Юрий Пашолок. Идейный прародитель советских плавающих танков

17

Юрий Пашолок. Идейный прародитель советских плавающих танков

Рассказ о Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank, первом серийном плавающем танке и одном из экспонатов Технического центра парка «Патриот»

В 20-е годы XX столетия танкостроение развивалось бурными темпами. Даже тот факт, что финансирование военных заказов резко снизилось, не останавливал процесс эволюции. Разве что развитие шло, прежде всего, по линии легких танков. Особенно это касалось англичан, которые умудрились создать несколько классов легких танков. При этом некоторые из английских танков, которые появились на рубеже 20-х и 30-х годов, больше повлияли на зарубежное танкостроение. Связано это оказалось с тем, что английская армия новинки не распробовала, в отличие от армий других стран. Так случилось с легким танком сопровождения и разведывательным танком-амфибией.

Первый в мире серийный танк-амфибия, и единственный в мире сохранившийся образец

Первый в мире серийный танк-амфибия, и единственный в мире сохранившийся образец

В этом году исполнилось 85 лет созданию музея при Научно-исследовательском АБТ Полигоне АБТУ РККА. С этой даты ведет свою родословную музей, который ныне является Техническим центром парка «Патриот». Из его исходных экспонатов до наших дней дожило две машины. Это танк Mark V, а также разведывательный танк-амфибия Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank. Последний является единственным сохранившимся танком данного типа. Он не нашел признания у себя на родине, но умудрился повоевать, а также стать прообразом советских танков-амфибий.

Так VCL M1931 выглядел в 1933 году

Так VCL M1931 выглядел в 1933 году

Первые опыты по созданию плавающих танков провели французы в 1919 году. Правда, у них дальше экспериментов дело не дошло. Следующим стал Джон Уолтер Кристи, создавший целое семейство боевых машин, которые были скорее не танками, а САУ. Зато они довольно неплохо плавали. Военные, впрочем, проявили ограниченный интерес, поэтому и тема танков-амфибий Кристи заглохла. Далее эстафету подхватили англичане. Они хотели сделать плавающий средний танк, который не зависел бы от мостового парка. Получилось так себе, хотя данная идея культивировалась аж до первой половины 30-х годов в других странах.

Происхождение нынешних маркировок. Автор материала обнаружил их в ходе перекраски танка в 2007 году

Происхождение нынешних маркировок. Автор материала обнаружил их в ходе перекраски танка в 2007 году

Работоспособную концепцию танка-амфибии придумали Джон Карден и Вивиан Лойд. С 1928 года они стали главными конструкторами Vickers-Armstrongs по танкостроению. Их Carden-Loyd Tractors Ltd оказалась интегрирована в структуру Vickers. Вроде бы машина называется Vickers-Carden-Loyd, а на самом деле выпущена она силами Vickers. Союз оказался успешным: Карден и Лойд, а также сотрудники их фирмы, получили доступ к финансовым возможностям промышленного гиганта, а тот, в свою очередь, заполучил свежую кровь. Результат не заставил себя долго ждать. Союз Vickers-Carden-Loyd (позже просто Vickers) стал самым успешным на экспортном рынке в межвоенный период.

Ободрал машину в одиночку, заканчивали уже в спешке, поскольку в музее поменялось руководство

Ободрал машину в одиночку, заканчивали уже в спешке, поскольку в музее поменялось руководство

Первым успехом Vickers-Carden-Loyd стали легкие танки сопровождения Vickers Mk.E и танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Карден и Лойд, между тем, прекрасно видели, что к танкеткам предъявляются завышенные требования. Вместо подвижной дешевой пулеметной точки всё чаще требовали совсем иные функции. Поэтому далее на свет появился A4E1, он же Carden-Loyd Mk.VII. Формально танкетка, на самом деле уже легкий танк, с мощным мотором, высокой скоростью передвижения и башней. В 1930 году появился Light Tank A4E2, он же Light Tank Mk.I. Это уже был полноценный легкий танк, который одновременно являлся платформой для разных спецмашин. В отличие от Vickers Mk.E, быстроходный дешевый танк-разведчик пришелся ко двору английским военным.

Таблички не сохранилось, но серийный номер танка нашелся в документах

Таблички не сохранилось, но серийный номер танка нашелся в документах

Следующим шагом стало появление в 1931 году плавающего танка-разведчика A4E11, он же Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank. Принципиальным отличием от более ранних танков-амфибий было назначение машины. По подвижности и задачам она оказалась близка к легким бронемашинам. Плавучесть была не выдающейся, но и задача была иной. Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank должен был уметь пересекать озера и речки, на большее и на рассчитывалось.

К вопросу о размещении водоходного оборудования. Цеплялось за грунт оно довольно часто

К вопросу о размещении водоходного оборудования. Цеплялось за грунт оно довольно часто

Во многом именно ограниченная мореходность стала причиной, почему английская армия не заинтересовалась танком. Было построено два опытных образца — A4E11 и A4E12, имевшие небольшие отличия друг от друга. В результате началась разработка нового танка — A4E3, он же Tank, Light Amphibious L1E3. Впрочем, ничего путного из этого не вышло. Зато Vickers получила возможность продавать Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank (в документах Vickers-Carden-Loyd Amphibious Tank) за рубеж.

Форма кормы корпуса перекочевала на Т-33 и Т-37

Форма кормы корпуса перекочевала на Т-33 и Т-37

Два танка приобрели Нидерланды для нужд KNIL (Koninklijk Nederlands Indisch Leger, Королевская голландская ост-индская армия), еще один закупили японцы. Подобно англичанам, у них от покупки остались смешанные чувства. По той же причине от покупки отказались поляки, решив делать свой танк-разведчик самостоятельно.

Таким образом танк двигался на водной поверхности

Таким образом танк двигался на водной поверхности

Больше всего (32 танка) купил Китай. И вот там танком-разведчиком остались довольны. Разница оказалась в том, что шустрые танки-разведчики носились по рисовым полям, где остальная техника застревала. Надо сказать, что такая специфика была не только в Китае. Достаточно вспомнить Вьетнам, где одним из наиболее использовавшихся танков был ПТ-76.

Ходовая часть плавающего танка была типовой для английских "патрульных" танков

Ходовая часть плавающего танка была типовой для английских «патрульных» танков

Заинтересовались танком-амфибией и в Советском Союзе. Как раз в то время шла постановка на производство Vickers Mk.E и Carden-Loyd Mk.VI. Также у нас были планы по организации производства 3-тонных гусеничных тракторов Vickers-Carden-Loyd. В 1931 году их купили 15 штук, после переделки под мотор «Геркулес» (Hercules-WXB, ставился на грузовик АМО-2) их планировалось производить под обозначением «Комсомолец». Хитрость в том, что шасси и агрегаты танка повторяли VCL M1931. Поэтому, параллельно с закупкой танков-амфибий появилась задача создать свой аналог, по фотографиям, а также с оглядкой на трактор.

Последний опорный каток одновременно был ленивцем. Такое решение утащили немцы на Pz.Kpfw.I

Последний опорный каток одновременно был ленивцем. Такое решение утащили немцы на Pz.Kpfw.I

Всего через Arcos Ltd (All Russian Cooperative Society Limited) в 1932 году закупили 8 танков, с серийными номерами VAE.332-336 и VAE.470-471. Поставки по договору TD.908 шли в период с 21 июня по 22 октября 1932 года. К тому моменту уже был построен и испытан советский аналог танка, Т-33. При общей схожести советский танк был более удачный, впрочем, у него имелись и недостатки. Основная их масса имела к прародителю прямое отношение. В любом случае, концепция плавающего танка Vickers-Carden-Loyd имела к советским плавающим танкам-разведчикам самое прямое отношение.

Гусеничные ленты типичны для легких танков Vickers-Carden-Loyd

Гусеничные ленты типичны для легких танков Vickers-Carden-Loyd

Надо сказать, что и в Советском Союзе испытания английского танка-разведчика оказались неоднозначными. Во-первых, форма корпуса была такова, что при движении по воде танк задирал нос. Это было нужно для того, чтобы не заливалась носовая часть машины, но действовала такая система скорее во вред. Во-вторых, вынесенный назад гребной винт в кольцевом кожухе задевал за грунт при движении по пересеченной местности. К слову, на Т-33 от такой системы отказались, что привело к положительным результатам. Одним словом, машина интересная, но в текущем виде имевшая ряд недостатков.

Рессора снизу гасила удары, но всё равно так себе решение

Рессора снизу гасила удары, но всё равно так себе решение

В дальнейшем танки разошлись как по заводам, так и по учебным частям. В 1938 году их числилось 4 штуки. Согласно Постановлению №180 КО СНК СССР от 1 августа 1938 года, 2 танка передавались в Музей боевых машин. Из них по состоянию на 1 апреля 1941 года сохранился танк с серийным номером VAE.334. Он был не на ходу, но по виду технически исправным. Осенью 1941 года танк эвакуировали на КУКС под Казань, вместе с НИБТ Полигоном. Позже машина вернулась в Кубинку. Ныне это один из двух изначальных экспонатов музея, доживших до наших дней, и единственным, который находится на старой территории.

Воздуховод системы охлаждения такой высокий, потому что крыша корпуса в этом месте находилась под водой

Воздуховод системы охлаждения такой высокий, потому что крыша корпуса в этом месте находилась под водой

В своё время танк не раз красили под «китайца», то есть в экспортный камуфляж. Правда, выглядел он страшновато. В 2007 году автор материала занимался данной машиной. Никакого камуфляжа, естественно, не было найдено, зато нашлись его старые маркировки. Их мы нанесли после перекраски, в таком виде танк находится и сейчас. Правда, нынешний базовый цвет странный, но тут уже какая зеленая краска была у тех, кто красил. Каждая бочка — сюрприз.

Рубка механика-водителя. Такая схема размещения экипажа оказалась не самой удачной

Рубка механика-водителя. Такая схема размещения экипажа оказалась не самой удачной

Следует отметить, что Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank всё же несколько отличается от большинства легких танков Кардена и Лойда. Подобно 3-тонному трактору, у него всего лишь 4 катка, причем задний опорный каток выполняет роль ленивца. Забавный факт: такая же система была у трактора, который купили немцы через подставную фирму. Потом эта же система, вместе с подвеской, перекочевали на Pz.Kpfw.I. При этом в Советском Союзе довольно быстро перешли на собственную подвеску и отдельный ленивец.

Место механика-водителя

Место механика-водителя

У английского танка весьма характерный корпус. Как уже говорилось выше, его форма была такова, что при движении по водной поверхности носовая часть задиралась вверх. Сделано это было для того, чтобы не заливало рубку механика-водителя. В результате задняя часть корпуса частично оказывалась под водой, поэтому воздуховоды системы охлаждения сделали выступающими вверх. Похожим образом задирался нос и у Т-33, но на Т-37А уже обошлись без подобных извращений. Всего лишь поставили волноотбойник.

Двигатель и система охлаждения

Двигатель и система охлаждения

Одной из особенностей корпуса Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank было то, что панели крыши крепились на болтах. Связано это с тем, что просто так демонтировать двигатель не получится. Он находится справа от механика-водителя, поэтому надо сначала открутить болты задней части крыши. Спереди прикручивается секция крыши, под которой находится трансмиссия. Поэтому ее можно демонтировать, не снимая остальную крышу. В чем-то похожая система была реализована и на наших танках.

Башня имеет немало общего с Vickers Mk.E и Light Tank Mk I

Башня имеет немало общего с Vickers Mk.E и Light Tank Mk I

Надо сказать, что отечественные потомки английского танка-амфибии явно были слабее его в плане силовой установки. На Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank стоял рядный 6-цилиндровый двигатель Medows EST объемом 4,5 литра и мощностью 90 лошадиных сил. При боевой массе 2,9 тонн с удельной мощностью у английского танка всё было отлично. Разгонялся он до 48 км/ч по суше и до 6 км/ч по воде. Броневая защита (9 мм в лобовой части и 7 мм по бортам) защищала от ружейного огня на дистанции в несколько сотен метров. Не впечатляет, но у броневиков броня была примерно такой же.

Спереди обзор неважный

Спереди обзор неважный

Довольно спорным решением стало водоходное оборудование. Гребной винт в кольцевом кожухе (одновременно он был и рулем) довольно сильно выдавался назад, что приводило к ударам о грунт. Особенно это было критично в виду характерного положения корпуса во время движения по воде. Авторы танка про это были в курсе. Для защиты имелась специальная рессора, которая принимала на себя удары. Но в целом вынесенный назад гребной винт оказался сомнительной затеей.

Задние смотровые лючки такие же, как у Vickers Mk.E

Задние смотровые лючки такие же, как у Vickers Mk.E

Спорным оказалось и тандемное размещение экипажа. Механик-водитель имел смотровую рубку, которая могла открываться вбок. Заливалась эта рубка довольно легко, поэтому и появился A4E12, у которого конструкцию рубки изменили. Но получилось еще хуже, поэтому серийный Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank имел исходную рубку-люк. В принципе, внутри мехвод чувствовал себя неплохо, при открытом люке-рубке обзорность вполне приличная.

Внутри башни

Внутри башни

Что же касается башни, то тут вообще никаких сюрпризов. Она частично перекликается с пулеметными башнями Vickers Mk.E. Правда, силуэт тут пониже, а это ухудшило ситуацию с обзорностью. Конечно, впереди есть смотровой лючок, но вперед обзор так себе. На этом фоне башня Т-33 выглядела более удачно, а уж про Т-37А и говорить не приходится. Там смотровые приборы явно лучше, а их еще и больше.

В отличие от Vickers Mk.E, у пулеметчика/командира было сиденье. В целом проработка башни была выше

В отличие от Vickers Mk.E, у пулеметчика/командира было сиденье. В целом проработка башни была выше

По существу, Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank был скорее полуфабрикатом. То, что английские военные танк забраковали, вполне справедливо. Но они совершили ошибку, захотев танк с более высокими мореходными качествами. В командовании Красной Армии оказались более разумные люди, поэтому в СССР были массовые танки-разведчики. Не такие быстрые, как англичанин, но более разумные по конструкции. В любом случае, VCL M1931 Amphibious Tank оказался первопроходцем. В этом смысл первый блин был не очень чтобы комом.

источник: https://dzen.ru/a/ZRyHQ_Q6zW-REhjk

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
byakin
Редактор
16.10.2015 03:06

++++++++++++++
не самая

++++++++++++++

не самая плохая компиляция открытых источников.

а вот сам автор в своей упоротости это просто нечто

Бешенную собаку от бешенства вылечит только пуля,так и русских свиней тоже-только уничтожать. Это недонация быдла,агрессивного голодного завистливого до того,кто живёт свободней,чем оно само. Этот народ не заслуживает ни жалости,ни сострадания. И с недавних пор любая сила направленная против России-от исламских террористов до масштабных техногенных катастроф,от ураганов до эпидемий лично мной будет благословлена и одобрена. Любые сведения о гибели любого количества русских будут поводом для радости.

http://v-n-zb.livejournal.com/6835803.html?thread=53913179

redstar72
Редактор
17.10.2015 19:03
Ответить на  byakin

byakin пишет:
не самая плохая

[quote=byakin]

не самая плохая компиляция открытых источников.

а вот сам автор в своей упоротости это просто нечто

[/quote]

Н-да уж… Даже как-то неожиданно. Доселе знал данного автора лишь по этой самой книге, а она как-то не давала оснований предполагать такое. (Просмотрел комментарии по Вашей ссылке — так процитированное Вами ещё не самое "замечательное"…) 

byakin
Редактор
23.10.2015 07:18
Ответить на  redstar72

Н-да уж… Даже как-то

Н-да уж… Даже как-то неожиданно. Доселе знал данного автора лишь по этой самой книге, а она как-то не давала оснований предполагать такое. (Просмотрел комментарии по Вашей ссылке — так процитированное Вами ещё не самое "замечательное"…) 

ну он не один. есть такой персонаж как kampfflieger. делает неплохие (на уровне малого моделяржа начала 90-х)

http://kampfflieger.livejournal.com/1152063.html

бумажные модели самолетов, а по жизни

Святкове





Ну, дай бог не востаннє!

 http://kampfflieger.livejournal.com/865331.html

т.е. праздничное и Ну, дай бог не последний раз!

byakin
Редактор
18.10.2015 04:10
Ответить на  redstar72

Н-да уж… Даже как-то

Н-да уж… Даже как-то неожиданно. Доселе знал данного автора лишь по этой самой книге, а она как-то не давала оснований предполагать такое. (Просмотрел комментарии по Вашей ссылке — так процитированное Вами ещё не самое "замечательное"…) 

он до сих пор упорот. в топе его жж висит

Безымянный

Ansar02
16.10.2015 10:46
Ответить на  byakin

Эту сумасшедшую скотину можно

Эту сумасшедшую скотину можно только жалеть — у него, наверное такая же физиологическая проблема, как у одного из британских премьеров (ЕМНИП У. Питта) любившего стонать, что он-де спать не может, если никто не воюет с Россией.

st .matros
Редактор
16.10.2015 10:39
Ответить на  byakin

а вот сам автор в своей

а вот сам автор в своей упоротости это просто нечто Бешенную собаку от бешенства вылечит только пуля,так и русских свиней тоже-только уничтожать

 Противно читать этих пейсателей…

byakin
Редактор
16.10.2015 10:43
Ответить на  st.matros

Противно читать этих

Противно читать этих пейсателей…

этот пейсатель до 2011 года был на сайте АИ и ушел с большим скандалом и удалением материалов (их потом борода восстанавливал)

ps сегодня на АП другой упоротый — андрийка — забежал

redstar72
Редактор
17.10.2015 19:04
Ответить на  byakin

byakin пишет:
этот пейсатель

[quote=byakin]

этот пейсатель до 2011 года был на сайте АИ и ушел с большим скандалом и удалением материалов (их потом борода восстанавливал)

[/quote]

А ник какой у него был?

ps сегодня на АП другой упоротый — андрийка — забежал

Ого, жив ещё курилка! 🙂

byakin
Редактор
18.10.2015 04:10
Ответить на  redstar72

Ого, жив ещё курилка!

Ого, жив ещё курилка! 🙂

жив, похоже до сих пор на блок посту киев от русских танков защищает

А ник какой у него был?

этого сказать не могу, т.к. 2009-2010 за никами не следил. возможно борода вспомнит

st .matros
Редактор
16.10.2015 10:52
Ответить на  byakin

этот пейсатель до 2011 года

этот пейсатель до 2011 года был на сайте АИ и ушел с большим скандалом и удалением материалов (их потом борода восстанавливал)

Вот как? Запамятовал я что то…

сегодня на АП другой упоротый — андрийка — забежал

Сходил посмотрел на творчество ветерана борьбы с агрессией… Не слишком креативно, бывало и гiрше:)))

byakin
Редактор
16.10.2015 11:09
Ответить на  st.matros

Вот как? Запамятовал я что

Вот как? Запамятовал я что то…

это было еще до обрушения сайта 2010 года — еще до нашей с вами регистрации

Сходил посмотрел на творчество ветерана борьбы с агрессией… Не слишком креативно, бывало и гiрше:)))

воспользовался переводом NF про проект бомбера blohm und voss p.170. ладно хоть ссылку дал

Prostak_1982
16.10.2015 13:16
Ответить на  byakin

А как глянуть на тогдашние

А как глянуть на тогдашние материалы этого автора?

byakin
Редактор
16.10.2015 13:25
Ответить на  Prostak_1982

А как глянуть на тогдашние

А как глянуть на тогдашние материалы этого автора?

в календаре http://raigap.livejournal.com/2014/ — у каждой даны, где есть материалы, указана гиперссылка.

относительно материалов на сайте то тут есть проблема — надо искать среди материалов 2009-2010 годов, в которых не указано авторство.

Ansar02
16.10.2015 10:09

!!!

yes!!!

keks88
keks88
16.10.2015 15:09

У этого же автора есть книжка

У этого же автора есть книжка про ПТР и вообще ЖЖ интересный в отношении всякой экзотики

 

Дед Архимед
18.10.2015 20:45
Ответить на  keks88

Я пользовался материалами с

Я пользовался материалами с его сайта, когда готовил свои посты про крупнокалиберные снайперки. И сейчас на него хожу, но, поскольку являюсь расово неполноценным москалякой-полукровкой, не регистрировался. Если не обращать особого внимания на на упоротые закидоны Райгапа, интересного у него собрано действительно немало.

Альтернативная История
Logo
Register New Account