20

Юрий Пашолок. Передовое проклятье инженера Кристи

История Christie M1928 Medium Tank, первого по-настоящему быстроходного колесно-гусеничного танка

Содержание:

Передовые идеи нередко сталкиваются с проблемами весьма специфичного характера. В полной мере это касается и танкостроения. Боевая машина может отличаться совершенством, но обратной стороной медали нередко становится слишком сложная конструкция. Результатом оказывается непомерно высокая цена, а также крайне низкие объёмы выпуска. Подобные случаи совсем не редкость. Достаточно вспомнить английский тяжелый танк A1E1 Independent, который стоил, как несколько десятков Medium Tank Mk.II. Еще один тяжелый танк, ИС-7, обходился бы в более чем 3 миллиона рублей (ИС-4, например, стоил 750-800 тысяч рублей). И таких примеров довольно много.

Christie M1928 Medium Tank, первый из "гоночных" танков Кристи

Christie M1928 Medium Tank, первый из «гоночных» танков Кристи

В июле 1928 года Джон Уолтер Кристи впервые провел демонстрацию своей новой боевой машины. Называлась она по-разному. Более известно обозначение Christie M1928 Medium Tank, также ее именовали Christie High-Speed Tank. В Советском Союзе этот танк некоторое время проходил как M1940, чему способствовали зарубежные публикации. Это был первый по-настоящему быстрый колесно-гусеничный танк, ставший родоначальником огромного семейства. Правда, одновременно он стал и проклятьем для своего создателя, поскольку его разработка стоила Кристи огромных денег.

Рауэй наносит ответный удар

В 1924 году прекратилось сотрудничество между Кристи и американским Департаментом Вооружений. Если разбираться в причинах, то лучше всего подойдет фраза «а вы все молодцы». С одной стороны, по-настоящему у Кристи получились САУ, а танки оказались крайне спорными по характеристикам. Особенно это касалось Christie M1921 Medium Tank, который Кристи построил так, как считал нужным. С другой стороны, случилось это на фоне откровенного непонимания заказчика, чего он хочет. После разгона Танкового Корпуса с танками и САУ у американцев творился полный бардак. Генерал Кларенс Вильямс, глава Департамента вооружений, проклял Кристи, но его ведомство само отчасти было виновато в сложившейся ситуации.

Christie Crawler, первые опыты лаборатории в Рауэй

Christie Crawler, первые опыты лаборатории в Рауэй

Для Кристи и его Front Wheel Drive Motor Corporation история взаимоотношений с армией закончилась очень плохо. До того у талантливого инженера (до определенной поры еще и удачливого бизнесмена) был бизнес, связанный с судостроением. Строил он и мотоблоки для пожарной техники. В 1924 году не было уже ни того, ни другого. В марте 1925 года он едва не умер от желтой лихорадки. Годом спустя Кристи построил в Рауэй (часто указывается и соседний Линден), штат Нью-Джерси, мастерскую. В это время там велись эксперименты по полугусеничиным машинам. Но Кристи всё еще считал, что главная цель — это танк. Причем танк очень быстрый.

Christie M1928 Medium Tank в ходе тестов, Форт-Мид, лето 1929 года

Christie M1928 Medium Tank в ходе тестов, Форт-Мид, лето 1929 года

Для продолжения реализации главной мечты своей жизни, Кристи оказался вынужден продать всё, что у него было. Он даже занял большую сумму денег у жены. Главным стало то, что U.S. Wheel Track Layer Corporation, как теперь называлась его фирма, продолжала жить. С июня 1927 года в ней стал работать сын изобретателя, Эдвард (Джон Эдвард Кристи). Не разбежалась и старая команда. Состояла U.S. Wheel Track Layer Corporation из примерно десятка человек. Они, не распространяясь, строили боевую машину, которая должна была заставить американскую армию пожалеть о разрыве отношений.

На колесном ходу машина могла развивать скорость свыше 100 км/ч. Даже сейчас такая скорость впечатляет

На колесном ходу машина могла развивать скорость свыше 100 км/ч. Даже сейчас такая скорость впечатляет

Некоторые военные, впрочем, были немного знакомы с активностью Кристи. Одним из них был майор Джордж Паттон, энтузиаст механизации в целом и танков в частности. То, что в то время мастерил Департамент Вооружений, кавалерию, к которой относился Паттон, не устраивало. Весной 1928 года командование кавалерии впервые подняло вопрос о механизированном подразделении, схожем с английским EMF. Разница в том, что по уровню мобильности кавалерийское механизированное подразделение должно было обладать более высокой подвижностью. И вот тут Паттон вцепился в детище Кристи мертвой хваткой. Впервые увидев Christie M1928 Medium Tank майор воскликнул следующее: «если армия его не купит, это сделаю я!».

Впрочем, и на гусеничном ходу танк оказался быстрее современников

Впрочем, и на гусеничном ходу танк оказался быстрее современников

Такая реакция не должна удивлять. Кристи полностью пересмотрел концепцию колесно-гусеничного танка. По большому счету, это был не танк, а скорее демонстрационный образец. Вооружение Christie M1928 Medium Tank состояло из двух пулеметов — одного в носовой части корпуса, а второго на турели вместо башни. К слову, это был первый случай установки зенитного пулемета на американском танке. С точки зрения компоновки боевого отделения Christie M1928 Medium Tank напоминал M1921, что было далеко не лучшим решением. Важным оказалось другое. Свободный от тактико-технических требований, Кристи создал боевую машину, полностью подчиненную скорости. От предыдущих разработок осталась колесно-гусеничная схема, но в общих чертах. Для нового танка была разработана свечная подвеска, ставшая визитной карточкой танков Кристи.

Christie M1928 Medium Tank возле Капитолия. Кристи умел преподнести свои разработки

Christie M1928 Medium Tank возле Капитолия. Кристи умел преподнести свои разработки

Внутри танка находился авиационный V-образный 12-цилиндровый двигатель Liberty L-12. Он уже использовался на американских танках. Правда, речь шла про почти 40-тонный Heavy Tank Mark VIII. Здесь же боевая масса составляла всего 8,5 тонн. Учитывая мощность мотора 338 лошадиных сил, можно представить, какая у танка была удельная мощность. Даже в виде полуфабриката танк Кристи выглядел звездолётом. Самое же главное, что его скорость превышала возможности танков, разрабатываемых Департаментом Вооружений, в разы. Неудивительно, что кавалерия сразу же проявила большой интерес к новому танку.

Разрушитель американской танковой программы

Появился Christie M1928 Medium Tank, с точки зрения Департамента Вооружений, крайне невовремя. В июне 1928 года четыре Light Tank T1E1, приоритетная для армии разработка, зачислили в состав 4-й танковой роты, Форт-Мид. 1 июля на базе роты сформировали подразделение, которое должно было заниматься испытаниями.

Во время ходовых испытаний

Во время ходовых испытаний

Предполагалось, что армия закупит 250 таких танков. Машины активно рекламировали, в октябре 1928 года танки и транспортеры на их базе прошли 230 километров от Форт-Мид до Геттисберга и обратно. Для пущего пиара фотографировали ветеранов самой известной битвы Гражданской войны. Средняя скорость движения составляла 16 км/ч, это более чем в 2 раза выше 6-ton tank M1917. А дальше приехал Кристи…

На M1928 гребни к тракам прикручивались. Более поздние танки получили более простую конструкцию

На M1928 гребни к тракам прикручивались. Более поздние танки получили более простую конструкцию

В сентбре 1928 года Чарльз П. Саммерол (начальник штаба американской армии с 1926 по 1930 года) санкционировал испытания танка Кристи. Демонстрация прошла в Форт-Майер, штат Вирджиния. Танк произвел такое впечатление, что далее приняли решение о полноценных испытаниях. Правда, за счет Кристи, денег у армии не имелось. На беду Департамента Вооружений, первым таким испытанием стал пробег от Форт-Мид до Геттисберга и обратно, состоялся он 19 ноября 1928 года. Christie M1928 Medium Tank прошел тот же путь со средней скоростью 45 км/ч. При этом максимальная скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колесном ходу 112 км/ч.

После пробега Кристи был вынужден отправить танк в ремонт. Тем не менее, главное Christie M1928 Medium Tank уже сделал. Пробег 16 ноября 1928 года лишил Light Tank T1E1 шансов на крупносерийный выпуск. А американская пехота также заразилась «лихорадкой скорости». Капитан Трамп, который руководил испытаниями, после того самого пробега рекомендовал шасси танка Кристи как «стандартное». Испытания танка продолжались вплоть до июня 1929 года, в их ходе машину, что называется, ушатали. Далее начались испытания кавалерией, которой этот танк, как уже говорилось выше, приглянулся еще летом 1928 года.

Танк довольно легко преодолевал проволочные заграждения

Танк довольно легко преодолевал проволочные заграждения

Довольно быстро у танка Кристи появилась масса сторонников. Еще в феврале 1929 года кавалерия подала первый запрос на покупку «броневика» (официально у американской кавалерии танков не было). В июле 1929 года была предложена сумма в 82750 долларов США. Но Кристи такие деньги совершенно не устраивали. Как уже говорилось выше, для продолжения работы над танками ему пришлось продать всё, что можно, да еще и залезть в долги. Суммарно Christie M1928 Medium Tank обошелся ему в гигантскую сумму 382 тысячи долларов США.

Испытания по преодолению косогоров

Испытания по преодолению косогоров

Так или иначе, но начало было положено. 5 августа 1929 года генерал-майор Кларенс Вильямс, тот самый, что проклял Кристи, предложил потратить 250 тысяч долларов, выделенных на покупку новых танков, для закупки танков Кристи. Предполагалось купить 4-5 Christie M1928 Medium Tank для войсковых испытаний. Той же позиции придерживался и новый командующий американской пехотой, генерал-майор Стивен О. Фукуа, правда, за те же деньги он предлагал закупку 5-6 танков. Более здраво решил действовать генерал-майор Самуэл Хоф, новый начальник Департамента Вооружений. Он считал, что надо купить один танк, а уже потом решать, как действовать дальше.

Машина буквально взлетала на крутые подъемы

Машина буквально взлетала на крутые подъемы

Связана была позиция Хофа с докладом, который в начале 1930 года подготовил капитан Джон К. Крисмес. Доклад крайне занятный, поскольку главной задачей Крисмеса было «утопить» Кристи. Действовал он сообща с SAE (Society of Automotive Engineers, Ассоциация Автомобильных Инженеров). Со стороны критиков танка Кристи набралось два с половиной десятка пунктов критики. Правда, часть из них сами подверглись критике со стороны американских военных. Что пехота, что кавалерия однозначно хотели танк с высокой подвижностью.

Испытания Christie M1928 Medium Tank заразили американских военных жаждой скорости

Испытания Christie M1928 Medium Tank заразили американских военных жаждой скорости

Надо сказать, что отчасти доклад был справедливым. Вопрос в том, что Крисмес и компания пошли в неправильном направлении. Кристи, как уже говорилось выше, действовал самостоятельно. Поэтому получился танк без учета каких-либо тактико-технических требований. В результате получился танк, слишком тяжелый для легкого, и слишком легкий для среднего. Неслучайно потом на базе более поздних танков Кристи пытались строить что-то более крупное. Именно эту проблему Крисмес и SAE не выделили как ключевую. Результатом стало то, что танк Кристи одновременно съедал хлеб и у легких, и у средних танков.

Танк Кристи спровоцировал разработку скоростных танков по всему миру

Танк Кристи спровоцировал разработку скоростных танков по всему миру

По итогам испытаний 1928-30 годов Christie M1928 Medium Tank превратился в развалины. За него исходно хотели заплатить 55 тысяч долларов, но в итоге эта сумма вошла в контракт №89 с U.S. Wheel Track Layer Corporation на разработку и изготовление улучшенной версии Christie M1928 Medium Tank. К тому моменту американская армия страдала от последствий финансового кризиса. Пострадал от него и Кристи, не говоря уже о том, что теперь у него имелся большой долг. Можно сказать, что проиграли все. Американские военные на время заразились скоростью, а создатель самого быстрого танка на планете попал в патовую ситуацию. С другой стороны, именно эта ситуация далее привела к тому, что у Красной Армии появился танк БТ. Поиск выхода из тяжелого финансового положения заставил Кристи искать зарубежных заказчиков.

Автор благодарит Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала.

Список источников

      • US NARA
      • eBay
      • РГВА
      • Фотоархив автора
      • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
      • A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
      • Steel Steeds Christie: A Memoir of J. Walter Christie, Edward J. Christie, Sunflower Univ Pr, 1985

источник: https://dzen.ru/a/ZLpj5NneDEmCfPOX

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account