Юрий Пашолок. Неоднозначная защита от угрозы сверху
История американских танковых зенитных пулеметных установок 1928-1945 годов
Содержание:
Боевые машины, предназначенные для борьбы с воздушными целями, появились еще до начала Первой мировой войны. Именно они стали первыми образцами того, что позже будет называться самоходными артиллерийскими установками. В дальнейшем, правда, зенитные самоходные артиллерийские установки ушли на второй план, как и САУ в целом. Проблема угрозы сверху, впрочем, никуда не делась. Поэтому активности по теме противовоздушной защиты периодически то возникали, то затухали. Проводились они в разных странах, причем касалось это больше не ЗСУ, а индивидуальной защиты танков.
Среди тех, кто активно занимался вопросом противовоздушной защиты бронетанковой техники, были и американцы. Зенитные пулеметные установки появились на американских танках в начале 30-х годов, а во второй половине 30-х они стали штатным оснащением танков. На ниве танковых зенитных установок американцы оказались впереди планеты все. Правда, получившийся результат оказался, скажем так, весьма специфичным. Сегодня стоит поговорить о том, как развивались американские танковые зенитные установки в период с 1928 по 1945 годы.
«Назад и вверх»
Первыми вопросом защиты танков от атак самолетов озаботились англичане. В кормовой части башни Medium Tank Mk.IA появилась шаровая установка зенитного пулемета Hotchkiss Portable. Она могла вести огонь назад-вверх. Удобством установка не отличалась, тем не менее, она стала примером для подражания. Позже, на тяжелом танке A1E1 Independent, появилась зенитная башня. Данная идея также стала примером для подражания. Наконец, в 20-е годы французы создали несколько образцов зенитного вертлюга для башни Renault FT. Развитие темы привело к появлению зенитных вертлюгов, которые позволяли вести огонь как изнутри башни (опять же, стреляя назад-вверх), так и находясь снаружи.
Первой американкой гусеничной боевой машиной, имеющей зенитную установку, стал Christie M1928 Medium Tank. Конечно, полноценной боевой машиной назвать данное чудо технической мысли сложно, тем не менее, именно Кристи озаботился защитой от атак вверху. Причем сделал он это вполне грамотно. Танк имел кольцевую турельную установку пулемета Browning M1919A2, позволявшую вести огонь с довольно широким сектором обстрела. Надо иметь в виду, что тут явно просилась башня, а не пулемет. Но сама мысль выглядела правильной.
Следующим танком, который также получил зенитную установку, также оказался танк Кристи. Но уже полноценный — Convertible Medium Tank T3. На сей раз инициатива исходила не от Кристи, а от Департамента Вооружений. В его недрах родилась идея стрельбы во воздушным целям с земли. В задней части корпуса появилась конструкция из стальных полос, на которой имелось крепление под такой же Browning M1919A2. Система имела плюсы и минусы. Стрелять с такого вертлюга было удобнее, но для этого требовалось сначала вылезти из танка, потом поставить пулемет, потом зарядить… Не говоря уже о том, что сектор обстрела был условно круговым. Поэтому данная система прожила на крайне ограниченном числе танков. Справедливости ради, у американцев вертлюг получился лучше, чем у немцев. Те его пустили в крупную серию, а потом оказалось, что стрелять с него неудобно.
Недостатки «наземного» вертлюга выглядели очевидными, поэтому еще в 1931 году, параллельно с ним, разработали альтернативу. Она стала первой американской башенной зенитной установкой. Собственно говоря, она и не была танковой, поскольку башня Combat Car T2 на самом деле была башней Armored Car T4. Пулемет крепился на вертлюге, размещавшемся спереди-слева от люка. Потенциально вертлюг позволял вести огонь не только вперед-вверх, но и по земле. Вместе с тем, стрелять из такой установки было неудобно. Ее также поставили на Light Tank T2, но в ходе переделки крепление вертлюга исчезло.
Та же самая система предполагалась и для Combat Car T4, но летом 1934 года появился улучшенный вариант «броневика» — Combat Car T4E1. Он получил принципиально новую башню, а вместе с ней и принципиально новую зенитную установку. Она оказалась крайне интересной, поскольку являлась прямой эволюцией «наземных» вертлюгов. Крепилась она на левом заднем борту башни, вертлюг имел телескопическую стойку, то есть мог регулироваться по высоте. Именно эта зенитная установка стала типовой для американских танков межвоенного периода. Первыми ее получили Combat Car M1 и Convertible Medium Tank T4.
Перепробовав разные способы ведения зенитного огня, в Департаменте Вооружений кто-то четко уцепился за идею стельбы назад-вверх. Американцы тут были совсем не одиноки: французский зенитный вертлюг, использовавшийся на танках второй половины 30-х готов, предполагал то же самое. Правда, у американцев имелось одно существенное отличие: если французские танкисты стреляли из заднего люка, то на американских танках использовался верхний люк. Как уже говорилось выше, за счет телескопической стойки высоту вертлюга можно было менять, тем самым менялся и угол возвышения.
Американских испытаний вертлюга не имеется, зато такой вертлюг в 1942 году году испытали в СССР, на НИБТ Полигоне. Надо сказать, что советские испытатели остались от него не в восторге. При стрельбе из башни (а это было штатным положением) горизонтальный сектор обстрела составлял 30-35 градусов. Углы вертиуальной наводки составляли от +60 до -20 градусов. Специальных зенитных прицелов не имелось, что снижало эффективность огня. На этом фоне советская зенитная установка П-40 смотрелась явно более выигрышно.
Тем не менее, в дальнейшем зенитная установка с Combat Car M1 и Convertible Medium Tank T4 просуществовала аж до конца Второй мировой войны. Ее ставили на Light Tank M2A4, а также на все варианты Light Tank M3/M5. Причин для такого долголетия несколько. Во-первых, существовавшие формы башен не позволяли делать что-то иное. Во-вторых, зенитная установка была не такой и плохой. Дело в том, что она всё же позволяла вести огонь и вперед. Но при условии, что стрелок находился вне башни. А им мог быть и не танкист.
Попытки найти оптимум
Говорить о том, что американские военные успокоились с зенитными танковыми установками, было бы неверно. Недостатки зенитной установки Combat Car M1/Convertible Medium Tank T4 были известны, причем наличие телескопической стойки имело дополнительную проблему. Она ставилась только на башню с вертикальными стенками, также имелось требование по высоте башни. Поэтому эксперименты продолжились, причем происходило это со средними танками.
Первой попыткой получить иную конструкцию зенитного вертлюга стала разработка Medium Tank T5. Он получил башню с кормовым люком, а на правом борту крепился вертлюг для зенитного пулемета Browning M1919A4. Второе крепление под вертлюг было на крыше башни. Данная система пошла в серию, но Medium Tank M2 оказался единственным серийным танком, ее получившим. Вертлюг получился неудобным, да и огонь можно было вести только вперед-вверх. На Medium Tank M2A1 крепление под вертлюг на крыше башни имелось, но его не использовали.
Проблему решили решать радикальным способом. На Medium Tank M3 установили зенитную башенку, разработал ее Джозеф Колби. Тем самым вопрос с обеспечением сектора обстрела решался, как считалось, раз и навсегда. Внутри разместили всё тот же Browning M1919A4. Потенциально обеспечивался круговой сектор обстрела, а вертикальные углы наводки достигались в пределах от +60 до -13 градусов. Казалось бы, решение проблемы, но почему-то англичане на своих Medium Tank M3 от такой башенки отказались. Да и на Medium Tank T6 зенитную башенку сняли почти сразу после начала испытаний.
Никакого особого секрета в причинах таких решений нет. Во-первых, круговое вращение было условным. Конечно, как-то крутануть башенку было можно, но требовалось исхитриться, чтобы это сделать. Во-вторых, нормального прицела у нее не имелось. Согласно отчету НИБТ Полигона, прицеливание велось по трассерам. Наводилась зенитная башня вручную, безо всяких механизмов горизонтальной наводки. Одним словом, понадобилось иное техническое решение.
Реализовали его на Medium Tank M4. В Департаменте вооружений посчитали, что Browning M1919A4 уже маловато для борьбы с современными самолетами. Поэтому новым зенитным вооружением стал крупнокалиберный пулемет Browning M2HB. В 1942 году он стал стандартным зенитным вооружением для принципиально новых образцов танков и САУ. Разместили его на вертлюге, который, о чудо, оказался на основании двухстворчатого люка. Это самое основание имело круговое вращение, причем, в отличие от Medium Tank M3, оно было не условным. Наконец-то подходящее решение? Да, но не совсем.
Создается впечатление, что без приключений американские военные не могли от слова никак. Кто именно продвигал такую систему зенитной установки, неизвестно, но получилось, мягко говоря, странно. Достаточно сказать, что зенитный огонь предполагалось вести, не высовываясь из люка. В результате вертикальный сектор зенитной стрельбы составлял от +24 до +78 градусов. Вроде бы много, а на самом деле не совсем.
Обратной стороной медали концепции сидельца внутри башни стало то, что при меньших углах склонения работать такой зенитной установкой попросту неудобно. Если сильно постараться, то ее всё же можно наводить на меньший угол, и даже вести огонь по земле. Но это именно если сильно постараться, а также при условии, что у вас не плотное телосложение. Иначе пулемет упирается вам в грудь, либо в живот. А еще пулемет сильно мешает командиру. Поэтому их часто просто снимали.
Еще смешнее ситуация оказалась вокруг САУ. НА GMC M10 никаких люков не имелось, поэтому зенитный пулемет поставили… правильно, для стрельбы назад и вверх. С учетом того, что поворачивалась башня вручную, особый смысл ведения зенитного огня на GMC M10 отсутствовал. Позже аналогичная система появилась и на сменщике GMC M10, то есть на GMC M36.
Нет, на САУ американские военные пытались сделать что-то более подходящее для зенитной стрельбы. На GMC T70 (GMC M18) ввели кольцевую турель. Ее же, еще раньше, ввели на GMC M7. Но пользоваться ими было не очень удобно. Главная причина ровно та же — слишком близко расположенное тело пулемета. Проблему решить можно было очень просто — введя «рычаг», как это было сделано на П-40, например. Но до этого американские инженеры догадались уже в 50-е годы.
Впрочем, самое смешное случилось в 1944 году. В ходе разработки Medium Tank T23 была создана башня, которая далее перекочевала на Medium Tank M4. Поначалу у этой башни было два люка — новая командирская башенка, и старая, которая стала люком заряжающего. На ней, соответственно, осталась старая зенитная установка. На новой командирской башенке зенитной турели не предусматривалось. В октябре 1944 года началось производство модернизированной башни, с овальным люком заряжающего. Зенитный пулемет переместился на тумбу, вести огонь из него могли как командир, так и заряжающий. И стреляли они… правильно, назад и вверх. Точнее либо назад-влево-вверх (командир), либо назад-вправо-вверх (заряжающий). Та же система перекочевала и на Heavy Tank T26E3. Стрелял назад и вверх и экипаж Light Tank M24.
Сказать, что установка зенитного пулемета американских средних танков, а также САУ, была бесполезной, нельзя. Какой-то толк, с точки зрения зенитного огня, у них имелся. Тем не менее, на фоне зенитной установки П-40 и зенитной установки ДШК для ИС/ИСУ американские разработки смотрелись бледно. Бывало и хуже, у тех же немцев или англичан зенитные пулеметы неспроста являлись скорее редкостью. Тем не менее, именно для ведения огня по самолетам они годились не очень.
Зато такие установки очень даже годились для ведения огня по земле. Но не экипажем, а скорее десантом, которому было сподручнее стрелять, находясь снаружи башни. Как правильно использовать зенитную установку GMC M10, отлично продемонстрировал 26 января 1945 года Оди Мерфи. В фильме To Hell And Back 1955 года обладатель Медали Почета провел мастер-класс, уже на Medium Tank M4 с тумбовой установкой. Так сказать, дополнительные возможности зенитной установки, которая не совсем чтобы зенитная. Подобным образом ее применяли едва ли не чаще всего. Вперед и вниз она была явно более полезной.
Список источников
- US NARA
- ЦАМО РФ
- РГВА
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
- Архив автора
источник: https://dzen.ru/a/ZLAPqTOOr1WQoQmM