Юрий Пашолок. Невезучий французский броневик-разведчик

18

Юрий Пашолок. Невезучий французский броневик-разведчик

Рассказ о бронемашине AM 39 Gendron-SOMUA, принятой на вооружение французской армии, но так и не успевшей в серию

Французы стали первыми, кто создал бронеавтомобиль. Работы по броневикам у них шли с переменным успехом, хотя данную тему французская кавалерия, являвшаяся основным заказчиком, никогда не оставляла без внимания. При этом броневики получались самыми разными. Французы пробовали колесно-гусеничную схему, а позже понятие «броневик» и вовсе стало условным. Тип шасси более не являлся ограничивающим фактором, бронемашиной считался и танк, который мог вписаться в параметры массы, вооружения, а также подвижности. Это и привело к тому, что к концу 30-х годов из трех «броневиков» два являлись танками.

Исходная конфигурация MR Gendron, 1934 год

Исходная конфигурация MR Gendron, 1934 год

В январе 1932 года стартовала программа создания легкого броневика-разведчика AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance). Первым AMR стал полугусеничный броневик Citroën P 28, но вскоре последовал заказ на танк-разведчик AMR 33 VM (Renault VM). В дальнейшем началась работа по более совершенному броневику-разведчику AMR, проводилась она в рамках конкурса. Из трех претендентов два являлись танками, включая и победителя — Renault ZT (AMR 35 ZT). Тем не менее, был там и «настоящий» броневик — AMR Gendron. Несмотря на то, что изначально он в конкурсе проиграл, развитие бронемашины продолжалось более пяти лет, и даже почти закончилось серийным производством.

Броневик получился самым легким среди себе подобных, но и самым странным

Броневик получился самым легким среди себе подобных, но и самым странным

Собственно говоря, изначально Гендрон предполагал побороться в конкурсе, где победил AMR 33 VM. Работа по бронемашине началась в 1932 году, при этом инженер не искал легких путей. Кроме того, по боевой массе он явное ориентировался не на танк, а на бронемашину Citroën P 28. У нее она составляла 4,5 тонны, что заметно меньше, чем у AMR 33 VM и тем более AMR 35 ZT. Надо сказать, что техническое задание на бронемашину изначально было непростым, поэтому, собственно говоря, Renault вписаться в массу не смогла. Для «нормального» броневика масса являлась критически важным фактором. Что в полной мере сыграло свою роль.

Сдвоенное заднее колесо не особо понравилось французским военным

Сдвоенное заднее колесо не особо понравилось французским военным

Если Renault выбрала гусеничную схему, Citroën полугусеничную, то Гендрон остановился на колесной схеме, с полным приводом. Вот только простой бронемашину, AMR Gendron, назвать крайне сложно. Вышедший на испытания 29 января 1934 года опытный образец машины был трехколесным. Точнее, четырехколесным, но заднее колесо было двойным. Вместо классической, «носатой» компоновки», Гендрон выбрал заднемоторную схему, впереди имелся небольшой «нос», к которому сверху крепилась поперечная рессора. Передние колеса имели независимую подвеску, для того, чтобы броневик не садился на брюхо, по бокам корпуса установили цельнометаллические колеса-перекатыши. При необходимости их можно было опустить и подключить привод. Башня была стандартной для AMR — AVIS No.1, с пулеметом MAC Mle.1931 в качестве вооружения.

Переработанный MR Gendron, начало 1935 года

Переработанный MR Gendron, начало 1935 года

Выглядел броневик немного несуразно, зато характеристики перекрывали все проблемы внешнего вида. Боевая масса AMR Gendron составляла 4,3 тонны, что меньше, чем у Citroën P 28. Приводил броневик в движение мотор объемом 4,85 литров и мощнсотью 70 л.с. при 2200 об/мин. По удельной мощности броневик превосходил всех конкурентов, что сказалось и на скорости. Максимальная скорость по шоссе составила 71 км/ч, а средняя скорость — 40 км/ч. Правда, по итогам испытаний летом 1934 года возник ряд вопросов к трехколесной схеме. В вердикте, который был датирован 30 августа 1934 года, предлагалось броневик переделать.

Более привычная конструкция задней оси оказалась более удачной

Более привычная конструкция задней оси оказалась более удачной

Снова на испытания бронемашина вышла в начале января 1935 года. Основные изменения оказались связаны с кормовой частью. Вместо сдвоенных колес поставили более традиционные колеса, с независимой подвеской. Соответственно, переделали к кормовую часть корпуса. Опускаемые колеса-перекатыши сохранились, но вместо цельнометаллических барабанов поставили полноценные колеса с пневматическими шинами. Машина стала выглядеть более традиционно, сохранив при этом основные преимущества исходной конструкции.

В декабре 1937 года на испытания вышел броневик AMR Gendron-SOMUA. Башня была не готова, поэтому поставили макет

В декабре 1937 года на испытания вышел броневик AMR Gendron-SOMUA. Башня была не готова, поэтому поставили макет

В качестве спарринг-партнера выступил третий (эталонный) образец AMR 35 ZT. Оппонент имел более мощный двигатель, но при этом оказался тяжелее более чем на 2 тонны. В результате совместных тестов комиссия признала доработанный AMR Gendron победителем. В вердикте, датированном 18 июля 1935 года, указывалось, что бронемашина рекомендуется для серийного производства. Далее последовали испытания в 4-м кирасирском полку, которые проходили в период с 3 января апо 3 апреля 1936 года. Они подтвердили вердикт, но при этом имелась маленькая проблема. У Гендрона отсутствовала производственная база.

Впрочем, более интересным было шасси

Впрочем, более интересным было шасси

Вместе с тем, к 1937 году всё очевиднее становилось то, что передача всех проектов Renault являлась ошибкой. Программа AMR 35 ZT находилась в довольно запущенном состоянии, достаточно сказать, что поставки AMR 35 ZT1 продолжались до конца 1938 года, и это при том, что речь шла о 167 танках. Поэтому AMR Gendron никуда не делся. Броневик взял под крыло французский оружейный гигант Schneider-Creuseot, а точнее его подразделение, SOMUA. Имеющее богатый опыт предприятие стало явным подспорьем для Гендрона. Здесь его идеи можно было реализовать на более качественном уровне.

Эталонный образец AM 39 Gendron-SOMUA

Эталонный образец AM 39 Gendron-SOMUA

17 декабря 1937 года на испытания вышел опытный образец бронеавтомобиля, который именовался AMR Gendron-SOMUA. Общая концепция бронемашины не изменилась, но вот качественно это был уже сильно другой образец. Например, на AMR Gendron-SOMUA активно использовалась сварка, для французов это прямо настоящий прорыв. Сама бронемашина стала выглядеть куда элегантнее, особенно это касалось кормовой части. Не менее важно то, что вместо башни AVIS No.1 теперь предполагалась башня APX 5, также сварная. Создавалась она для истребителя танков AMR 35 ZT2, в башне находилась 25-мм пушка, которая была вполне грозным оружием для тогдашних танков.

Так должна была выглядеть серийная бронемашина

Так должна была выглядеть серийная бронемашина

Поскольку башню к началу испытаний еще не закончили, на тесты бронемашина отправилась с массогабаритным макетом. Впрочем, и его вполне хватило для первых впечатлений. Всего до 15 августа 1938 года бронемашина преодолела 2836 километров. Боевая масса броневика превысила 6 тонн, на за счет двигателя, который короткое время мог развивать мощность 79 л.с. при 2400 об/мин, максимальная скорость снизилась совсем ненамного — до 69 км/ч. При этом средняя скорость достигла 52 км/ч. За счет полного привода машина обладала вполне приличной проходимостью.

Получился вполне удачный броневик-разведчик. Но французские военные посчитали, что умнее всех

Получился вполне удачный броневик-разведчик. Но французские военные посчитали, что умнее всех

Еще 1 сентября 1938 года CEMAV указывал в своём отчете, что броневик достоин запуска в серию. Кавалерия, наконец-то, получила именно тот броневик-разведчик, который ей был нужен. Он получился подвижным, с хорошей противопульной бронёй, с мощным вооружением. Прямым аналогом ему был немецкий Sd.Kfz.221, который получился на треть легче, но имел чисто пулеметное вооружение и не оснащался радиостанцией. Не было ее и у опытного образца AMR Gendron-SOMUA, но эталонном экземпляре появилась радиостанция ER 29.

В результате AM 39 Gendron-SOMUA так и остался опытным

В результате AM 39 Gendron-SOMUA так и остался опытным

Между тем, принимать бронемашину на вооружение французское командование не торопилось. Причиной тому являлась бронемашина Panhard 201, которая предполагалась в качестве единого броневика. Она должна была заменить и Panhard 178, и AMR Gendron-SOMUA. Другой вопрос, что работы затягивались, а тут еще немцы напали на Польшу. 2 сентября 1939 года совместную разработку Гендрона и SOMUA приняли на вооружение французской кавалерии как AM 39 Gendron-SOMUA. С августа по декабрь 1940 года предполагалось получить 150 бронемашин данного типа.

"Хвост" с радиостанцией

«Хвост» с радиостанцией

Проблема в том, что против броневика выступал генерал Морис Гамелен. Его эталонный образец AM 39 Gendron-SOMUA не впечатлил, особенно по толщине брони. Об этом он открыто сказал 27 февраля 1940 года. Главнокомандующий французской армией указал на то, что нужен более защищенный броневик, то есть Panhard 201 (толщина лобовой брони составляла 40 мм). Это фактически похоронило планы по серийному выпуску AM 39 Gendron-SOMUA. Правда, боевого пенсионера (а Гамелену исполнилось на тот момент 67 лет) не послушали немцы, вероломно начав наступление 10 мая 1940 года. В итоге «пенсионеры» остались и без одного броневика, и без другого, и без половины страны (оставшуюся половину немцы оттяпали в 1942 году). Типичная история с фарсом в конце, которая являлась нормой для французских военных.

Список источников:

      • CAAPC (Centre des archives de l’Armement et du personnel civil)
      • Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 2, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2006
      • The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014

источник: https://dzen.ru/a/ZyEH71LImTPClByh

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account