Юрий Пашолок. Истребитель танков вместо штурмовика
История создания самоходной артиллерийской установки СУ-85
Содержание:
Большая война нередко заставляет менять концепцию применения отдельных видов вооружения, а также военной техники. В полной мере это касается это и танкостроения. Если до начала Второй мировой войны работы по самоходной артиллерии шли в вялотекущем режиме, то первый же год показал острую необходимость подобных боевых машин. Первыми массово применили самоходную артиллерию немцы, при этом концепция САУ у них постепенно менялась. Касалось это и советской самоходной артиллерии. Поскольку у нас САУ появились позже (СУ-5 и СУ-1-12 не в счет), то и развивались они не так быстро, как у немцев. Хотя некоторые процессы эволюции оказались очень похожими.
8 августа 1943 года на вооружение Красной Армии была принята самоходная артиллерийская установка СУ-85. Постановление ГКО №3892сс «Об организации производства 85 мм самоходных артустановок на базе танка Т-34 на Уралмашзаводе» подписали спустя 2 дня, как закончились испытания. Принятие на вооружение СУ-85 стало важным событием. Оно ознаменовало переход от штурмовых САУ, чья концепция оттачивалась с весны 1942 по весну 1943 года, к боевым машинам, более ориентированных на борьбу с вражеской бронетехникой. Сегодня речь пойдет о том, как появилась СУ-85.
Проектирование в темпе вальса
Эволюция советских средних САУ выглядит довольно любопытно, если сравнивать ее с немецкими самоходами. Еще до войны немецкие военные мечтали о скоростных истребителях танков с круговым вращением орудия. Они их даже построили, но в серию данные боевые машины не пошли. В СССР аналогичные САУ прорабатывались в 1940-41 годах, причем немцы тут вообще не при делах. Немецкий след появился уже после начала Великой Отечественной войны. В начале 1942 года стало понятно, что средний истребитель танков с круговым сектором вращения орудия не получится. Зато получалась штурмовая САУ, чью концепцию срисовали со StuG III. Разница в том, что советские военные поставили на более мощное орудие — 122-мм гаубицу М-30.
Сами немцы, между тем, к весне 1942 года изменили концепцию Sturmgeschütz. Если ранее основной задачей САУ была поддержка пехотных частей, то в дальнейшем САУ данного типа стали иметь скорее противотанковые функции. В этом статусе они оказались более удачными, чем самоходные орудия семейства Marder. Последние получились чересчур высокими и не имели даже легкой противоснарядной брони. Удачное сочетание низкого силуэта, противоснарядной брони и мощного орудия, по характеристикам равнозначного противотанковой пушке 7,5 cm Pak 40 сделало StuG 40 самой массовой боевой машиной немецкой армии.
У советских самоходчиков столь богатого опыта не имелось, причем изначально и промышленность орудия с явно противотанковым уклоном не планировала. Весной 1943 года шли работы по СУ-35м (с апреля 1943 года СУ-122м), которая являлась работой над ошибками, допущенными во время проектирования СУ-122. В частности, увеличивался объем боевого отделения, а также перерабатывалась орудийная установка. Кроме того, улучшались условия работы командира и механика-водителя, последний получал полноценный люк (впрочем, он всё равно не годился для попадания внутрь машины).
Ситуация изменилась после того, как из-под Ленинграда удалось эвакуировать два образца немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Испытания обстрелом немецкой новинки состоялись в конце апреля 1943 года, но еще 14 апреля появились тактико-технические требования на «85-мм противотанковую самоходную пушку «Истребитель танков»». Согласно требованиям, как базу предполагалось использовать СУ-122м. Следует отметить, что до того на шасси СУ-35/СУ-35м орудие с баллистикой 85-мм зенитной пушки 52-К ставить не предполагалось. Эти же требования, к слову, предполагали и запасное шасси — трофейное Pz.Kpfw.III, либо Pz.Kpfw.IV.
Примерно в это же время КБ завода №9 прорабатывало вопрос установки другого орудия. Еще осенью 1942 года, тогда еще КБ завода №8, предлагало серию проектов наложения стволов различного калибра на лафет гаубицы М-30. Из этих проектов на свет появились 152-мм гаубица Д-1 (пошла в серию), 122-мм пушка Д-2 (стала базой для танковой Д-25) и две пушки калибра 107 мм — ЗИК-30 (осталась проектом), а также 9С-1 (изготовили опытный образец). Возникла идея поставить ствол 107-мм орудия 9С-1 (с баллистикой 107-мм пушки М-60) в СУ-122. Такое предложение выглядело более простым для реализации.
Ситуация, впрочем, развивалась совсем иным образом. 5 мая 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Согласно ему, к 1 июля предполагалось вывести на испытания два образца СУ-122, вооруженных 85-мм пушками. Таким образом, и предложение о создании истребителя танков на базе СУ-122м, и предложение об установке 107-мм пушки в СУ-122, отправлялись в корзину. Выбранный ГКО путь выглядел наиболее здраво. В чистом виде СУ-122 требовала доработок, но использование базиса машины ускоряло внедрение новой САУ в серию.
Первая битва между ЦАКБ и заводом №9
Если с шасси для новой САУ особых вопросов не возникало, то по поводу орудия ситуация развивалась крайне интересно. В тексте постановления ГКО №3289 исполнителем работ по орудию указывался завод №9, появившийся осенью 1942 года в ходе разделения производств завода №8. «Девятка» занималась, прежде всего, танковыми системами, а «восьмерка» — зенитными. Другой вопрос, что по 85-мм орудиям коллектив под руководством Ф.Ф. Петрова не работал. Еще 14 апреля 1943 года упомянутые выше ТТТ на разработку 85-мм орудия отправили на завод №9, где их получил директор завода Л.Р. Гонор. В переписке от 29 апреля 1943 года говорилось, что КБ завода №9 уже приступило к разработке орудия. А на самом деле нет.
Такая странная ситуация объясняется тем, как именно обстояли дела с 85-мм танковыми системами. Существует заблуждение, что якобы у нас дернулись только после появления «Тигра». На самом деле это не так. В фоновом режиме, но работы по 85-мм танковому орудию велись еще в 1942 году. Занимался ими коллектив КБ завода №92 под руководством В.Г. Грабина, в конце 1942 года Василий Гаврилович возглавил новый коллектив — Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ, подмосковный Калининград, бывшая территория завода №8). К моменту, когда появился «Тигр», ЦАКБ вело работы над наследницей пушки ЗИС-25, правда, начальная скорость снаряда была ниже, чем у 52-К.
Естественно, ЦАКБ также получило тактико-технические требования на новое орудие. Разница в том, что там над 85-мм системой уже работали, более того, в КБ имелся человек, который имел удачный опыт разработки средней САУ. Речь идет о начальнике 3-го отдела ЦАКБ Е.В. Синильщикове, авторе СГ-122 и СГ-2. Именно он возглавил работы над орудийной системой, получившей обозначение С-18. Технический проект системы был подготовлен к 16 мая 1943 года, то есть менее чем за 2 недели после официального старта работ. Такая скорость объяснялась большим объемом по предыдущим разработкам.
Обычный практикой того времени было создание одновременно танковой и самоходной версии орудий. В случае с С-18 пошли иным путем. Естественно, пересечения с 85-мм танковым орудием С-31 имели место, тем не менее, С-18 шла отдельно. Вместо тумбовой установки система ставилась в рамке, что заметно уменьшало габариты и массу системы. Более удачной стала и подвижная бронировка системы. За счет переделок масса САУ снижалась на полтонны, а экипаж сокращался с 5 до 4 человек. Также плюсом проекта указывалась высокая степень унификации С-18 и 76-мм танковой пушки ЗИС-5. Она превышала 70%, что, в теории, позволяло быстро наладить серийное производство.
Совсем иная картина наблюдалась в случае с заводом №9. Туда 3 мая 1943 года прибыл инженер-майор П.Ф. Соломонов, который заведовал в ГАУ КА вопросами танковой и самоходной артиллерии. На месте выяснилось, что завод №9 орудием калибра 85 мм не занимается. Директор завода занял позицию, что не надо растекаться по древу, лучше сосредоточиться на орудиях калибра 122 и 152 мм. Только после подписания постановления ГКО №3289 ситуация изменилась. Зато выяснилось, что 85-мм орудие проектировал завод №8, причем занимался он этим по заданию Артиллерийского комитета ГАУ КА. Как уже говорилось выше, завод выпускал орудия 52-К, так что задание выглядело логичным. Более того, на заводе №8 предполагали далее поднять начальную скорость снаряда до 930-960 м/с.
Проектирование орудия заводом №8 шло до 10 мая, а затем из НКВ пришел приказ «прекратить безобразия». Причины очевидны: в своё время разделение завода на два произошло не просто так, существовал риск повторить ситуацию со срывом выпуска основной продукции. Да и пушка получилась бы во многом калькой С-18, поскольку там также планировалась высокая унификация с ЗИС-5. Что же касается завода №9, то 5 мая там состоялось совещание, на котором было решено создавать дуплекс. Орудие Д-11 для СУ-122м эволюционировало в Д-5. Точнее, изначально индекс Д-5 несла 85-мм самоходная система, а она же, но с баллистикой 122-мм гаубицы М-30, именовалась Д-6. Танковые версии орудия несли обозначения Д-7 и Д-8 соответственно.
Может показаться, что ЦАКБ находилось в более выгодном положении. Конкуренты сильно отставали: эскизный проект Д-5 был представлен 26 мая, то есть существенно позже С-18. Но на самом деле сроки тут особо погоду не делали. Пока ЦАКБ подстраивалось под детали 76-мм танковой пушки, заместитель главного конструктора А.Н. Булашев и заместитель начальника КБ завода №9 Н.В. Каструлин адаптировали 122-мм гаубичную установку. Причем Петров, руководивший работами, сохранил концепцию разных орудий на одной установке. Фактически случился отказ от 107-мм ствола, вместо него поставили ствол с баллистикой 85-мм зенитной пушки. К слову, у Д-5 процент заимствования по деталям тоже был высоким. С нуля делалась 191 деталь, а 382 брались от других систем. Больше всего бралось от М-30 (215 деталей) и Ф-34 (114 деталей). Одним словом, с унификацией дела обстояли неплохо.
Такой подход оказался наиболее правильным, поскольку уже имелся опыт У-11 и Д-11, часть допущенных ошибок удалось устранить. В.Н.Сидоренко, который вел непосредственно Д5-С-85 (бывшая Д-5) и Д5-Т-85 (бывшая Д-7), смог создать более удачную систему, чем С-18. Например, длина отката орудия оказалась меньше, чем у конкурирующей системы, хотя он был всё равно больше, чем предполагалось по ТТТ (430 мм вместо 350-370 мм). Связано увеличение длины отката было с унификацией разных стволов. Самое же главное, что завод №9 находился в непосредственной близости от УЗТМ и ЧКЗ, где проектировали шасси под их орудия. Не говоря о наличии производственных мощностей, которые отсутствовали у ЦАКБ. Это далее сыграло ключевую роль.
Первое время ЦАКБ находилось впереди, например, документацию по С-18 передали на УЗТМ к 31 мая 1943 года. Но дальше начались проблемы, связанные со взаимоотношениями между «артиллеристами» и «танкистами». Параллельно с разработкой орудий шли работы по шасси. Руководство работами осуществлял Л.И.Горлицкий, а ведущим инженером машин являлся Н.В. Курин. Именно машин, поскольку под каждую систему САУ требовалось дорабатывать.
Изменения, впрочем, не носили радикальный характер. Общая форма рубки СУ-122 сохранялась, зато элементы заметно двигались. Все предложенные установки орудия были более компактными, чем у СУ-122. Это позволило сделать полноценный люк механика-водителя, который, наконец-то, мог использоваться для попадания внутрь. Командир получил литой колпак с призматическими приборами по типу КВ-1с, а также смотровой прибор ПТ-К. Поскольку орудие наводил только наводчик, теперь командир занимался только своими прямыми обязанностями. Люк боевого отделения стал двухстворчатым, его сместили назад, что заметно улучшило условия работы экипажа. Сам экипаж, к слову, состоял из 5 человек, но по факту четверых хватало.
Самое интересное, что вместо двух СУ-85 их оказалось три. В ходе обсуждения С-18, которое состоялось 8 июня 1943 года, проект удостоился ряда критических замечаний. Установка орудия получалась чересчур громоздкой, поэтому обзор механика-водителя вправо оказывался очень плохим. Мешала установка и командиру, также минусом посчитали сильный (на 14 см) вынос орудия вперед. В результате КБ УЗТМ предложило доработать С-18, сделав ее более компактной и вынеся назад. С этим решением согласились, но ЦАКБ настояло и на изготовлении С-18 в исходной конфигурации.
Результатом стало то, что под обозначением СУ-85-I фигурировала С-18-1, разработка КБ УЗТМ. Горлицкий скрестил Д-5 и С-18, результатом стала более компактная система, с лючком доступа к накатникам в подвижной бронировке. Орудие получилось самым легким среди конкурентов (1160 кг), а самым тяжелым — С-18 (1310 кг). Следующей стала СУ-85-II, в ней находилась система Д5-С-85. Что же касается С-18 в исходном виде, то она попала в СУ-85-IV. Третий номер занимала СУ-122-III с орудием Д5-С-122. Все три 85-мм САУ имели одинаковый боекомплект — 48 унитарных патронов. При этом СУ-85-IV имела боевую массу 30 тонн, СУ-85-I — 29,66 тонн, а боевая масса СУ-85-II составляла 29,15 тонн.
По ряду причин работы по доводке систем закончились только к 10 июля 1943 года, а построили их к 20 июля. Таким образом, еще к началу июля 1943 года преимущество по времени у С-18 пропало. Не говоря уже о том, что СУ-85-IV оказалась самой тяжелой. Далее последовали испытания, которые проходили на Гороховецком АНИОП в период с 25 июля по 6 августа 1943 года. При этом ходовые испытания проходили в ином месте. Машины преодолели, в период с 29 июля по 1 августа, 485 километров пути, из них 373 по шоссе и 112 по извилистым проселочным дорогам. В ходе ходовых испытаний машины развивали среднюю скорость 22-24 км/ч по шоссе и 16-18 км по проселку. Выяснилось, что при длительной езде на скоростях выше 25 км/ч начинался процесс разрушения бандажей опорных катков. Такие же проблемы были тогда и у Т-34, комиссия это учитывала.
По результатам ходовых испытаний все СУ-85 признали их выдержавшими. А вот испытания стрельбой не выдержала ни одна система. Впрочем, Д5-С-85 на испытаниях стрельбой 3-4 августа показала себя явно лучше. Скорострельность достигала 8 выстрелов в минуту, что было выше С-18 и С-18-1. Главной проблемой стала низкая надежность орудия. После 10 выстрелов обнаружилась течь жидкости из тормоза отката, а на 267-м выстреле он вышел из строя. Впрочем, у конкурентов дела обстояли еще хуже. Течь у С-18 началась на 5-м выстреле, а на 200-м вышел из строя спусковой механизм. Немного надежнее оказалась С-18-1, но основная масса недостатков С-18 передалась по наследству от С-18.
По итогам испытаний комиссия выявила 16 пунктов недостатков боевого отделения и работы орудий. Все орудия, которые принимали участие в испытаниях, подверглись критике. Вместе с тем, сложная ситуация на фронте говорила о необходимости быстрых решений. В этом смысле Д5-С-85 выглядела наиболее подходящим решением. Комиссия рекомендовала запускать орудие в серию, доработав конструкцию по списку замечаний. А вот шасси рекомендовали немного иное — с расширенной, по типу СУ-122м, рубкой. Наверху решили несколько иначе. 8 июля 1943 года на вооружение приняли компромиссный вариант, то есть доработанную СУ-85-II. Тесновато, но зато первые СУ-85 удалось сдать уже в августе 1943 года.
Список источников
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
Автор выражает признательность Игорю Желтову и Алексею Макарову (г. Москва) за помощь в работе и предоставленные материалы.
источник: https://dzen.ru/a/ZMDrrbytC2CI0BV0