Рассказ о легком немецком командирском автомобиле Mercedes-Benz 170 V Polizei-Kübelsitzwagen, реставрация которого закончилась в мастерской Вячеслава Лен
Немецкие автомобили времен Второй мировой войны нередко являются образцом высоких технологий. Но так было далеко не всегда. Например, самым массовым немецким военным грузовиком оказался Opel Blitz, исходно коммерческий автомобиль. Не такой совершенный, зато массовый. Очень похожая ситуация и с самым массовым немецким военным легковым автомобилем. Им стал Volkswagen typ 82, армейская версия KdF-Wagen, «народной» малолитражки (именно так она исходно позиционировалась нацистами). И снова во главу угла была поставлена простота, обеспечивавшая массовость. Таких примеров в немецком автопроме военного периода более чем хватает.
В России немецких военных автомобилей сохранилось совсем немного. Основная их масса погибла во время Великой Отечественной войны, какие-то доживали свой век в народном хозяйстве. За последние лет 20 этих машин стало заметно больше, прежде всего за счет работы реставраторов. На этой неделе была закончена реставрация немецкого командирского автомобиля Mercedes-Benz 170 V Polizei-Kübelsitzwagen. Машину отреставрировала мастерская Вячеслава Лен. Самое время рассказать об этом, крайне редком автомобиле.
Специальные военные автомобили Daimler-Benz проектировал еще во времена рейхсвера, когда главным конструктором был Фердинанд Порше. В их числе были и легковые автомобили, включая и повышенной проходимости. Например, трехосный Mercedes-Benz Typ G 1 (W 103). Впрочем, такие автомобили являлись скорее редкостью. Основная масса легковых военных машин из Штутгарта была совсем другой. Речь идет о Kübelsitzwagen, или Kübelwagen. Концепция таких машин была предельно простой. На шасси обычной легковой машины ставили упрощенный кузов, часто без дверей (или с брезентовыми дверьми). Всё, военная машина готова.
Прозвище Kübelsitzwagen закрепилось за подобными машинами из-за характерных сидений. Поскольку дверей не предусматривалось, сиденья получили развитую боковую поддержку, дабы не вылететь из него на повороте. Согласно классической теории, Kübel — это от слова «бадья». Чем-то они действительно похожи на бадьи. Но немецкий язык весьма богат, в том числе и на сортирный юмор. Так вот, Kübel — это еще и ночной горшок. Есть подозрение, что название пошло именно от этого места для раздумий.
«Кюбеля» Daimler-Benz выпускал разного класса, как легкие, так и средние. Был еще и роскошный Mercedes-Benz typ G 4, но это штучный товар. А вот массовыми являлись машины попроще. В том числе и Mercedes-Benz Typ 170 Kübelwagen (W 15). Строились они на базе самого младшего в семействе Mercedes-Benz автомобиля. Надо сказать, что в легкую категорию поначалу Mercedes-Benz особо не лез. У него хватало «кюбелей» среднего класса, не то, чтобы сильно массовых, но и «навара» с них больше.
Была, конечно, попытка пролезть в программу «легкого единого» автомобиля-внедорожника. Но создается ощущение, что в Штутгарте принципиально не хотели идти на поводу военных. Благодаря близости к нацистам концерн имел массу привилегий и мог позволить то, что другие делать не осмеивались. Вместо того, чтобы включиться в программу le. gl. Einheits-Pkw, Daimler-Benz создал модель Mercedes-Benz typ G 5. Вроде очень похоже, но нет. В результате подавляющее большинство этих машин полетело мимо немецкой армии. Основная их масса ушла на экспорт, например, в венгерскую армию.
В Штутгарте, впрочем, вряд ли горевали по данному поводу. Немного подергавшись на ниве полноприводных «кюбелей», в Daimler-Benz решили быть чуть попроще. Тем более выяснилось, что программа le. gl. Einheits-Pkw буксует. Не то, чтобы совсем мало машин, но когда самые легкие и востребованные машины выпускаются тиражом 1-2 тысячи в год, это как-то несерьёзно. Германия вовсю готовилась к большой войне, такая ситуация была недопустимой. В результате у Daimler-Benz появился отличный шанс на большой контракт.
С 1935 года в гамме легковых автомобилей Mercedes-Benz появилась модель Mercedes-Benz typ 170 V (W 136). Она сменила модель W 15, став самым популярным автомобилем марки довоенного выпуска. Редкий случай, когда машина из Штутгарта по объемам выпуска соперничала с продукцией Opel. Очень удачная машина была выпущена тиражом почти 75 тысяч экземпляров. Выпуск автомобиля свернули в 1942 году, но после войны он возобновился. Производился он с 1946 по 1953 годы, снова став одним из лидеров рынка. W 136 отличался X-образной рамой, обеспечивавшей высокую жесткость, а также легкостью управления. Нередко именно эту машину советуют начинающим любителям классических машин. Она сравнительно недорогая, а эксплуатация схожа с современной машиной.
Интересует она нас, впрочем, по другой причине. Среди малолитражек Mercedes-Benz typ 170 V (W 136) оказался оптимальным кандидатом на «мобилизационный кюбельваген». Остальные машины либо не очень годились на данную роль, либо имели небольшой объем выпуска. Кроме того, еще теплилась надежда, что le. gl. Einheits-Pkw всё же станут массовыми машинами. Так или иначе, но в 1938 году начался выпуск Mercedes-Benz typ 170 VK (W 136 K). Этот автомобиль оказался создан по классическим лекалам немецкого кюбельвагена на базе гражданского шасси. С точки зрения базы 170 V и 170 VK были почти идентичны. Приставка K (Kübelsitzwagen) означала минимальные изменения, необходимые для войсковой эксплуатации.
Аналогично le. gl. Einheits-Pkw, модель Mercedes-Benz typ 170 VK получила несколько типов кузовов. Конструктивно они не сильно отличались от других кюбельвагенов, то есть имели деревянный каркас, на который натягивалась жестяная обшивка. Надо сказать, что базовый для других моделей 4-дверный кузов Kfz.1 на снимках встречается нечасто. Более массовыми оказались машины связистов и полевые мастерские (Kfz.2) с 3 дверьми и большим коробом на месте правого пассажирского сиденья. Наконец, выпускался вариант Kfz.3 для артиллерийской инструментальной разведки.
Вплоть до массового развертывания выпуска Volkswagen typ 82 мобилизационный кюбельваген из Штутгарта был самой массовой немецкой машиной в своём классе. С 1938 по 1942 годы сдали 19075 машин данного типа. Автомобиль оказался неприхотливым, но гражданское прошлое делало своё дело. На бездорожье автомобиль вел себя не лучшим образом. Уже к началу 1943 года Mercedes-Benz typ 170 VK был редкостью. Ныне же эта машина отчасти забыта. Даже на фоне «единых» внедорожников, коих сохранилось совсем немного, данный автомобиль редкость. В России, например, их всего несколько штук, «единые» Stoewer и BMW встречаются чаще.
Был, впрочем, и уникум, о котором сегодня пойдет речь. Он не входит в объем выпуска Mercedes-Benz typ 170 VK, поскольку проходил по другому ведомству. Машины для военной полиции шли отдельной строкой, нередко они не пересекались с вермахтом. Делали такие машины и силами Mercedes-Benz. У полиции были свои запросы, включая и конструкцию кузова. Например, для нее выпускали специальные версии грузовиков Mercedes-Benz Typ N 46. Вот и с Mercedes-Benz 170 V Polizei-Kübelsitzwagen случилась ровно та же история. Шасси одно, а исполнение кардинально другое.
Судя по всему, полиция крайне скептически относилась к армейским кузовам системы «квадратиш-практиш-гут». Частенько их машины отличались вычурной конструкцией, с изысками. Вот и Mercedes-Benz 170 V Polizei-Kübelsitzwagen получился именно таким. С функциональной точки зрения полный аналог typ 170 VK Kfz.1, но внешне очень сильно разные машины. Что характерно, ряд военных оказались солидарны с полицией. Изредка эти машины использовались и в вермахте, и люфтваффе, и кригсмарине. На них ездил офицерский состав.
Объем выпуска полицейского фаэтона был очень небольшим. До наших дней в виде автомобиля дожил всего один экземпляр. Он оказался в коллекции проекта «Трофейные Машины» Максима Зубарева. Машину неоднократно можно было видеть на международном военно-патриотическом слёте «Моторы Войны». Автомобиль дожил в более-менее комплектном виде, но требовался большой объем доводочных работ. Именно им и занималась мастерская Вячеслава Лен. По факту понадобилась полноценная реставрация. Предыдущие владельцы, от которых машина попала в «Трофейные Машины», неоднократно «колхозили» машину. В результате понадобилось куда больше работ, чем «разобрать-покрасить-собрать».
Почему полицейская машина была интересна офицерам, а порой и генералам, становится понятно, когда ее сравниваешь с обычными «кюбелями». Несмотря на утилитарность кузова, ему не откажешь в элегантности. Конечно, это не заказной кузов Kfz.21, который строился малыми сериями для генералитета, но на фоне «обувных коробок» Kfz.1 он смотрится куда эффектнее. Да и с точки зрения комфортабельности явно стоит выше. Одно то, что тут нормальные, а не облегченные плоские двери, уже многого стоит. Естественно, по трудозатратам такой кузов был явно выше, но это и не массовое изделие.
Несмотря на то, что машина имеет «полноценный» кузов с дверьми (от брезентовых дверей немцы отказались во второй половине 30-х годов), сиденья с развитой боковой поддержкой никуда не делись. Это касается и передних, и задних сидений. В этом плане Mercedes-Benz 170 V Polizei-Kübelsitzwagen явно стоит выше Mercedes-Benz 170 VK Kfz.1. Отформирован задний диван под двоих пассажиров, и тут им ничуть не менее комфортно, чем в, например, Horch 901. А еще на дверях изнутри есть ручки, чтобы держаться при езде по кочкам. Из таких мелочей и получается общий комфорт.
Кузов фаэтон подразумевает, что стекла у машины не опускаемые, а съемные. Такая система характерна для немецких командирских машин. В этом плане Mercedes-Benz 170 V Polizei-Kübelsitzwagen не уникален, но тоже со своими особенностями. Помимо пазов, куда вставляются рамки с целлулоидными стеклами на брезентовом основании, имеются также дополнительные фиксаторы в виде кнопок. У других машин обычно это ремешки. Мелочь, а приятная, поскольку задувает через щели меньше.
Надо сказать, что мягкий верх у этого автомобиля поднимается довольно быстро. В ходе съемки двое человек, включая автора, поставили стекла и установили верх где-то минуты за три, не особо торопясь. За счет того, что верх нависает над боковинами дверей, внутрь ничего не заливает, главное не забывать заправить боковины. Так что если начнется дождь, экипаж машины быстро может обезопасить себя от осадков.
На Mercedes-Benz 170 V Polizei-Kübelsitzwagen сохранился один элемент, который характерен для ранних кюбельвагенов. Речь идет про багажник, точнее место, где он должен размещаться. Изначально тут была просто площадка, дальше появился багажник, либо место под него (у Kfz.1 там было открытое сверху пространство, без крышки). На полицейской машине снова сделали обычную площадку. У нее была масса функций. Сюда можно просто положить запаску, либо чемодан. Иногда на площадку ставили радиостанцию. Не очень изящно, зато практично.
На ходу машина не отличается от обычного Mercedes-Benz typ 170 V (W 136). По дорогам на нем ехать очень удобно. А вот в случае с бездорожьем ситуация несколько иная. Во время съемок машина не смогла выйти задом из колеи, образовавшейся при таянии льда. Пришлось ехать вперед и разворачиваться. Мощности-то хватает, но корма не загружена. К тому же именно эта версия обычно комплектовалась шоссейной резиной, которая плохо себя ведет на проселке. Неудивительно, что на второй год Великой Отечественной войны выпуск машины свернули. Армии были больше нужны грузовики.
В заключение стоит сказать, что Mercedes-Benz 170 V Polizei-Kübelsitzwagen является примером, когда военная машина может быть элегантной. При этом, даже несмотря на малую серию, она более массовая, чем кабриолеты Kfz.21. Вместе с тем, война наглядно показала, что нужны немного другие автомобили. Неслучайно Volkswagen typ 82 было выпущено в 2,5 раза больше. За счет плоского днища, загруженной ведущей оси и небольшой массы детище Порше перло вперед почти как джип. Эрзац-кюбельваген из Штутгарта так делать не мог, посему от него и отказались.
источник: https://dzen.ru/a/ZBwNErGvlQ79ENUT