Юрий Пашолок. Чересчур крупные калибры для шасси Т-34

18

Юрий Пашолок. Чересчур крупные калибры для шасси Т-34

Проекты САУ большой мощности на шасси танка Т-34, датированные 1942 годом

То, что каждый новый танк сразу же рассматривался как база для различных спецмашин, было в порядке вещей. Особенно в 30-е и 40-е годы. Тогда еще считалось, что для САУ и других боевых машин оптимальной является база танка, желательно без изменений. По мнению артиллеристов и танкистов, это заметно упрощало запуск машины в серию, хотя на самом деле это слегка не так. Особенно когда на танковое шасси пытались установить такую же неизменную качающуюся часть орудия. Результатом подобных экспериментов нередко становились проекты, имевшие весьма сомнительные перспективы для производства.

203-мм гаубица большой мощности Б-4. Гусеничный лафет не позволял таскать орудие на скорости выше 16 км/ч

203-мм гаубица большой мощности Б-4. Гусеничный лафет не позволял таскать орудие на скорости выше 16 км/ч

Впервые о том, чтобы использовать базу танка Т-34 как платформу для самоходных артиллерийских установок, советские военные задумались еще летом 1940 года. Тогда речь шла в создании на его базе истребителя танков с круговым сектором обстрела. В дальнейшем концепция изменилась, на базе Т-34 стали создавать штурмовые САУ. Вместе с тем, в 1942 году промелькнуло несколько проектов, вызывающих изумление. Несколько артиллерийских КБ на полном серьёзе пыталось создать из Т-34 базу для артиллерии большой мощности.

По проектам БР-33П и БР-33Г сохранилось только текстовое описание

По проектам БР-33П и БР-33Г сохранилось только текстовое описание

Некоторые из этих проектов появлялись по вполне объективным причинам. В конце 1941 года производство тягачей для артиллерии РГК прекратилось. Данную проблему заметили в ГАУ КА, да и не только там. Поэтому и были форсированы работы по самоходной артиллерии. Впрочем, имелась и другая проблема. Когда исследователи рассуждают про скоростные данные тягачей, они как-то забывают про скорость возки артиллерийских систем. А вот там могут быть варианты. Например, скорость возки таких систем, как 203-мм гаубица большой мощности Б-4, не превышала 15 км/ч. Неслучайно еще до войны пытались создать новый лафет, который позволил бы поднять скорость возки хотя бы до 25 км/ч.

Базой для БР-33 на заводе "Баррикады" избрали Т-34

Базой для БР-33 на заводе «Баррикады» избрали Т-34

Именно такая идея лежала в основе самоходных артиллерийских систем БР-33П и БР-33Г, разработанных в начале 1942 года КБ завода №221 («Баррикады», г. Сталинград). Здесь шло производство Б-4 и 152-мм пушки БР-2, так что проблему там ощущали со всей серьёзностью. К сожалению, сохранилось только текстовое описание системы, но по нему понятен общий подход к вопросу. Завод №221 предлагал «большой дуплекс», схожий с довоенной СУ-14. Разница заключалась в шасси и орудиях. Вместо БР-2 система БР-33П должна была получить касающуюся часть 152-мм орудия БР-19, а БР-33Г вооружалась вполне традиционной 203-мм гаубицей Б-4. Орудийные части не имели щитового прикрытия, при этом обеспечивался горизонтальный сектор обстрела в пределах +/-8 градусов, а вертикальной наводки — от 0 до 60 градусов.

Т-34 как лафет для 400-мм мортиры, проект КБ завода №92

Т-34 как лафет для 400-мм мортиры, проект КБ завода №92

Сохранялась максимальная унификация по шасси с Т-34. Исходя из описания, «ванна» сохранялась полностью, лишь менялись тяги управления. Также в нижней части корпуса делался вырез для откатных частей орудия. Снизу вырез прикрывался опускаемой опорной плитой. Боевое отделение и отделение управления получали защиту из листов толщиной 8 мм, которые между собой склепывались. В корме предусматривался откидной сошник. Одним словом, получался типичный «самоходный лафет». Правда, Артиллерийскому комитету ГАУ КА он сразу не понравился. Отсутствие щитового прикрытия делало расчет уязвимым при стрельбе прямой наводкой, кроме того, боевая масса БР-33П и БР-33Г на 3 тонны превышала массу Т-34. Между тем, сам танк заметно потяжелел, за счет различных упрощений. Поэтому возникал вопрос надежности ходовой части. Одним словом, инициативу КБ завода №221 забраковали еще на стадии эскизного проекта.

Более реалистичный проект, с шасси КВ-1с

Более реалистичный проект, с шасси КВ-1с

На некоторое время «самоходные лафеты» исчезли из переписки ГАУ КА. Снова к этой теме вернулись в конце 1942 года, причем в неожиданном виде. Еще в начале 30-х годов существовал «большой триплекс», известный как СУ-7. Данная САУ должна была строиться на шасси Т-35, а самой мощной артиллерийской системой предполагалась 400-мм мортира. СУ-7 так и не построили, но в конце 1942 года аналогичные работы вело КБ завода №92. Там разрабатывали некую 400-мм мортиру, при этом заводское КБ (вел работы П.Ф. Муравьёв) с самого начала решило использовать самоходное шасси.

Реконструкция проекта завода №92 за авторством Александра Калашника, г. Омск

Реконструкция проекта завода №92 за авторством Александра Калашника, г. Омск

Индекс данная работа так и не получила, зато сохранился эскизный проект. Хорошо видно, что КБ завода №92 решило пойти еще более простым путем. Мортиру предполагалось монтировать вместо башни, что еще больше упрощало внедрение в серию. Поскольку было понятно, что при стрельбе на шасси будет действовать большие нагрузки, предполагались раскладные опоры. Надо сказать, что шасси Т-34 в данном случае было скорее запасным вариантом. Связано это было с тем, что рядом располагался завод №112, один из основных производителей Т-34. Таким образом завод №92 рассчитывал на кооперацию, правда, на самом заводе №112 как-то не стремились к подобным активностям.

Внешний вид мортиры, увы, неизвестен

Внешний вид мортиры, увы, неизвестен

Более приоритетным шасси на заводе №92 считали КВ-1с. Связано это было не только с тем, что КВ-1с было более крупной, а также более стабильной платформой. По подсчетам завода №92, дополнительная нагрузка на шасси составляла 13 тонн. То есть в случае с КВ-1с боевая масса машина составила бы где-то 54 тонны (на заводе ее указывали как 50 тонн, но там считали, что масса КВ-1с составляет 37 тонн). А вот Т-34 потянул был на все 43 тонны. Не считая нагрузки 100 тонн на ходовую часть при выстреле.

Мнение ГАБТУ КА по поводу идеи завода №92

Мнение ГАБТУ КА по поводу идеи завода №92

Впрочем, в ГАБТУ КА, куда пришел запрос с завода №92, оказались против даже шасси КВ-1с. Даже без учета нагрузки шасси при стрельбе, возникали большие сомнения по поводу надежности агрегатов танков во время езды. Так что самоходные 400-мм мортиры на шасси Т-34 и КВ-1с так и остались эскизными проработками. Зато идея «самоходного лафета» на базе КВ-1с всё же дошла до реализации в металле. Речь идет о С-51, установке на КВ-1с 203-мм гаубицы Б-4. Да и от шасси Т-34 не отстали.

Автор благодарит Александра Калашника (г. Омск) за предоставленные иллюстрации

Список источников:

      1. ЦАМО РФ

источник: https://dzen.ru/a/ZWwn1_atxmu5fPnR

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account