Юрий Пашолок. Легкий французский полноприводной единорог

15

Юрий Пашолок. Легкий французский полноприводной единорог

Рассказ о французском легком артиллерийском тягаче Laffly-Licorne V 15 T из коллекции Музея внедорожных машин, Самара

Французские военные автомобили являются темой не самой известной. Между тем, если посмотреть, что там творилось у французов, будет грустно и смешно одновременно. С одной стороны, Франция являлась одним из ведущих автопроизводителей. Более того, самый первый военный автомобиль, а также самый первый броневик, были французского производства. Но если вы посмотрите на то, что творилось у французов с военными машинами в 30-е годы и начальный период Второй мировой войны, многое станет понятно. В общем-то, на этом фоне у Красной Армии дела обстояли далеко не так плохо, как может показаться.

Licorne V 15 T, данная машина восстановлена мастерской Вячеслава Лен

Licorne V 15 T, данная машина восстановлена мастерской Вячеслава Лен

Одним из примеров тому является ситуация вокруг французских артиллерийских тягачей. Особенно это касалось тягачей противотанковой артиллерии. В Красной Армии для этого использовались полубронированные трактора «Комсомолец», коих выпустили более 7 тысяч штук. У французов же использовался разношерстный парк различных машин, как гусеничных, так и колесных. В том числе Laffly-Licorne V 15 T (или просто Licorne V 15 T). В России есть минимум две такие машины, одна из них ныне находится в Музее внедорожных машин, Самара.

Предполагалось, что это будет основной лёгкий тягач ПТО французской кавалерии

Предполагалось, что это будет основной лёгкий тягач ПТО французской кавалерии

Не то, чтобы у французов совсем не было артиллерийских тягачей. Они занимались ими очень активно, можно сказать, что в 20-е годы, а также в начале 30-х годов, они оказались впереди планеты всей. Причем французская промышленность двигалась сразу по нескольким направлением. Первое, гусеничное, привело к созданию Renault UE, легкой многоцелевой гусеничной машины. Второе, полугусеничное, дало целый ряд разработок, в основном это касалось темы Citroën-Kégresse, а также тягачей SOMUA.

Что это военная машина, сразу понятно по приборам и шанцу

Что это военная машина, сразу понятно по приборам и шанцу

Наконец, во второй половине 30-х годов на настал звездный час полноприводных автомобилей. Наиболее заинтересованной стороной в этом вопросе оказалась французская кавалерия. Для нее что Renault UE, что тягачи Citroën-Kégresse на тот момент уже не были панацеей. Появление 25-мм противотанковых пушек потребовало создания скоростных артиллерийских тягачей. Окончательные требования на него появились в начале 1938 года. Согласно требованиям, разгоняться новый тягач должен был до 60 км/ч, внутри размещался расчет из 5 человек и боезапас массой 250 кг.

Машина чем-то похожа на джип, но впечатление обманчивое

Машина чем-то похожа на джип, но впечатление обманчивое

Под такие требования не подходили ни гусеничные, ни полугусеничные тягачи. Единственным вариантом стало создание полноприводной машины. Что характерно, она уже имелась, точнее, можно сказать, заготовка для такого автомобиля. В конце 1937 года Laffly представила полноприводную машину-разведчик R 15 R. Это была далеко не первая машина французского производителя, которую создали с использованием наработок венгерского инженера Зигмунда Холлоша. Французская кавалерия была хорошо знакома с разработками Laffly: к началу 1938 года уже поступали машина для кавалерии Laffly S 15 R, машина для драгунских полков S 20 TL, артиллерийский тягач S 15 T, тяжелый арттягач S 35 T, танковый эвакуатор S 45 T и ряд других.

На самом деле Licorne V 15 T примерно в той же весовой категории, что и Dodge 214

На самом деле Licorne V 15 T примерно в той же весовой категории, что и Dodge 214

Сильно мучиться в Булонь-Бийанкур не стали. Под новые тактико-технические требования адаптировали машину-разведчик Laffly V 15 R, которая выросла из упомянутой модели R 15 R. Адаптация под новую задачу заметно подняло боевую массу машины, а также снизила максимальную скорость. На самом деле требования кавалерии были даже избыточными, поскольку предельная скорость возки противотанковой пушки была на 15 км/ч меньше максималки. Тут скорее вопрос был в том, чтобы иметь среднюю скорость движения по шоссе порядка 40-45 км/ч.

V 15 T, как и трехосный W 15 T, имел пониженный силуэт

V 15 T, как и трехосный W 15 T, имел пониженный силуэт

Задание на колесный тягач противотанковой артиллерии оказалось конкурсом. Главным конкурентом выступил Latil и его легкий артиллерийский тягач Latil M7T1, кроме того, был аутсайдер в виде Bernard TT4. По итогам испытаний получилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, именно как машина лучше получился Latil M7T1. Расчет в нем чувствовал себя явно лучше. А вот именно как артиллерийский тягач лучше оказался Laffly V 15 T. К тому же машина имела унифицированный с другими машинами Laffly мотор, для зампотехов от кавалерии явный плюс.

Название Laffy присутствует, как компания, предоставившая лицензию. Желтые фары, кстати - типичный элемент французской военной машины. Что-то типа "свой-чужой"

Название Laffy присутствует, как компания, предоставившая лицензию. Желтые фары, кстати — типичный элемент французской военной машины. Что-то типа «свой-чужой»

В итоге победила дружба. В серию шли обе машины, но в разные рода войск. 23 ноября 1938 года последовал заказ на 100 Laffly V 15 T, предназначенных для кавалерии. А вот Latil M7T1 выбрала пехота, которой внезапно тоже захотела скоростной тягач для противотанковой артиллерии. Вообще на этом месте немцы могли только ухахатываться. В том или ином виде французы наплодили аж 5 различных артиллерийских тягачей, предназначенных для таскания Canon de 25 mm S.A. Mle.1934. Это если мы говорим только о тех, что запустили в производство, так-то их оказалось еще больше.

Глушитель находится спереди-снизу. Его защищает короб, а также колеса-перекатыши

Глушитель находится спереди-снизу. Его защищает короб, а также колеса-перекатыши

Иронично то, что самым массовым тягачом Canon de 25 mm S.A. Mle.1934 стал самый медленный аппарат, а именно Renault UE. Что же касается Laffly V 15 T, то сработал принцип «много амбиций, мало амуниции». Дело в том, что мощностей в Булонь-Бийанкур для выпуска данных машин просто не имелось. Для Laffly это не стало неожиданностью. Часть трехосных машин и так выпускалось Hotchkiss, которая также обеспечивала партнера моторами. В случае с V 15 T поначалу речь шла о том, что выпускать будут силами самой Laffly, но дальше началась война.

Сложные немецкие машины? Вы просто не видели Laffly под брюхом!

Сложные немецкие машины? Вы просто не видели Laffly под брюхом!

В сложившейся ситуации иного варианта, как выпуск силами сторонней компанией, не осталось. Сама Laffly изготовила 100 машин по контракту № 86 164 D/P (номера шасси 183001-183100, изготовлены в период с декабря 1939 по январь 1940 года). А вот далее в дело вступила Licorne, с которой 21 декабря 1939 года подписали контракт на 1100 машин. Плюс переназначенный контракт №41 PR/GN от 17 сентября 1939 года на 286 машин, а также контракт № 96 271 D/P от 23 декабря 1939 года на 95 машин для польской армии, который, в виду исчезновения заказчика, французская кавалерия забрала себе.

Мотора Hotchkiss 486 мощностью 52 лошадиные силы вполне хватало для обеспечения средней скорости 40-45 км/ч

Мотора Hotchkiss 486 мощностью 52 лошадиные силы вполне хватало для обеспечения средней скорости 40-45 км/ч

Сколько из этого числа успела выпустить Licorne, неизвестно. Но производитель этот не отличался большими производственными площадями. Контракт на 95 «польских» тягачей (с серийными номерами 600001-600095) в Курбевуа выполнить успели, а дальше началось производство по большим контрактам. Можно смело говорить, что контракт №41 PR/GN Licorne выполнила, и даже выпустила некоторое количество машин по основному военному контракту. Тут скорее вопрос, для кого их выпустили. Вероятнее всего, для людей, которые ходили гусиным шагом и носили форму мышиного цвета.

На дисках колес есть крепления для цепей

На дисках колес есть крепления для цепей

Именно такие машины оказались в России. Конечно, несут они маркировки и номера французской армии, причем это даже вполне исторично. Другой вопрос, что несли они их где-то с 1944-45 годов, когда немцев из Франции погнали и стали возвращать свою технику обратно. Возможно, кстати, что данные машин выпущены уже после августа 1944 года. Hotchkiss, например, трехосного собрата, W 15 T, выпускал именно таким образом. По Licorne, увы, пока такой статистики нет. Но всё возможно. Так или иначе, выпустила Licorne где-то штук 500 таких тягачей.

Тени можно было снимать частями

Тени можно было снимать частями

Сколько именно Laffly/Licorne V 15 T дожило до наших дней, вопрос интересный. Постепенно их число растет, причем за счет находок в заброшенных сараях. После окончания Второй мировой войны эта машина была уже не особо интересна как тягач, зато очень пригодилась французским фермерам. Продавали их по-дешевке, а арттягач — он, в принципе, неплохой трактор. Так что трудились бывшие тягачи французской армии наравне с Kettenkrad. Где-то с десяток наберется точно, в разной степени комплектности и реставрации. Данный экземпляр доводился мастерской Вячеслава Лен.

Место для ног? Нет, не слышали! И да, слева топливный бак. Водитель справа - типичное решение для французской военной машины, чтобы видеть обочину

Место для ног? Нет, не слышали! И да, слева топливный бак. Водитель справа — типичное решение для французской военной машины, чтобы видеть обочину

V 15 T стал для Laffly машиной подобного типа второго поколения. От предшественников она отличается пониженным силуэтом, что дало как плюсы, так и минусы (о них чуть позже). Впрочем, общая идеология шасси осталась прежней. На машине использовался раздельный привод колес левой и правой стороны, а к каждому колесу шел карданный вал. Кроме того, спереди, а также под брюхом, предусматривались колеса-перекатыши. Всё это привело к тому, что у V 15 T была прекрасная проходимость.

Посадка водителя и переднего пассажира

Посадка водителя и переднего пассажира

Обратная сторона медали заключалась в том, как внутри размещался расчет. По опыту общения с французскими военными машинами создается ощущение, что про удобство работы инженеры думали меньше всего. И если у Latil M7T1 минимальный комфорт всё же есть, то про тягачи Laffly такого не скажешь. Фактически экипаж сидит на полу, посадка в отделении управления очень напоминает Renault FT. Разве что спинки сидений не брезентовые, а кожаные. А так вообще рослому человеку тут сложно.

Ящики, кругом ящики

Ящики, кругом ящики

И если вы думаете, что водителю, а также переднему пассажиру (командиру расчета) тут сидеть неудобно, то очень сильно ошиблись. У Latil M7T1 сзади находится трехместный диван, где расчет может плюс-минус нормально сесть. У Laffly/Licorne V 15 T сзади ровный пол, где, в теории, должно разместиться трое. Как тут сидит третий, вопрос открытый, но и оставшимся как-то не особо комфортно, поскольку сиденья съемные. Дело в том, что под полом есть дополнительные снарядные укладки.

И на полу тоже ящики. А сиденья - ну как повезет

И на полу тоже ящики. А сиденья — ну как повезет

Собственно говоря, вся задняя часть кузова — это сплошная снарядная укладка. Боеприпасы для 25-мм противотанковой пушки тут разместили везде, где только можно. По данному показателю Laffly/Licorne V 15 T превосходил любой другой тягач 25-мм противотанковой пушки. В сочетании с хорошей проходимостью и вполне приличной подвижностью (а ездит машина по проселку резво) получился вполне приличный тягач. Главная его проблема в том, что французская кавалерия в принципе не могла рассчитывать на те объемы выпуска, которые она озвучивала. С автомобильной промышленностью у французов дела были хуже, чем у итальянцев.

источник: https://dzen.ru/a/Z8F3GZHYc1rfpCol

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account