Юрий Пашолок. Карманный штурмовик от MAN
История легкого штурмового танка Pz.Kpfw.II Ausf.J
Содержание:
В первой половине 30-х годов стало формироваться три направления развития легких танков. Первое — это создание скоростных танков-разведчиков, со слабой броней и пулеметным вооружением, зато довольно дешевых и массовых. Второе направление, которое часто соседствовало с первым — это легкие танки сопровождения, не такие быстрые, зато часто с пушечным вооружением и противопульной броней толщиной 15-25 мм. В ряде стран выбрали именно это направление развития легких танков как оптимальное по соотношению стоимости и эффективности на поле боя. Наконец, третьим направлением стали легкие танки сопровождения с противоснарядной броней. Это направление выбрали, прежде всего, французы, а позже к ним подтянулись англичане. В обоих случаях получались довольно спорные машины, чью низкую подвижность пытались компенсировать мощной броневой защитой.
К середине 30-х годов немецкое командование инициировало работы по 3-местному легкому танку La.S.100. Эта боевая машина, находившаяся в одном классе с Vickers Mk.E, стала самым массовым из немецких довоенных легких танков, имевших ценность на поле боя. Конечно, 20-мм автоматическая пушка была спорным выбором для танка такого класса. Тем не менее, хотя бы не спарка пулеметов, как на Pz.Kpfw.I. В дальнейшем начались работы по VK 9.01, новому, скоростному танку, который мог использоваться как разведчик. Но в ноябре 1938 года у него появился штурмовой собрат. Он получил обозначение VK 16.01, впрочем, более известен этот танк как Pz.Kpfw.II Ausf.J.
Толстомясая производная VK 9.01
Появление VK 16.01 оказалось связано с программой разработки штурмовых танков, инициированной генерал-полковником Вальтером фон Браухичем. Новый главнокомандующий сухопутными войсками вермахта готовил армию с войне, которая стала неизбежна после перестановок в немецком командовании. Благодаря хитрому плану, реализованному нацистами в конце 1937 — начале 1938 года, не у дел остались те немецкие генералы, которые выступали против политики войны. Вскоре после этого случился аншлюс Австрии, который стал лишь началом. Нацисты пошли на опережение, посчитав, что время сыграет ключевую роль. В течение 1938 года началась реализация целого ряда программ по созданию средств для вскрытия линий обороны Чехословакии, Франции и Бельгии. Одной из этих программ и стали штурмовые танки, работа по которым была инициирована 24 ноября 1938 года.
Согласно концепции штурмовых танков, их предполагалось сравнительно небольшое количество. Задачей толстобронных боевых машин становилось сопровождение пехоты в ходе борьбы с вражескими укреплениями. В каждой танковой бригаде предполагалась рота танков-штурмовиков. Всего их требовалось 3 типа: двухместный 18-тонный, трехместный 16-тонный и 5-местный 65-тонный. Фактически речь шла о «толстомясых» аналогах Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II и D.W., из них реальную боевую ценность представлял VK 65.01. Другое дело, что программа танка прорыва D.W. буксовала, в отличие от разработок новых версий Pz.Kpfw.I, а также Pz.Kpfw.II. Кроме того, осознание того, что толстобронные танки с таким вооружением имеют низкую эффективность, пришло только после французской кампании мая-июня 1940 года. А пока на дворе был конец 1938 года.
Работы по штурмовым танкам распределили между тремя фирмами. Толстомясый Pz.Kpfw.II достался MAN, головному разработчику танков данного семейства. Можно сказать, что для MAN новая задача оказалась самой простой. Там уже работали над легким танком нового поколения VK 9.01, часть его компонентов плавно перетекло на VK 16.01. Надо сказать, что в случае с легкими штурмовыми танками получилась довольно забавная ситуация. Дело в том, что толстобронный Pz.Kpfw.II предполагался более легким и подвижным, чем VK 18.01. Добиться этого удалось за счет того, что толщина бортовой брони составила 50 мм, при лобовой броне 80 мм. Это позволило сохранить боевую массу на отметке 17,4 тонн, а скорость в районе 30 км/ч.
Работы по VK 16.01 и VK 18.01 довольно быстро объединили. На стороне MAN оказалась разработка моторно-трансмиссионной группы, а Krauss-Maffei занималась ходовой частью. По каткам, подвеске и гусеничным лентам танки были унифицированы. То же самое касалось 150-сильного мотора Maybach HL 45 и 6-скоростной КПП ZF SSG 47. Унифицировали танки и по смотровым приборам механика-водителя, причем их конфигурация повторяла аналогичный прибор немецких тяжелых танков. У VK 16.01 таких приборов было два, второй предназначался для радиста. К слову, VK 16.01 получился более простым с точки зрения смотровых приборов. По бокам отделения управления разместили смотровые щели со стеклоблоками, как у VK 30.01 (H). Перископические смотровые приборы VK 18.01 были более продвинутыми.
Проще всего оказалась разрабатывать башню, контракт на нее достался Daimler-Benz werk 40. Там просто взяли башню VK 9.01 и «набили» броней. Первоначальная конструкция башни подразумевала «щеки», прикрывавшие сбоку установку вооружения, позже от них отказались. Такой подход к разработке башни был вполне обоснованным. Конструкция башни VK 9.01 выглядела вполне удачной, правда, уже потом стало понятно, что нужна двухместная башня. Но случилось это уже осенью 1939 года, когда облик VK 16.01 сформировался. Выглядел этот танк более удачным, чем VK 18.01, по крайней мере, у него имелась 20-мм автоматическая пушка и немного более высокая подвижность (даже повыше английских пехотных танков). Также более низким оказалось удельное давление на грунт. В принципе, если на танке стояла хотя бы 37-мм пушка, получался не самый плохой пехотный танк. Но такое вооружение не входило в концепцию немецких легких танков, да и в одиночку обслуживать такое орудие было бы непросто.
Облик VK16.01 сформировался к 15 ноября 1939 года. Аналогично VK 18.01, MAN получила контракт на изготовление 4 опытных шасси из неброневой стали, за ними следовало 30 танков нулевой серии. Работа шла сообща с Krauss-Maffei. Контракт на изготовление брони для корпусов и башен заполучил Krupp. Первые 5 комплектов сдавались в сентябре 1940 года, далее 10 в октябре и 15 в ноябре. Башни изготовлялись на Daimler-Benz werk 40, броня для них сдавалась Krupp в октябре-декабре 1940 года. В июне 1940 года был готов первый образец шасси VK 16.01 (Pz.Kpfw.II n.A. verst.), но далее процесс затормозился. Связано это оказалось с тем, что в июне 1940 года цели для штурмовых танков кончились. Тем не менее, отменять, как VK 65.01, легкие штурмовые танки не стали. Согласно танковой программе от 30 мая 1941 года, предполагалось изготовить 252 Pz.Kpfw.II Ausf.J, так этот танк стал именоваться с того периода. 212 из них уходило на формирование подразделений при 20 танковых дивизий. Еще 40 придавалось артиллерийским частям (по сути пехоте).
Надо сказать, что поначалу приоритет отдавался огнеметным танкам. К 1 апреля 1942 года предполагалось сдать 150 Pz.Kpfw.(Fla.W.) VK 16.01 (Fl.), еще 42 штуки досдавалось в течение апреля 1944-апреля 1945 годов. Вместо них заказали 150 Pz.Kpfw.II (Fl.) Ausf.D2, которые оказались попросту не нужны. Точно так же не был реализован и VK 16.02 (первый с таким индексом), тот же танк, но с 8-скоростной полуавтоматической КПП Maybach SRG 15319 и механизмом поворота LG 45 R. А вот танки нулевой серии всё же сдали. Изначально их выпуск сдвинули на 1 апреля 1943 года, но по факту первые 8 танков сдали в 1941 году. Оставшиеся 22 Pz.Kpfw.II Ausf.J сдали в период с апреля по декабрь 1942 года. На этом выпуск легких штурмовых танков прекратили как не имеющий смысла.
Лучше бы он был огнеметным
Как и в случае с Pz.Kpfw.I Ausf.F, выпуск нулевой серии Pz.Kpfw.II Ausf.J выглядел скорее «оплаченной дракой». При этом, в теории, толстомясая «двушка» выглядела менее бесполезной, причем дело не только в 20-мм автоматической пушке. Танк был более подвижным, наличие отдельного радиста также выглядело более правильным решением, а главное, потенциально из него мог получиться не самый плохой огнеметный танк. Идея о выпуске 192 Pz.Kpfw.(Fla.W.) VK 16.01 (Fl.) выглядела разумно, поскольку такой танк, за счет толстой брони, мог подойти вплотную к вражеской линии обороны и «плюнуть» огнесмесью. Но что случилось, то случилось. Вместо довольно интересного огнеметного танка MAN изготовила 30 чемоданов без ручки.
От первоначальной идеи тяжелой танковой роты в составе танковой дивизии к 1942 году отказались. Этому способствовал и мизерный объем выпускаемых танков. Дальнейшие события развивались так, что Pz.Kpfw.II Ausf.J, как и Pz.Kpfw.I Ausf.F, распихивали по принципу «хоть куда-нибудь». Впрочем, первоначально эти танки попали в более-менее адекватное для них подразделение. 66-й танковый батальон особого назначения, сформированный 30 мая 1942 года, предназначался для десанта на Мальту. «Штурмовики» в составе 1-й роты выглядели вполне обоснованно, всего туда попало 5 Pz.Kpfw.II Ausf.J. Но дальше танки оказались совсем в другом месте. Десант на Мальту отменили, а 1-ю роту, под командованием обер-лейтенанта Бетке, отправили под Ленинград.
Вполне возможно, изначальная задумка выглядела неплохо, поскольку планы наступательной операции у немцев имелись. Но 19 августа 1942 года началась Синявинская операция, в ходе которой наступающей стороной стала Красная Армия. Операция «Северное Сияние», которая планировалась немцами на 23 августа 1942 года, оказалась сорвана, «штурмовикам» пришлось заниматься слегка иной задачей. 1 сентября 1942 года 1-я танковая рота 66-го батальона особого назначения вошла в подчинение 29-го танкового полка 12-й танковой дивизии. На тот момент в ее составе было 7 Pz.Kpfw.I Ausf.F, 7 Pz.Kpfw.II Ausf.J и 14 Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Танки имели тропическую окраску с камуфляжными полосами. В синявинских болотах весьма специфичный вид.
Не менее специфичным оказалось и боевое применение легких «штурмовиков». 10 сентября 1942 года состоялась первая атака под Тортолово, в ходе нее обер-лейтенант Бетке получил смертельное ранение. Из 6 Pz.Kpfw.II Audf.J, находившихся в строю, 2 застряло в болоте, еще 2 повредили. За вторую половину сентября 1 танк подбили, еще один застрял в болоте. Застрявшие танки вытащили в период с 17 по 24 октября, в ноябре пришлось вытаскивать еще один. Из них 2 танка пришлось увозить в Германию для проведения капитального ремонта. К 25 декабря ни одного Pz.Kpfw.II Ausf.J не было в рабочем состоянии. Им на замену привезли еще 10 танков данного типа.
Надо сказать, что проблемы с застреванием в болоте не отражали реальных вездеходных качеств машины. На самом деле всё было не так плохо. Удельное давление на грунт составляло 0,72 кг/см2. Танки данного типа неоднократно тестировались в Австрии, где они преодолевали снежную целину. Двигались они по ней со средней скоростью 12,6 км/ч, не так всё и плохо. Другой вопрос, что засовывать танк в болото — это в принципе не лучшая идея. Поэтому у 1-й роты, которая в январе 1943 года стала 8-й ротой 29-го танкового полка, дела обстояли так себе. К началу февраля 3 танка списали, а из 12 Pz.Kpfw.II Ausf.J в рабочем состоянии оказалось 7. К концу марта в строю остался всего 1 танк, потихоньку Pz.Kpfw.II Ausf.J стали списывать. К лету 1943 года в роте осталось 6 танков, которые, аналогично Pz.Kpfw.I Ausf.F, отправили в 559-й танковый ремонтный батальон.
Если Pz.Kpfw.I Ausf.F еще как-то пытались использовать в танковых дивизиях, то его более легкий собрат сменил амплуа уже весной-летом 1943 года. Стало понятно, что единственным разумным использованием является применение Pz.Kpfw.II Ausf.J как танк для полицейских операций. Первым подразделением, которое получило Pz.Kpfw.II Ausf.J для подобных целей, стала 13-я полицейская танковая рота особого назначения, сформированная 6 января 1943 года во Франции. К 30 апреля 1943 года там числилось 6 танков данного типа. В июле того же года рота, приданная 14-му полицейскому полку СС, уехала в Югославию. К концу октября число работоспособных танков снизилось до 4.
Pz.Kpfw.I Ausf.F и Pz.Kpfw.II Ausf.J пересеклись во второй «полицейской» роте. Ей стала 221-я танковая рота, которая получила 6 Pz.Kpfw.I Ausf.F и столько же Pz.Kpfw.II Ausf.J. Она действовала то в Белоруссии, то в Югославии. В июле 1943 года она прибыла в Белоруссию, где участвовала в противопартизанских операциях. По состоянию на лето 1944 года в роте всё еще имелось 5 танков данного типа. А дальше каратели оказались раздавлены катком операции «Багратион». В ходе боев за Слуцк в самом конце июня 1944 года 221-я танковая рота потеряла часть своих танков. Увы, на НИБТ Полигон эти танки не уехали.
Последним подразделением, получившим Pz.Kpfw.II Ausf.J, стала 350-я танковая охранная рота. Как и 221-я танковая рота, действовала она в полосе группы армий «Центр». На фронт рота уехала в октябре 1944 года. Сначала в ее составе было 4 танка данного типа, а далее их число выросло до 10. Финал боевого применения оказался примерно таким же, как у 221-й танковой роты. В конце 1944 года 80 мм брони было так себе аргументом, да и воевать пришлось не с партизанами.
Как уже говорилось выше, совсем бесполезным танком Pz.Kpfw.II Ausf.J не был. Даже имелась разумная мысль об огнеметной версии машины. Вместе с тем, сама по себе концепция штурмового танка с 80-мм броней и 20-мм автоматической пушкой выглядела бредовой. Она являлась отголоском идей 30-х годов. Сам по себе танк получился не самым плохим, но не для тех задач, для которых он разрабатывался. Впрочем, тут масса вопросов не к исполнителям, а к заказчику.
Список источников
- Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
- Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
- US NARA
- РГАКФД
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/Y6Fs9LkK0wX86EHI