Юрий Пашолок. Не учебная боевая единица
История немецкого легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.A, первой по-настоящему массовой боевой машины Вермахта
Как известно, желания далеко не всегда соответствуют возможностям. Это в полной мере относится и к немецкому танкостроению, которое поначалу развивалось нестандартным путем. Кайзеровский генералитет считал, что армии нужны железные капуты, коих, впрочем, оказалось как-то маловато. Амбиции столкнулись с тем, что сотнями, как англичане и французы, «штурмовые вагоны» немецкая промышленность строить не может. При этом строить легкие танки немцам не позволяли амбиции. Когда разум всё же появился, уже оказалось поздновато. Немцы вполне могли получить удачный легкий танк, но LK-II так и не успел на войну. Казалось бы ошибки учтены, но нет. Когда в 1925 году Рейхсвер тайком запускал танковую программу, вместо легкого танка опять амбиции взяли верх. Итогом стало то, что началась работа по среднему танку Armeewagen 20, изначально довольно сложному и дорогому. Понимание ошибочности идеи делать только средний танк появилось уже позже.
К началу 1928 года начались проектные работы по легкому танку, который изначально именовался как Kleintraktor (малый трактор). Впервые это обозначение прозвучало 14 марта 1928 года, но для этой боевой машины оно продержалось недолго. Изначально немцы делали идейный клон Renault FT, о чем намекала боевая масса 6 тонн, экипаж в 2 человека, 37-мм пушка и противопульная броня. Правда, ожидалась скорость под 40 км/ч, которую должен был обеспечивать 60-сильный мотор. Но в мае 1928 года экипаж вырос до 4 человек, росли и другие требования, поэтому машину переименовали в Leichttraktor, то есть легкий трактор. Старое же обозначение перекочевало другой, более легкой боевой машине. Правда, реально подвижки по программе Kleintraktor начались с начала 1930 года. Изначально танк планировался трехместным, с 20-мм автоматической пушкой и силовой установкой впереди, как на Leichttraktor. Но так продолжалось недолго, да и боевая масса в 3 тонны продержалась только на начальной стадии создания машины. Вскоре пошли радикальные изменения, по итогам которых танк стал не только тяжелее, но и ухудшился с точки зрения некоторых данных, например вооружения. Да и обозначение в июле 1933 года сменилось на La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, или сельскохозяйственный тягач).
Из мемуаров Гудериана «Записки Солдата» пошел миф о том, что La.S., он же Pz.Kpfw.I, создавался как учебный танк. Это не более чем попытка выдать желаемое за действительное. Конечно, танк получился не таким, как планировался изначально, но утверждение про «учебный» статус машины остается на совести Гудериана. На самом деле La.S. являлся типичным представителем легких танков примерно уровня «Виккерса 4-тонного». Да и зачем делать «учебный» танк из броневой стали с поверхностной закалкой, дорогой и сложной в производстве? Проблемы со сталью и проектированием башен с подбашенными коробками привели к тому, что производство 1.Serie/La.S. превратилось в фарс. Шасси получились, а вот башни нет, Krupp выпустил всего 20 комплектов из неброневой стали. Посему 1.Serie/La.S. действительно использовали как учебные. Но дальнейшие серии танка являлись полноценными боевыми машинами. Переименованный весной 1936 года в Pz.Kpfw.I Ausf.A, этот танк стал первой по-настоящему массовой боевой машиной данного типа в немецкой армии. Он немало повоевал, в том числе и в локальных конфликтах. Об этом и поговорим.
Изначально Krupp, создатель La.S., явно рассчитывал на монополию в разработке и производстве танков. Но чем дальше шла разработка машины, тем отчетливее становился простой факт — монополии не будет. Винить Krupp мог только себя. Для начала, не удалось вписать в танк 20-мм автоматическую пушку и экипаж из 3 человек. По этой причине еще 28 июля 1932 года был поднят вопрос о варианте с экипажем из 2 человек и одноместной башне с парой пулеметов MG 13. С Krupp заключили контракт на разработку башни с подбашенной коробкой, итогом стали те самые комплекты, в которые промышленный гигант из Эссена не смог. Но еще 19 ноября 1932 года, при осмотре деревянного макета башни с подбашенной коробкой, представители 6-го отдела Департамента Вооружений явно поняли — с разработкой Krupp явно что-то не так. Башня получалась не особо удобной, да и подбашенная коробка с выштамповкой-лючком для механика-водителя явно не была вершиной технической мысли. Результатом стало то, что в марте 1933 года появился крайне опасный конкурент — Daimler-Benz. Центр разработки танков концерна, располагавшийся в Мариенфельде, пригороде Берлина (позже Daimler-Benz werk 40, до того один из заводов Daimler), получил контракт на создание башни и подбашенной коробки. 30 мая 1933 года опытный образец башни с подбашенной коробкой поставили на шасси первого Kleinetraktor. Созданы они были совместно c гауптманом Генрихом Ольбрихом, одним из автором башни являлся Герберт Кунце, позже главный разработчик танковых башен Daimler-Benz.
Внешне башня Daimler-Benz была похожа на разработку Krupp, впрочем, и там не обошлось без Ольбриха. Вместе с тем, конструкция получилась куда более удачной. Более широкая лобовая деталь башни позволила свободно разместить два пулемета, между которыми поставили телескопический прицел TZF 2. Получилась массивная подвижная бронировка, в которой также имелись смотровые лючки. Вместо смотровых щелей в бортах башни сделали 4 смотровых лючка. Не менее удачной получилась и подбашенная коробка с рациональными углами по периметру. Она также получила смотровые лючки, а также двухстворчатый люк в левом борту. В связи с иной формой подбашенной коробки пришлось переделать и надмоторную плиту. Она стала выше, зато удалось обойтись без «ушей», отлично работавших как пулеприёмники. В дальнейшем именно Ольбрих определял конструкцию башен, так что характерная «подкова» с широкой лобовой частью и скосами впереди — это общий ему привет. Вплоть до середины 1941 года, Ольбрих, можно сказать, держал монополию. Во многом это и объясняет, почему немцы так долго не делали башни с кормовой нишей. Только после знакомства с Т-34 у них эта ниша появилась, да и то на единичных образцах танков.
В связи с тем, что с Krupp уже заключили контракт на выпуск 1.Serie/La.S., внедрение башен и подбашенных коробок Daimler-Benz задержался. Связано это было с тем, что требовалось еще и менять надмоторную плиту. Что мешало перезаключить контракт на изготовление измененных надмоторных плит, непонятно. Так или иначе, но внедрение новой конструкции перенесли на вторую серию — 2.Serie/La.S. Она же позже и стала тем, что известно как Pz.Kpfw.I Ausf.A. Первые комплекты башен и подбашенных коробок Daimler-Benz всё же оказались на 1.Serie/La.S., ставились они туда в порядке отработки конструкции. По состоянию на 10 января 1934 года, было заказано 300 комплектов башен и подбашенных коробок, общая сумма контракта составила 2,8 миллиона рейхсмарок (около 9400 рейхсмарок за комплект). Можно самим прикинуть, сколько Krupp потерял на этом денег, а ведь объемы заказов только росли. Если в январе 1934 года речь шла о 200 танках 2-й серии, то в начале июня объем заказа La.S. вырос до 1000 штук, а также пошел разговор о дальнейших сериях танка.
По итогам всех согласований и изменений объем выпуска 2-я серии составил 863 экземпляра. В финальном варианте Grusonwrek сдавал 205 танков серийными номерами 9001–9205, 27 с серийными номерами 9207–9233, 81 с серийными номерами 9235–9315 и 15 с серийными номерами 9351-9365. Вторым по объему производителем 2.Serie/La.S. оказался MAN, тот самый, что входил в группу G.H.H. Свой танк объединение пропихнуть не смогло (пока), зато MAN получил контракт на выпуск 160 танков с серийными номерами 9501–9660. Не ушел обиженным и Rheinmetall, которому достался контракт на 110 танков с серийными номерами 9801–9910. Четвертым производителем стал Henschel, концерн заполучил контракт на 150 танков с серийными номерами 10001–10150. Наконец, 115 танков выпускал Daimler-Benz Werk 40, с серийными номерами 10301–10415. Это не считая башни с подбашенными коробками, общая сумма оказалось такой, что где-то в Эссене грустно вздохнули.
В финальном варианте танк, на тот официально именовавшийся Krupp-Traktor, получился не похожим на исходную концепцию. Боевая масса составила 5400 кг, а максимальная скорость не превышала 37,5 км/ч. Странно ожидать что-то иное при 60-сильном моторе Krupp M 305. В связи с тем, что нагрузка на носовую часть выросла, первый опорный каток получил усиление, его легко отличить от остальных. Шасси 2.Serie/La.S. имело и ряд других изменений, которые ввели по итогам первого этапа эксплуатации танков первой серии. Еще в феврале 1934 года пришел большой список необходимых переделок. Он включал в себя увеличение диаметра поддерживающих катков до 190 мм, удлинения корпуса на 50 мм, а также целый ряд переделок по внутреннему оборудованию. Далее последовали дополнительные изменения, включая траки шириной 280 и шагом 90 мм, что потребовало и переделки ведущих колес. Всё это ввели до начала выпуска танков 2-й серии, который предполагалось начать в октябре 1934 года. По факту сдача танков началась с начала 1935 года.
Несмотря на все проблемы, а также то, что танк получился с более слабым вооружением, нежели изначально планировалось, «учебным» его назвать крайне сложно. В середине 30-х годов танки с противопульной броней и пулеметным вооружением являлись типовым явлением в большинстве армий мира. Французы только в 1935 году приняли, наконец, на вооружение свой Renault R 35, причем в войсках он появился год спустя. Основой же французской армии оставался Renault FT. В остальных армиях европейских государств ситуация выглядела не лучше. Англичане, как основной танк, имели такие же 2-местные 5-тонные танки, более быстрые, но по факту не особо превосходящие немецкую машину. Естественно, того же Освальда Лутца, реального создателя немецких танковых войск, ситуация с наличием 2-местного пулеметного танка вместо 3-местного, вооруженного 20-мм автоматической пушкой, не устраивала. В январе 1934 года начались работы над 6-тонным La.S.100. Но и синица в руках была неплоха. Особенно с учетом того, что фактическими аналогами Pz.Kpfw.I Ausf.A являлись даже не 4-5-тонные «Виккерсы», а танкетки. Да и как средство сопровождения пехоты первый массовый танк немецкой армии был вполне неплох. К тому же немецкие танки на 100% оснащались радиостанциями. С точки зрения коммуникации это огромный плюс, даже с учетом того, что речь шла о приемниках. Передающие радиостанции ставились на командирских машинах.
Фактический выпуск 2.Serie/La.S. начался ближе к весне 1935 года. Освоение производства шло тяжело, что существенно влияло на сроки. К 1 августа 1935 года в войсках имелось 318 танков данного типа, а к 1 декабря их число достигло 720 штук. Это несколько отличалось от планов сдать все танки 2-й серии в ноябре 1935 года. Впрочем, всё познается в сравнении. У тех же французов дела обстояли совсем плохо, а объемы выпуска английских легких танков выглядели и вовсе смешно. Между тем, в августе 1935 года последовал заказ на 150 танков третьей серии, которые дополняли те самые 150 машин первой серии, по вине Krupp ставших учебными. В финале контракт увеличился до 152 машин. С Grusonwerk заключили контракты на выпуск 2 танков с серийными номерами 9206 и 9234, плюс 35 танков с серийными номерами 9316–9350. MAN досталось 40 танков с серийными номерами 9661–9700. На долю Rheinmetall пришлось 20 танков с серийными номерами 9911–9930, еще 35 танков выпускал Henschel, они получили серийные номера 10151–10185. Наконец, 20 танков сдавала Daimler-Benz, они получили серийные номера 10416-10435. По опыту эксплуатации все опорные катки стали усиленными. Изменилась и подбашенная коробка: от смотрового лючка в правом заднем борту, куда никто не смотрел, отказались, а по бортам появились усилители. С левой стороны кормового листа ванны появился стоп-сигнал Bosch, изменился состав шанцевого инструмента. Наконец, стали ставить MG 13 с укороченными стволами.
Ближе к концу 1935 года появился еще и третий контракт на массовую версию La.S., более известный как 4.Serie/La.S. К тому времени танк уже три раза менял обозначение. В мае 1935 года его обозначали как M.G. Panzerwagen, тогда же появился и сквозной индекс Vs.Kfz.617, который продержался недолго. В октябре 1935 года машина именовалась как M.G. Kampfwagen, а месяц спустя появился индекс M.G. Panzerkampfwagen. Что же касается 4.Serie/La.S., то его метаморфозы оказались менее масштабными. Ширину лючка доступа к элементам трансмиссии в лобовом листе корпуса увеличили до 750 мм, усилили подвеску, поставили новый звуковой сигнал, а число топливных горловин на надмоторной плите увеличили до 4. На сей раз число производителей танка оказалось меньше. 40 танков с серийными номерами 9366-9405 пришлось на Grusonwerk, еще 30, с серийными номерами 9931-9960, сдал Rheinmetall. Самый большой контракт, на 64 танка с серийными номерами 10186-10249, получил Henshel. На втором месте оказалась Daimler-Benz, завод в Мариенфельде сдал 41 танк с серийными номерами 10436-10476. Окончательно производство танков четвертой серии закончилось осенью 1936 года.
В апреле 1936 года появилось, наконец, привычное обозначение Pz.Kpfw.I, а также сквозной индекс Sd.Kfz.101. Дальнейших заказов на исходный вариант шасси не последовало. Причиной стало то, что шасси оказалось перегруженным, а мотор Krupp M 305 под такой нагрузкой перегревался. Примерно то же самое происходило и с Vickers Mk.E, но там хотя бы не случилось увеличения массы машины более чем в 1,5 раза. По этой причине пришлось создавать удлиненное шасси с более мощным мотором. Работы по улучшению ситуации с силовой установкой привели к созданию Pz.Kpfw.I Ausf.B, по которому будет отдельный рассказ. Что же касается Pz.Kpfw.I Ausf.A, то в 1937 году начались работы по улучшению ситуации с охлаждением. Появился новый воздуховод, который прикрыли довольно крупной крышкой. Ее наличие является четким отличием La.S. от Pz.Kpfw.I. Тогда же все танки переделали на укороченные MG 13. Еще одним отличием стало появление прибора дымопуска, который крепился на той самой крышке в корме надмоторной плиты. Наконец, в 1939 году изменилась светотехника. Появились конвойные фонари Notek спереди и сзади, необходимые для движения колонн в ночное время.
Реальное осознание того, что из себя представляет собой Pz.Kpfw.I Ausf.A, появилось в Испании, куда они попали в 1936 году. Первые же боестолкновения с Т-26 показали, что чисто пулеметные танки являются вчерашним днем. Оснащенный противопульной броней Т-26 поражался бронебойными пулями MG 13 почти в упор, при этом 45-мм танковая пушка уничтожала немецких танк со всех дистанций. Это и привело к тому, что выпуск Pz.Kpfw.I довольно быстро свернули, а ему на смену в серию пошли Pz.Kpfw.II. Как частичное решение проблемы в Испании появилась «локальная» версия танка с 20-мм автоматической пушкой Breda 35. Не то, чтобы шедевр, но это всё же лучше, чем чисто пулеметный танк. Да и фраза «Никто, конечно, не думал в 1932 году, что с этими небольшими учебными танками нам придется в один прекрасный день вступить в бой с противником» — это большое лукавство. Pz.Kpfw.I являлся основной матчастью первых трех немецких танковых дивизий, и не только как учебные. Естественно, далее танки заменялись на более совершенные боевые машины, тем не менее, Pz.Kpfw.I никуда не делись.
По факту боевая карьера Pz.Kpfw.I Ausf.A продолжалась вплоть до 1941 года. В последний раз они использовались Африканским Корпусом, всего туда попало 25 танков данного типа. В общем, совсем даже не учебный танк. Безусловно, в дальнейшем эти машины попадали в учебные подразделения, но 2 с лишним года боевых действий говорят о многом. Pz.Kpfw.I Ausf.A продержался на фронте дольше, чем иные модификации Pz.Kpfw.III, который учебным может назвать разве что человек с очень богатой фантазией.
Так откуда же появились рассказы Гудериана про учебные танки? Ответ на этот вопрос достаточно простой. Дело в том, что опыт эксплуатации 1.Serie/La.S., оказавшихся без башен и подбашенных коробок, после чего ставших учебной матчастью, признали успешным. По этой причине 2 октября 1937 года было дано указание о демонтаже башен и подбашенных коробок с 24 танков основных серий Pz.Kpfw.I Ausf.A. Ставшие учебными танки соответствующим образом переделали, а их башни и подбашенные коробки пригодились на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B. Так появились «боевые» версии изначально учебных Schulfahrzeug и Umsetz-Fahrzeug. Вслед за теми самыми 24 танками последовали и другие. Одним словом, это не более чем попытка выдать желаемое за действительное. Не говоря уже о том, что Schulfahrzeug и Umsetz-Fahrzeug, изначально заказанные как учебные танки, стали боевыми. Иные провоевали до начала 1943 года.
Список источников:
- US NARA
- Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
- Фотоархив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ne-uchebnaia-boevaia-edinica-60e0276ff59c1e7997ccf7d4