Юрий Пашолок. Немецкий мостоукладчик поменьше
История Brückenleger II, мостоукладчика на базе легкого танка Pz.Kpfw.II
К вопросу преодоления водных преград немецкая армия относилась очень серьёзно. Инженерные службы у немцев активно работали по этой тематике еще в годы Первой мировой войны. Так на свет появился понтонный парк типа А, он же Brückengerät A. Его грузоподъемность составляла 7 тонн, что было вполне достаточно для переброски с одного на другой берег живой силы, а также гужевого транспорта. Вполне подходил Brückengerät A и для переброски по нему грузовиков, а также артиллерии. Вполне удачная конструкция стала залогом того, что понтонный парк типа А продолжил служить и в рейхсвере. В начале 30-х годов прицепы стали переводить с деревянных колес на цельнометаллические, с пневматическими шинами. Это позволило несколько поднять скорость передвижения. Вместе с тем, к середине 30-х годов стало очевидно, что необходимы более современные типы мостовых парков.
Первыми на свет появились легкий Brückengerät C (грузоподъемность 4-6 тонн) и средний Brückengerät B (грузоподъемность 16-20 тонн). Теоретически легкий мостовой парк позволял перебрасывать и легкие танки, впрочем, уже к концу 30-х годов ничего тяжелее Pz.Kpfw.I он уже не выдержать не мог. В случае с Brückengerät B ситуация выглядела более позитивно. Средние танки он вполне выдерживал, по крайней мере до момента их существенной модернизации. А там появился и Leihte Z Brücke, чья грузоподъемность составляла чуть более 30 тонн. На этот тип переправы ориентировались при проектировании танков. Вместе с тем, во второй половине 30-х годов появилось еще одно направление. Для обеспечения продвижения войск, в том числе и танков, потребовались инженерные машины нового типа. Совсем новыми их назвать сложно, потому что англичане и французы их создавали еще в годы Первой мировой войны, но далее работы затихли. У немцев они активизировались ближе к концу 30-х годов. Не в последнюю очередь на эти работы повлияла срочная подготовка к войне, начавшаяся с февраля 1938 года.
В начале 1939 года In 6 сформулировала требования к специальному типу танка — мостоукладчику. Эти машины должны были сопровождать обычные танки, помогая им с преодолением естественных и искусственных препятствий. Мостоукладчики требовались далеко не только для пересечения рек. Они оказывались крайне полезными как средство наведения переправ через глубокие рвы и широкие траншеи. Как и в случае с мостовыми парками, требования выдали на два типа мостоукладчиков — легкие (грузоподъемность 8 тонн) и средние (грузоподъемность 18 тонн). В случае со средними танками единственной доступной базой оказался Pz.Kpfw.IV. У легких машин подходящей базой стал Pz.Kpfw.II. В обоих случаях разработчиком выбрали Magirus, одной из специализаций которого являлись пожарные лестницы. Если в случае с Brückenleger auf IV история более-менее известна, то легкий мостоукладчик, Brückenleger II, оказался с запутанной, но очень интересной судьбой.
Первый образец Brückenleger II был готов в начале 1939 года. Принцип его работы оказался похож на Brückenleger auf IV. С танка сняли башню, а на крыше подбашенной коробки появился двухстворчатый люк. Также в передней части подбашенной коробки появилось крепление для мостового оборудования. Впереди у этой системы были ролики, которыми мостоукладчик упирался в землю. Далее мост описывал дугу и ставился там, где это требовалось. Надо сказать, что конструктивно сам мост выглядел слегка странно. По крайней мере, забираться на него технике было непросто.
Первый образец изготавливался на шасси Pz.Kpfw.II Ausf.a/2. После испытаний последовал контракт №600043 на изготовление трех образцов нулевой серии. Также они именовались как Brückenleger II B. На сей раз использовались шасси Pz.Kpfw.II Ausf.A производства MAN, на которые ставилось доработанное мостовое оборудование. Изготовлял подбашенные коробки Krupp, с ними в Эссене затянули. Несмотря на это, три машины установочной партии всё же успели закончить до начала Второй мировой войны. Далее они успели повоевать в Польше, на этом обычно их след теряется.
Обычно на этом информация по Brückenleger II исчерпывается, но по факту история машины куда интереснее. Дело в том, что изготовление мостоукладчиков шло силами самих танковых дивизий, причем началось всё это еще до начала войны. Видимо, там смекнули, что Magirus и камрады будут тянуть резину, а к штурмовым операциям в Польше готовились со всей серьёзностью. Поэтому как минимум во 2-й легкой дивизии стали готовить собственные мостоукладчики. Первые образцы изготовили из Pz.Kpfw.I Ausf.B, а также Pz.Kpfw.II Ausf.D. Рецепт изготовления оказался простым и бесхитростным. На подбашенной коробке крепилась деревянная конструкция, напоминающая штурмовой мостик. Сверху ставился сдвоенный саперный мостик, который, при помощи хитрой системы, мог двигаться вперед. Смысл этой системы был в том, что танк мог положить мостик, например, на высокое препятствие. Потенциально на пару таких танков могли забраться другие танки. По крайней мере, такой фокус встречался на фото с мостоукладчиками на базе Pz.Kpfw.I Ausf.B. Также импровизированный Brückenleger II мог просто сбросить мостик перед собой, например, в ров. Следующий танк сбрасывал еще мостик, переправа готова.
Боевое применение штучных образцов Brückenleger II на базе Pz.Kpfw.II Ausf.D в Польше признали успешным. Это явно следует из того, что аналогичные конструкции стали городить в 1-й легкой дивизии. Далее легкие дивизии стали 6-й и 7-й танковыми дивизиями, а конверсии продолжились. Теперь базой служили Pz.Kpfw.II Ausf.A-C. Как и ранее, башня оставалась на месте, вращаться уже не могла (почти), но, в случае чего, танк мог огрызнуться. В виду штучности изделия и того, что строили их силами мастерских, конструкция могла отличаться. Основание могло быть как деревянным, так и из стальных швеллеров, вместо саперных мостиков крепились и деревянные, самодельные мостики. Всего известно вариаций 5 на указанную тему.
Использование самодельных мостоукладчиков на базе Pz.Kpfw.II продолжилось и во Франции. Именно тут случился апогей их использования. Впрочем, постепенно интерес к ним стал пропадать. Причины надо искать в двух направлениях. Первое — это грузоподъемность мостиков. Легкие танки дошли до боевой массы 10 тонн, так что предел возможностей мостового оборудования подошел к концу. Второе направление — это развитие саперных версий полугусеничного БТР Sd.Kfz.251. Для пехоты и легкой техники имелся вариант Sd.Kfz.251/7, который тащил 2 таких мостика.
Франция стала последним местом массового применения немецких мостоукладчиков. Единично они еще могли применяться летом 1941 года, но не более того. Мостоукладчики у немцев откровенно не получились. Наиболее комичным в истории Brückenleger II стало то, что самыми массовыми машинами данного типа стали самодельные конструкции. По сути инженерные подразделения немецких танковых дивизий положили на орднунг здоровенный болт. Когда немцам было надо, они про орднунг забывали от слова совсем. И, что характерно, получилось едва ли не лучше, чем у Magirus. Да, не так технически совершенно, зато быстро, а главное — работало.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
- Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010
- NUTS & BOLTS 24 Pz.Kpfw. II Ausf. D/E and Variants (Brückenleger, Fahrschulpz., Flammpz. & Marder II), Joachim Baschin, NUTS & BOLTS GrB, 2009
- eBay
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/nemeckii-mostoukladchik-pomenshe-61d324ef40fdfa71fdd11bd4?&