Юрий Пашолок. Истребитель ДОТ-ов из самоходного лафета
Рассказ о модернизированной СУ-14, первой отечественной САУ, созданной специально для борьбы с ДОТ-ами
Содержание:
В ходе Первой мировой войны применялись не только танки, но и первые гусеничные САУ. Основной идеей при их создании стало повышение мобильности тяжелых артиллерийских систем. Правильно их называть «самоходными лафетами», данный термин, придуманный немецкими военными, лучшим образом определяет подобные САУ. Уже после окончания Первой мировой войны стали появляться первые истребители танков. Кроме того, в 30-е годы появились первые штурмовые САУ. Главной их задачей стало ведения огня прямой наводкой, при этом использовались орудия среднего и крупного калибра. Поначалу «штурмовики» имели противопульную броню, но дальше толщина лба таких САУ стала расти. А также появились новые задачи.
30 ноября 1939 года началась советско-финляндская война. Она оказалась для Красной Армии трудной, поскольку в организации и материальном обеспечении обнаружился ряд недостатков. Кроме того, Линия Маннергейма стала крайне сложной преградой. Чтобы преодолеть сеть оборонительных сооружений, требовалось вести огонь прямой наводкой из орудий большой мощности. Естественно, в ДОТ-ах на подобную активность реагировали. В результате возникла острая необходимость в специализированной САУ — «истребителе ДОТ-ов». Формально первой такой САУ можно называть КВ-2, но если мы говорим о первой полноценной САУ данного класса, таковой является СУ-14-1. Она стала конверсией первой отечественной тяжелой САУ, к тому моменту уже ставшей ненужной.
С подачи командарма Тимошенко
Особенность советско-финляндской войны состояла в том, что это уже был не локальный конфликт, а полноценная война, в которой принимали участие наиболее боеспособные части с обеих сторон. Безусловно, конфликт в районе реки Халхин-Гол был совсем не мелкой стычкой, но по сравнению в Зимней войной, как ее называют финны, она выглядела действительно ограниченными боевыми действиями. Причем Красная Армия изначально поставила себя в крайне затруднительное положение. До того никто не начинал такие войны зимой, да еще в столь сложных для наступления условиях.
Началась война не вдруг, обе стороны в 1939 году активно вели приготовления к боевым действиям. Это дало финским войскам время для дополнительной подготовки оборонительной линии, которая известна как Линия Маннергейма. Строилась она, в том или ином виде, с 1920 года, но в форсированном темпе возведние оборонительных сооружений началось в 1938 году. Имя Карла Густава Маннергейма в названии линии появилось в 1939 году. Вполне справедливо, поскольку при нем строительство шло наиболее интенсивно.
При Маннергейме построили и самые защищенные ДОТ-ы, за высокую стоимость получившие прозвище «миллионниками». Они оказались улачнее, чем более ранние ДОТ-ы, и именно они стали самыми проблемными для советских войск. Причем про эти ДОТ-ы, находившиеся в укрепрайоне Сумма-Хотинен, информации не имелось. Направление главного удара советских войск было выбрано на самые защищенные позиции, результатом чего стала остановка наступления.
7 января 1940 года был сформирован Северо-Западный фронт под командованием командарма 1-го ранга С.К. Тимошенко. Новоиспеченный командующий тут же начал энергичные действия по подготовке нового штурма Линии Маннергейма. Быстро стало понятно, что для поражения ДОТ-ов с толщиной стенок до 2 метров требуется что-то очень мощное. В арсенале Красной Армии подходящее орудие имелось — 152-мм пушка большой мощности обр.1935 года (БР-2). Это орудие было создано КБ завода №221 (завод «Баррикады», Сталинград), на вооружение Красной Армии его приняли в 1936 году. Первые серийные орудия изготовили в 1936 году, но по ряду причин выпуск шел очень неспешно. Шла работа по повышению живучести ствола, это была главная причина задержки. С 1935 по 1939 годы сдали всего 15 орудий, включая 1 пушку 1935 года выпуска, которую засчитали как серийную.
Бетонобойный снаряд БР-2 мог пробивать 2 метра железобетона, вот только масса орудия в боевом положении составляла 18 тонн. Чтобы поразить ДОТ, требовалось подтащить орудие на прямую наводку, а финские солдаты явно не смотрели бы на это безучастно. Одним словом, требовалось самоходное шасси для столь крупной системы. В качестве первоочередной меры было решено создать что-то попроще и полегче. Так на свет появился КВ-2, работы по нему официально запустили 14 января 1940 года. Инициатором работ стал Военный Совет Северо-Западного фронта, соответствующее задание на Кировский завод поступило 11 января. Одновременно начались работы по созданию «полноценной» САУ для разрушения ДОТ-ов.
По состоянию на начало 1940 года среди матчасти НИ АУ Полигона (Ржевка) числилось два опытных образца САУ СУ-14. Эти САУ достойны отдельного рассказа, вместе с тем, стоит кратко рассказать об их судьбе. Многое из этого станет понятно. О том, что тяжелая артиллерия имеет низкую подвижность, для командования советской артиллерии секретом не являлось. Помимо того, что у систем вроде Б-4 скорость возки не превышала 15-16 км/ч, орудие требовалось возить раздельно. Поэтому в 1933 году возникла программа разработки двух «самоходных лафетов» — СУ-7 и СУ-14. И если СУ-7, которая создавалась как «большой триплекс», дальше проектов и макета не продвинулась, то по СУ-14, изначально создававшаяся на базе агрегатов Т-28, провели очень большой объем работы.
Изначально СУ-14 должна была таскать на себе Б-4, но дальше появилась 152-мм пушка большой мощности Б-10. Далее выяснилось, что использование агрегатов Т-28 было ошибкой. Испытания лета 1934 года показали, что САУ с боевой массой 47 тонн, которую разработали на опытном заводе №185 им. Кирова, требует существенных доработок. В результате на свет появилась СУ-14-1, которую утвердили в октябре 1934 года. Она проектировалась на агрегатах танка Т-35, у которого боевая масса была схожей. Боевая масса выросла до 48 тонн, но надежность выросла.
Сама по себе история СУ-14 поучительная и вполне типичная для того времени. На вооружение Красной Армии ее приняли 10 июня 1935 года, при этом испытания СУ-14-1 начались 10 апреля 1936 года. Испытания выявили целую массу недостатков, эталонный образец машины требовал доработки (в общей сложности насчитали 167 дефектов). Между тем, создавший машину коллектив завода №185 получил премии (в общей сложности 19800 рублей), причем П.Н. Сячинтов, руководитель проекта, получил больше всех — 8 тысяч рублей. Предполагался выпуск 10 САУ силами завода №183, каждая СУ-14 обходилась бы в 450000 рублей. Но реально дальше СУ-14 (далее переделанной по типу СУ-14-1) и эталонного образца СУ-14-1 дело не продвинулось. История этой САУ далее стала одним из пунктов, по которым Сячинтов получил ВМН. Причем дело не только в ходовых качествах. Скорострельность САУ не превышала 1 выстрел в 5-7 минут, при том, что Б-4 в буксируемом виде производила 1 выстрел в 2 минуты.
Нельзя сказать, что СУ-14 оказалась совсем бесполезной. Да и из разработчиков машины основной коллектив не тронули. Тот же Л.С. Троянов, один из ведущих конструкторов машины, не пострадал (хотя он и получил 6000 рублей премии). В 1936 году начались работы по САУ береговой обороны СУ-10, в нее переделали СУ-14. Тогда же ведущим инженером СУ-14 стал И.С. Бушнев, а за техническое сопровождение отвечал А.П. Масалкин. СУ-14 в конфигурации СУ-10 получила 152-мм орудие Б-30, эта система являлась конкурентом БР-2. Поставили систему и провели испытания в 1937 году, к тому моменту судьба СУ-14 была уже предрешена. В 1938 году работы по теме СУ-14 затихли окончательно, и вот теперь данная платформа пригодилась в новом качестве.
Самоходный бронированный сарай
Официально работы по «истребителю ДОТ-ов» начались 17 января 1940 года. В этом день было подписано постановление Комитета обороны «О спецзаданиях для нужд Действующей Армии». Уже к 25 февраля ожидалось получить от завода №185 два образца перевооруженных СУ-14, которые также получали противоснарядную защиту. Для САУ выделялось два орудия БР-2. Данные работы курировал заместитель наркома обороны командарм 1-го ранга Г.И. Кулик.
Следует отметить, что на заводе №185 проект переделки СУ-14 в «истребитель ДОТ-ов» считали менее приоритетным. Работы по схожей машине, известной как Т-100Y, были начаты еще до того, как Тимошенко занял должность командующего фронтом. Тем не менее, срочность задания привела к тому, что обе САУ стали проектировать параллельно. Общее руководство осуществлял Н.В. Барыков, директор завода №185. Непосредственное руководство по проектированию СУ-14 осуществлял Ф.А. Мостовой, а ведущим инженером машины остался Масалкин. 20 января 1940 года с АНИОП прибыла СУ-14, тогда же вернулась и СУ-14-1.
Сроки, указанные в постановлении, изначально были нереальными. Понятно, что ждать несколько месяцев Северо-Западный фронт не мог, он усиленно готовился ко второму штурму Линии Маннергейма. Вместе с тем, сама по себе задача выглядела нетривиально. Это не поставить новую башню на старое шасси, как в случае с КВ-2, тут требовался куда больший объем работ. Кроме того, на общий ход работ влияла расторопность «смежников». Новых орудий завод №185 не получал. В случае с СУ-14 было решено оставить систему Б-30, а для СУ-14-1 передали ствол орудия БР-2 №4, изготовленного еще в 1936 году. Вполне ожидаемая ситуация, системы оказались наперечет. Передали орудие 8 февраля, сроки, естественно, сдвигались.
На сроки влияли и другие факторы. Шасси обеих САУ потребовали капитального ремонта, в ходе которого заменили двигатели. На машины установили моторы М-17Л мощностью 500 лошадиных сил. Этого уже было маловато, поскольку, согласно заданию, САУ получали экранировку корпуса и закрытое боевое отделение. Броневые детали поставлял Ижорский завод, который несколько затянул сроки. На завод №185 броневые детали прибыли 23 февраля, естественно, за 2 дня сдать машины было невозможно. Сдали их 13 марта 1940 года, аккурат в день окончания советско-финляндской войны. Аналогичная ситуация оказалась и в отношении Т-100Y. Не торопитесь ругать завод №185: немцы свои истребители ДОТ-ов начали разрабатывать в 1939 году, а сдали их в 1941 году. Так что это не медленно, а очень даже быстро.
Согласно техническому заданию, основой боекомплекта обеих машин становились бетонобойные снаряды. Вести огонь они должны были на дистанции 1,5-2 километра прямой наводкой. В связи с этим САУ получила противоснарядное бронирование, а также внушительное оборонительное вооружение. Всего в бортах корпуса имелось пять гнезд для пулемета ДТ, также поставили зенитную пулеметную установку П-40 (реально возилось 4 пулемета). В случае с орудием угол возвышения уменьшился до 31 градуса, больше, для новых задач, и не требовалось.
Можно сказать, то на старой базе была создана принципиально новая САУ. Боевое отделение полностью переделали, оно стало не в пример удобнее. Не менее важно то, что боекомплект увеличился в разы — с 8 до 28 выстрелов. За счет того, что за орудием теперь не было здоровенной дыры, удалось улучшить ситуацию с обслуживанием. Теперь скорострельность была такой же, как у обычного орудия — 1 выстрел в 2 минуты. Как указывалось в техническом описании, при необходимости дополнительный боекомплект можно было загрузить в полость за орудием, которое прикрыли люком. Экипаж вырос до 8 человек.
Само шасси, за исключением двигателя, менять не стали. А вот сама машина изменилась очень сильно. Требования защиты от огня противотанковых орудий привели к тому, что САУ стала полностью закрытой. На Ижорском заводе изготовили два комплекта экранов толщиной 30 мм, часть из них приварили, часть установили на болтах с пулестойкими головками. Болтовые соединения были, в основном, там, где требовался демонтаж для обслуживания и ремонта. В результате толщина броневых листов достигла 50 мм, что обеспечивало надежную защиту от огня противотанковых пушек калибра 50 мм. В идеале требовалось 60 мм брони, но тогда масса САУ была бы запредельной. Она и так оказалась очень немаленькой, достигнув отметки в 64 тонны.
В связи с этим максимальная скорость по шоссе снизилась до 22-25 км/ч, а по проселку 10-12 км/ч. Средняя скорость оказалась еще ниже — 18-20 км/ч по шоссе и 6-10 км/ч по проселку. Это не считая того, что дополнительные 16-17 тонн (в зависимости от шасси) повлияли на ходовую часть. В июле 1940 года, когда прошли ходовые испытания, эта нагрузка показала себя в полной мере.
Дополнительная проблема при проектировании заключалась в том, что шасси не менялось ни компоновочно, ни по отделению управления. Поэтому место механика-водителя требовалось «обшить» как есть. В результате на свет появилась весьма чудная конструкция, особенно с точки зрения попадания механиком-водителем на своё рабочее место. С левой стороны имелся люк, который вел в надгусеничную полку. Оттуда механик-водитель выбирался либо через люк сверху, либо через люк в боевом отделении. Так что, в случае чего, он мог покинуть машину, не вылезая спереди.
Пришлось учитывать и уже имеющееся боевое отделение. Его, конечно, переработали, тем не менее, вписываться пришлось в уже имеющуюся конструкцию. Первым делом, если рассматривать СУ-14-Бр-2 сзади (так иногда называют эту САУ, реально такого индекса не было), взгляд упирается в большие выступы на верхнем кормовом листе рубки. В них скрываются домкраты опускаемых перед стрельбой опор. Благодаря им обеспечивалась устойчивость при выстреле, с учетом стрельбы прямой наводкой, вещь совсем не лишняя.
С точки зрения боевого отделения надо отдать инженерам завода №185 должное. Оно получилось вполне просторным, работать тут было удобно. Помимо перископического прицела ПТ-1, который использовался наводчиком, для командира предусмотрели перископический прибор наблюдения ПТ-К. Как уже говорилось выше, по периметру рубки поставили установки для пулеметов ДТ. Часть из них размещалось в шаровых установках. Получился некий аналог «огневого ежа», как на английских «ромбах» времен Первой мировой войны. Не мог жаловаться экипаж и на неудобство попадания внутрь. Сзади имелся большой люк, который использовался и для загрузки боекомплекта.
С точки зрения «быстрого решения» переделанные СУ-14 и СУ-14-1 оказались вполне удачными боевыми машинами. Естественно, ни о каком серийном производстве речи не шло. Выпускать Т-35 прекратили, да и само шасси СУ-14 было не более чем попыткой воспользоваться старым заделом. Тем не менее, САУ вызвала интерес со стороны ГАБТУ КА и ГАУ КА. В июне 1940 год САУ вернулись на АНИОП, где прошли программу испытаний. В ходе них был выявлен ряд недостатков. Вместо 31 градуса реальный угол возвышения составлял 15 градусов, отмечалось, что ствол орудия цепляется за выхлопные трубы. Также отмечалось, что система продувки ствола и само орудие имеют недостатки.
Вместе с тем, с точки зрения концепции «истребителя ДОТ-ов» СУ-14 оказалась вполне удачной машиной. Она получилась стабильной огневой платформой, которой, при стрельбе прямой наводкой, не требовались сошники или опоры. Отмечалось удобство работы расчета, а также удачное боевое отделение. В дальнейшем концепция СУ-14 была использована при проектировании САУ «212» на базе КВ.
В сентябре 1940 года обе САУ, а также Т-100Y, прибыли на НИБТ Полигон. К тому моменту они уже требовали ремонта, особенно это касалось ходовой части. По «наследству» от ликвидированного в 1940 году завода №185 (его влили обратно в состав завода №174) работы по ремонту достались заводу №174. В феврале 1941 года оттуда пришла смета, согласно которой ремонт СУ-14 обходился в 38,7 тысяч рублей, а СУ-14-1 — в 46,1 тысячу рублей.
Согласно планам от начала апреля 1941 года, предполагалось, что обе СУ-14 пройдут капитальный ремонт, после чего их передавали в распоряжение ГАУ КА. Несмотря на все недостатки, эти САУ были вполне адекватными боевыми машинами, а выпуск «212», между тем, задерживался. Но повоевать им если и удалось, то в теории. Имеются данные, что САУ вели огонь осенью 1941 года при обороне НИБТ Полигона. Тогда же их эвакуировали под Казань, вместе с полигоном. Обратно САУ вернулись в 1943 году.
Позднее СУ-14 отправили в металлолом, сохранив СУ-14-1. Машина так и осталась на музейной площадке при полигоне, далее оказавшись в музее, который открыли в 1972 году. Там она стояла вместе с Т-100Y, открывая экспозицию в павильоне тяжелых танков. Машина, мягко говоря, внушает, на ее фоне Pz.Kpfw.Maus не выглядит таким уж и большим. С точки зрения габаритов они весьма похожи, хотя СУ-14-1 в 3 раза легче.
В ноябре 2019 года обе САУ перевезли в музейный сектор парка «Патриот». Решение абсолютно правильное, поскольку в павильоне №1 им было явно тесно. Сейчас же машины стоят в теплом светлом помещении. Кроме того, внутри обеих САУ провели работу по приведению в экспозиционный вид. Очень правильное решение, поскольку раньше там был еще тот бардак.
Летом 2020 года САУ сделали посещаемой. Нет, увидеть ее можно не каждый день, происходило это в определенные дни и организованно. Сейчас такие посещения прекратились, но в целом идея хорошая. Необходимость делать машину посещаемой заставляет дальше ей заниматься. Увы, те, кто данные работы организовывал, сейчас в парке не работают. Так что пока всё на паузе.
Несмотря на то, что СУ-14 не воевала, она стала большой вехой в истории отечественного танкостроения. Это был один из первых «истребителей ДОТ-ов». Если Т-100Y и КВ-2 были скорее тупиковыми ветвями развития, переделанные СУ-14 концептуально развились в новые образцы «истребителей ДОТ-ов». В дальнейшем эта концепция трансформировалась в то, что известно как СУ-152. Тяжелая штурмовая САУ, более универсальная с точки зрения боевого применения.
Список источников
-
-
- РГВА
- РГАЭ
- ЦГА СПб
- ЦАМО РФ
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZS-dO1ySXTMrELCa