Юрий Пашолок. Бронированные бульдозеры для тихоокеанского ТВД
Существует прослойка наивных людей, считающих, что импровизированная бронетехника появляется исключительно от бедности. В реальности всё намного сложнее, чем кажется. В мирное время действуют свои законы, особенно что касается особенностей эксплуатации машин. Броня тут становится совершенно ненужной, поскольку повышается нагрузка на шасси. А это и снижение ресурса, и снижение грузоподъемности, и много чего другого. Поэтому даже у самых благополучных армий мира всё равно нормальным явлением становятся неуставные бронированные машины, как колесные, так и гусеничные.
Первые образцы бронированных тракторов появились у американской армии еще в годы Первой мировой войны. 5-тонные бронированные тягачи M1917 выпускала фирма Holt. Совместно успели сдать 1,5 тысячи таких арттягачей, которые довольно долго использовались американской армией. В дальнейшем бронированные трактора оказались не нужны, но, как говорится, иногда они возвращаются. Правда, уже совсем в другой роли. Как это часто бывало, появление данных машин, уже по большей части импровизированных, стало результатом острой необходимости. Особенно массово их применяли на тихоокеанском ТВД, где они требовались чаще всего.
Сама по себе тема бронированных американских бульдозеров времен Второй мировой войны не такая уж и неизвестная. Они вполне попадаются на фотографиях. Но есть нюанс. Дело в том, что основная масса таких снимков — бронированные Caterpillar D7A, которые использовались на европейском ТВД в 1944-45 годах. А вот на Тихом Океане была совсем другая атмосфера.
Флот и корпус морской пехоты частенько держали на голодном пайке, что вынуждало их обращаться к сторонним производителям. Да и в принципе у них явно наблюдался принцип «не так, как у армии». В результате основой колесной и гусеничной техники флота была продукция International Harvester (IHC). В полной мере это касалось и гусеничных тракторов. Выпускавшиеся в Чикаго IHC TD-18 являлись наиболее массовыми тяжелыми тракторами на флоте. Всего таких тракторов выпустили пояти 7,5 тысяч, не считая быстроходных тракторов Heavy Tractor M1. Соответственно, они же являлись основными бульдозерами на тихоокеанском ТВД.
Необходимость в бронированных вариантах IHC TD-18 появилась в 1944 году. По мере продвижения американских войск сопротивление японских сил возрастало. Соответственно, возросло число нападений на инженерные подразделения, включая и «Морских Пчелы» (SeaBees). Военно-морские строительные батальоны занимались широким родом деятельности, включая строительство аэродромов и портов. К вопросу защиты бульдозеров моряки подошли комплексно. Была разработана единая конструкция бронированного корпуса, которая полностью закрывала машину по периметру и сверху. Сварной бронекорпус надевался сверху, при необходимости его можно было, ровно так же, снять.
В чём-то бронированный корпус для IHC TD-18 напоминал бронемашину Д-8. В общем-то, принцип тот же — быстро, дешево, сердито, но с нюансами по удобству работы. Например, возможность быстро снять бронекорпус предусматривалась не просто так. Без этого полноценного доступа к мотору не имелось. Помимо корпуса, защищались еще и гидроцилиндры бульдозерного отвала.
Созданные в 1944 году бронированные бульдозеры активно применялись и в ходе сражения на Иво Дзиме. В частности, они применялись инженерными подразделениями 5-й дивизии морской пехоты. Упорное сопротивление японского гарнизона и необходимость защищать бульдозеры привели к тому, что началась вторая волна изготовления бронированных корпусов. При этом концепция бронекапсулы отличалась от предшествующей. В ней учли и необходимость соблюдения теплового режима моторного отделения, и обзорность. Была еще и третья версия бронированного корпуса, для тракторов Caterpillar.
Стоит отметить, что флотские «самопалы» отличались не только проработанной конструкцией, но и «серийностью». То есть производили подобные бронекорпуса централизованно.
Список источников:
- U.S. Navy Seabee Museum
- Signal Corps
источник: https://dzen.ru/b/Zhjw7mSrbB5TlRLu