Рассказ о Mercedes-Benz 170 VK Kfz.1, восстановленном мастерской проекта «Военный Ангар» Игоря Шишкина
Желания и возможности далеко не всегда являются одним и тем же. В полной мере это касалось и состояния немецкой автомобильной промышленности в 30-е годы, а также в годы Второй мировой войны. На самом верху имелось желание получить унифицированные модели автомобилей нескольких классов, включая две единых модели легковых армейских внедорожников. Правда жизни заключалась в том, что возможности немецкого автомобилестроения не позволяли реализовать такие хотелки в полной мере. В результате на свет появлялись более простые машины, причем по несколько моделей одного класса.
Одной из самых известных немецких легковых машин времен Второй мировой войны являлся Volkswagen Typ 82, более известный как Kübelwagen. На самом деле «кюбельваген» — это не название машины, а класс автомобилей. Кроме того, в немецкой армии имелось немало аналогов данной машины. Одной из них был легкий армейский автомобиль Mercedes-Benz 170 VK. Он был одной из самых массовых немецких машин в своём классе, но ныне их сохранилось немного, поэтому данный кюбельваген не особо известен. Постепенно данные машины возвращаются из небытия. Одну из таких машин, в варианте Kfz.1, восстановили в мастерской проекта «Военный Ангар» Игоря Шишкина.
Концерн Daimler-Benz неплохо себя чувствовал еще во времена рейхсвера. Занимались они и легковыми, и грузовыми автомобилями, включая и военные машины. Основной упор делался на военные грузовики, здесь Daimler-Benz находился на лидирующих ролях. Что же касается военных легковых машин, то тут ситуация была иной. Нет, без кюбельвагенов концерн не оставался, была, например, относительно массовая модель Mercedes-Benz 10/50 PS Typ Stuttgart 260. Но на фоне того же Mercedes-Benz Typ G 3, коих выпустили более чем в 2 раза больше, так себе результат.
Надо сказать, что попытки влезть в программу единых легковых машин вполне предпринимались. Но результаты оказались совсем не те, что были даже с обычными кюбельвагенами. Mercedes-Benz Typ G 5 оказался редкой машиной (всего 378 штук), причем значительную часть этих автомобилей поставили не в немецкую армию, а в венгерскую. Это, мягко говоря, не соответствовало амбициям концерна, который привык к довольно крупным сериям. Тем не менее, вскоре и на улице Daimler-Benz случился праздник.
Еще в начале 30-х годов на свет появился кюбельваген с использованием шасси младшей модели, Mercedes-Benz Typ 170 (W 15). Строились они не для вермахта, а для рейхсвера и организации Тодта. Машина получилась скорее экспериментальной, но во второй половине 30-х годов ситуация сильно изменилась. Стало очевидно, что «единый легкий» автомобиль если и получился, то явно не массовым. В отличие от Horch 901, производные Stoewer R 180 W поучились не такими массовыми, как это планировалось.
В результате пришлось срочно искать что-то на замену. И в этот момент для Daimler-Benz настал звездный час. В средний класс концерн уже не лез, тут плотно окопался Auto Union и его Horch 901. А вот в легком классе образовалась пустота, которую требовалось чем-то заполнить. Чем-то массовым, варианты 500-1000 штук, в условиях надвигающейся войны, были неинтересны. Так вот, у Daimler-Benz имелась в линейке машины модель Mercedes-Benz typ 170 V (шасси W 136). Не по-немецки массовая — выпустили их почти 75 тысяч штук, причем производство не прекращалось до 1942 года. Более того, в 1947 году выпуск возобновили, продолжался он до 1955 года.
Такая массовая, и весьма прогрессивная база (машина эта отличается удобством управления) стала желанной для разработки классического кюбельвагена. Получил он обозначение Mercedes-Benz typ 170 VK (шасси W 136 K), буква K означала Kübelwagen. Рецепт оказался очень простым. Бралось базовое шасси, с минимальными изменениями. Вместо гражданского кузова автомобиль получал военный, угловатый кузов, типовой для кюбельвагенов.
С одной стороны, машина выглядела явным шагом назад по сравнению со всё тем же Stoewer R 180 W. Задний привод и относительно небольшой дорожный просвет явно не способствовали высокой проходимости. С другой стороны, машина была заметно легче, чем «единый легкий». Снаряженная масса Mercedes-Benz typ 170 VK составляла 1260 кг (полный вес 1660 кг), в то время как Stoewer R 180 W имел массу 1775 кг (полный вес 2200 кг). Учитывая тот факт, что мощности моторов были сопоставимы, кюбельваген от «Мерседеса» выглядел в совсем ином свете.
Кроме того, как уже говорилось выше, машина обладала весьма прогрессивным шасси. Спереди у W 136 ставились независимая подвеска на двойных поперечных рессорах, а сзади независимая пружинная подвеска. В этом смысле автомобиль не особо уступал «единым» армейским внедорожникам. Да и мотор Mercedes M136 объемом 1,7 литра и мощностью 38 лошадиных сил при 3400 об/мин обеспечивал приличную динамику. Разгонялась машина до 90 км/ч, обладая хорошей управляемостью. Так что, возможно, это и эрзац, но вполне приличный.
Не менее важным моментом стала массовость машины. Выпуск Mercedes-Benz typ 170 VK (или просто Mercedes-Benz 170 VK) начался в 1938 году, а к моменту прекращения он составил 19075 штук. Поспорить с таким объемом мог только Horch 901, да и то, не забываем, что он выпускался на трех заводах — Horch, Wanderer и Opel. А вот чтобы в одиночку — тут, до определенного момента, Mercedes-Benz 170 VK являлся явным лидером. Лишь после того, как начался выпуск Volkswagen typ 82, лидер сменился.
Как и основная масса кюбельвагенов, выпускалась машина в нескольких (если быть более точным, в трех) вариантах кузовов — Kfz.1, Kfz.2 и Kfz.3. В общем-то, та же история, что и со Stoewer R 180 W, только ЗСУ (Kfz.4) в них не входил. Сами кузова, естественно, свои, но общая концепция та же. Следует лишний раз подчеркнуть, что слово «упрощенный» к этим кузовам применять нельзя. Никакой простоты в них нет. Если он и проще, то только для кузовных фирм, не имеющих большого парка прессов. Цельнометаллические у него только двери, а вот рама деревянная, обшитая тонколистовым металлом.
В случае с кузовами сложилась довольно комичная ситуация. Дело в том, что обычно на фотографиях попадаются машины с 3-дверными кузовами Kfz.2. Большинство из доживших, либо восстановленных (или воссозданных) машин — это также Kfz.2. На этом фоне некоторые люди стали высказывать сомнения, были ли вообще Kfz.1. Что тут можно сказать — лучше ищите. На снимках 4-дверные машины вполне себе проскакивают. Их меньше, чем Kfz.2, но тем не менее. Вот как раз такой кузов было решено восстанавливать в случае с машиной, доставшейся «Военному Ангару».
Еще один тонкий момент связан с тем, насколько тот или иной Mercedes-Benz 170 VK является таковым. Вы же в курсе, что далеко не каждый «Виллис» является таковым? Хитрые изготовители барабанов Страдивари порой впихивают послевоенные машины. Вот и в случае с Mercedes-Benz 170 VK можно нарваться на послевоенное шасси Mercedes-Benz 170 V, на которое нахлобучен новодельный кузов. Их производство налажено в Чехии. Сколько из восстановленных Mercedes-Benz 170 VK таких реплик, вопрос крайне интересный.
В случае же с машиной «Военного Ангара» всё прозрачно. Это именно бывший Mercedes-Benz 170 VK, о чем говорит характерная рамка лобового стекла. Машина «умерла» где-то зимой 1942/43 годов, была брошена на окраине аэродрома. Проект это довольно долгий: попала в мастерскую данная машина осенью 2010 года, а восстановлена совсем недавно. Выбор именно варианта Kfz.1 был абсолютно правильным. Сейчас известна всего одна такая машина.
Самое интересное, где именно дебютировал данный автомобиль. Ни на одном военно-историческом мероприятии он пока не появлялся. Но при этом успел сняться в фильме «Василий Тёркин» режиссера Карена Геворкяна. Причем не в роли одной из машин, которые идут колонной, а отдельно. Машина эта выступает в роли штабного автомобиля, что вполне обоснованно. Учитывая ходовые качества и комфорт, Kfz.1 вполне тянет на роль легкой штабной машины, как-никак, маленький, но всё равно «Мерседес».
В настоящее время машина находится на выставке «Моторы Войны», куда она прибыла после съемок. Как и другие автомобили проекта «Военный Ангар», машина отличается высоким качеством реставрации. И ездит она также отменно. Самое главное, что эта машина ценная как одна из подзабытых страниц истории. «Мерседес» этот как-то исчез из истории, хотя когда-то это была вторая по массовости немецкая легкая военная машина.
источник: https://dzen.ru/a/ZtyoeJOYkzjx1Na0