История истребителя танков GMC T71, предшественнику GMC M36
Содержание:
В межвоенный период одним из перспективных направлений при создании истребителя танков стала разработка боевой машины с вращающейся башней. Первыми до такого догадались немцы, но их скоростные башенные истребители танков стали опытными разработками. В 1940 году, независимо друг от друга, аналогичные боевые машины стали разрабатывать в США и Советском Союзе. И если в СССР дальше проектов дело не продвинулось, американские военные вцепились в идею мертвой хваткой. Поначалу дела не особо клеились, но дальше появился проект истребителя танков GMC T35. Его развитие привело к появлению улучшенной версии, GMC T35E1, стандартизированной летом 1942 года как GMC M10. Это был первый американский истребитель танков с вращающейся башней, запущенный в крупную серию. Он же стал самым массовым американским истребителем танков.
Как и многие первенцы, истребитель танков GMC M10 страдал от ряда недостатков. Одним из наиболее очевидных стало отсутствие мотора поворота башни. Полный оборот башни за 4 минуты — это как-то многовато. Кроме того, уже после запуска в серию выяснилось, что башня неуравновешенная. По этой причине пришлось ставить противовесы, имевшие массу более 1,5 тонн. Поскольку серийное производство GMC M10 уже началось, менять машину на ходу не стали. Тем не менее, уже вскоре начались работы по улучшенной версии истребителя танков, в которой учли допущенные ошибки. Так на свет появилась GMC T71, прямой предшественник GMC M36, лучшего американского истребителя танков военного периода.
В кильватере Hellcat
История появления GMC T71 довольно любопытная с точки зрения хронологии. Сложилась ситуация, когда порядковый номер проекта не соответствовал времени начала работ. По состоянию на начало 1943 года шли три направления работ. Первым из них стала работа над GMC T70, наиболее приоритетная, с точки зрения Истребительного командования. Следует лишний раз отметить, что понятия «легкий» или «средний» истребитель танков для Истребительного командования не существовало. GMC M10 и GMC MT70, у которых разница в массе составляла более 10 тонн, находились в одной категории. Генерал Эндрю Брюс, который курировал разработку истребителей танков, ставил на более легкую машину, которая полностью соответствовала его взглядам на противотанковый самоход.
Второе направление разработки появилось 22 февраля 1943 года. Оно было непосредственно связано с теми проблемами, которые вылезли при эксплуатации GMC M10. Новая разработка получила обозначение GMC T72, утвердили работы 18 марта 1943 года. Если кратко, от она подразумевала адаптацию башни легкого танка Light Tank T21 к шасси GMC M10. Башню дорабатывали, в частности, с нее сняли крышу, а также переделывали укладку первой очереди. Но в целом это была башня легкого танка. Другой вопрос, что имелось еще и третье направление работ. 30 октября 1942 года на испытания вышел первый серийный образец GMC M10, перевооруженный на 90-мм пушку T7. Испытания прошли успешно, но именно тогда и вылезли проблемы с уравновешенностью башни. САУ осталась опытной, но идея никуда не делась.
Появление «Тигров» не осталось незамеченным и для американских военных. Несмотря на то, что 76-мм орудие M7 вполне успешно поражало немецкий танк на средних дистанциях, было очевидно, что вооружение надо усиливать. 3 марта Комитет по Вооружениям инициировал работы по Gun Motor Carriage T71. С датами официального запуска работ и связана забавная ситуация, когда GMC T72, работы по которой начались раньше, имеет более поздний порядковый номер. При этом работы по GMC T71 шли в кильватере GMC T70. Связано это оказалось с тем, что башня T72 не подходила для подобных задач.
Теоретически 90-мм пушку можно было поставить и в такую башню, но возникали проблемы с уравновешенностью и условиями работы расчета. Концепция GMC T70 выглядела более подходящей. Кроме того, не стоит забывать, что GMC M10 и T70 проектировали те же самые люди. Перенос наиболее удачных технических решений был у американцев в порядке вещей. Поэтому не стоит удивляться, что башня новой САУ выглядела похожей на GMC T70. Вместе с тем, истинным прародителем башни GMC T71 стала конструкция сварной башни E6194, которая предназначалась для Medium Tank T23.
Новая голова для старого шасси
Первоначально работу над Gun Motor Carriage T71 передали Chevrolet. Это было логичным решением, поскольку базу для САУ выпускал Fisher Tank Division, а 90-мм орудия (точнее, их стволы) производил как раз Chevrolet. Все они входили в структуру General Motors. Также стоит отметить, что GMC T70, которая отчасти являлась базой для разработки башни GMC T71, разрабатывалась Buick, которая также входит в GM.
В дальнейшем контракт переиграли. Дело в том, что базой для САУ выбрали GMC M10A1, которая выпускалась силами завода Ford Highland Park. Производство GMC M10A1 шло довольно медленно, но в Департаменте Вооружений знали, что делали. Мотор Ford GAA был мощнее, а это означало более высокую подвижность. Кроме того, наверху прекрасно понимали, что модернизированная САУ будет, с большой долей вероятности, более тяжелой, чем GMC M10. Поэтому для шасси M10 зарезервировали как GMC T71E1, а базовым шасси стало GMC M10A1 (случилось это в декабре 1943 года). Подрядчиком, соответственно, сделали Ford.
По факту это уже мало что меняло, поскольку базовая концепция GMC T71 сформировалась. Ford передавалась техническая документация, которую разработали на Chevrolet. Также силами Chevrolet изготовили и полноразмерный макет. Ford оставалось изготовить саму башню, которую установили на готовое шасси GMC M10A1. Такая концепция явно была частью хитрого плана американских военных. Базовое шасси почти не переделывалось, лишь крепилось «ложе» на надмоторной плите, которое выполняло роль стопора орудия по-походному. Кроме того, переделывались снарядные укладки. Разумеется, боезапас снизился, поскольку 90-мм унитар был больше 3-дюймового. Тем не менее, в корпусе нашлось место для 35 патронов, с учетом габаритов, вполне прилично.
Хитрый план заключался в том, что в Департаменте Вооружений явно хотели сэкономить, причем эта мысль не выглядела неправильно. Если кратко, то речь шла об идее перевооружения уже выпущенных GMC M10. Изначально хотели именно это, но со штатной башней M10. Вылезшие проблемы заставили забыть о башне M10, но никто не мешал заменить башню на новую. Правда, для этого требовалось изготовить ту самую башню. Случилось это в сентябре 1943 года, совпав с прекращением выпуска GMC M10A1 на заводе Ford. Выпуск M10A1 срочно освоили на Fisher Tank Division, но появилась другая проблема. AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска) упорно не хотели начинать испытания опытного образца, считая более приоритетным направлением танки. Пришлось вмешиваться генералу Гладеону Барнсу, к тому моменту начальник артиллерийско-технического управления американской армии. На то, чтобы достучаться до толстолобиков из AGF, ему пришлось потратить месяц.
Надо сказать, что даже первый опытный образец GMC T71, чья башня была изготовлена из конструкционной стали, получился лишь отчасти похожим на GMC T70. Поскольку базой выступила танковая башня, размещение экипажа принципиально отличалось от T70. Наводчик сидел справа, что было более удобно. Заряжающий, соответственно, оказался слева. Ему это также было плюсом, поскольку правой рукой заряжать удобнее. Правда, при этом сохранилась кольцевая пулеметная турель по типу той, что использовалась на GMC T70. Под нее даже сделали выступ с левого борта, но быстро выяснилось, что турель неудобная. Поэтому в январе 1944 года последовала команда заменить кольцевую турель на вертлюг. Второй образец GMC T71 был уже без выступа под турель.
Принципиальным отличием от GMC T70 была ситуация с броневой защитой. Судя по всему, бредни генерала Брюса, который считал нормальным срезать броню ради скорости, создатели GMC T71 во внимание не приняли. Поэтому толщина бортов башни увеличилась до 32 мм, что гарантированно защищало от огня даже 20-мм зенитных автоматических пушек. Еще больше брони оказалось в лобовой части башни: орудийная установка T8 с 90-мм пушкой M3 была прикрыта подвижной бронировкой литой конструкции толщиной 76 мм. Чтобы не вылезло проблем с уравновешенностью, башня получила развитую кормовую нишу литой конструкции. Она же выполняла роль снарядной укладки первой очереди, всего там размещалось 11 унитаров. Задняя стенка забашенной ниши имела толщину аж 102 мм.
Проблему обзорности на GMC T71 так и не устранили, посчитав, что перископов расчету не нужно. Вместе с тем, главные проблемы GMC M10 устранить вполне удалось. Башня получила привод поворота по горизонтали, благодаря чему полный оборот она стала производить за 15 секунд. Не менее важным моментом стало то, что боевая масса даже снизилась — до 28122 кг. Соответственно, чуть повысилась и подвижность. Испытания пилотного образца, которые проходили на Абердинском полигоне, в Форт-Нокс, показали необходимость доработок. Часть из них появилось на втором образце GMC T71. В ходе испытаний массу споров вызвало предложение поставить дульный тормоз. От него отмахивались, как могли, поскольку вырывающиеся пороховые газы демаскировали машину.
Несмотря на то, что AGF и Истребительное командование имели своё мнение насчет GMC T71, против очевидного идти оказалось невозможно. GMC T70 испытывала массу проблем с надежностью, а 90-мм орудие поставить в нее не представлялось возможным. Кроме того, выявленные на GMC T71 недостатки не выглядели критичными. Поэтому еще в октябре 1943 года AGF рекомендовало вооружить этими САУ 10 самоходных дивизионов истребителей танков. Одновременно прозвучала мысль о необходимости прекращения выпуска GMC M10A1. Именно поэтому таких машин приняли меньше, чем их реально произвели. В начале 1944 года на Fisher Tank Division в Гранд Блан, штат Мичиган, началась подготовка к производству GMC T71. При этом стандартизация случилась лишь 1 июня 1944 года. САУ получила индекс GMC M36, к тому моменту она уже 2 месяца как выпускалась.
Список источников
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- www.tankdestroyer.net
-
источник: https://dzen.ru/a/Y0MrA-hMyAeb6wjB?&