Юрий Пашолок. Чехословацкий перспективный средний танк в первом приближении

12

Юрий Пашолок. Чехословацкий перспективный средний танк в первом приближении

История чехословацкого проектного среднего танка TVP (Tank Všeobecného Použití)

Простой в развитии военной техники часто потом очень сложно наверстать. В полной мере это касается и танкостроения. Несколько лет застоя в английском танкопроме потом очень сильно аукнулся. До конца Второй мировой войны англичане так и не смогли угнаться за немцами. Они оказались в этом не одиноки. Еще хуже обстояла ситуация у французов, которые 4 года сидели под оккупацией, что потом сильно сказалось после войны. Первый легкий танк собственной разработки они смогли запустить в серию спустя более чем 5 лет после войны, а средний и вовсе создавался более полутора десятка лет. И это еще не самый худший вариант.

При разработке собственного танка чешские военные ориентировались на Т-34-85

При разработке собственного танка чешские военные ориентировались на Т-34-85

Одними из тех, кто сильно пострадал от вынужденного простоя, оказались чехословацкие танкостроители. Слово «простой» в их отношении выглядит удивительно, особенно на фоне того, сколько танков и САУ они сделали для немцев. Но всё относительно. Немцам были интересны вполне определенные платформы, а те же средние танки они зарубили чехам еще в 1942 году. Простой в этой области аукнулся после войны, когда чехословацкая армия захотела себе средний танк собственного производства. Первым из череды таких танков стал TVP.

Тактико-технические требования на средний танк, датированные 17 октября 1945 года

Тактико-технические требования на средний танк, датированные 17 октября 1945 года

Желание получить собственный танк было вполне понятно. После окончания Второй мировой войны бронетанковый парк возрожденной чехословацкой армии больше напоминал лоскутное одеяло. На вооружении были советские Т-34-85, английские Cromwell и Challenger, позже к ним добавились T-40/75 N (чешская модернизация Pz.Kpfw.IV). Из этого числа более-менее прилично выглядели Т-34-85, к тому же от Советского Союза шла поставка запчастей. Но и он по состоянию на лето 1945 года выглядел уже не то, чтобы совсем современным. Наконец, у чехов была своя гордость. Как-никак, а до войны Чехословакия занимала второе место в мире по экспорту танков. Так что появление программы создания среднего танка имело принципиальный характер.

Вооружение вскоре изменилось на системы немецкого происхождения

Вооружение вскоре изменилось на системы немецкого происхождения

17 октября 1945 года состоялось совещание в Генеральном Штабе, на котором утвердили тактико-технические требования на средний танк. Боевая масса машины оценивалась в 30 тонн +10%. Вооружение состояло из 85-мм пушки С-53, либо 100-мм пушки Д-10, а также спаренного пулемета BESA (он же ZB vz.37), еще один пулемет предусматривался как курсовой. Толщина брони достигала 60 мм, оговаривалось, что броня должна как минимум соответствовать Т-34-85. Дизельный двигатель обеспечивал максимальную скорость 50 км/ч. Данные требования утвердил начальник Генерального штаба дивизионный генерал Богумил Бочек.

Проект TVP, датированный 2 марта 1946 года

Проект TVP, датированный 2 марта 1946 года

Проектирование возложили на VTÚ (Vojenský Technický Ústav, Военно-Технический Институт, Прага). Он занимал примерно ту же позицию, что и 6-й отдел Департамента Вооружений в Германии. Задачей института являлась проработка общей концепции машины, а затем она передавалась непосредственному исполнителю. При этом задача VTÚ усложнялась, поскольку его специалистам требовалось определить не только то, как будет выглядеть шасси танка, но и его башня. В отличие от немцев, которые и после войны разделяли разработку шасси и башни, у Чехословакии такой роскоши не имелось. Поэтому VTÚ проектировало танк целиком, причем его облик довольно быстро стал меняться.

Носил он скорее концептуальный характер

Носил он скорее концептуальный характер

Связаны эти самые изменения оказались с особенностями «наследства», которое Чехия получила после немецкой оккупации. Škoda, основной производитель артиллерийского вооружения, выпускал системы для немцев и под немецкие калибры. На этом фоне довольно быстро танк, получивший обозначение TVP (Tank všeobecného použití, то есть основной боевой танк), быстро сменил орудия. Обе системы предполагались с немецкими корнями — 8.8 cm kan.pr.let. vz.41 (она же 8.8 cm Flak 41 L/71), а также 10,5 cm k.p.l.vz.39. О них подняли речь 13 февраля 1946 года, когда танк уже находился в процессе разработки.

Огнемет, прописанный в ТЗ, был изготовлен, стоял на огнеметных танках PM-1

Огнемет, прописанный в ТЗ, был изготовлен, стоял на огнеметных танках PM-1

Впрочем, эскизный проект TVP, представленный VTÚ 2 марта 1946 года, получил менее экзотичную пушку. Ей стала 88-мм система, повторяющая 8.8 cm KwK 36 L/56, ту самую, что стояла на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Что же касается самого танка, то он выглядел как сплав чешской, немецкой и советской танковых школ. Причем немецкого в танке было явно больше. Башня, например, явно делалась с оглядкой на немецкую танковую школу (а именно на Schmallturm, особенно это касалось установки вооружения). Корпус больше напоминал помесь «Пантеры» и Т-34. В дополнение к курсовому пулемету добавился огнемет разработки VTÚ, для него предусматривалось 100 литров огнесмеси.

Реконструкция TVP. По факту у этого проекта было немного шансов на реализацию. Впрочем, ничуть не больше их было у основной массы немецкой "бумаги" вроде E-серии

Реконструкция TVP. По факту у этого проекта было немного шансов на реализацию. Впрочем, ничуть не больше их было у основной массы немецкой «бумаги» вроде E-серии

По большому счёту, TVP являлся скорее концепцией, чем более-менее детальной разработкой танка. В описании по броневой защите и массе его сравнивали с Т-34 (Т-34-85). Ходовая часть предполагалась с блокированной подвеской по типу подвески Алексея Сурина, главного конструктора ČKD. Воспринимать этот проект стоит как техническое задание. Тем более что Škoda T-40, выросший из этого проекта, оказался во многом другим танком. Заодно он показал, что VTÚ в ряде вопросов допустил неточности. Достаточно сказать, что в боевую массу 30-33 тонны Škoda T-40, созданный с учетом концепции TVP, вписаться не смог при всём желании. Но эта машина достойна отдельного описания.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере и Франтишеку Роцкоту (Прага, Чехия) за помощь в подготовке материала

Список источников:

      1. VHÚ Prahan
      2. US NARA
      3. Mgr.Martin Dubánek — Od bodáku po tryskáče — Nedokončené Československé zbrojní projekty 1945–1955, Mladá fronta 2011
      4. valka.cz
      5. Архив Юрия Тинтеры

источник: https://dzen.ru/a/ZeZA7uMjlS_NHkpb

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account