танк некоторое время проходил как M1940, чему способствовали зарубежные публикации. Это был первый по-настоящему быстрый колесно-гусеничный танк, ставший родоначальником огромного семейства. Правда, одновременно он стал и проклятьем для своего создателя, поскольку его разработка стоила Кристи огромных денег.
Рауэй наносит ответный удар
В 1924 году прекратилось сотрудничество между Кристи и американским Департаментом Вооружений. Если разбираться в причинах, то лучше всего подойдет фраза «а вы все молодцы». С одной стороны, по-настоящему у Кристи получились САУ, а танки оказались крайне спорными по характеристикам. Особенно это касалось Christie M1921 Medium Tank, который Кристи построил так, как считал нужным. С другой стороны, случилось это на фоне откровенного непонимания заказчика, чего он хочет. После разгона Танкового Корпуса с танками и САУ у американцев творился полный бардак. Генерал Кларенс Вильямс, глава Департамента вооружений, проклял Кристи, но его ведомство само отчасти было виновато в сложившейся ситуации.
Для Кристи и его Front Wheel Drive Motor Corporation история взаимоотношений с армией закончилась очень плохо. До того у талантливого инженера (до определенной поры еще и удачливого бизнесмена) был бизнес, связанный с судостроением. Строил он и мотоблоки для пожарной техники. В 1924 году не было уже ни того, ни другого. В марте 1925 года он едва не умер от желтой лихорадки. Годом спустя Кристи построил в Рауэй (часто указывается и соседний Линден), штат Нью-Джерси, мастерскую. В это время там велись эксперименты по полугусеничиным машинам. Но Кристи всё еще считал, что главная цель — это танк. Причем танк очень быстрый.
Для продолжения реализации главной мечты своей жизни, Кристи оказался вынужден продать всё, что у него было. Он даже занял большую сумму денег у жены. Главным стало то, что U.S. Wheel Track Layer Corporation, как теперь называлась его фирма, продолжала жить. С июня 1927 года в ней стал работать сын изобретателя, Эдвард (Джон Эдвард Кристи). Не разбежалась и старая команда. Состояла U.S. Wheel Track Layer Corporation из примерно десятка человек. Они, не распространяясь, строили боевую машину, которая должна была заставить американскую армию пожалеть о разрыве отношений.
Некоторые военные, впрочем, были немного знакомы с активностью Кристи. Одним из них был майор Джордж Паттон, энтузиаст механизации в целом и танков в частности. То, что в то время мастерил Департамент Вооружений, кавалерию, к которой относился Паттон, не устраивало. Весной 1928 года командование кавалерии впервые подняло вопрос о механизированном подразделении, схожем с английским EMF. Разница в том, что по уровню мобильности кавалерийское механизированное подразделение должно было обладать более высокой подвижностью. И вот тут Паттон вцепился в детище Кристи мертвой хваткой. Впервые увидев Christie M1928 Medium Tank майор воскликнул следующее: «если армия его не купит, это сделаю я!».
Такая реакция не должна удивлять. Кристи полностью пересмотрел концепцию колесно-гусеничного танка. По большому счету, это был не танк, а скорее демонстрационный образец. Вооружение Christie M1928 Medium Tank состояло из двух пулеметов — одного в носовой части корпуса, а второго на турели вместо башни. К слову, это был первый случай установки зенитного пулемета на американском танке. С точки зрения компоновки боевого отделения Christie M1928 Medium Tank напоминал M1921, что было далеко не лучшим решением. Важным оказалось другое. Свободный от тактико-технических требований, Кристи создал боевую машину, полностью подчиненную скорости. От предыдущих разработок осталась колесно-гусеничная схема, но в общих чертах. Для нового танка была разработана свечная подвеска, ставшая визитной карточкой танков Кристи.
Внутри танка находился авиационный V-образный 12-цилиндровый двигатель Liberty L-12. Он уже использовался на американских танках. Правда, речь шла про почти 40-тонный Heavy Tank Mark VIII. Здесь же боевая масса составляла всего 8,5 тонн. Учитывая мощность мотора 338 лошадиных сил, можно представить, какая у танка была удельная мощность. Даже в виде полуфабриката танк Кристи выглядел звездолётом. Самое же главное, что его скорость превышала возможности танков, разрабатываемых Департаментом Вооружений, в разы. Неудивительно, что кавалерия сразу же проявила большой интерес к новому танку.
Разрушитель американской танковой программы
Появился Christie M1928 Medium Tank, с точки зрения Департамента Вооружений, крайне невовремя. В июне 1928 года четыре Light Tank T1E1, приоритетная для армии разработка, зачислили в состав 4-й танковой роты, Форт-Мид. 1 июля на базе роты сформировали подразделение, которое должно было заниматься испытаниями.
Предполагалось, что армия закупит 250 таких танков. Машины активно рекламировали, в октябре 1928 года танки и транспортеры на их базе прошли 230 километров от Форт-Мид до Геттисберга и обратно. Для пущего пиара фотографировали ветеранов самой известной битвы Гражданской войны. Средняя скорость движения составляла 16 км/ч, это более чем в 2 раза выше 6-ton tank M1917. А дальше приехал Кристи…
В сентбре 1928 года Чарльз П. Саммерол (начальник штаба американской армии с 1926 по 1930 года) санкционировал испытания танка Кристи. Демонстрация прошла в Форт-Майер, штат Вирджиния. Танк произвел такое впечатление, что далее приняли решение о полноценных испытаниях. Правда, за счет Кристи, денег у армии не имелось. На беду Департамента Вооружений, первым таким испытанием стал пробег от Форт-Мид до Геттисберга и обратно, состоялся он 19 ноября 1928 года. Christie M1928 Medium Tank прошел тот же путь со средней скоростью 45 км/ч. При этом максимальная скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колесном ходу 112 км/ч.
После пробега Кристи был вынужден отправить танк в ремонт. Тем не менее, главное Christie M1928 Medium Tank уже сделал. Пробег 16 ноября 1928 года лишил Light Tank T1E1 шансов на крупносерийный выпуск. А американская пехота также заразилась «лихорадкой скорости». Капитан Трамп, который руководил испытаниями, после того самого пробега рекомендовал шасси танка Кристи как «стандартное». Испытания танка продолжались вплоть до июня 1929 года, в их ходе машину, что называется, ушатали. Далее начались испытания кавалерией, которой этот танк, как уже говорилось выше, приглянулся еще летом 1928 года.
Довольно быстро у танка Кристи появилась масса сторонников. Еще в феврале 1929 года кавалерия подала первый запрос на покупку «броневика» (официально у американской кавалерии танков не было). В июле 1929 года была предложена сумма в 82750 долларов США. Но Кристи такие деньги совершенно не устраивали. Как уже говорилось выше, для продолжения работы над танками ему пришлось продать всё, что можно, да еще и залезть в долги. Суммарно Christie M1928 Medium Tank обошелся ему в гигантскую сумму 382 тысячи долларов США.
Так или иначе, но начало было положено. 5 августа 1929 года генерал-майор Кларенс Вильямс, тот самый, что проклял Кристи, предложил потратить 250 тысяч долларов, выделенных на покупку новых танков, для закупки танков Кристи. Предполагалось купить 4-5 Christie M1928 Medium Tank для войсковых испытаний. Той же позиции придерживался и новый командующий американской пехотой, генерал-майор Стивен О. Фукуа, правда, за те же деньги он предлагал закупку 5-6 танков. Более здраво решил действовать генерал-майор Самуэл Хоф, новый начальник Департамента Вооружений. Он считал, что надо купить один танк, а уже потом решать, как действовать дальше.
Связана была позиция Хофа с докладом, который в начале 1930 года подготовил капитан Джон К. Крисмес. Доклад крайне занятный, поскольку главной задачей Крисмеса было «утопить» Кристи. Действовал он сообща с SAE (Society of Automotive Engineers, Ассоциация Автомобильных Инженеров). Со стороны критиков танка Кристи набралось два с половиной десятка пунктов критики. Правда, часть из них сами подверглись критике со стороны американских военных. Что пехота, что кавалерия однозначно хотели танк с высокой подвижностью.
Надо сказать, что отчасти доклад был справедливым. Вопрос в том, что Крисмес и компания пошли в неправильном направлении. Кристи, как уже говорилось выше, действовал самостоятельно. Поэтому получился танк без учета каких-либо тактико-технических требований. В результате получился танк, слишком тяжелый для легкого, и слишком легкий для среднего. Неслучайно потом на базе более поздних танков Кристи пытались строить что-то более крупное. Именно эту проблему Крисмес и SAE не выделили как ключевую. Результатом стало то, что танк Кристи одновременно съедал хлеб и у легких, и у средних танков.
По итогам испытаний 1928-30 годов Christie M1928 Medium Tank превратился в развалины. За него исходно хотели заплатить 55 тысяч долларов, но в итоге эта сумма вошла в контракт №89 с U.S. Wheel Track Layer Corporation на разработку и изготовление улучшенной версии Christie M1928 Medium Tank. К тому моменту американская армия страдала от последствий финансового кризиса. Пострадал от него и Кристи, не говоря уже о том, что теперь у него имелся большой долг. Можно сказать, что проиграли все. Американские военные на время заразились скоростью, а создатель самого быстрого танка на планете попал в патовую ситуацию. С другой стороны, именно эта ситуация далее привела к тому, что у Красной Армии появился танк БТ. Поиск выхода из тяжелого финансового положения заставил Кристи искать зарубежных заказчиков.
Автор благодарит Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала.
Список источников
-
-
- US NARA
- eBay
- РГВА
- Фотоархив автора
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- Steel Steeds Christie: A Memoir of J. Walter Christie, Edward J. Christie, Sunflower Univ Pr, 1985
-
источник: https://dzen.ru/a/ZLpj5NneDEmCfPOX