История огнеметного танка Pz.Kpfw.II(F), который периодически называют Flammpanzer II, либо Flamingo
Со стороны история немецкого танкостроения может показаться вполне логичной и простой. К 1937 году немецкая армия имела 4 модели танков. Первым из них был Pz.Kpfw.I, созданный под впечатлением английских «патрульных» танков (еще и содранный с трактора Carden-Loyd, по сути вариации шасси того самого патрульного танка). Вторым стал Pz.Kpfw.II, по массе и назначению близкий к Vickers Mk.E, правда, немцы решили сделать башню одноместной, а вместо пушки калибра 37-47 мм поставили 20-мм автоматическую пушку. Справедливости ради, 20-мм автоматы (а то и чего полегче) тогда в подобные машины много кто ставил. Третьим танком являлся Pz.Kpfw.III, типичный средний танк с 37-мм пушкой. Наконец, четвертым выступал Pz.Kpfw.IV, танк поддержки с 75-мм короткоствольным орудием. Правда, если начать разбираться, как у немцев получилось два легких и два средних танков, начинают вылезать разные забавные подробности. А уж если вы начнете копать еще глубже, вылезет еще больше веселья.
Такого вот веселья хватало и по Pz.Kpfw.II. Начиная с того, что танк появился в результате неспособности Krupp воткнуть на шасси Kleinetraktor (будущий Pz.Kpfw.I) 20-мм пушку и 3 членов экипажа. Поэтому появился проект 6-тонного танка, который быстро дошел до массы 7,5 тонн, а потом тенденция к перееданию только возрастала. При этом 6-й отдел Департамента Вооружений совершил ошибку, навязав подвеску по типу Pz.Kpfw.I. Она оказалась неудачной, в результате MAN потратил немало усилий, чтобы Pz.Kpfw.II стал надежным танком. Это удалось, но к тому моменту Генрих Книпкамп запустил работу по La.S.138, более совершенному танку, который должен был сменить Pz.Kpfw.II. Оснащенный торсионной подвеской танк создавался первым из «гоночных танков» Книпкампа. Но и тут что-то пошло не так. Крупной серии не получилось, а производство Pz.Kpfw.II Ausf.D прекратилось в апреле 1939 года. Еще хуже дела обстояли с Pz.Kpw.II Ausf.E, который получал траки с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами. Их построили всего 7 штук, причем как шасси. Танками они так и не стали.
О том, что Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E не станут крупносерийными, стало понятно еще к началу 1939 года. Каких-то особых преимуществ перед Pz.Kpfw.II Ausf.C этот танк не имел, более того, еще в июне 1938 года начала разработка танка нового поколения — VK 9.01. Эта машина должна была стать еще более быстрой и получала более удачную, по мнению Генриха Книпкампа, ходовую часть. Посему в начале 1939 года In 6 задумалась о трудоустройстве La.S.138. Как не странно, из этой машины было решено создавать огнеметный танк. 21 января 1939 года In 6 заказала 90 танков Pz.Kpfw.II(F), получивших сквозной индекс Sd.Kfz.122. Эта цифра соответствовала объему выпуска La.S.138 по уже полученному MAN контракту. Таким образом, уже в январе 1939 года стало понятно, что даже ранее выпущенные танки будут позже переделаны в огнеметные. Об этих скоростных огнеметниках и поговорим.
В качестве подрядчика по разработке новой башни, подбашенной коробки и непосредственно огнеметной установки выбрали Wegmann & Co. Вагоностроители из Касселя, безусловно, имели более существенные амбиции, но выбрали для себя несколько иную нишу. Полностью танки они не строили, но башни выглядели тоже очень неплохим бизнесом. Контракт на 90 башен с подбашенными коробками и огнеметное оборудование на 1939 год выглядел довольно жирным, да и в дальнейшем Wegmann не раз привлекали к теме огнеметных танков.
Изначальная концепция Pz.Kpfw.II(F) предусматривала 2-местную боевую машину, имевшую вооружение из 2 огнеметов, независимых друг от друга, и пулемета MG 34. Впрочем, далее концепция несколько изменилась, да и работы по огнеметному танку затянулись. Несмотря на планы по переделке ранее выпущенных танков в огнеметные, Pz.Kpfw.II Ausf.D повоевали в Польше, а их использование в частях продолжалось до марта 1940 года. Справедливости ради, опытный образец огнеметного танка Wegmann изготовила в июле 1939 года, но лишь весной 1940 года работы по переделке в Pz.Kpfw.II(F) перешли в практическую стадию.
Несмотря на изначальную идею по поводу переделки в двухместный танк, финальная концепция Pz.Kpfw.II(F) стала трехместной. Убирать радиста всё же не решились, тем более что он не особо мешал. Шасси исходного танка сохранялось без изменений, такой же осталась и лобовая деталь подбашенной коробки. А вот башню поменяли полностью. Такое впечатление, что Wegmann выдали набор деталек и дали задание собрать из них что-то приличное. В результате получилась весьма необычная башня, аналогов которой у немцев более не существовало. Вместо характерной «подковы» получилась граненая конструкция, в носовой части которой поставили шаровую установку Kugelblende 30. Такую обычно ставили в лобовой части подбашенной коробки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. На передних скосах поставили смотровые приборы Fahrersehklappe 30, также перекочевавшие с лобового листа подбашенной коробки среднего танка. Решения довольно странные, но при этом получился весьма неплохой обзор.
Появление Fahrersehklappe 30 в боковых скосах лба башни объяснялся особенностью огнеметных установок. Дело в том, что на Wegmann не пошли простым путем и сделали огнеметы подвижными. Получились дистанционно управляемые «башенки», установленные на передних крыльях. У этих самых «башенок» суммарный угол горизонтального обстрела составлял 120 градусов (по 90 градусов во «наружу» и по 30 во внутреннюю), то есть получался своеобразный «чистильщик окопов». Огнеметные установки наводились независимо друг от друга (угол вертикальной наводки от -10 до +20 градусов), причем этим могли заниматься как командир, так и радист. Причем командиру это было делать сподручнее, поскольку он имел куда лучший обзор. Для этого и требовались Fahrersehklappe 30. Надо сказать, что огнеметная установка получилась так себе с точки зрения дистанции ведения огня. Всего 35 метров, как у ХТ-26, на который у нас изначально ругались на малую дистанцию ведения огня. Немцы же считали, что 35 метров хватит. По задумке, Pz.Kpfw.II(F) в атаку шли цепью, взвод мог охватить участок в 250 метров, а рота — до километра полосы наступления. Задумка интересная, но сразу возникает вопрос, на что немцы рассчитывали с толщиной брони 30 мм. Опыт Польши уже как бы намекал, что главной опасностью стали уже не 20-25-мм автоматические пушки, а орудия калибра 37 мм и выше.
По бокам от подбашенной коробки разместили баки для огнесмеси, по 160 литров в каждом. Их установили в бронированных коробах. Решение вполне удачное, поскольку в случае поражения бака для огнесмеси она не попадала внутрь. Огнесмеси, к слову, за один пуск вылетало немного — всего 4 литра (итого 40 выстрелов на огнемет). Огнеметы были пневматические, на каждый приходилось по 2 баллона со сжатым азотом, которым и производился пуск огнесмеси. Эти баллоны размещались внутри корпуса. Естественно, дополнительная нагрузка сказалась на массе машины. Вместо 11 тонн она достигла 12, впрочем, сильно динамические характеристики не пострадали. Чего не скажешь об удельном давлении на грунт, которое превысило 0,9 кг на квадратный сантиметр. В этом смысле влажные фантазии по поводу хождения цепью на траншеи выглядят слегка забавно.
Изначально планировалось, что первые 2 Pz.Kpfw.II(F) будут сданы в январе 1940 года, в феврале сдавали 4 штуки, 4 в марте, и с апреля по 10 штук. Больше того, первые шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D/Ausf.E уехали в Кассель еще в апреле 1939 года. Всего на 1 сентября 1939 года их имелось 46 штук. Но дальше была кампания в Польше, которая показала, что шасси требуют доработки. По этой причине реальная сдача огнеметных танков началась только с мая 1940 года. По факту их изготовили раньше, но приняли позже, поскольку потребовались доделки. Всего с мая по октябрь 1940 года переделали 86 машин, в это число не входит опытный образец с подбашенной коробкой и башней из конструкционной стали. Еще 3 комплекта несколько застряли, поэтому оставшиеся 3 танка сдали в феврале 1941 года. Итого 89 серийных образцов, из которых 7 построили на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.E. Хотя бы в таком виде они пошли в работу.
Задержка в начале производства машин не помешала начать организацию огнеметных батальонов. Первым из них стал 100-й огнеметный батальон, приказ о его формировании последовал 1 марта 1940 года. За день до того подготовили штаты по подразделениям. Структура была вполне типовой: вообще она предусматривала 45 танков, но по факту батальон, официально сформированный 5 марта 1940 года (командир — майор, позже оберт Герхард фон Цецшвиц), никогда не имел их больше 43. Полностью боеготовым он стал 15 июля 1940 года, впрочем, на войну с Францией батальон не успел. По тому же штату 4 мая 1940 года сформировали второй батальон — 101-й (командир — майор Маст). Он получил еще меньше танков — 42. Самое интересное, что в январе 1941 года была зафиксирована безвозвратная потеря двух танков.
В дальнейшем оба батальона неоднократно «трясло» с точки зрения структуры. 1 февраля 1941 года приняли новый штат огнеметной роты — K.St.N. 1177. По нему полагалось 12 огнеметных танков в 3 взводах, а 2 танка управления и 5 танков 4-го взвода являлись обычными Pz.Kpfw.II. Общая структура батальона теперь включала 42 огнеметных Pz.Kpfw.II, 24 обычных Pz.Kpfw.II, 5 Pz.Kpfw.III и 1 командирский танк. По факту и тут были нюансы. Уже в феврале 1941 года в 100-го танкового огнемётного батальона была включена рота трофейных английских крейсерских танков Beutepanzer-Kompanie (e). В нее вошло 9 трофейных английских крейсерских танка Kreuzer Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), которые, как не странно, по документам не проходят. Прямо как тот суслик — его не видно, а он есть.
О том, как действовали огнеметные танки, немцы особо не расписывали. 100-й огнеметный батальон действовал совместно с 18-й танковой дивизией, 24 июня оказавшись в районе Слонима. Здесь батальон потерял своего командира, на всякий пожарный, это один из авторов знаменитой книги Heigl’s Taschenbuch der Tanks. К 16 июля батальон уже находился в районе Смоленска, далее его понесло на юг. В начале октября 1941 года батальон направился в сторону Брянска, восточнее которого его боевой путь по факту и закончился. По состоянию на 20 октября 1941 года в стою находилось всего 7 огнеметных танков. Окончательно с фронта батальон отозвали 5 ноября, при этом он передал 2 Pz.Kpfw.II (F), 11 Pz.Kpfw.II и 2 Pz.Kpfw.II в состав 18-й танковой дивизией, с которой продолжал совместно действовать до самого конца.
Гораздо более долгим и бурным оказался путь 101-го огнеметного батальона. Штатно он входил в состав 39-го моторизованного корпуса 3-й танковой группы. Начала свой путь группа в Прибалтике, затем завернула в сторону Минска, воевала под Смоленском. В состав этого батальона попали все огнеметные танки на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.E. Также все танки этого батальона получили характерное оснащение в виде блоков из 3 дымовых мортирок по бортам корпуса, в кормовой части.
Как обычно, немцы пишут об успехах, но про то, где они отхватили, как правило нет. Тем не менее, летом 1941 года батальон нес потери. Один из таких эпизодов случился 20-21 августа 1941 года под Духовщиной. Неудачная атака 7-й танковой дивизии, с которой совместно ходил в бой батальон, закончилась плачевно. Один из Pz.Kpfw.II (F) оказался не просто потерян, а машину захватили в более-менее исправном состоянии. Трофеем оказалась машина 3-й роты с башенным номером 311. Так получилось, что трофеем оказался один из семи построенных огнеметных танков на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.E. Машину 24 августа оттащили в тыл, а далее она оказалась на территории НИБТ Полигона.
В документах эта машина проходила как «немецкий огнеметный танк». В виду того, что времени оказалось немного, подробного технического описания машины поначалу не составлялось. Вместе с тем, общие данные по ней оказались более-менее верными. Это касалось боевой массы, плюс-минус габаритов, а также броневой защиты. Отдельно изучалось огнеметное оборудование. Немцам польстили: дальность огнеметания оценили в 50 метров, на треть больше реальных данных. Успели подготовить и общую схему огнеметного оборудования.
По большому счету, особого интереса немецкая новинка не вызвала. Для начала, немецкое огнеметное оборудование, с советской точки зрения, было вчерашним днем. У нас уже похожую систему огнеметания пробовали, и она не понравилась. Также в Советском Союзе поставили на пороховые огнеметы, обеспечивавшие большее высокую дальность стрельбы. Они получались и более компактными. Ну а сама идея поставить огнеметное оборудование на танк с противопульной защитой выглядела крайне смелой. Да, у нас тоже хотели воткнуть огнемет на Т-40, но до серии дело не дошло.
Что же касается 101-го огнеметного батальона, то и его командир 1941 год не пережил — погиб 4 октября 1941 года. В октябре 1941 года батальон попал в состав 41-го моторизованного корпуса, который сражался в районе Калинина (Тверь). По состоянию на 27 октября 1941 года в составе батальона имелось 8 Pz.Kpfw.II, 12 Pz.Kpfw.II (F) и 3 Pz.Kpfw.III. 6 ноября 4 Pz.Kpfw.II и 4 Pz.Kpfw.II (F) оказались оставлены на СПАМ в Калинине. 16 ноября батальон сражался в районе Волоколамска. Впрочем, уже к 20 ноября значительная часть танков сломалась. Далее часть из них использовалась 2-й танковой дивизией, но продолжалось это недолго.
Формально с фронта 101-й огнеметный танковый батальон отозвали 8 декабря 1941 года, но к тому моменту он числился на бумаге. Вскоре из его остатков сформировали 24-й танковый полк, но вообще уже было понятно, что с огнеметными «малышами» что-то пошло не так. Часть машин 100-го и 101-го батальона эвакуировали в Германию, но не все. Снимки этих танков есть и на рембазе №82 в Москве.
Результаты боевого применения Pz.Kpfw.II (F) оказали самое прямое влияние на дальнейшее развитие программы. Дело в том, что еще в марте 1940 года начались разговоры о выпуске дополнительной партии из 150 танков. Причем это было уже третье по счету шасси — Pz.Kpfw.II Ausf.D2. По сравнению с предшественником был разработан улучшенный трак, поменялась конструкция ленивца и ведущего колеса. Про траки с резиновыми подушками уже не вспоминали, они явно не подходили для танков. Окончательно контракт на 150 шасси утвердили 1 марта 1941 года. Согласно ему, первые шасси La.S.138 второй серии сдавались в августе 1941 года, а последние в феврале 1942 года.
Согласно танковой программе, принятой в мае 1941 года, планировалось иметь на вооружении 250 огнеметных танков. В августе того же года речь шла уже о том, чтобы сделать огнеметными только 90 шасси, остальные шли как обычные танки. MAN, как и планировалось, стала сдавать шасси Pz.Kpfw.II Ausf.D2 с августа 1941 года, но дальше начались проблемы с корпусами. В них обнаружились трещины. Всего за 1941 года сдали 39 огнеметных танков Pz.Kpfw.II (F) Ausf.B. Еще 23 танка сдали в первые три месяца 1942 года. Впрочем, к концу 1941 года стало понятно, что время огнеметных танков подошло к концу. В результате эти танки, получившие серийные номера в диапазоне 27101-27250, уже с весны 1942 года начали переделывать в истребители танков 7,62 cm Pak 36(R) auf Fgst. Pz.Kpfw.II(F) (Sfl.).
Несмотря на такой финал, можно сказать, что огнеметным танкам повезло. После переделки остались башни, которые далее отравились на Атлантический Вал. Ныне известно минимум 9 таких башен, которые применялись как неподвижные огневые точки. Можно с ехидством заметить, что Норвегия, где и стоят эти башни, является обладателем самого большого арсенала немецких огнеметных танков. Как выяснилось в 1941 года, на большее они в условиях советско-германского фронта рассчитывать не могут.
Список источников:
- ЦАМО РФ
- Архив Игоря Желтова
- Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010.
- NUTS & BOLTS 24 Pz.Kpfw. II Ausf. D/E and Variants (Brückenleger, Fahrschulpz., Flammpz. & Marder II), Joachim Baschin, NUTS & BOLTS GrB, 2009.
- eBay
- Архив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ognemetnyi-malysh-ponemecki-61c1c030035d0054b1286a78?&