Рассказ о мотоцикле Indian Big Twin, один из экземпляров которого находится в коллекции Музея отечественной военной истории
Мотоцикл является ровесником автомобиля, хотя на военную службу он попал позже несколько позже. Поначалу более популярными были велосипеды, которые попали в армию раньше автомобилей и мотоциклов — в 1894 году. Ситуация стала меняться ближе к началу Первой мировой войны. К тому времени мотоциклы уже превратились в весьма совершенные и быстрые аппараты, которые оказались крайне полезными с точки зрения средства связи. Конечно, их время пришло позже, во Вторую мировую войну, но и в Первую мировую войну они показали себя очень хорошо.
В Русской Императорской Армии мотоциклы поначалу были не особо популярны. Связано это оказалось с их невысокими характеристиками. В результате реальные поставки мотоциклов начались уже в 1914 году. Как и в случае с велосипедами, а также автомобилями, основой поставок стали зарубежные мотоциклы. И если с велосипедами лидерство было у французов, то самый массовый мотоцикл русской армии оказался американским. Им стал Indian Big Twin, классика мотоциклостроения того периода.
Не стоит думать, что русские военные были недальновидными, раз мотоциклов в армии почти не имелось. Если вы посмотрите на мотоциклы самого начала XX века, то увидите весьма неказистые конструкции, не особо превосходящие велосипеды. Часть из них и вовсе являлись мотовелосипедами, такие выпускались и в России. На этом фоне не стоит удивляться, что к 1910 году в Российской Империи было около тысячи мотоциклов. А вот дальше начался скачок, который некоторые умудрились упустить. В том числе и русские военные.
Так или иначе, но к началу Первой мировой войны что отечественное мотоциклостроение, что их применение в русской армии находились в зачаточном состоянии. Отечественные мотоциклы вроде «Дукса» мало подходили для военной службы. Мотовелосипед — это совсем не то, что требуется для задач разведки и связи. Да и отечественными они оказались весьма относительно. Значительная часть агрегатов, включая моторы, были импортными. Веры к таким самобеглым коляскам у военных было немного. 101 мотоцикл в РИА на июль 1914 года — лишний тому показатель.
Война всё изменила, причем не только в русской армии. Немногие армии мира понимали, насколько нужным аппаратом является мотоцикл. Не говоря уже о том, что появление мощных моделей, которые уже сложно назвать самобеглой коляской, упустили. Точнее, не особо принимали их во внимание. Между тем, в период с 1909 по 1914 годы развитие мотоциклов существенно ускорилось. В результате к началу Первой мировой войны уже было, из чего выбирать. Причем, как и в случае с автомобилями, наиболее массовой оказалась американская продукция.
В 1901 году на свет появилась новая фирма — Hendee Manufacturing Company. Оливер Хенди и Оскар Хэдстром, создавшие ее, были довольно известными фигурами в велоспорте. Вполне типичное начало для производителей мотоциклов. Их мотоцикл получил название Indian. Вплоть до середины 10-х годов у продукции Hendee Manufacturing Company сохранялись педали. Впрочем, мотовелосипедами их назвать сложно. Хенди и Хэдстром продвигали свою продукцию через мотоспорт, он же породил и первый V-образный мотор для мотоцикла Indian.
Первый образец мотоцикла с данным мотором представили 5 августа 1904 года. Именовался он Indian Double Cylinder Racer. До определенной поры задний цилиндр являлся частью рамы, а сам мотоцикл выглядел однозначно как гоночная модель. Серийный образец Indian V-Twin появился в 1907 году, на тот момент он имел объем 633 кубических сантиметра. Он был уже более приспособлен для обычной езды, хотя спортивные соревнования оставались важной составляющей для Hendee Manufacturing Company.
О том, насколько Indian стал популярен, говорит стартовая решетка гонки 1909 года в Индианаполисе. Из 96 мотоциклов на Indian был 21 экипаж. Тогда же, в 1909 году, фирма из Спрингфилда, штат Массачусетс, представила новый Indian V-Twin — модель Big Twin. Рама стала «нормальной», объем мотора вырос до 988 кубических сантиметров, а мощность до 7 лошадиных сил. Новая модель, появившаяся в тот же год, что и первый V-twin от Harley-Davidson, стала одним из столпов популярности Indian. Продажи неуклонно росли, как и число побед в автоспорте.
Big Twin, выпускавшиеся вплоть по 1915 год, продолжали оснащаться педальным узлом. Вместе с тем, это уже был серьёзный аппарат, развивавший приличную скорость (до 67 км/ч). При этом он был относительно легким — масса составляла около 90 кг. Также на на этом мотоцикле впервые в мире появилась вращающаяся рукоятка газа, сделавшая управление более удобным. Удачная конструкция Indian сделала Hendee Manufacturing Company крупнейшим производителем в мире с объемом выпуска 25 тысяч мотоциклов в год.
На этом фоне неудивительно, что в итоге именно к Hendee Manufacturing Company пришли за заказом военного мотоцикла. Причем для фирмы русский заказ был так, разминкой. Чуть позже американская армия заказала новый мотоцикл, Indian PowerPlus Big Twin, у которого мощность мотора составляла 18 лошадиных сил, а скорость выросла до почти 100 км/ч. Общий заказ мотоциклов Indian в американскую армию составил почти 50 тысяч штук, это в 3 раза больше, чем Русская Императорская Армия получила всех мотоциклов за 1914-1917 годы.
В случае с русским заказом всё было предельно просто. В Россию шли самые обычные Indian, которые, кстати, и так продавались в России. Причем не только Big Twin, попадаются на снимках и другие модели, включая и 1-цилиндровые. Классическим же мотоциклом РИА можно считать Indian Model G Big Twin 1914-15 годов, у нас они продавались как «Индиан №6». Это была модель без педального узла и с подножками. Причем эти самые мотоциклы поставлялись в традиционном для Indian исполнении, красного цвета. Их не перекрашивали, они так и оставались красными.
Как раз такой, классический образец Indian Model G Big Twin 1915 года выпуска, можно видеть в коллекции Музея отечественной военной истории. Мотоцикл отреставрирован до ходового состояния, но ездит крайне редко. К образцам, которым исполнилось 110 лет, надо всё же относиться с уважением. Это не велосипед, которому только шины поменять, и на нем можно ездить как ни в чем не бывало. В музее он является живым представителем семейства самых массовых мотоциклов РИА. Всего в 1914-1917 годах русская армия получила 2300 мотоциклов Indian всех типов. Из них большинство модели Big Twin.
В музее мотоцикл представлен, что называется, в максимальной комплектации, включая баллон для заправки ацетиленовой фары. Но эта самая комплектация могла быть абсолютно разной, особенно что касается светотехники. Поскольку мотоциклы Indian были весьма распространены, а вещью они являлись «индивидуальной», снимков их в русской армии сохранилось приличное количество. И на них отлично виден разношерстный парк, а также то, какая стояла светотехника.
Нельзя сказать, что Indian Model G Big Twin «нужных» лет выпуска являются огромной редкостью. Выпустили их много, посему на аукционах они встречаются. Да и в музеях тоже. Правда, с одним нюансом. О том, что это не только спортивный, но и военный мотоцикл, вспоминают нечасто. Между тем, именно этот мотоцикл не только стал самым массовым в русской армии, но и оставил большой след. Как уже было сказано, именно «Индианы» очень часто попадаются на снимках. Гораздо чаще, чем те же White TAD, самые массовые грузовики русской армии.
Список источников:
- touringroads.wordpress.com
- motorcycletimeline.com
- carretro.ru
источник: https://dzen.ru/a/Z6RZZImhb1cEdCb8