Юрий Пашолок. Фордовские «глаза» для советской бронетехники

12

Юрий Пашолок. Фордовские "глаза" для советской бронетехники

Рассказ о фарах по типу Ford советских танков, которые использовались с 1932 по 1944 годы

Светотехника нередко определяет внешний вид бронетанковой техники. Первые танки фар не имели, но в Советской России танки обрели «глаза» еще в ходе Гражданской войны. Первенцами стали трофейные Renault FT, а также изготовленные на Сормовском заводе «Рено-Русские». Уже в 20-е годы фары стали обязательным атрибутом бронетанковой техники. Езда колонной, а также ночью стали нормальным явлением, а тут без фар уже никуда. Причем по светотехнике каждый пошел своим путем.

Ford-Timken, автомобили Генри Форда стали новым источником светотехники для советских танков и броневиков

Ford-Timken, автомобили Генри Форда стали новым источником светотехники для советских танков и броневиков

В случае с танками, а также бронемашинами очень часто светотехника напрямую зависела от местного автопрома. В Советском Союзе ситуация поначалу несколько отличалась. Дело в том, что светотехника, как и электрика, ставилась немецкого производства. Ситуация стала меняться в начале 30-х годов, когда собственный автопром стал вставать на ноги, и появилось откуда что брать. В то время появилась светотехника, которая далее задержалась на советских танках более чем на десятилетие.

Плавающий танк Т-33 стал первым (или одни из первых), на котором поставили фордовскую светотехнику. Пока чисто автомобильную

Плавающий танк Т-33 стал первым (или одни из первых), на котором поставили фордовскую светотехнику. Пока чисто автомобильную

В 1929 году было подписано соглашение с Ford Motor Company о строительстве в Нижнем Новгороде завода по выпуску легковых и грузовых автомобилей. Примерно с того же периода началась сборка Ford A и Ford AA из машинокомплектов на нескольких автосборочных заводах. Это стало первым шагом к «американизации» советской промышленности. До того американские машины были, но в области автомобилестроения имелись итальянские и отчасти немецкие корни. Местами совсем и не отчасти, особенно если иметь в виду танкостроение.

На броневиках фары были такие же, как у обычных грузовиков

На броневиках фары были такие же, как у обычных грузовиков

У нас есть определенная группа граждан, которые бегают кругами и рассказывают, что «немецкий меч ковался в Советском Союзе». Правда, если немного включить мозг, и посмотреть на происходившие процессы, то можно открыть для себя много интересного. Например, тот факт, что значительный объем станков, которые использовались заводом «Большевик» при изготовлении танка Т-18, был немецким. А еще будет очень интересно узнать, из какой страны родом трактор «Коммунар», выпускавшийся на ХПЗ. Как и значительная часть станочного оборудования.

На БТ-5 новые фары стали ставить в 1933 году

На БТ-5 новые фары стали ставить в 1933 году

Так вот, советская танковая электрика изначально носила логотипы фирмы Bosch. В том числе и фары Т-18 (и не только они). Появление Ford в нашей стране привел к постепенной «американизации» электрики. Случилось это не сразу, но продукция AC Delco и Scintilla постепенно стала замещать немецкие компоненты. Надо сказать, что Ford стал не единственной американской фирмой, чьи автомобили стали выпускать в СССР. Место АМО-Ф-15 занял АМО-2, он же Autocar Dispatch SA. Но светотехника однозначно стала «фордовская».

Примерно в это же время их стали ставить на Т-26 и Т-28

Примерно в это же время их стали ставить на Т-26 и Т-28

Впрочем, говорить о том, что сразу после появления ГАЗ-А и ГАЗ-АА тут же вся техника перешла на «фордовскую» светотехнику, точно не получится. Часть заводов использовала светотехнику Bosch, а завод №37 разработал собственные фары, которые ставились на плавающие танки-разведчики Т-37А и Т-38. У БТ-2 были свои фары, похожие на тракторные. Первым танком, который получил фары по типу Ford, стал опытный плавающий танк-разведчик Т-33. Остальные стали подтягиваться позже.

Оригинальная танковая фара на легком танке Т-70, Музей отечественной военной истории

Оригинальная танковая фара на легком танке Т-70, Музей отечественной военной истории

Массовый переход на фары головного света по типу «Форд» начался с 1933 года. Причем этот процесс порой не замечали инструкции по эксплуатации. В руководстве по колесно-гусеничному танку БТ-5, а также в руководстве на танк сопровождения Т-26 фары всё еще старого типа, «тракторные», довольно близкие к немецким. В то время как на фотоснимках довольно четко видны новые фары, которые заметно отличались и по форме корпуса (так называемые «коммерческие» фары, к короткими корпусами), и характерным рассеивателем.

Сохранилась фара в оригинальном состоянии

Сохранилась фара в оригинальном состоянии

Как и фары более раннего выпуска, новая фара выпуска завода «Электросвет» (г. Москва) имела два фонаря — ближнего (10 ватт) и дальнего (25 ватт) света. Танковые фары делались под 12-вольтовое напряжение, кроме того, у них отличался вывод проводки. В целом же фара была похожа на «гражданскую», а также на те, что устанавливались на бронемашины. При этом следует отметить, что с определенного момента заводы перестали обращать особое внимание на светотехнику. Также отличался подход заводов к окраске фар. По большей части фары перекрашивали в базовый цвет танка, но часто они оставались черными.

Богатый внутренний мир танковой фары

Богатый внутренний мир танковой фары

«Фордовские» фары применялись, с 1933-34 годов, на танках семейства Т-26, БТ-5 и БТ-7, Т-28 и Т-35. В дальнейшем (при проведении капитального ремонта) их получали БТ-2 и Т-26 раннего выпуска. Ставились такие фары и на Т-34, а вот в случае с КВ фару пришлось дорабатывать. Дело в том, что при стрельбе из танкового орудия отмечались случаи, когда рассеиватели трескались и раскалывались. Чтобы этого избежать, на танках семейства КВ (а затем и ИС) ставились фары с утолщенным до 12 мм стеклом.

На КВ фара была похожей, но не совсем

На КВ фара была похожей, но не совсем

Следует отметить, что заводы частично обеспечивали себя светотехникой самостоятельно. Более того, эти фары несколько отличались по конструкции от классических фар. Именно такие фары использовались на ленинградских и челябинских тяжелых танках. Вместо двух ламп использовалась одна, мощностью 100 ватт и выводом проводки назад. Ставились они на тяжелые танки КВ-1 и КВ-2, далее на КВ-1с, а затем их стали использовать на тяжелых танках семейства ИС. Ныне такую фару (точнее ее останки) можно видеть на КВ-1, который сохранился в Форт-Ли, США.

Фонарь стоял один и более мощный

Фонарь стоял один и более мощный

К началу Великой Отечественной войны «фордовские» фары с диаметром корпуса 230 мм оставались основными фарами советской бронетанковой техники. Но не единственными. Т-40, а затем Т-60 комплектовались новым типом фар, «мотоциклетного» типа. Впрочем, в 1942 году на часть Т-60, а также на часть Т-70, ставили «фордовские» фонари, поскольку с электооборудованием наблюдались перебои. Вместе с тем, явно наблюдалась тенденция к поиску новой фары, не такой крупной и более современной, с более мощной лампой.

"Фордовские" фары прожили на Т-34 до 1943-44 годов

«Фордовские» фары прожили на Т-34 до 1943-44 годов

Закат советской танковой фары американского происхождения начался в 1943 году. Связано это оказалось с тем, что появилась новая фара, ФГ-12, меньшего диаметра и также с лампой мощностью 100 ватт. Впервые эти фары стали ставить на танках Т-34, кое-где старые фары продержались до 1944 года. На ИС-2 фары старого типа сохранились до весны 1944 года. Далее их также заменили на ФГ-12

На челябинских танках они ставились до весны 1944 года

На челябинских танках они ставились до весны 1944 года

Ныне танковые фары «фордовского» типа являются большой редкостью. В целом виде ее можно видеть на танке Т-70, который находится в коллекции Музея отечественной военной истории. Ценность данной фары в том, что она сохранилась в оригинальной окраске. Также такие фары частично есть в музейных Т-26. В целом можно сказать, что использование таких фар было вполне оправданным и ничем не отличалось от зарубежного подхода. К специальным танковым фарам что у нас, что за рубежом пришли не сразу.

Список источников:

      • РГВА
      • РГАЭ
      • ЦАМО РФ
      • Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/Z-T_1yuZAVzoD8pJ

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account