Юрий Пашолок. Метаморфозы шведского опытного шасси
Удивительная история Landsverk L-60-S Nr.62, который неоднократно переделывали в различные боевые машины
Опытные образцы бронетанковой техники часто становятся объектами для различных опытов. Если машина более-менее удачная, то в дальнейшем она часто становится тестовой лабораторией для обкатки тех или иных решений. Позже эти решения часто оказывались на серийных образцах. Такая практика встречалась часто. Medium Tank T6, прародитель Medium Tank M4, за время существования изменился весьма существенно. То же самое можно сказать и про КВ У-0. За те неполные 2 года, что судьба уготовила машине, она успела весьма существенно измениться. Один из двух опытных экземпляров тяжелого танка КВ-1с, что выпустили летом 1942 года, всё еще жив. Между тем, мало кто догадается, какой танк стоит в Питере на постаменте. Его больше знают как КВ-85, хотя на самом деле в исходном виде это опытный КВ-1с. А еще он некоторое время побывал КВ-122.
Столь существенные метаморфозы опытных машин являются вполне обычным явлением. Причины прозаичны. После первых испытаний образец, даже если он оказывается удачным, становится во многом не нужен. В большинстве случае опытный танк в войска не попадает, поскольку различные правки обычно неизбежны. Порой серийная машина существенно отличается от опытного образца. В таких случаях опытная машина становится банально не нужна. В лучшем случае она отправляется в музей, а чаще просто на переплавку, либо тактическим объектом на стрельбище. Ситуация грустная, но логичная. В таких условиях более правильным решением становится использование опытной машины как тестовой лаборатории. При этом машина может претерпевать существенные метаморфозы, порой превращаясь в совершенно иной класс боевой техники. Например, опытный «охранный танк» конструкции Garnier-Renault был переделкой опытного же Renault D3. И таких примеров хватает у многих стран. Включая и Швецию.
В июле 1936 года с Landsverk был заключен контракт на изготовление двух танков L-60-S. Согласно контракту, первый танк выпускался в виде шасси, а второй как полноценная боевая машина. Ей стал танк с серийным номером 104 и регистрационным номером 62. С самого начала танк №62 стал полигоном для экспериментов. Он отличался и конструкцией лобовой части корпуса, и башней. Вместо 37-мм пушки, предполагавшейся изначально, машина получила 20-мм автоматическую пушку Madsen. По итогам испытаний, которые прошли в августе 1937 года, KATD (Kungliga Arméförvaltningens Tygdepartement) принял окончательное решение по поводу L-60-S. 10 сентября 1937 года было подписано соглашение №55215 о поставке 15 улучшенных танков, получивших заводское обозначение Landsverk L-60 S. Также шасси №61 стало базой для постройки головного танка, более известного как Strv m/38. Переделывать танк №62 не стали, но его еще ждала целая масса метаморфоз. О них и пойдет речь.
С самоходной артиллерией у шведов ситуация выглядела, скажем так, весьма своеобразно. Это если сказать очень мягко. С одной стороны, Landsverk занималась самоходными артиллерийскими установками еще в первой половине 30-х годов. А вот с другой, происходившее вокруг шведских САУ иначе, как клоунадой, не назвать. Судите сами: в то время, как венгры выбрали Landsverk L-62, она же Landsverk ANTI, как ЗСУ/истребитель танков, шведские военные зачем-то старательно пытались выпиливать истребитель танков из не имеющего перспектив L-120 и… 20-мм автоматической пушкой. Маразм ситуации заключался в том, что окончательно забросили идею только в 1942 году. Между тем, 6 июня 1941 года состоялось совещание с участим KATD, представителей Bofors и Landsverk. На нем обсуждалось текущее состояние работ по танкам и танковой артиллерии. Среди тем оказались и перспективные разработки. В их числе было и два проекта самоходных артиллерийских установок. Одной них значилась машина, обозначенная как Försöksbandpv (L-60-I) или экспериментальная самоходная пушка на шасси L-60-I. Согласно описанию, предполагалось ставить на базу L-60-S пушку Bofors калибра 75 мм и с длиной ствола 40 калибров.
Как это часто бывает в шведских документах, реальное орудие часто отличалось от указанного в документах. На самом деле речь шла о 7,5 cm kanon m/40, полевом орудии, разработанном Bofors в самом конце 30-х годов. Длину ствола в переписке сильно округлили, реально длина ствола составляла 37,3 калибра (2798 мм). Вполне современная для своего времени полевая пушка, но на роль истребителя танков она тянула не особо хорошо. Скорее стоит говорить не про шведский аналог Marder, а что-то типа СУ-76. То есть самоходная полевая пушка, в некоторых случаях способная бороться с танками. На роль истребителя танков скорее предполагалась другая машина, которую также обсуждали 6 июня 1941 года. Именовалась она как Bandpv 75. Базой служил перспективный танк LAGO, на который устанавливалась 75-мм пушка с начальной скоростью снаряда 840 м/с. На дистанции 1300 метров ее снаряд должен был пробивать 70 мм брони. Эта машина продумывалась еще в апреле 1941 года.
Обе машины, впрочем, находились в низком приоритете. Было, мягко говоря, не до них. В мае 1941 года обсуждалась возможность приобрести 1-10 штук Landsverk ANTI II по цене 161000 шведских крон за машину. Всё обсуждением и закончилось, а машины купили финны. Результатом стало то, что Bofors работала по машине Försöksbandpv (L-60-I) в фоновом режиме, причем скорее инициативно. Про эти работы больше полугода вообще не было ни слуху, ни духу, а потом, в январе 1942 года, Bofors представила своё видение проекта. Вместо башни и подбашенной коробки предполагалась рубка, в которой размещалось модифицированное орудие 7,5 cm kanon m/40. По сравнению с базовой системой изменили углы наводки, особенно это касалось углов склонения. Также появилась бронировка полусферической формы.
Самое интересное заключалось в том, что проект представили в виде двух вариантов. Как альтернативу предложили другое 75-мм орудие — 7,5 cm kanon m/02-33. Работа по этому варианту началась 27 сентября 1941 года. Модифицированная версия полевого орудия, созданного еще в начале XX века совместно Krupp и Bofors, выглядело странным выбором, если не знать подоплеку. Шведские орудия были штучным товаром, например, 7,5 cm kanon m/40 выпустили немногим более 60 штук. Более ранних орудий произвели 108 штук, да и ТТХ выглядели не столь и ущербными, несмотря на то, что к 1942 году их уже отправили на склады. Разница по начальной скорости у 7,5 cm kanon m/02-33 оказалась минимальной, и это при длине ствола в 30 калибров. Кроме того, орудийную установку также переделали, она обеспечивала углы вертикальной наводки от -15 до +25 градусов. Да и рубка оказалась проработанной более грамотно. Не говоря уже о том, что у первого варианта ситуация с размещением расчета получалась совсем плохой.
Создается впечатление, что Bofors с самого начала выбрала для себя приоритетом именно второй вариант САУ. В KATF колебались насчет того, какую именно базу брать. Помимо L-60-S, Landsverk ANTI II, а также LAGO, прорабатывался и вариант использования Landsverk Terro, уменьшенной версии LAGO. Наконец, существовала база Strv m/41, которая, в итоге, и стала приоритетной. Впрочем, пока было не до нее, поскольку первые Strv m/41 сдали только в феврале 1942 года. Поэтому иных альтернатив, кроме как L-60-S, попросту не имелось. Тем более что орудия 7,5 cm kanon m/02-33 всё равно находились, так сказать, на скамейке запасных.
Утвержденный вариант САУ получил обозначение 7,5 cm Provisorisk stormpjäs, или 75-мм штурмовая единица. На переделку было затрачено 35 тысяч шведских крон, по шведским меркам немного. В общем и целом САУ, переделанная к июню 1942 года, соответствовала проекту. Боевая масса машины, вместе с расчетом из 5 человек и боекомплектом в 50 унитарных патронов, составила около 10 тонн. Для обеспечения необходимого объема боевого отделения его расширили до полной габаритной ширины шасси. Интересным решением стали волнистые верхние кромки листов лба и боков рубки. Сделали это для меньшей заметности. Также командир машины получил стереотрубу, которая ставилась с левой стороны от орудия.
Несмотря на то, что масса 7,5 cm Provisorisk stormpjäs существенно превысила показатели исходного танка, шасси выдержало. Это показали и испытания, которые проводились в декабре 1942-январе 1943 года 6-м аттиллерийским полком (A 6, Йёнчёпинг). Как средство поддержки пехоты самоходное орудие вполне подходило. Но тут своё веское слово сказало KATF. Дело в том, что шведы насмотрелись на немецкий StuG III и захотели что-то типа него. Только полегче. Посему требования к самоходной 75-мм пушке включали в себя и броню толщиной 50 мм. Такую броню на 7,5 cm Provisorisk stormpjäs навешивать было некуда, что стало причиной сворачивания работ. Далее история пошла по пути Sav m/43, на шасси Strv m/41. Ирония судьбы в том, что после войны шведская пехота захотела машину, здорово напоминающую опытную САУ. Только полегче и побыстрее. На тонкую броню было плевать, всё равно броня толщиной 50 мм в конце 40-х годов была не броней.
Вскоре после окончания испытаний 7,5 cm Provisorisk stormpjäs ждали метаморфозы. Дело в том, что шведы активно начали работы по безоткатной артиллерии. Что именно послужило толчком к этой работе, вопрос, но не исключено и ознакомление с трофейными пушками Курчевского. Кроме того, шведы были знакомы и с немецкими разработками по этой теме. Немецкий след более вероятен, поскольку шведы сконцентрировались на двух калибрах — 105 и 149 мм. Как раз калибр 105 мм имели немецкие безоткатки 10,5 cm Leichtgeschütz 40, разработчиком которых был Krupp. На всякий пожарный стоит лишний раз напомнить, что Krupp контролировал Bofors, это многое объясняет. В дальнейшем работы по теме шведской 105-мм безоткатки привели к появлению 10,5 cm infkan m/45, первой серийной безоткатной системы шведского производства. Впрочем, на танковое шасси предлагалось чего помощнее. На базе 149-мм гаубицы 15 cm fästningshaubits m/02 создали экспериментальное безоткатное орудие. Начальная скорость составила 300 м/с, для безоткатки вполне нормально.
Получившуюся систему взгромоздили на переработанную 7,5 cm Provisorisk stormpjäs. Для того, чтобы орудие влезло, пришлось заварить амбразуру и перенести ее выше. Также на надмоторной плите организовали платформу, с которой проводили заряжание орудия. Боевая масса машины, которая получила обозначение Stormpjäs fm/43, составила 10,5 тонн. Явно предельное значение для шасси, но для начала требовалось понять, насколько вообще L-60-S может выдержать стрельбу из 15 cm eldrör m/02. Первые стрельбы проводились 7-8 июля 1943 года, они показали, что принципиальная возможность использования столь легкого шасси вполне оправдана.
Следующий этап испытательных стрельб состоялся 3-4 ноября 1943 года, он лишний раз подтвердил возможность использования шасси L-60. Впрочем, к тому моменту приоритетным легким шасси окончательно стал Strv m/41. По этой причине дальнейшие работы по Stormpjäs fm/43 свернули, а орудие переставили на другое шасси. Более экспериментов на опытном танке №62 не проводилось. В историю он, впрочем, всё равно попал как самый тяжело вооруженный танк семейства Landsverk L-60.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, и Виктору Нурланду, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Список источников:
-
-
- Архив Карла Бломстера
- fromtheswedisharchives.wordpress.com
- digitaltmuseum.se
- Pansarraritteter Nr.2, Christer Baadstöe, PANSAR 4–2006
- Pansarraritteter Nr.3, Christer Baadstöe, PANSAR 1–2007
- Svenskt Stormartilleri, Christer Nyhlén, PANSAR 1–2007
-