13
Юрий Пашолок. Немецкий мостоукладчик поменьше

Юрий Пашолок. Немецкий мостоукладчик поменьше

История Brückenleger II, мостоукладчика на базе легкого танка Pz.Kpfw.II

К вопросу преодоления водных преград немецкая армия относилась очень серьёзно. Инженерные службы у немцев активно работали по этой тематике еще в годы Первой мировой войны. Так на свет появился понтонный парк типа А, он же Brückengerät A. Его грузоподъемность составляла 7 тонн, что было вполне достаточно для переброски с одного на другой берег живой силы, а также гужевого транспорта. Вполне подходил Brückengerät A и для переброски по нему грузовиков, а также артиллерии. Вполне удачная конструкция стала залогом того, что понтонный парк типа А продолжил служить и в рейхсвере. В начале 30-х годов прицепы стали переводить с деревянных колес на цельнометаллические, с пневматическими шинами. Это позволило несколько поднять скорость передвижения. Вместе с тем, к середине 30-х годов стало очевидно, что необходимы более современные типы мостовых парков.

Опытный образец Brückenleger II, изготовленный Magirus

Опытный образец Brückenleger II, изготовленный Magirus

Первыми на свет появились легкий Brückengerät C (грузоподъемность 4-6 тонн) и средний Brückengerät B (грузоподъемность 16-20 тонн). Теоретически легкий мостовой парк позволял перебрасывать и легкие танки, впрочем, уже к концу 30-х годов ничего тяжелее Pz.Kpfw.I он уже не выдержать не мог. В случае с Brückengerät B ситуация выглядела более позитивно. Средние танки он вполне выдерживал, по крайней мере до момента их существенной модернизации. А там появился и Leihte Z Brücke, чья грузоподъемность составляла чуть более 30 тонн. На этот тип переправы ориентировались при проектировании танков. Вместе с тем, во второй половине 30-х годов появилось еще одно направление. Для обеспечения продвижения войск, в том числе и танков, потребовались инженерные машины нового типа. Совсем новыми их назвать сложно, потому что англичане и французы их создавали еще в годы Первой мировой войны, но далее работы затихли. У немцев они активизировались ближе к концу 30-х годов. Не в последнюю очередь на эти работы повлияла срочная подготовка к войне, начавшаяся с февраля 1938 года.

Установка моста

Установка моста

В начале 1939 года In 6 сформулировала требования к специальному типу танка — мостоукладчику. Эти машины должны были сопровождать обычные танки, помогая им с преодолением естественных и искусственных препятствий. Мостоукладчики требовались далеко не только для пересечения рек. Они оказывались крайне полезными как средство наведения переправ через глубокие рвы и широкие траншеи. Как и в случае с мостовыми парками, требования выдали на два типа мостоукладчиков — легкие (грузоподъемность 8 тонн) и средние (грузоподъемность 18 тонн). В случае со средними танками единственной доступной базой оказался Pz.Kpfw.IV. У легких машин подходящей базой стал Pz.Kpfw.II. В обоих случаях разработчиком выбрали Magirus, одной из специализаций которого являлись пожарные лестницы. Если в случае с Brückenleger auf IV история более-менее известна, то легкий мостоукладчик, Brückenleger II, оказался с запутанной, но очень интересной судьбой.

Brückenleger II B, всего их построили 3 штуки

Brückenleger II B, всего их построили 3 штуки

Первый образец Brückenleger II был готов в начале 1939 года. Принцип его работы оказался похож на Brückenleger auf IV. С танка сняли башню, а на крыше подбашенной коробки появился двухстворчатый люк. Также в передней части подбашенной коробки появилось крепление для мостового оборудования. Впереди у этой системы были ролики, которыми мостоукладчик упирался в землю. Далее мост описывал дугу и ставился там, где это требовалось. Надо сказать, что конструктивно сам мост выглядел слегка странно. По крайней мере, забираться на него технике было непросто.

Импровизированный мостоукладчик на базе Pz.Kpfw.II Ausf.D

Импровизированный мостоукладчик на базе Pz.Kpfw.II Ausf.D

Первый образец изготавливался на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.a/2. После испытаний последовал контракт №600043 на изготовление трех образцов нулевой серии. Также они именовались как Brückenleger II B. На сей раз использовались шасси Pz.Kpfw.II Ausf.A производства MAN, на которые ставилось доработанное мостовое оборудование. Изготовлял подбашенные коробки Krupp, с ними в Эссене затянули. Несмотря на это, три машины установочной партии всё же успели закончить до начала Второй мировой войны. Далее они успели повоевать в Польше, на этом обычно их след теряется.

Сколько именно укладчиков на базе этого танка сделали, неизвестно. Но он был не один. Также похожее ваяли и в 1-й легкой дивизии

Сколько именно укладчиков на базе этого танка сделали, неизвестно. Но он был не один. Также похожее ваяли и в 1-й легкой дивизии

Обычно на этом информация по Brückenleger II исчерпывается, но по факту история машины куда интереснее. Дело в том, что изготовление мостоукладчиков шло силами самих танковых дивизий, причем началось всё это еще до начала войны. Видимо, там смекнули, что Magirus и камрады будут тянуть резину, а к штурмовым операциям в Польше готовились со всей серьёзностью. Поэтому как минимум во 2-й легкой дивизии стали готовить собственные мостоукладчики. Первые образцы изготовили из Pz.Kpfw.I Ausf.B, а также Pz.Kpfw.II Ausf.D. Рецепт изготовления оказался простым и бесхитростным. На подбашенной коробке крепилась деревянная конструкция, напоминающая штурмовой мостик. Сверху ставился сдвоенный саперный мостик, который, при помощи хитрой системы, мог двигаться вперед. Смысл этой системы был в том, что танк мог положить мостик, например, на высокое препятствие. Потенциально на пару таких танков могли забраться другие танки. По крайней мере, такой фокус встречался на фото с мостоукладчиками на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B. Также импровизированный Brückenleger II мог просто сбросить мостик перед собой, например, в ров. Следующий танк сбрасывал еще мостик, переправа готова.

А это уже Франция, и мостоукладчик на базе Pz.Kpfw.II Ausf.C. Основание у этой машины из металлических швеллеров

А это уже Франция, и мостоукладчик на базе Pz.Kpfw.II Ausf.C. Основание у этой машины из металлических швеллеров

Боевое применение штучных образцов Brückenleger II на базе Pz.Kpfw.II Ausf.D в Польше признали успешным. Это явно следует из того, что аналогичные конструкции стали городить в 1-й легкой дивизии. Далее легкие дивизии стали 6-й и 7-й танковыми дивизиями, а конверсии продолжились. Теперь базой служили Pz.Kpfw.II Ausf.A-C. Как и ранее, башня оставалась на месте, вращаться уже не могла (почти), но, в случае чего, танк мог огрызнуться. В виду штучности изделия и того, что строили их силами мастерских, конструкция могла отличаться. Основание могло быть как деревянным, так и из стальных швеллеров, вместо саперных мостиков крепились и деревянные, самодельные мостики. Всего известно вариаций 5 на указанную тему.

Во Франции эти машины использовались наиболее интенсивно

Во Франции эти машины использовались наиболее интенсивно

Использование самодельных мостоукладчиков на базе Pz.Kpfw.II продолжилось и во Франции. Именно тут случился апогей их использования. Впрочем, постепенно интерес к ним стал пропадать. Причины надо искать в двух направлениях. Первое — это грузоподъемность мостиков. Легкие танки дошли до боевой массы 10 тонн, так что предел возможностей мостового оборудования подошел к концу. Второе направление — это развитие саперных версий полугусеничного БТР Sd.Kfz.251. Для пехоты и легкой техники имелся вариант Sd.Kfz.251/7, который тащил 2 таких мостика.

Вариант с деревянным основанием и деревянными же мостиками. Прямо раздолье для моделиста

Вариант с деревянным основанием и деревянными же мостиками. Прямо раздолье для моделиста

Франция стала последним местом массового применения немецких мостоукладчиков. Единично они еще могли применяться летом 1941 года, но не более того. Мостоукладчики у немцев откровенно не получились. Наиболее комичным в истории Brückenleger II стало то, что самыми массовыми машинами данного типа стали самодельные конструкции. По сути инженерные подразделения немецких танковых дивизий положили на орднунг здоровенный болт. Когда немцам было надо, они про орднунг забывали от слова совсем. И, что характерно, получилось едва ли не лучше, чем у Magirus. Да, не так технически совершенно, зато быстро, а главное — работало.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
      3. Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010
      4. NUTS & BOLTS 24 Pz.Kpfw. II Ausf. D/E and Variants (Brückenleger, Fahrschulpz., Flammpz. & Marder II), Joachim Baschin, NUTS & BOLTS GrB, 2009
      5. eBay

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckii-mostoukladchik-pomenshe-61d324ef40fdfa71fdd11bd4?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
boroda
Администратор
24.08.2011 15:15

Коллега Путник. Вы когда

Коллега Путник. Вы когда что-то копипастите смотрите пожалуйста что. Вы вместе с рисунком в статью вирус зашили. Я с ним только что наверное час боролся. И вообще, я уже устал повторять. Закладывайте фото к нам на сервер. А то с чужими фото можно не понятно что притащить.

boroda
Администратор
24.08.2011 17:06
Ответить на  Путник

Итак – как вставить

Итак – как вставить картинку?
Вставка картинки в пост или просто коммент ни чем не отличается.
Для начала жмём на кнопку – «Вставить/редактировать изображение.
 
У вас открывается вот такое окно:
 
Далее кликаем на кнопку — «посмотреть на сервере».
 
У вас открывается в новом окне или вкладке окно сервера:
 
Далее кликаете на кнопку «Загрузить». И у вас открывается поиск рисунка у вас на сайте. После чего жмёт на кнопку «Обзор»
 
У вас открывается окно поиска у вас на компе
 
Выбираете рисунок у себя на компе и жмёте открыть. После чего жмёте на кнопку «Загрузить»
 
У вас рисунок почвялется в правом нижнем окне. Кликаете на него и он оказывается автоматически в окне ввода прямо на странице вашего коммента и статьи.
Ну и жмёте «ОК» — рисунок появляется в статье.
Да ещё если рисунок большой то откорректируйте его размеры. В окне ввода есть окна «Ширина и «Высота». Вписывайте в окно ширины 680 и высота откорректируется автоматически. 680 это оптимальная ширина что бы рисунок целиком был виден в статье.
byakin
Редактор
24.08.2011 15:28

путник
за речь великого

путник

за речь великого сталина плюсую.

жду клоунаду про якобы подготовку сталиным третьей мировой 

DSP007
24.08.2011 15:38

Bjakin , и я плюсую . 1+  .

Bjakin , и я плюсую . 1+  .

Вадим Петров
24.08.2011 15:46

Интересно, а был ли больший

Интересно, а был ли больший борец за мир во всем мире, чем генералиссимус Сталин?

NF
NF
24.08.2011 16:11
Ответить на  Путник

—   . Путнику за переизбыток

—   . Путнику за переизбыток его "мозгов".

byakin
Редактор
24.08.2011 16:09
Ответить на  Путник

пишите еще, «Заходите ещё,

пишите еще, "Заходите ещё, нам без дураков скучно"© 

NF
NF
24.08.2011 16:16
Ответить на  byakin

Коллега Бякин. Может он

Коллега Бякин. Может он действительно просто болен или у него не те мозги, что нормальному человеку положено иметь в черепной коробке? А Вы его ….. где  же любоффъ к ближним бк сирым и убогим?

byakin
Редактор
24.08.2011 16:30
Ответить на  NF

уважаемый коллега nf
Может он

уважаемый коллега nf

Может он действительно просто болен или у него не те мозги, что нормальному человеку положено иметь в черепной коробке?

когда читаю копипасты и потоки сознания путника, у меня возникает чувство, что я читаю баболеро (кстати у нее неснятый диагноз)

А Вы его ….. где же любоффъ к ближним бк сирым и убогим?

с этим у меня все в порядке — помогаю теще, работающей умзработником в садике для детей с задержками в развитии

NF
NF
24.08.2011 19:35
Ответить на  byakin

Коллега Бякин .И как ?Много

Коллега Бякин .И как ?Много чего общего Вы замечаете между бедными детишками которых  Бог почему то  не очень справедливо обделил по части развития и нашим героем-разрушителем империй? Наверное детки всё же более добры и для них в жизни еще не всё потеряно?

byakin
Редактор
25.08.2011 01:05
Ответить на  NF

общего Вы замечаете между

общего Вы замечаете между бедными детишками которых Бог почему то не очень справедливо обделил по части развития и нашим героем-разрушителем империй?

дети гораздо добрее: дауны — вообще незлобивы (солнечные дети), аутисты — в плане агрессии и самоагрессии по-разному, но в основном, к сожалению, замкнуты в себе. но даже у них нет общего с ташкентским рембой

Наверное детки всё же более добры и для них в жизни еще не всё потеряно?

есть несколико методик как от психологов, так и от неврологов-рефлексотерапевтов, которые помогают их вытянуть http://www.reacenter.ru

NF
NF
25.08.2011 17:47
Ответить на  byakin

Я как то слышал историю про

Я как то слышал историю про то ,что Ньютона вообще в детстве и в юности считали надоразвитым ребёнком ,а Энштейна чуть было не попёрли из университета за то, что он не занимался другими дисциплинами и все свои силы сконцентрировал на изучении   физики.

Кошмарный Деспот
Ответить на  byakin

Золотые слова. 

Золотые слова. 

Имперец
24.08.2011 16:01

 А кто такой этот Черчилль? В

 А кто такой этот Черчилль? В марте 1946 года это был политик не у дел, вышвырнутый с высот властного Олимпа почти год назад, 26 июля 1945 года. В системе государства это ноль, решений не принимающий и, тем более, в жизнь их не претворяющий. Частное лицо.

Вы притворяетесь, или действительно так считаете? До самой своей физической смерти Черчиль был активным политиком, к мнению которого прислушивались во всём мире. 

Хотел поставить "плюс" за хорошую статью. Но за оскорбление коллег по форуму, ставлю "минус". Вам, лично.

 

Кошмарный Деспот

Извините колега РасПутник,

Извините колега РасПутник, где так долго проподали и почему так внезапно появились? 

Kalambur
24.08.2011 17:20

Причина возвращения Путника

Причина возвращения Путника проста — его труды вот-вот исчезнут из раздела "популярное". Там к сожалению считаются и + и -.

Наказать тролля игнором.

Альтернативная История
Logo
Register New Account