Юрий Пашолок. Ижорская бронеполуторка
Импровизированный бронеавтомобиль ЗП конструкции Ижорского завода
Самым массовым грузовым автомобилем Красной Армии военного периода являлся ГАЗ-АА. Всего к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии имелась 151,1 тысяча автомобилей данного семейства, еще 66 тысяч поступило с ГАЗ им. Молотова во время войны. Это не считая тех «полуторок», что были изъяты из народного хозяйства. Даже поставки по ленд-лизу не сбросили ГАЗ-АА с пьедестала почета, она так и осталась главным грузовиком. Надо сказать, что к «полуторке» имелась масса претензий еще до войны. Предполагалось, что в 1941 году ее в производстве сменит ГАЗ-63 (первый автомобиль с этим названием), но сначала у ГАЗ оттяпали цех по производству моторов ГАЗ-11, а потом началась война. Так что воевать пришлось на том, чего имелось в наличии.
Несмотря на то, что возможности ГАЗ АА, с точки зрения нагрузки, были ограничены, первые случаи установки на машину бронированной кабины были зафиксированы еще в советско-финскую войну. Совершенно внезапно документы по этой полубронированной машине сохранились в отделе изобретений ГАБТУ КА, о ней как-нибудь потом поговорим. А сейчас стоит поговорить о тех броневиках и импровизированных боевых машинах, что строились в Ленинграде. часть из них являлась чистой войны импровизацией, но имелась и машина, которая представляла собой вполне серийный аппарат, даже со своим индексом. Называлась она ЗП, то есть зенитно-пулеметная.
Как я уже писал в недавней статье, в начале июля 1941 года группа конструкторов НИИ-48 (он же Броневой институт, данное обозначение использовалось и летом 1941 года) предложило выпускать полубронированные автомобили на шасси ЗИС-5. Вместе с предложением был построен и опытный образец такого бронеавтомобиля, получившего индекс ПБ. 8 июля 1941 года Военный Совет Северного Фронтиа дал отмашку серийного производства данных броневиков. Сначала заказ составил 20 штук, а далее последовал более крупный заказ — на 150 броневиков. Примерно в это время и появился другой полубронированный автомтобиль — на шасси ГАЗ-АА. Сначала он проскакивал в переписке как «автомашина ГАЗ-АА под пулеметные установки, но на эскизе Ижорского завода, а также в отчете завода за сентябрь-декабрь 1941 года фигурирует «Бронемашина ЗП». ЗП означало «зенитно-пулеметная».
На Ижорском заводе трезво оценивали возможности шасси ГАЗ-АА. Как базу для противотанкового орудия оно точно не подходило, посему было решено ставить на грузовик спарку авиационных пулеметов ДА. Они использовались и для борьбы с воздушными целями, и для ведения огня по наземным целям. При этом концепция броневой защиты была похожа на ПБ. Броней полностью закрывалась кабина и капот, а кузов прикрывался спереди и частично с бортов. Конструкция броневой защиты выглядела более примитивно, нежели у ПБ, но и запас прочности у шасси оказался ниже.
Сколько точно было сделано бронемашин модели ЗП, сказать сложно. В справке инженеров завода №264 Красильщикова и Немчинского, которые предлагали бронетрактор на шасси СТЗ-5, говорилось о том, что за июль 1941 года Ижорский завод построил 300 броневиков модели ЗП и ПБ. Первый заказ на ЗП (80 машин) проскакивает в августе 1941 года, но это явно не первая партия. Дело в том, что уже в августе 1941 года эти броневики воевали на Калельском и Ленинградском фронтах. Причем в августе 1941 года несколько (минимум две) бронемашин ЗП было захвачено финнами в рабочем состоянии. Они тут же оказались включены в состав финской армии, но уже как тягачи противотанковых пушек. Участвовали они и в параде финской армии в Петрозаводске. Вероятнее всего, выпустили ЗП примерно столько же, сколько и ПБ — 200-250 штук. Прекратили их выпускать в сентябре 1941 года, когда фронт подошел вплотную к Колпино. На этом выпуск броневиков на Ижорском заводе прекратился, но аналогичные работы в Ленинграде продолжались.
Подобно ПБ, бронемашины ЗП шли, прежде всего, в состав ЛАНО, для которой и проектировались. Характер боевых действий оказался таким, что большинство ЗП было потеряно в первый год войны. Уцелевшие бронемашины продолжали воевать, в том числе, и в составе 55-й армии, оборонявшей Колпино. В сентябре 1941 году частям армии передали 32 броневика модели ЗП и ПБ, это были последние машины данного типа, выпущенные на Ижорском заводе. Не все броневики получили пулеметное вооружение — судя по всему, часть ЗП применялась как бронетранспортеры. Также известен вариант с пулеметом Максим в импровизированной полубашенной установке. Увы, ни одной бронемашины данного типа не сохранилось, хотя иногда ее остатки проскакивают в находках поисковиков. Даже истинного обозначения этой машины как-то не встречалось, иногда ее, как и ПБ, именуют как «ИЗ», то есть Ижорский Завод. Что есть неверно.
Напоследок стоит отметить, что в ГАБТУ КА, к 20 августа 1941 года, были подготовлены тактико-технические требования на аналогичную ЗП бронемашину. Она, правда, предназначалась для перевозки бойцов, и именовалась бронеплощадкой. Впрочем, дальше требований дело не пошло. Зато в Ленинграде изготовили некоторое количество крайне любопытных конструкций.
Источники:
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- ЦГА Спб
- Фотоархив автора
- SA-KUVA