Юрий Пашолок. Главный советский броневик межвоенного периода

17

Юрий Пашолок. Главный советский броневик межвоенного периода

Рассказ о среднем пушечном бронеавтомобиле БА-10М, новинке Музея Техники Вадима Задорожного

В отличие от танков, первые отечественные бронемашины появились еще до революции. Даже при крайне печальном состоянии русского автопрома первые серийные броневики на шасси русской машины появились уже в 1914 году. Конечно, они стали каплей в море, основная масса бронемашин русской армии строилась на зарубежных шасси. Тем не менее, начало было положено. По-настоящему массовые отечественные бронеавтомобили на отечественных шасси появились уже в 30-е годы ХХ века.

Весну Музей Техники Вадима Задорожного встречает с новинкой

Весну Музей Техники Вадима Задорожного встречает с новинкой

В Музее Техники Вадима Задорожного за последнее время появилось немало новинок, причем весьма знаковых. Только за прошлый год коллекцию музея пополнили колесно-гусеничные танки БТ-2 и БТ-7, а также танк сопровождения Т-18 (МС-1). На этой неделе в музее появилась еще одна значимая новинка. Ей стал средний пушечный бронеавтомобиль БА-10М. На начало Великой Отечественной войны он был самым массовым броневиком Красной Армии.

Это уже четвертый БА-10 в Москве и Московской олбласти. И единственный, относящийся к варианту БА-10М (или БА-10А)

Это уже четвертый БА-10 в Москве и Московской олбласти. И единственный, относящийся к варианту БА-10М (или БА-10А)

Обычно когда речь заходит про бронемашины, в голове проецируется образ бронированного разведчика на базе легкового автомобиля. Безусловно, такие были, но если посмотреть на данную тему внимательно, то выяснится один интересный момент. Приоритетным шасси для бронемашин у многих стран являлся грузовик. Даже у тех стран, где с автопромом всё было нормально, грузовое шасси считалось более подходящей базой. Далеко ходить не надо: Scout Car M3A1, самый массовый броневик в истории, строился на базе грузового шасси. При том, что исходно «Скаут» — это шасси легковой машины.

Появилась данная версия в 1939 году

Появилась данная версия в 1939 году

В Советском Союзе грузовое шасси поначалу являлось вынужденным решением. Когда создавался БА-27, ничего, кроме шасси АМО-Ф-15, попросту не имелось. Далее появился ГАЗ-А (Ford-A) и ГАЗ-АА. На некоторое время «легковые» броневики вырвались вперед. Но ненадолго. От средних пушечных бронемашин в командовании Красной Армии отказываться никто не собирался. В КБ Ижорского завода последовательно создали сначала БАИ, а затем БА-3. Оба броневика базировались на шасси Ford-Timken. В отличие о АМО-Ф-15, это шасси было трехосным.

Главным отличием стал вынос баков с топливом наружу

Главным отличием стал вынос баков с топливом наружу

Примерно в это же время появились и проекты легких бронемашин-разведчиков с колесной формулой 6Х4. Ларчик открывался просто. Как только появились «полноценные» легкие броневики, выяснилось, что у них перегружена кормовая часть. В районе задней оси находилась башня, а также боекомплект. Результатом становилось то, что ФАИ по проселку и бездорожью ехал плохо. Две ведущие задние оси частично устраняли проблему, кроме того, грузоподъемность возрастала с 1,5 до 2 тонн.

В связи с этим пришлось переделывать крепления цепей Оверолл

В связи с этим пришлось переделывать крепления цепей Оверолл

Бесплатного сыра в мышеловке не бывает. Шасси ГАЗ-ААА, которое стало советским вариантом Ford-Timken, было медленнее и сложнее ГАЗ-АА, также повышался расход топлива. Но достоинства явно перекрывали недостатки. После появления отечественного шасси на свет появился БА-6, ставший прямым развитием БА-3. Броневики были сильно похожи друг на друга. Настолько похожи, что в Кубинке наивно думали — у них два БА-6. Поэтому в Кубинке остался БА-3М, а в Центральном Музее Вооруженных Сил РФ оказался БА-6. Поменяли на кадавра, представляющего собой корпус Т-18 (МС-1) и тракторную ходовую часть.

Так бронемашина выглядела в 1940 году

Так бронемашина выглядела в 1940 году

Дальнейшим развитием концепции БА-6 стал средний пушечный бронеавтомобиль, первоначально именовавшийся как БА-6М. Впрочем, на вооружение Красной Армии он был принят как БА-10. Его конструкция в полной мере отражала идеи, которые продвигались командованием Красной Армии. Преемственность БА-10 от БА-6 была очевидной, но при этом в конструкции шасси имелся ряд отличий. Стало много гнутых и штампованных деталей, башня лишилась кормовой ниши и получила коническую форму.

Всего было выпущено около 2 тысяч таких броневиков

Всего было выпущено около 2 тысяч таких броневиков

В серию БА-10 пошел с 1938 года, причем Ижорский завод за первый же год выпуска произвел их почти 500 штук, то есть сравнимо со всеми БА-3 и БА-6, вместе взятыми. Это сделало БА-10 по-настоящему массовой бронемашиной Красной Армии уже на первый год производства. При этом и саму бронемашину, и ее шасси дорабатывали. За те почти два года, что БА-10 выпускался, в нем поменялось немало деталей.

Носовая часть капота штампованная

Носовая часть капота штампованная

Касалось это и топливных баков, которым посвящен отдельный материал. Если кратко, то теория о замене внутренних баков на внешние по опыту применения БА-10 в боях лета 1939 года не соответствует действительности. Опытный образец БА-10А вышел на испытания еще в январе 1939 года. Его появление оказалось напрямую связано с внедрением на шасси топливного насоса. Теперь топливо могло идти в мотор не только самотеком, именно с этим было связано размещение баков внутри, за головами механика-водителя и стрелка-радиста.

Заклепки нужны для крепления внутренних элементов

Заклепки нужны для крепления внутренних элементов

С конца 1939 года начался выпуск БА-10М. Или БА-10А. Этот индекс у Ижорского завода «плавающий», поскольку в переписке есть и то, и другое. Причем так называют и новые броневики, и те, что были модернизированы из БА-10 (то есть установлены внешние топливные баки). Вместе с баками ввели новую конструкцию установки курсового пулемета, постепенно вносились и другие изменения.

Крепление запасных колес - фамильная черта ижорских пушечных бронемашин

Крепление запасных колес — фамильная черта ижорских пушечных бронемашин

В общей сложности было выпущено около двух тысяч БА-10М, последние выпускал уже не Ижорский завод, а завод №189. Туда выпуск бронемашин был перенесен после начала эвакуации Ижорского завода, территория которого вскоре стала линией фронта. Обычно про БА-10 пишут, что они, по большей части, погибли в 1941 году, дальше применение оказалось локальным. Отчасти это так, но не для Ленинградского фронта. На 1 января 1943 года в действующей армии числилось 325 БА-10, из них 301 исправный. Из них добрая половина была на Ленфронте (172 броневика, из них 169 исправных). Здесь же они и применялись наиболее интенсивно, например, именно БА-10М освобождали Шлиссельбург, действуя как колесные танки.

Установка курсового пулемета

Установка курсового пулемета

Интенсивная эксплуатация и тяжелые потери сделали своё дело. Кроме того, после войны БА-10, вместе с БА-20, быстро списали. В результате еще 20 лет назад, чтобы посмотреть на эти броневики, требовалось ехать в Паролу. Но благодаря настойчивости частных коллекционеров, которые постепенно возрождают историю отечественной военной техники, БА-10 начали появляться из небытия. Первым был «Военный Ангар» Игоря Шишкина, за ним потянулись остальные.

Машина изнутри

Машина изнутри

Сейчас известно где-то пять штук БА-10, которые представляют собой настоящие броневики, то есть не реплики корпусов и башен. Подавляющее большинство из них — это БА-10 и БА-10М (если считать верным предположение, что БА-10М — это БА-10 с переделанными топливными баками). Собранная «Арьергардом» бронемашина, которая пополнила коллекцию Музея Техники Вадима Задорожного — «чистый» БА-10А (или БА-10М, кому как нравится). Поскольку бронемашина собиралась из кусков, есть мелкие неточности, но именно как ездящий экспонат она представляет большую ценность. В этом смысле близок подход клуба «Капонир», где ездовые качества машины важнее мелких ошибок.

Короба топливных баков

Короба топливных баков

При реставрации бронемашины использовались куски явно не от одного корпуса. Вместе с тем, получается БА-10, более близкий к машине выпуска 1940 года. Это заметно не только по вынесенным топливным бакам, но и особенностями корпуса. Например, постепенно со сварных швов исчезали прикрывающие их приварные планки. Данный процесс растянулся по времени, так что кое-где планки попадались, где-то нет. Это надо ловить по черно-белым фотографиям.

Снизу сливные горловины

Снизу сливные горловины

Еще одним явным отличием БА-10М от предшественника стала установка курсового пулемета ДТ. Она получила массивную подвижную бронировку, поскольку шаровая установка была уязвимой деталью. Сама установка несколько менялась в ходе производства. В данном случае она приварена к лобовому листу башни. Вполне возможно, это уже упрощенная конструкция, датированная 1941 годом.

Крепление вездеходных цепей

Крепление вездеходных цепей

Надо сказать, что для своего времени БА-10 была весьма продвинутой бронемашиной. С точки зрения характеристик броневик был близок к Т-26. Для БА-10 было характерно использования штампованных деталей, например, передней части капота. Его створки открывались при помощи рычага из салона. Надо сказать, что ездили в походном положении, часто приоткрыв и боковины капота. Ибо 5 тонн боевой массы — это для шасси ГАЗ-ААА многовато. Справедливости ради, тепловой режим мотора был критичен для очень многих броневиков.

Башня характерной конической формы

Башня характерной конической формы

Основной проблемой, как и у остальных отечественных броневиков, оставалось шасси. Его на Ижорском заводе дорабатывали, внося изменения, связанные с уменьшением длины рамы, а также усилением шасси. Вместе с тем, даже на БА-10, который получал 50-сильный мотор, удельная мощность была чуть ниже 10 л.с. на тонну. Поэтому на Ижорском заводе (да и не только там) старались корпус ужать и по возможности укоротить.

Штампованными были установка орудия, крыша башни и люки

Штампованными были установка орудия, крыша башни и люки

Естественно, сокращение ширины корпуса привели к тому, что внутри БА-10 весьма так плотно. Надо сказать, что у значительной массы бронемашин, восстановленных в наши дни, интерьеры не особо богатые. На этом фоне новинка вполне на уровне остальных БА-10. И у этого БА-10М вполне ощущается, что условный Т-26 — не такая уж и тесная боевая машина. Надо сказать, что в немецких броневиках, например, Sd.Kfz.222, ощущаешь себя не лучше. «Немец», кстати, легким броневиком является условно. По габаритам он близок к БА-10, по массе тоже, да и шасси у него — «полуторка», то есть производная от 1,5-тонного Horch 108.

Перископический смотровой прибор

Перископический смотровой прибор

Требования сократить массу повлияли и на башню. У БА-10 она без кормовой ниши, поэтому радиостанция и перекочевала в корпус. Сама башня весьма грамотно проработана, например, маховик механизма вращения башни по горизонтали находится справа, под пушкой. Так что вращать башню более удобно, чем на БА-6. Плюс она легче, что также плюс. Наконец, башня БА-6 стала первой, получившей единый люк для наводчика и заряжающего.

Задний лючок был был нужен при езде назад

Задний лючок был был нужен при езде назад

Напоследок следует музей поздравить с пополнением в коллекции. Возможно, мы еще этот броневик увидим в фильмах, благо музейная техника в них активно снимается. Это явно не последняя такая громкая новинка, Музей Техники Вадима Задорожного постоянно пополняется. Не удивлюсь, если на площадке появится КВ-1, например.

источник: https://dzen.ru/a/ZfwFI-XxnQQhLoiC

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account