Юрий Пашолок. Последний из советских легких танков Великой отечественной войны
Рассказ о легком танке Т-80, одном из экспонатов музейного сектора парка «Патриот»
Музеи, которые формировались на основе матчасти при полигонах, очень часто являются собранием уникальных машин. Причем это касается далеко не только опытных экземпляров вооружения и военной техники, которые часто существовали в единственном экземпляре. Часто в таких музеях сохраняются вполне серийные образцы, но с одним нюансом. Они остаются в оригинальной конфигурации, в том время как серийные танки, например, могли несколько раз пройти модернизацию. Конечно, часто происходит ситуация, когда экспонаты лишаются разной мелочевки. Тем не менее, даже в таком виде это настоящие уникумы.
Подобных танков и самоходных артиллерийских установок довольно много сохранилось в Кубинке. Касается это и бронетанковой техники времен Великой Отечественной войны. Помимо опытной бронетанковой техники, которая проходила полигонные испытания, сохранились и те боевые машины, которые прибыли сюда для гарантийных испытаний. Некоторые из них ныне являются настоящими уникумами. Одним из них является единственный сохранившийся легкий танк Т-80. Он стал последним советским легким танком, который был выпущен в годы Великой Отечественной войны.
История Т-80 началась в июле 1942 года, когда пришли первые отчеты о войсковой эксплуатации танков Т-70. Именно тогда впервые был поднят вопрос о необходимости создания двухместной башни. Вопреки различным публикациям, где утверждается, что про двухместную башню разговор шел еще в начале 1942 года, на самом деле тогда ничего подобного не было. Одноместную башню признали вполне удобной для работы. Это уже на фронте стало понятно, что командир/наводчик/заряжающий/радист в одном флаконе явно не может заниматься всем сразу.
На самом деле одной башней дело не ограничивалось. Еще в ходе испытаний ГАЗ-70 указывалось, что ходовая часть для танка, взятая от Т-60, слабовата. Это в полной мере выявилось еще весной 1942 года. Кроме того, толщина бортов 15 мм оказалась недостаточной. В результате было принято решение построить несколько образцов Т-70 с модернизированной ходовой частью, а также разными толщинами бортовых листов. В дальнейшем эти работы привели к появлению Т-70Б. Один из построенных танков по данной программе далее переделали под двухместную башню.
Вышедший на испытания осенью 1942 года танк далее получил обозначение Т-80, но до серийной машины оказалось далековато. Испытания показали, что сама идея разделить функции расчета башни на двоих была удачной. Но при этом текущая конструкция башни требовала большого объема доработок. В ноябре 1942 года на свет появился второй опытный вариант Т-80, получивший существенно доработанную башню. Она, в том числе, получила принципиально новую орудийную установку, позволявшую вести огонь на больших углах возвышения. Улучшилась ситуация с обзорностью, а также появился аналог командирской башенки.
В конце декабря 1942 года Т-80 был принят на вооружение Красной Армии. Помимо ГАЗ им. Молотова, выпуск нового танка планировали организовать на заводе №40 НКТП (Мытищенский Машиностроительный Завод). Про Горький, кстати, изначально ничего не говорилось, но первые серийные Т-80 сдали именно там. Правда, выпуск очень быстро застопорился, виной тому стала установка вооружения. Желание военных вести огонь по воздушным целям и верхним этажам зданий сыграла с танком злую шутку. Ни один из ГАЗ-овских Т-80 так и не попал на фронт.
Похожие проблемы испытывал и завод №40. Ему было еще тяжелее, поскольку требовалось еще организовать производственные цепочки. Первое полугодие 1943 года ушло на то, чтобы полностью перестроить завод под нужды танкостроения. Неудивительно, что план по выпуску Т-80 был сорван, а выпущенные в апреле-мае 1943 года машины ушли в учебные части. «Полноценные» Т-80 стали выпускать в августе 1943 года, но как раз в это время было принято решение, что выпуск легких танков надо прекращать. Вместо них организовывался выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76М.
В итоге общий выпуск Т-80 составил 74 серийных и 2 опытных танка. Из них 7 горьковских и 11 мытищенских Т-80 ушло в учебные части, плюс 1 горьковский использовался для опытных работ по установке 45-мм пушки ВТ-43. Боевыми стали 54 танка (40 машин выпуска августа 1943 года, плюс танки более раннего выпуска, которые позже доделывали), которые поделили пополам и направили в 230-й, а также 54-й танковые полки. Действовали они в составе кавалерийских дивизиях. Можно сказать, что Т-80 стал еще и кавалерийским танком. Дело в том, что далее они встречались также в полках при кавдивизиях. Последние случаи их применения датированы летом 1944 года.
Т-80 неплохо себя показали в ходе боевых действий, хотя надо отдать должное — решение прекратить их выпуск было верным. Учитывая тот факт, что легкие танки продолжали использовать как «средние танки поменьше», шансов на поле боя у них было немного. У кавалеристов они применялись несколько иначе, то есть как средство усиления. Что, кстати, стало залогом выживаемости. После окончания Великой Отечественной войны в танковых училищах (прежде всего в Харьковском танковом училище) числилось два с половиной десятка Т-80.
Впрочем, судьба этих танков была незавидной. Вскоре началось массовое списание всего «неликвида». Из танков и САУ военного выпуска сохраняли ИС, ИСУ, Т-34 (с постепенным замещением на Т-34-85), СУ-76М и СУ-100. Часть машин на базе Т-34 переделывали в инженерные машины, тягачи итд. Остальное под нож. Повезло только тем танкам и САУ, которые ставили на памятники. Таким образом уцелело немало Т-70 и Т-70Б. А вот Т-80 не повезло, их постаментирования не производилось.
В итоге единственным танком данного типа, который дожил до наших дней, стал Т-80, оказавшийся в Кубинке летом 1943 года. Это танк выпуска мая 1943 года, который в июне того же года был передан на НИБТ Полигон для проведения ресурсных испытаний. После 370 километров испытательного пробега случилась поломка шестерён главной и бортовых передач. На этом испытания закончились, машиной никто не занимался. По состоянию на 1 декабря 1945 года, на полигоне числился 1 танк, требующий текущего ремонта. К тому моменту его передали в музей при полигоне.
В начале 60-х годов этот танк явно оказался в цепких лапках «улучшателей», которым дали приказ поставить всё на ход. Правда, Т-80 пострадал не сильно, из явного новодела у него появился новый стоп-сигнал (его зачем-то перенесли с кормового листа корпуса на крышу, приварив кронштейн. Также появился некий ящик на переднем правом крыле. Плюс потеряли военно-морским способом ограждение выхлопных труб. Явно порезвились внутри, но особо ничего наломать не смогли. В принципе, этот танк вполне можно поставить на ход, другой вопрос, зачем.
Далее машина тихо-мирно стояла в танковом музее, который, в нынешнем виде, открылся в 1972 году. Для широкого посещения его открыли гораздо позже. Т-80 особо не трогали, тем более что на машину почти нет никаких вариантов маркировок. Единственная достоверная — это 61-й танковый полк, лето 1944 года, появились снимки с их машинами недавно. Маркировать их некому, поэтому на танке ныне нарисована цифра 80. Какой индекс танка, такая и маркировка. До того на танках красовались трехзначные номера, с их порядковыми номерами в ангарах (для третьего павильона 301, 302, 303 и так далее)
Наверное, самый сложный период у Т-80 был в 2018 году. После перемещения части бронетехники в музейный сектор парка «Патриот» часть машин оказалась на улице. Не потому, что места не хватало, а кому-то захотелось красивого. Проблема военных всего мира в том, что когда у них много игрушек, они их не ценят. И чем больше игрушек, тем меньше они их ценят. Так уникальный танк оказался рядом с конно-спортивным клубом при парке. К счастью, нашли люди, небезразличные к истории. Историк Андрей Кононов из Ижевска написал письмо в соответствующие инстанции. Удивительно, но сработало, уже к концу года танк оказался под крышей,а далее его привели в порядок. Ныне он находится в Музейном секторе парка.
Можно сказать, что стоящий в Кубинке танк является «классическим» Т-80. Просто потому, что эти танки очень редко фотографировали. Этот же экземпляр снимали для альбома НИБТ ПОлигона, данные снимки ныне являются эталонными. Несмотря на то, что танк майского выпуска, фактически он внешне ничем от основной, «боевой» партии, не отличается. В Мытищах, с самого начала, стали ставить поручни. Которых, кстати, на горьковских танках так и не появилось. Самый верный признак, чьего завода танк.
Шасси у Т-80 от Т-70Б почти не отличается. Помимо изменений, связанных с необходимостью установки двухместной башней, а также установкой бортовых листов толщиной 25 мм, танк отличается форсированным мотором М-80 (ГАЗ-80). Фактически это даже не форсированный, а вернувший изначальную мощность мотор. Дело в том, что исходный двигатель, ГАЗ-11 (он же Dodge D-5, он же Dodge/Chrysler Flathead), имел мощность 85 л.с. Грузовой мотор, с чугунной «головой», имел мощность 70 л.с.. То есть 170 л.с. — это те самые 2х85, ибо мотор спаренный. За счет более высокой мощности удалось компенсировать рост массы танка, которая достигла 11,6 тонн.
На самом деле главным достижением в случае с Т-80 стала башня. Она получилась одной из лучших двухместных башен для легких танков. И, к слову, более адекватной, чем трехместная башня Т-50, где командир оказался сильно стеснен, оказавшись позади пушки. Здесь же имелась командирская башенка с перископическим прибором наблюдения, очень удобная для использования. Как и в случае с Т-70, здесь имелась подбашенная корзина, которая, в отличие от корзин американских легких танков, не мешала, а реально помогала расчету башни. Одним словом, с задачей по замене одноместной башни на двухместную на ГАЗ им. Молотова справились почти на 5.
Немало работы было проведено с точки зрения организации работы по ведению огня на больших углах возвышения. Пожалуй, чересчур много. Угол возвышения орудия увеличился до 60 градусов, что сделало обычный прицел не особо удобным для использования. По этой причине в дополнение к телескопическому прицелу добавился коллиматорный прицел К-8Т. Для его использования в крыше башни появился отдельный лючок, открывавшийся во время ведения огня по воздушным целям. Скорее это всё танку навредило, поскольку времени сожрало много, а по прямому назначению так танковые пушки использовали редко.
Появись Т-80 минимум на полгода раньше, особенно безо всей это мудреной системой наводки орудия на большие углы возвышения, определенную роль он мог сыграть. Как минимум с точки зрения танка-разведчика. Но история не знает сослагательных наклонений. Попытка создать ему на замену танк, больше похожий по концепции на Т-50, провалилась. Единственно верным решением стал выпуск СУ-76М. Ну а Т-80 стал примером того, как можно малый танк-разведчик Т-40 постепенно надуть до вполне адекватного легкого танка. В случае с Т-80 наступил предел развития данного шасси.
источник: https://dzen.ru/a/Z1Lu8qGxpDuH5UV8