Юрий Пашолок. Модернизация в промежуточной итерации
Еще в конце 1940 года начались разговоры о модернизации среднего танка Т-34. Претензии были по целому ряду направлений. Вместо свечной подвески хотели ставить торсионную, менее громоздкую и более простую, также предлагалось расширить башенный погон до 1600 мм (при этом технические возможности для этого на заводе были уже тогда). 19 ноября 1940 года вышло постановление Комитета обороны при СНК Союза ССР №428сс «О дополнениях и изменениях в тактико-технические требования по танкам КВ, Т-34 и Т-40». Там планировалось внести в танк меньше изменений, чем хотели в ГАБТУ КА, но, как говорится, процесс пошел.
17 января 1941 года был подготовлен проект постановления Комитета обороны при СНК Союза ССР «О переходе на производство танков Т-34 с торсионной подвеской». Согласно ему, к 1 апреля 1941 года планировалось изготовить два опытных образца Т-34 с торсионной подвеской. Башенный погон расширялся до 1600 мм, расчёт башни возрастал до 3 человек, ставилась командирская башенка с круговым обзором. Вместо свечной подвески ставилась подвеска торсионная, а вместо В-2К – двигатель В-5 мощностью 600 л.с. (форсированная до 700 л.с. версия этого мотора тестировалась на опытном танке Т-150). Ожидалось, что максимальная скорость вырастет до 65-70 км/ч. Правда, работы всё равно затянулись. Тем не менее, уже к десятым числам февраля появились первые наработки по модернизации, а первый вариант торсионной подвески начертили еще в январе.
Первый вариант танка, который позже стали называть Т-34М, рассмотрели 12 февраля 1941 года. По результатам рассмотрения представители ГАБТУ КА предложили внести целую массу изменений. В результате танк продолжил метаморфозы, в виду чего достаточно сильно стал отличаться от исходного Т-34.
На внешний вид машины существенно повлияли тактико-технические требования, подписанные начальником ГАБТУ КА Я.Н. Федоренко 5 марта 1941 года. Среди новых требований следует упомянуть ходовую часть. Помимо требования установить амортизаторы на крайних узлах подвески, число опорных катков увеличилось до 6, причём их предполагалось делать с внутренней амортизацией – таким образом, существенно экономилась резина для катков. Ещё раньше, 3 марта, были разработаны тактико-технические требования на механическую планетарную трансмиссию. К 10 марта прорабатывалось два варианта КПП – 5-ступенчатая и 8-ступенчатая, обе КПП рассчитывались на максимальную скорость 60 км/ч. Также проработали три типа опорных катков со сниженным до 600 мм диаметром, из них два типа с внутренней амортизацией. Сам же танк тогда назывался либо Т-34-Т, либо Т-60.
Новые требования на модернизированный Т-34 были реализованы в переработанном проекте. В отличие от первой итерации, он был проработан куда глубже, кроме того, изготовили деревянный макет машины. Надо сказать, что этот вариант стал больше напоминать Т-34, по крайней мере с носовой части корпуса. Если первая итерация имела носовую часть, больше похожую на КВ, то вторая уже куда была ближе к привычному Т-34. Правда, механик-водитель с радистом поменялись местами. На крыше отделения управления появились перископические смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, сохранились смотровые приборы в бортах корпуса. Верхние бортовые листы корпуса получили сложную форму, став чем-то средним между первым и вторым вариантом первой итерации машины.
Больше всего переделок оказалось с точки зрения ходовой части. Опорных катков стало по 6 на борт (явно не без влияния Pz.Kpfw.III), Добавились поддерживающие катки (по 4 на борт), изменилась конструкция ленивца, а также механизма натяжения гусеницы (данная конструкция больше напоминала всё тот же КВ). Переделали и траки: их ширина снизилась до 450 мм, а на рабочих поверхностях появились характерные «шевроны». Также имелась эскизная проработка трака шириной 480 мм с цевочным зацеплением. Предполагалось ставить мотор В-2К, что повышало удельную мощность машины до уровня выше 20 л.с. на тонну. Также существенно изменилась и башня. Она была трехместной, причем командира расположили позади орудия, это также немецкое влияние. Наконец, танк предлагался в двух вариантах исполнения — с броней толщиной 45 и 60 мм.
В некоторых публикациях утверждается, что танк, который именуют также как А-43 (об этом чуть ниже), был бы именно таким, как по проекту. На самом деле это заблуждение. Комиссия, по итогам рассмотрения проекта и макета, выявила целую массу недочетов. Предложенную лобовую часть корпуса забраковали, дав указание вернуть лоб корпуса с балкой. Идею с боковыми смотровыми приборами механика-водителя и стрелка-радиста также забраковали, поскольку они ослабляли бортовую броню. Имелись претензии и к конструкции башни. Командирскую башенку собирались заменять на штампованную, несколько менялась неподвижная бронировка артиллерийской системы, также прорабатывался вопрос изготовления цельноштампованного корпуса башни. В общем, такого танка в металле просто бы не построили. Финальный вариант Т-34М был совсем другим — гораздо более напоминавшим привычный Т-34.
Ну а теперь, как говорится, следим за руками. Собственно говоря, откуда и пошел индекс А-43, который прочно приклеился к Т-34М. А всё просто. Альбом, который выложен на Т-34 Информ, является, так сказать, вариацией на тему более крупного документа — акта комиссии, которая рассматривала макет и документацию по модернизированному Т-34. И во там есть такой момент — особое мнение Мариупольского завода им. Ильича, который был смежником завода №183 по корпусному производству. И вот как раз они назвали танк А-43.
На дворе апрель 1941 года, можно предположить, что Т-43М имел именно такой индекс. Но нет! Всё тот же Мариупольский завод им. Ильича, отчет об обстреле броневых плит модернизированного танка, июнь 1941 года. И что же мы видим?
Ну и закрепление результата — обсуждение самоходных установок на базе Т-34. Да, было и такое, кто читал статью про У-20, тот, видел упоминание. Летом 1941 года прорабатывалась подобная тема с 85-мм пушкой, как с круговым обстрелом, так и с ограниченной наводкой. И вот там тоже предполагалась база модернизированного танка. Как он назывался? Да вот так и назывался.
Таким образом, «самодеятельность» Мариупольского завода им. Ильича с индексами породила ошибочную теорию, которая дальше того самого акта макетной комиссии, не просматривается. Так что индекс А-43 на совести тех, кто его применил в апреле 1941 года. С толку он свел многих, причем без серьёзного архивного копания подвох и не определить. И спросить уже давно не с кого.
Статья по Т-34М:
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12857780.html