История легкого танка Carro Armato L 6, чья разработка явно запоздала
Первая половина 30-х годов складывалась для итальянского танкостроения сложно. У FIAT дела вообще как-то шли плохо. Туринский промышленный гигант, ранее доминировавший, совсем «расклеился». Ничего, кроме модернизированного FIAT 3000, он родить не смог. А вот у Ansaldo, оружейного гиганта из Генуи, наоборот, дела потихоньку пошли в гору. Там пошли по проторенной многими странами дорожке и договорились с англичанами. И если со средним танком Carro Armato Ansaldo da 9 T, который создавался англичанами из William Foster and Co. Ltd, ничего не вышло, танкетка получилась. Выбрав сотрудничество с Carden-Loyd и Vickers, Ansaldo запустила производство танкеток (официально броневик) CV 29. Следующим шагом стало создание собственно танкетки, получившей обозначение CV 33. Немного консервативная, CV 33 получилась одной из лучших танкеток в своем классе. Больше того, она массово шла на экспорт и немало повоевала. С боевым применением получилось не очень, но так уж сложилось. Хотя в Китае от нее оказалось больше толку, чем от Pz.Kpfw.I Ausf.A.
Следующим, логичным шагом, стало развитие в сторону более легкого танка. Ориентиром снова стали англичане, на сей раз их «патрульные» 4-тонные танки. Эти боевые машины обладали очень высокой подвижностью и были более толковыми, чем танкетки. 4-тонные английские танки обрели популярность с 1934 года, тогда же Джузеппе Россини, возглавлявший танковую разработку Ansaldo, начал делать свой «4-тонник». Он решил взять за основу CV 33, при этом танк, изначально создававшийся на экспорт, в 1935 году сильно изменился. Он получил торсионную подвеску, существенно переработали и корпус с башней. Более известный как Carro d’Assalto Mod.36, этот танк стал для Россини головной болью. Машина была чересчур тесной, а мотор от CV 33 слишком слабый. Вооружение несколько раз менялось, в итоге полностью перекочевав в корпус, а от башни отказались. Впрочем, к 1938 году, когда Carro d’Assalto Mod.36 (на тот момент Carro Armato 5 t) окончательно закрыли, Ansaldo стала работать по другой боевой машине.
В 1937 году Витторио Валетта, директор-распорядитель FIAT, договорился с Ansaldo о сотрудничестве на ниве танкостроения. Это было выгодно обеим сторонам: у Ansaldo имелся опыт создания шасси, а FIAT располагал широкой гаммой моторов. Прежде всего это касалось продукции SPA (FIAT-SPA), которая в империи FIAT являлась главным производителем колесной военной техники. Одной из точек соприкосновения стал легкий танк, взамен явно лишенного перспектив Carro Armato 5 t. Исходную спецификацию на новый танк C.S.M. (Centro Studi Motorizzazione, основная надзорная структура итальянской армии, ответственная за моторизацию) выдала 19 ноября 1937 года. Предполагалось, что FIAT и Ansaldo совместно создадут легкий танк боевой массой около 5 тонн, но далее спецификация несколько раз менялась. В такой ситуации неудивительно, что будущий Carro Armato L 6 создавался долго, а его судьба оказалась куда сложнее более крупных Carro M.
Одной из основных бед будущего легкого танка было то, что сами итальянские военные не очень понимали, чего же именно они хотят. Об этом красноречиво говорит спецификация, появившаяся 9 ноября 1938 года, то есть спустя почти год после начала работ. Речь шла уже не о легком, а среднем танке, боевой массой 7-10 тонн, запасом хода 150 км, максимальной скоростью не менее 25 км/ч и экипажем из 3 человека. Вооружение состояло из 2 пулеметов калибра 8 мм в башне, либо 1 пулемет и огнемет. Какой-то странный средний танк, не находите? В декабре 1938 года эту спецификацию закрепили, присвоив будущей разработке обозначение Carro M da 7 T. Правда, теперь скорость выросла до 35 км/ч, автономность возрастала до 12 часов.
Экипаж 7-тонного среднего танка остался тем же, но вооружение переиграли. Помимо варианта с 2 пулеметами калибра 8 мм, стал рассматриваться и альтернативный — в виде 20-мм автоматической пушки и спаренным с ней пулеметом. Предполагалась также казематная установка огнемета. В принципе, появление 20-мм автоматической пушки стало добрым знаком. В C.S.M., видимо, учли опыт боев в Испании, где Pz.Kpfw.I Ausf.A перевооружали на 20-мм автоматические пушки Breda 35. Изначально это орудие создавалось как зенитное, но выяснилось, что Breda 35 вполне может работать и по земле. Кроме того, Breda 35 оказалась достаточно компактной, чтобы ее можно было использовать как танковое орудие.
На всё происходившее дуэт FIAT и Ansaldo смотрел явно с некоторым, скажем так, удивлением. В Турине и Генуе метания C.S.M., естественно, принимали во внимание, но по факту делали то, чего сами хотели. У Ansaldo имелась заготовка в виде не такого уж и плохого шасси Carro Armato 5 T, из которого вполне можно было сделать чего-то приличное. По этому пути развития дуэт и двинулся. Взяв за основу не состоявшийся «патрульный» танк, его шасси несколько увеличили, хотя общее компоновочное решение сохранили. Это касалось и ходовой части. Идея с торсионной подвеской оказалась более-менее успешной, тем не менее, кое-какие правки всё же внесли. Для увеличения длины опорной поверхности ленивец максимально вынесли назад и опустили на землю. При этом он также получил торсионную подвеску. Подобное решение тогда было весьма распространенным. Благодаря такому решению продольная устойчивость шасси существенно выросла, а заодно избавились от дополнительного опорного катка.
Одной переделкой ходовой части дело не обошлось. На самом-то деле между Carro Armato 5 T и новой разработкой FIAT-Ansaldo было немного общего. Новое шасси оказалось на 100 мм шире и на 310 мм длиннее. Тем самым удалось избавиться от одного из главных недостатков Carro Armato 5 T — чрезмерной тесноты. Впрочем, про 3 членов экипажа (а C.S.M. явно выкуривало Pz.Kpfw.II, наличие 3 членов экипажа и 20-мм автоматической пушки слегка так намекает) можно было сразу забыть. При этом начинка моторно-трансмиссионной группы оказалось за FIAT. В линейке FIAT-SPA имелся грузовик SPA 38R, с которого взяли форсированный до 68 лошадиных сил мотор SPA Typo 18 TV объемом 4,05 литра. 4-скоростная механическая коробка передач с планетарными механизмами поворота также была разработки SPA. Таким образом, за счет сотрудничества с FIAT удалось избавиться от проблемы с низкой удельной мощностью. Хотя, будем честными, 10 л.с. на тонну для легкого (окей, пока еще среднего) танка — как-то маловато.
В 1939 году, когда стало понятно, что FIAT-Ansaldo делают машину несколько иного типа, нежели прописали по спецификации, индекс сменился на Carro M da 6 T. При этом ситуация продолжала развиваться по анекдотичному сценарию. С одной стороны, C.S.M. лишний раз указало на 20-мм автоматическую пушку Breda как основное вооружение. А вот с другой, вышедший на испытания 18 марта 1940 года опытный образец M 6 получил спарку пулеметов Breda 38. На тот момент, если исключать странное вооружение, получался вполне приличный легкий танк. Толщина лобового листа составила 30 мм (защита от 20-мм автоматических пушек), борта и корма 15 мм. Боевая масса тогда составляла около 6,5 тонн. Не то, чтобы лучший танк в своём классе, но и уж совсем плохим его назвать нельзя. Особенно на фоне английских легких танков того периода, которые ничем, кроме скорости, похвастаться не могли.
Понимая, что с вооружением получилась какая-то ерунда, C.S.M. начала искать решение проблемы. Так на свет появился второй вариант вооружения — 37-мм пушка Cannone da 37/26, спаренная с пулеметом Breda 38. Опытный образец переделали на такой тип вооружения, но всё равно получилось не очень. Примерно в это же время переделке подверглось и моторное отделение, в частности, глушитель переехал на правую сторону, а ящик ЗИП, наоборот, на левую. Не менее важное событие состоялось 13 июня 1940 года. Теперь все танки массой ниже 8 тонн стали в Италии легкими (хотя вообще даже 8-тонный средний танк — это как-то совсем смело). Так «средний» танк FIAT-Ansaldo стал Carro Armato L 6.
м
20-мм автоматическая пушка Breda 35 попала в Carro Armato L 6 (также использовался индекс L 6-40) с третьей попытки. Возились с опытным образцом машины довольно долго, и даже установка 20-мм автоматической пушки еще дорабатывалась. Одновременно с ней появилась еще и радиостанция RFC1A, которая, кстати говоря, прописалась на итальянских средних танках не сразу. По итогам итальянцы все же получили более-менее приличный легкий танк, но с мучениями. И они, на самом-то деле, только начинались.
То, что Carro Armato L 6 пойдет в серию, было решено еще в апреле 1940 года (тогда он еще был средним). Предполагалось, что заказ составит 583 танка, с началом производства в мае. Но пока машину дорабатывали (а менялось не только вооружение, но и башня) время шло, а тут еще и Ansaldo загрузили куда более нужными Carro Armato M 13-40. В результате выпуск легкого танка свалился на FIAT. При этом объем заказа в июне 1941 года сократили до 300 штук. В FIAT, возможно, и радовались новой продукции, вот только для ее производства понадобилось время.
Площадкой для производства танка был выбран SPA. Первый танк с регистрационным номером 3808 сдали 22 мая 1941 года. Смежником по корпусному производству стала сталелитейная компания Terni società per l’industria e l’elettricità spa из Терни. По факту SPA выпустила даже не 300, а 283 танка первой производственной серии. На то, чтобы сдать партию из танков с регистрационными номерами в интервалах 3808–3814 и 3819–4090, SPA понадобилось полтора года, окончательно закончили их выпуск осенью 1942 года. При этом на фронт их отправлять не торопились. Только весной 1942 года первые Carro Armato L6 (с августа 1942 года Carro Armato L 40) отправились на фронт.
К тому моменту боевая эффективность итальянского легкого танка выглядела весьма сомнительной. Конечно, у немцев в Северной Африке всё еще применялись Pz.Kpw.II и даже Pz.Kpfw.I, но иллюзий никто не строил. Еще до первого боя итальянский танк безнадежно устарел. На что-то рассчитывать он мог только при ведении огня с ближних дистанций, да и то, против «Стюартов», которые пробивались в борта. До них еще надо было доехать. Естественно, не стоит забывать, что у легких танков есть масса других задач, но и тут не всё гладко. Еще одной проблемой L 6 было то, что какой-то излишней подвижностью он похвастаться не мог. Скорее она была близка к средним танкам.
В результате боевые возможности машины оказались весьма ограниченными. Это показали бои не только в Северной Африке, но и на советско-германском фронте, которым посвящен отдельный материал. Даже в условиях превосходства противников Красной Армии итальянцы преимущество реализовать не смогли. При этом рост объемов противотанковых средств у пехоты сделал броню L 6 весьма условной. Фактически годились L 6 разве что на роль противопартизанских танков. Неслучайно их много применялось в Югославии и особенно в Албании. Всего на Балканах воевало 93 таких танка.
Несмотря на всё это, выпуск танков продолжился. В сентябре 1942 года сдали первый танк второй производственной серии, она составила 68 танков с регистрационными номерами 5121–5189. Далее серии сдали поменьше: в третьей было всего 36 танков (регистрационные номера 5203–5239), а в четвертой и вовсе 27 (регистрационные номера 5453–5470). В 1943 году выпуск продолжился: сдали 8 танков с регистрационными номерами 5481–5489 и 6 танков с номерами в пределах 5502-5508. Последней, седьмой серией стали танки с регистрационными номерами 5552-5580. Общее же число сданных Carro Armato L 40 до сентября 1943 года оценивается где-то в 440 танков.
На этом выпуск не закончился: после того, как немцы разоружили итальянскую армию и оккупировали часть Италии, Турин оказался в их руках. В 1944 году изготовили 15 линейных и 2 командирских танка, имевших обозначение Panzerkampfwagen L 6 (i). Боевая ценность этих танков секретом не являлась, впрочем, и применять их планировали на второстепенных ТВД. На территории Италии Pz.Kpfw. L 6(i) использовались ограниченно, преимущественно частями GNR. Например, в составе механизированной группы Leonessa.
После того, как L 6 сменили хозяев, ареал их «обитания» несколько изменился. В Албании, где до того находилось большинство таких машин, осталось только 11 танков, да и они позже уехали в Югославию. Помимо немцев, воевали на них и хорваты. Впрочем, досталось им совсем немного танков — 6 штук. Использовались Pz.Kpfw. L 6 (i) до самого конца войны. Это же касалось и L 6 в составе GNR. Уже после окончания войны минимум 3 таких танка оказалось в югославской армии. До того у югославских партизан эксплуатировалось несколько таких машин. Минимум 4 танка (английские трофеи 1942-43 годов) оказались в египетской армии. Дольше всех прослужили танки, оказавшиеся в итальянской полиции. С них сняли 20-мм пушки, в таком виде их использовали до 1952 года.
Carro Armato L 6 можно охарактеризовать как «неплохо, но поздно». Как шасси машина вполне получилась, без впечатляющих характеристик, но вполне на уровне танков конца 30-х годов. Вот только появиться танку следовало на пару лет раньше. Даже в 1941 году к нему имелся ряд вопросов, а уж когда он пошел в бой, выглядело это уже совсем несерьёзно. В итоге получился неплохой противопартизанский танк, для иных функций он годился крайне условно.
Список источников:
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- Carro L6. Carri leggeri, semoventi, derivati, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2007
- Архив автора