Экспортные варианты Škoda Š-IIa, а также развитие конструкции чехословацкого легкого танка
Содержание:
Чехословацкая оружейная промышленность почти с самого начала имела ориентацию на экспортные поставки. Возможности заводов явно превышали потребности чехословацкой армии. С учетом того, что ранее местная оборонка работала на армию Австро-Венгерской империи, неудивительно. Поначалу речь шла об артиллерии и стрелковом вооружении, но постепенно ассортимент расширялся. Неудивительно, что в момент, когда чехословацкие производители созрели до массового выпуска танков, они очень быстро решились на их зарубежные поставки. Тем самым они, в том числе, снижали риск остаться без заказов танков, ибо не все из них были нужны MNO.
До идеи экспортных танков первой дозрела Škoda. Поскольку ее танкетка MU-II оказалась не нужна чехословацкой армии, ее быстро переориентировали на зарубежных клиентов. Танкетке не повезло, в том числе и потому, что заклятые друзья из ČKD создали экспортного конкурента — Praga AH-IV. Удача улыбнулась Škoda в 1936 году. Победа в конкурсе на легкий кавалерийский танк категории II-a привлекла внимание к продукции чехословацкого оружейного гиганта. В результате у Škoda Š-IIa стали появляться чисто экспортные варианты.
По румынскому заказу
В середине 30-х годов потребность в танках стала расти, поскольку в Европе постепенно становилось жарко. Дело было не только в Германии, где к власти пришли нацисты. Если посмотреть на восток и юго-восток Европы, там горячих точек хватало с избытком. Достаточно вспомнить, что перед самой Первой мировой войной случилось две Балканские войны. Да и появление такого государства, как Чехословакия, произошло не на пустом месте. У чехов и словаков были обоснованные опасения насчет соседей, прежде всего Венгрии и Польши. Также образовалась Малая Антанта, куда вошли Чехословакия, Югославия и Румыния. И совсем не случайностью стало то, что наибольшие успехи Škoda оказались связаны именно с этими странами.
Надо сказать, что у Румынии амбиции были ничуть не меньшие, чем у Венгрии. В королевстве мечтали о собственном танковом производстве, и не без оснований. Принадлежащие Николае Малаксе предприятия вполне могли (и даже частично смогли) выпускать бронетанковую технику. Например, в Румынии по лицензии выпускались французские транспортеры Renault UE. Румынская армия сделала ставку на военную технику французского и чехословацкого производства. Тонкий момент в том, что французская Schneider-Creusot и Škoda были в альянсе, причем артиллерия двух производителей была часто похожа (и это не совпадение). Будь у французов подходящие танки, возможно, что оружейного гиганта из Пльезни и не пустили бы на румынский рынок. Но ничего подобного не имелось, а румынская армия активно искала подходящие варианты. Нашла она их у соседей.
В конце 1935 года румынская закупочная комиссия начала тур по Европе. В январе 1936 года она прибыла в Чехословакию. Поначалу румынские военные заинтересовались продукцией ČKD — танкеткой AH-IV и легким танком TNH. В апреле 1936 года был заключен контракт на поставку 100 легких танков Praga P-II-aJ, но удача ČKD оказалась переменчивой. Довольно быстро стало известно, что Praga P-II-a конкурс на легкий танк для чехословацкой армии проиграл, а выиграл его Škoda Š-IIa. Это привело к тому, что в августе 1936 года контракт на 126 танков выиграла Škoda. Некоторое время ČKD еще пыталась впихнуть Praga P-II-aJ, но безуспешно.
Надо сказать, что Škoda едва не упустила столь крупный контракт, причем по собственной вине. Предполагалось, что спустя 3 месяца после подписания контракта Škoda должна была изготовить опытный образец танка, позже получившего обозначение R-2. Но тут Škoda попала меж двух огней, поскольку зашивалась с основным контрактом на LT vz.35, он и так выполнялся с опозданием. Летом 1937 года Румыния потребовала срочно изготовить 15 танков, что и было сделано, но дальше стало известно о том, что имеются проблемы с надежностью LT vz.35. Если бы не критическая ситуация с танками у конкурентов (а выбирать румынам было не из чего), дело могло закончиться и потерей контракта. Можно сказать, что повезло: заказчик решил подождать, пока проблемы разрешатся. Как выяснилось дальше, решение было мудрым.
Окончательно опытный образец Škoda Š-IIaR был готов в августе 1938 года. К тому моменту танки по румынскому заказу постепенно собирались, поскольку новых контрактов на LT vz.35 не ожидалось. В результате первые R-2 были готовы уже в сентябре 1938 года, и они едва не оказались на войне. Как раз в сентябре 1938 года едва не случилась война между Чехословакией и Германией, но никто, кроме Советского Союза, поддерживать Чехословакию не стал. Поэтому румынские танки, поначалу реквизированные MNO, далее поехали к заказчику. Последние машины сдали 22 февраля 1939 года, а опытный образец остался в Пльзене. Примерно половина танков была изготовлена из цементированной брони. Поскольку в Кладно имелись проблемы с гнутыми листами, корма башни таких танков имела V-образную форму.
Несмотря на то, что дальнейших заказов не последовало (а Škoda пыталась даже продать лицензию на выпуск Š-IIaR), история с R-2 стала самым большим успехом Škoda. Одновременно это стало большим успехом и для румынской армии. Весной 1939 года она стала обладателем внушительного парка танков, одних из лучших в своём классе. Правда, в 1940 году эти танки особо не помогли, когда Румыния потеряла часть своей территории. Скорее они выполняли функцию демонстрации силы, как и в случае с венгерскими 38M Toldi I.
Совсем иначе действовали R-2 в 1941 году. Надо отдать румынскому командованию должное, они не стали распылять свои бронетанковые силы. Опыт войны явно показывал, что танки надо использовать в крупных соединениях. Таковым стала 1-я танковая дивизия (сформирована в январе 1941 года), куда вошли 2 танковых полка. 1-й полк имел на вооружении R-2, а 2-й полк — 75 Renault R 35. В организации дивизии приняли участие немецкие офицеры. Впрочем, по факту 1-й танковый полк действовал отдельно. Организационно он состоял из двух батальонов, в каждом из которых было по 3 роты из 16 танков. Действовал полк совместно не только с румынскими, но и немецкими частями.
Легкой прогулкой лето 1941 года для 1-го танкового полка не стало. Поначалу наступление развивалось успешно, но далее румынские части натолкнулись на сопротивление. В ходе первых боёв на подступах к Одессе было потеряно 47 R-2, как от огня противника, так и в виду механических повреждений. К концу августа 1941 года из 102 танков в строю было всего 14, безвозвратно потеряли 15, остальные требовали ремонта. В общей сложности за 1941 год 1-й танковый полк безвозвратно потерял 26 R-2, остальные осенью 1941 года отправились на ремонт в Пльзень и Бухарест. Позже (летом 1942 года) Румыния получила 26 Pz.Kpw.35(t) от немцев, поскольку 6-я танковая дивизия перевооружалась, а более в этих танках она не нуждалась. В отличие от румын.
В конце августа 1942 года 1-я танковая дивизия, в которой имелось 109 R-2, снова отправилась на фронт. К началу операции «Уран» их всё еще числилось 87 штук, но уже вскоре осталось всего 6 танков. Остальные сгинули в Сталинградском котле. Часть была потеряна в виду отсутствия горючего, часть сломалась, да и в целом к концу 1942 года толку от R-2 оказалось мало. Это понимали и в румынском командовании. В начале 1943 года возникла идея создать на базе R-2 истребитель танков, концептуально схожий с немецким Marder. Данная машина получила обозначение TACAM R-2 (Tun Anticar pe Afet Mobil, то есть самоходная противотанковая пушка). Разработала истребитель танков группа инженеров под руководством подполковника Константина Гиулая. Изначально предполагалось использовать трофейные 76-мм пушки Ф-22, но далее выбор пал на 76-мм дивизионную пушку ЗИС-3, как более легкую и массовую.
Всего в TACAM было переделано 20 R-20, происходило это в течении февраля-июня 1944 года. 16 САУ отправилось в 63-ю батарею истребителей танков 1-го танкового полка. Из этого числа в сентябре 1944 года осталось 6 САУ. Далее эти САУ попали во 2-й танковый полк, где их число выросло до 12 (там же воевало и 5 R-2). Воевали они уже против бывших противников, закончив войну в Австрии. Скорее всего, именно их TACAM R-2 и R-2 стоят в военном музее, что в Бухаресте.
Бронетанковая коммерция с переменным успехом
Румынский контракт стал первой, но не единственной попыткой Škoda попытать счастья на зарубежном рынке. В сентябре 1938 года интерес к Škoda Š-IIa проявила английская Alvis Straussler. Причины надо искать в ситуации с английским танкостроением того периода. Для Англии резкие движения Германии стали неожиданностью, причем крайне неприятной. Если у французов танки худо-бедно, но выпускались, то на 1938 год англичане имели кучу «тараканов» и некоторое количество опытных танков. Да и те были под сомнением. Поэтому не стоит удивляться попыткам купить лицензию на Škoda Š-IIa. Предполагалось закупить 100 танков, которые производились самой Škoda, еще столько же производила Alvis Straussler. Возможно, что-то бы выгорело, но 15 марта 1939 года Чехию оккупировали немцы, так что переговоры завершились.
К тому моменту ситуация в чехословацком танкостроении была в состоянии «делайте всё, что хотите, уже всё равно». MNO, после Мюнхенского сговора, всё еще заказывало танки, но уже сквозь пальцы смотрело на активности Škoda и ČKD. Принцип простой — платите мзду, и производите танки кому хотите. Особенно если речь идет о танке, который уже не интересен. В 1938 году начались работы по Š-II-aJ, предназначенном для Югославии. Особо мучиться в Пльзене не стали и взяли за основу образец Škoda Š-IIaR. Для начала, явно устаревшая 37-мм пушка Škoda A-3 заменялась на более мощную 47-мм пушку Škoda A-9. Не совсем удачная смотровая башенка менялась на конструкцию, больше похожую на башенку LT vz.38. Наконец, предполагалось использовать дизельный мотор. Но именно с ним случились главные неприятности, заставившие поменять мотор на обычный бензиновый.
Š-II-aJ был готов в начале 1940 года. К тому моменту танк переименовали в T-12 (T — танк, 1 — легкий, 2 — второго типа). Новые индексы Škoda стала вводить в мае 1939 года. Танк неплохо себя показал, в том числе и перед югославской закупочной комиссией. Но что-то пошло не так, в результате Югославия потеряла интерес к этому танку. Попытка заинтересовать Венгрию также не принесла результата. У венгерской армии уже были Toldi, может, не такие совершенные, но свои.
Попытка заинтересовать возможных клиентов привела к тому, что Škoda (уже Škodawerke) разработала еще несколько образцов. Ими стали Pz.Kpfw. T 13, T 13M и T 14. По большому счету, это тот же Š-II-aJ, но с некоторыми изменениями. В случае с T 13, который предлагался Румынии как R-2a, ставился модернизированный мотор Škoda T-11/2. Толщина брони составляла 30 мм в лобовой части и 25 мм по бортам, боевая масса выросла до 12,6 тонн. Внешне этот танк был почти точной копией Š-II-aJ, особо ничем не отличаясь от R-2.
Ближе к концу 1940 года появилось еще два проекта — T 13M и T 14, по сути два варианта одной машины. На танках усиливали броневую защиту (до 50 мм у лобовой детали), меняли вооружение, смотровую башенку и так далее. В первом случае ставилась 37-мм пушка A 7, во втором — более мощное 47-мм орудие A 11. Впрочем, зарубежного заказчика это уже не интересовало. Как не интересовало и немцев. В конце концов, T 12 разобрали на запчасти, а опыт более ранних разработок Škodawerke использовала при создании Pz.Kpfw. T 15.
Вместе с тем, R-2 не стал единственным танков для зарубежного заказчика, созданным в Пльзене. Переименованным в мае 1939 года Š-II-a (T 11) заинтересовался Афганистан. Всего было заказано 10 таких танков, которые в начале 1940 года «зависли» в Пльзене по политическим причинам. Отличием T 11 была установка 37-мм пушек A 7. Новым покупателем стала Болгария. Сначала болгарское правительство купило 26 LT vz.35, это были уже третьи руки (покупали у немцев). В сентябре 1940 года в Болгарию уехали те самые 10 афганских танка. Была попытка заказать еще 45 T 11, но Škodawerke стало уже не до того.
Болгарские T 11 в итоге оказались самыми долгоиграющими танками Škoda. Просидев большую часть войны в положении наблюдателя, Болгария в 1944 году перешла на сторону Антигитлеровской коалиции. Прослужили их T 11 до начала 50-х, в том числе и благодаря запчастям, заказанным на Škoda вскоре после конца войны.
Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Jiri Tintera) и Франтишеку Роцкоту (František Rozkot), Чехия, за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы.
Список источников
-
-
- Škoda LT vz.35, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1995
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- Архив Юрия Тинтеры
- valka.cz
- worldwar2.ro
- ftr.wot-news.com
-
источник: https://dzen.ru/a/Y8Z7p2RZNGG5cbCe