Юрий Пашолок. Бюджетный колониальный БТР по-итальянски
История Autoprotetto FIAT-SPA AS 37 Coloniale, бронетранспортера на базе Autocarro Sahariano AS 37
О том, что для колониальных войск нужна специализированная техника, задумывались сразу же, как только автомобиль появился на военной службе. Особенно это касалось регионов, где обычной технике приходилось несладко, например, Северная Африка. Для таких мест создавались специализированные машины, включая и броневики. Наибольших успехов в данном направлении достигли французы. На то были вполне объективные причины. Ближневосточные и африканские колонии являлись местом весьма неспокойным, так что «шайтан-арба», в ее классическом понимании, у французов не являлось чем-то редким. Впрочем, одним только пулеметом сильно много не навоюешь, поэтому к началу 30-х годов французские колониальные спецмашины стали постепенно обрастать броней. Каких только аппаратов не наплодили французы в 30-е годы. В колонии порой пихали то, что не пригодилось в армии, но чаще речь шла про специализированные «колониальные» бронемашины.
У итальянцев первые броневики стали применяться еще в 1912 году, причем, внезапно, во время боев за Ливию. Существовали и классические эрзац-машины с дырками для ружей (точнее, для пулеметов). Впрочем, именно с точки зрения специальных колониальных машин такого разнообразия, как у французов, не наблюдалось. Тут и возможности промышленности слабее, и колоний поменьше. Так что особо не разгуляешься. В колониях применялись, как правило, устаревшие бронемашины времен Первой мировой войны. В этом плане Италия, впрочем, выглядела не сильно хуже англичан, которые также продолжали использовать древние броневики. Этот антиквариат дожил до Второй мировой войны, даже существовали попытки его модернизации. Тем не менее, к началу Второй мировой войны стала очевидна необходимость в чем-то более подходящем. Особенно это касалось Северной Африки.
В 1937 году начались работы по многоцелевой колониальной машине, получившей обозначение FIAT-SPA AS 37. AS расшифровывалось как Autocarro Sahariano, что четко определяло назначение машины. Созданная на базе легкого артиллерийского тягача FIAT-SPA TL 37 машина создавалась специально для использования в Северной Африке. Для своего времени это была очень удачная машина, но Вторая мировая война, в которую Италия всё же влезла летом 1940 года, стала выдвигать новые требования. Не имеющая броневой защиты и при этом довольно высокая, AS 37 нередко становилась жертвой вражеского огня. Это привело к тому, что 20 января 1941 года появились тактико-технические требования на колониальный броневик. Так начиналась история машины, позже получившей обозначение Autoprotetto FIAT-SPA AS 37 Coloniale. Изначально в чистом виде бронетранспортер, позже этот автомобиль получил ряд дополнительных версий.
Первоначальная идея предполагала простую установку броневой защиты на шасси FIAT-SPA AS 37. Естественно, броня имела массу, причем весьма существенную, поэтому Autoprotetto S 37, как эта машина также именовалась, стала компромиссным решением. Во-первых, полноценной противопульной защиты получить не представлялось возможным. Поэтому толщина брони составляла не более 8 мм, от винтовочных пуль она защищала на дистанции не более 500 метров. Во-вторых, ради облегчения конструкции крыши у боевого отделения не имелось. С учетом того, что создавалась Autoprotetto S 37 в качестве бронетранспортера, отсутствие крыши проблемой не являлось.
Гораздо большей проблемой, которая выявилась во время испытаний опытного образца машины, стал мотор. Изначально на машине ставился всё тот же 4-литровый мотор SPA tipo 18 VT мощностью 52 лошадиные силы. Для AS 37 его хватало, но в мае 1941 года, когда начались испытания опытной машины, стало ясно, что мощности маловато. Поэтому далее появился двигатель SPA tipo 18 VT var.3, чья мощность выросла до 67 лошадиных сил. Благодаря ему машина, чья боевая масса достигла 5,5 тонн, получила более-менее приемлемую подвижность.
По большому счету, с самого начала Autoprotetto S 37 представлял собой эрзац, созданный для второстепенных задач. Ее функциями становились сопровождение колонн, полицейские функции и тому подобное. Как броневик-разведчик машина явно не подходила, поскольку ее скорость оказалась ниже даже базовой модели AS 37. Отчасти это объясняет, почему командование итальянской армии не сразу решилось принимать Autoprotetto S 37 на вооружение. Выпуск модели начался еще в 1941 году, а на вооружение ее приняли 4 февраля 1942 года.
Еще в ходе войсковых испытаний родилась идея бронемашины с использованием той же базы. У итальянцев уже имелся полноценный бронеавтомобиль Autoblinda AB 41. С точки зрения характеристик он оказался одним из лучших броневиков в своём классе, но при этом отличался сложностью конструкции. Поэтому было решено отчасти совместить удачные решения «полноценного» броневика» и шасси колониального эрзаца. Так на свет появился TL 37 Autoblinda.
Рецепт разработки этой машины, в основе которой реально находился AS 37, оказался очень простым. В кормовой части боевого отделения появился скос, а крышу «зашили». Сверху на нее взгромоздили башню Autoblinda AB 41, которой, в целях облегчения конструкции, «откусили» крышу и кормовую часть, а также часть бортов. Поскольку сзади дверь исчезла, по бокам появились люки, по конструкции аналогичные AB 41. Получился эрзац-броневик, который, аналогично базовой конструкции, создавался явно для второстепенных задач. Построили его летом 1941 года, но, в отличие от Autoprotetto S 37, с производством не торопились. Для начала итальянские военные хотели проверить эрзац-броневик в боевых условиях.
Осенью 1941 года машина, также именовавшаяся как Autoblinda A.S., уехала в Северную Африку. Можно сказать, что эрзац-броневику не повезло вдвойне. Во-первых, в ноябре 1941 года начались активные боевые действия на территории Ливии. Предшествующее операции «Крестоносец» сражение за населенный пункт Бир-эль-Габи на юге от Тобрука оказалос первым и последним эпизодом применения Autoblinda A.S.. Броневик оказался уничтожен, на этом всё и закончилось. Во-вторых, машина явно не задалась, поскольку ее уничтожение однозначно стало не единственной причиной прекращения работ. Тем не менее, спустя пару лет что-то похожее было создано уже на шасси AS 43.
В случае с Autoprotetto S 37 ситуация оказалась менее печальной. Как средство сопровождения колонн и эрзац-БТР, рассчитанный на перевозку 8 человек, машина годилась. Еще 24 мая 1941 года был оформлен контракт на выпуск 200 таких БТР-ов, но приоритетными они явно не являлись. Больше того, даже этот небольшой контракт выполнили лишь частично. Изготовили 150 машин с регистрационными номерами 132452-132602.
В Северную Африку Autoprotetto S 37 отправлять как-то постеснялись. Дело в том, что к 1942 году стало очевидно — для тамошнего ТВД нужны быстроходные патрульные машины. Также часть машин сделали радийными, при этом экипаж сокращался до 6 человек. Фактически эта самая радийная версия и становилась типовой. На роль патрульного броневика штуковину с броней, чьи борта защищали от ограниченного числа образцов стрелкового вооружения, Autoprotetto S 37 тянул не очень.
Вместо колониальной службы уделом Autoprotetto S 37 стали фактически полицейские функции. Далее предполагалось распределить 90 радийных машин по различным частям, включая танковые. Судя по происходившему, иначе как подвижную радиоточку, Autoprotetto S 37 использовать не предполагалось. Но по факту больше она запомнилась как средство борьбы с партизанами. Эти машины активно применялись в ходе боевых действий на территории Югославии. Также одно из подразделений, вооруженных этими машинами, действовало на территории Албании.
В ходе применения Autoprotetto S 37 как полицейских машин их дорабатывали. Одной из проблем стало то, что высовывающихся из машины солдат партизаны весьма метко выцеливали в головы. Поэтому еще в 1942 году стали появляться полевые конверсии. Наиболее массовым стало использование специальных щитков с амбразурами, которые крепились по бортам. Наиболее продвинутый вариант имел своеобразную рубку, которая закрывала боевое отделение по периметру. Кроме того, могло и меняться вооружение. Штатно использовался станковой пулемет Breda 37, но применялось и другое вооружение. в том числе и огнеметы.
Применялись эрзац-БТР-ы довольно интенсивно, к весне 1943 года итальянцы потеряли несколько десятков Autoprotetto S 37. Продолжалось их применение до самого конца войны, причем фиксировались случаи их захвата партизанами. Осенью 1943 года 37 таких бронетранспортеров захвалили немцы, применявшие их ровно для тех же целей. Нельзя сказать, что новинке они были сильно рады, но за неимением ничего лучшего тоже хлеб. На этом фоне эксперименты по вооружению продолжались, закончились они только в 1945 году.
Во многом судьба колониального броневика оказалась схожа с другой машиной для того же ТВД — Camionetta Desertica AS 43. И если AS 43 просто не успела в Северную Африку, то Autoprotetto S 37 туда не пустили. Так или иначе, воевали обе «африканские» машины совсем не на том ТВД, для которого их создавали. Тем не менее, в унылой судьбе колониального эрзаца есть и счастливый финал. Из всех спецмашин на базе TL 37/AS 37 это единственная модель, дожившая до наших дней. Ныне машина находится в частных руках, изредка появляясь на различных выставках.
Список источников:
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- A Century of italian armored cars, Nicola Pignato, GMT, 2008