Юрий Пашолок. Легкий эрзац-кюбельваген из Штутгарта

11

Юрий Пашолок. Легкий эрзац-кюбельваген из Штутгарта

Рассказ о Mercedes-Benz 170 VK Kfz.1, восстановленном мастерской проекта «Военный Ангар» Игоря Шишкина

Желания и возможности далеко не всегда являются одним и тем же. В полной мере это касалось и состояния немецкой автомобильной промышленности в 30-е годы, а также в годы Второй мировой войны. На самом верху имелось желание получить унифицированные модели автомобилей нескольких классов, включая две единых модели легковых армейских внедорожников. Правда жизни заключалась в том, что возможности немецкого автомобилестроения не позволяли реализовать такие хотелки в полной мере. В результате на свет появлялись более простые машины, причем по несколько моделей одного класса.

Машина с поднятым верхом

Машина с поднятым верхом

Одной из самых известных немецких легковых машин времен Второй мировой войны являлся Volkswagen Typ 82, более известный как Kübelwagen. На самом деле «кюбельваген» — это не название машины, а класс автомобилей. Кроме того, в немецкой армии имелось немало аналогов данной машины. Одной из них был легкий армейский автомобиль Mercedes-Benz 170 VK. Он был одной из самых массовых немецких машин в своём классе, но ныне их сохранилось немного, поэтому данный кюбельваген не особо известен. Постепенно данные машины возвращаются из небытия. Одну из таких машин, в варианте Kfz.1, восстановили в мастерской проекта «Военный Ангар» Игоря Шишкина.

Она же на съемках фильма "Василий Тёркин"

Она же на съемках фильма «Василий Тёркин»

Концерн Daimler-Benz неплохо себя чувствовал еще во времена рейхсвера. Занимались они и легковыми, и грузовыми автомобилями, включая и военные машины. Основной упор делался на военные грузовики, здесь Daimler-Benz находился на лидирующих ролях. Что же касается военных легковых машин, то тут ситуация была иной. Нет, без кюбельвагенов концерн не оставался, была, например, относительно массовая модель Mercedes-Benz 10/50 PS Typ Stuttgart 260. Но на фоне того же Mercedes-Benz Typ G 3, коих выпустили более чем в 2 раза больше, так себе результат.

В перерывах между съемками

В перерывах между съемками

Надо сказать, что попытки влезть в программу единых легковых машин вполне предпринимались. Но результаты оказались совсем не те, что были даже с обычными кюбельвагенами. Mercedes-Benz Typ G 5 оказался редкой машиной (всего 378 штук), причем значительную часть этих автомобилей поставили не в немецкую армию, а в венгерскую. Это, мягко говоря, не соответствовало амбициям концерна, который привык к довольно крупным сериям. Тем не менее, вскоре и на улице Daimler-Benz случился праздник.

Машина получилась изящной, как это обычно бывает у "Мерседеса"

Машина получилась изящной, как это обычно бывает у «Мерседеса»

Еще в начале 30-х годов на свет появился кюбельваген с использованием шасси младшей модели, Mercedes-Benz Typ 170 (W 15). Строились они не для вермахта, а для рейхсвера и организации Тодта. Машина получилась скорее экспериментальной, но во второй половине 30-х годов ситуация сильно изменилась. Стало очевидно, что «единый легкий» автомобиль если и получился, то явно не массовым. В отличие от Horch 901, производные Stoewer R 180 W поучились не такими массовыми, как это планировалось.

Естественно, машина была условно внедорожной, но, как говорится, хороша ложка к обеду

Естественно, машина была условно внедорожной, но, как говорится, хороша ложка к обеду

В результате пришлось срочно искать что-то на замену. И в этот момент для Daimler-Benz настал звездный час. В средний класс концерн уже не лез, тут плотно окопался Auto Union и его Horch 901. А вот в легком классе образовалась пустота, которую требовалось чем-то заполнить. Чем-то массовым, варианты 500-1000 штук, в условиях надвигающейся войны, были неинтересны. Так вот, у Daimler-Benz имелась в линейке машины модель Mercedes-Benz typ 170 V (шасси W 136). Не по-немецки массовая — выпустили их почти 75 тысяч штук, причем производство не прекращалось до 1942 года. Более того, в 1947 году выпуск возобновили, продолжался он до 1955 года.

Машина небольшая, но это не джип. Mercedes-Benz typ 170 VK находился в более высокой весовой категории

Машина небольшая, но это не джип. Mercedes-Benz typ 170 VK находился в более высокой весовой категории

Такая массовая, и весьма прогрессивная база (машина эта отличается удобством управления) стала желанной для разработки классического кюбельвагена. Получил он обозначение Mercedes-Benz typ 170 VK (шасси W 136 K), буква K означала Kübelwagen. Рецепт оказался очень простым. Бралось базовое шасси, с минимальными изменениями. Вместо гражданского кузова автомобиль получал военный, угловатый кузов, типовой для кюбельвагенов.

Автомобиль выпускался в трех основных версиях. Базовой была Kfz.1

Автомобиль выпускался в трех основных версиях. Базовой была Kfz.1

С одной стороны, машина выглядела явным шагом назад по сравнению со всё тем же Stoewer R 180 W. Задний привод и относительно небольшой дорожный просвет явно не способствовали высокой проходимости. С другой стороны, машина была заметно легче, чем «единый легкий». Снаряженная масса Mercedes-Benz typ 170 VK составляла 1260 кг (полный вес 1660 кг), в то время как Stoewer R 180 W имел массу 1775 кг (полный вес 2200 кг). Учитывая тот факт, что мощности моторов были сопоставимы, кюбельваген от «Мерседеса» выглядел в совсем ином свете.

19 лишним тысяч машин - это реальный успех для "Мерседеса"

19 лишним тысяч машин — это реальный успех для «Мерседеса»

Кроме того, как уже говорилось выше, машина обладала весьма прогрессивным шасси. Спереди у W 136 ставились независимая подвеска на двойных поперечных рессорах, а сзади независимая пружинная подвеска. В этом смысле автомобиль не особо уступал «единым» армейским внедорожникам. Да и мотор Mercedes M136 объемом 1,7 литра и мощностью 38 лошадиных сил при 3400 об/мин обеспечивал приличную динамику. Разгонялась машина до 90 км/ч, обладая хорошей управляемостью. Так что, возможно, это и эрзац, но вполне приличный.

Внутри моторного отделения

Внутри моторного отделения

Не менее важным моментом стала массовость машины. Выпуск Mercedes-Benz typ 170 VK (или просто Mercedes-Benz 170 VK) начался в 1938 году, а к моменту прекращения он составил 19075 штук. Поспорить с таким объемом мог только Horch 901, да и то, не забываем, что он выпускался на трех заводах — Horch, Wanderer и Opel. А вот чтобы в одиночку — тут, до определенного момента, Mercedes-Benz 170 VK являлся явным лидером. Лишь после того, как начался выпуск Volkswagen typ 82, лидер сменился.

Кузов стандартный по своему оснащению

Кузов стандартный по своему оснащению

Как и основная масса кюбельвагенов, выпускалась машина в нескольких (если быть более точным, в трех) вариантах кузовов — Kfz.1, Kfz.2 и Kfz.3. В общем-то, та же история, что и со Stoewer R 180 W, только ЗСУ (Kfz.4) в них не входил. Сами кузова, естественно, свои, но общая концепция та же. Следует лишний раз подчеркнуть, что слово «упрощенный» к этим кузовам применять нельзя. Никакой простоты в них нет. Если он и проще, то только для кузовных фирм, не имеющих большого парка прессов. Цельнометаллические у него только двери, а вот рама деревянная, обшитая тонколистовым металлом.

Внутри вполне комфортно помещаются 4 человека

Внутри вполне комфортно помещаются 4 человека

В случае с кузовами сложилась довольно комичная ситуация. Дело в том, что обычно на фотографиях попадаются машины с 3-дверными кузовами Kfz.2. Большинство из доживших, либо восстановленных (или воссозданных) машин — это также Kfz.2. На этом фоне некоторые люди стали высказывать сомнения, были ли вообще Kfz.1. Что тут можно сказать — лучше ищите. На снимках 4-дверные машины вполне себе проскакивают. Их меньше, чем Kfz.2, но тем не менее. Вот как раз такой кузов было решено восстанавливать в случае с машиной, доставшейся «Военному Ангару».

Мягкий верх поднимается довольно быстро. Вдвоем он ставится за считанные минуты

Мягкий верх поднимается довольно быстро. Вдвоем он ставится за считанные минуты

Еще один тонкий момент связан с тем, насколько тот или иной Mercedes-Benz 170 VK является таковым. Вы же в курсе, что далеко не каждый «Виллис» является таковым? Хитрые изготовители барабанов Страдивари порой впихивают послевоенные машины. Вот и в случае с Mercedes-Benz 170 VK можно нарваться на послевоенное шасси Mercedes-Benz 170 V, на которое нахлобучен новодельный кузов. Их производство налажено в Чехии. Сколько из восстановленных Mercedes-Benz 170 VK таких реплик, вопрос крайне интересный.

Так тент находится в сложенном положении

Так тент находится в сложенном положении

В случае же с машиной «Военного Ангара» всё прозрачно. Это именно бывший Mercedes-Benz 170 VK, о чем говорит характерная рамка лобового стекла. Машина «умерла» где-то зимой 1942/43 годов, была брошена на окраине аэродрома. Проект это довольно долгий: попала в мастерскую данная машина осенью 2010 года, а восстановлена совсем недавно. Выбор именно варианта Kfz.1 был абсолютно правильным. Сейчас известна всего одна такая машина.

Багажник у машины весьма специфичный

Багажник у машины весьма специфичный

Самое интересное, где именно дебютировал данный автомобиль. Ни на одном военно-историческом мероприятии он пока не появлялся. Но при этом успел сняться в фильме «Василий Тёркин» режиссера Карена Геворкяна. Причем не в роли одной из машин, которые идут колонной, а отдельно. Машина эта выступает в роли штабного автомобиля, что вполне обоснованно. Учитывая ходовые качества и комфорт, Kfz.1 вполне тянет на роль легкой штабной машины, как-никак, маленький, но всё равно «Мерседес».

Конечно, комфорт в холода с таким кузовом относительный, но военная машина явно не для курортов делалась

Конечно, комфорт в холода с таким кузовом относительный, но военная машина явно не для курортов делалась

В настоящее время машина находится на выставке «Моторы Войны», куда она прибыла после съемок. Как и другие автомобили проекта «Военный Ангар», машина отличается высоким качеством реставрации. И ездит она также отменно. Самое главное, что эта машина ценная как одна из подзабытых страниц истории. «Мерседес» этот как-то исчез из истории, хотя когда-то это была вторая по массовости немецкая легкая военная машина.

источник: https://dzen.ru/a/ZtyoeJOYkzjx1Na0

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account