История 105-мм безоткатного орудия 10,5 cm infkan m/45 и попыток установки ее на самоходные шасси
Вопрос обеспечения пехотных частей шведской королевской армии противотанковой артиллерией находился в высоком приоритете. Начало этих работ было вполне традиционным. Шведская AB Bofors создала 37-мм противотанковую пушку 37 mm infanterikanon m/34, позже модернизированную до уровня 37 mm pvkan (pansarvärnskanon) m/38. Это орудие стало основным противотанковым средством шведской армии, но еще в 1941 году была создана 57-мм противотанковая пушка, позже принятая на вооружение как 57 mm pvkan m/43. Орудие это было выдающимся на тот период. Bofors не стала особо мучиться и по сути отмасштабировала 37 mm pvkan m/38. В результате получилась достаточно низкая орудийная система, чуть легче нашей ЗИС-2 и с примерно теми же характеристиками бронепробития. Эту пушку упоминали в ГАБТУ КА, когда составляли информационные сводки. А вот дальше шведы пошли по иному пути. Они едва ли не первыми догадались, что будет, когда калибр противотанковой артиллерии начнет расти. Поэтому ничего крупнее 57 mm pvkan m/43 они строить не стали.
Когда именно шведские военные из KATD (Kungliga Arméförvaltningens Tygdepartement) заинтересовались безоткатной артиллерией, неизвестно. Пушки Курчевского, захваченные финнами во время советско-финской войне, они точно видели. Впрочем, смотрели они явно не на советские безоткатные орудия. Куда ближе к шведским разработкам (точнее наоборот) те образцы, которые создавали в Германии. Прежде всего это касается 10,5 cm Leichtgeschütz 40 и более совершенной 10,5 cm Leichtgeschütz 42. Эти орудия отличались небольшой массой (около 400 кг) и позволяли их потенциально использовать как противотанковую пушку. Для этого предполагались кумулятивные снаряды. Естественно, имелись у орудия и недостатки, прежде всего это касалось вырывающихся назад пороховых газов, опасных для расчета, а также демаскирующих позицию. Тем не менее, в KATD посчитали, что безоткатная артиллерия более перспективна. Это и стало главной причиной, почему далее шли работы именно по таким орудийным системам.
Активная работа по шведским безоткатным орудиям пошла со второй половины 1943 года. Шведы выбрали для себя 3 калибра — 57, 105 и 149 мм. Соответственно, противотанковая, полевая и тяжелая полевая артиллерия. Уже в 1943 году силами Bofors (сама разработка велась KATF под руководством Харальда Йентцена) были созданы первые образцы безоткатных орудий. 57 mm pvkan fm/43 создавалась на базе противотанковой пушки 57 mm pvkan m/43. Эта тема закончилась в 1945 году, дальше опытных образцов дело не продвинулось. Очень похожая история случилась со 149-мм безотактным орудием 15 cm eldrör m/02, базой для которого послужила 149-мм гаубица 15 cm fästningshaubits m/02. Ее испытали на САУ Stormpjäs fm/43 осенью 1943 года, но в дальнейшем работы по такой безоткатной системе закончились. Больше всех повезло третьей системе, калибра 105-мм. Орудие, получившее обозначение 10,5 kan fm/43, использовало боеприпасы 105-мм пушки 10,5 kan m/34. Начальная скорость снаряда составила 300 м/с, при этом масса орудия составила 470 кг. Наиболее близкая по идеологии к 10,5 cm Leichtgeschütz 40, эта система позже превратилась в 10,5 cm infkan m/45, первую серийную безоткатную систему шведского производства. Она же стала первой, которую взгромоздили на самоходное колесное шасси.
Выбор именно такого орудия был логичен. Само по себе обозначение 10,5 kan fm/43 говорило о широкой области применения орудия. Полноценный боеприпас калибра 105 мм был оптимален как средство поддержки пехоты. Изначально эту безоткатку создавали именно как легкую пушку поддержки, но уже в 1943 году в переписке начинает мелькать информация по кумулятивным снарядам. Причем шведы сразу выбрали калибр 105 мм (10,5 cm RSV). Такому снаряду высокая начальная скорость была не особо важна, поэтому и 10,5 kan fm/43 вполне подходила для подобных целей. По итогам испытаний, проводившихся в 1944-45 годах, орудие доработали. Финальная конфигурация безоткатки потяжелела до 535 кг, что всё равно очень неплохо. Это примерно масса противотанковой пушки калибра 37-45 мм.
Доработанный вариант 10,5 kan fm/43 был принят на вооружение шведской королевской армии под индексом 10,5 cm infkan m/45. Впрочем, год принятия на вооружение совсем не означал год выпуска. Реально Bofors начала сдавать эти орудия в августе 1947 года, до апреля 1948 года их сдали 65 штук. На вопрос «чего так мало» есть вполне типовой для шведов ответ — сколько дали денег, столько и выпустили. Бюджет у королевской шведской армии стал снова крайне скромным. При цене 20000 шведских крон за штуку больше денег выбить на новые орудия, которые были весьма специфичными, не удалось.
Практически сразу после того, как началось серийное производство 10,5 cm infkan m/45, возникла вполне логичная идея поставить орудие на что-то самоходное. При этом речь не шла о чем-то гусеничном, под подобные цели вполне годились и колесные шасси. И вот тут образовался американский след. Дело в том, что после окончания Второй мировой войны Швеция начала активно скупать наиболее подходящие для себя образцы военной техники. Про танки речь не шла, хотя шведы и взяли на пробу «каждой твари по паре», а вот колесная техника вполне заинтересовала. Например, купили бронемашины M8. Самыми же массовыми образцами зарубежной колесной техники стали американские грузовики GMC CCKW, а также Dodge семейства T214/T223. То, что у американцев было грузоподъемностью 3/4 тонны, стало Terrängbil 1,5 ton. Dodge. Шведов не остановило, что у них уже имелся Volvo TPV, полностью аналогичный, главную роль сыграл ценник. Брали как тягачи WC-51/WC-52, так и командирские WC-56/WC-57. На их базе много чего делали своё, в том числе и крайне необычную конверсию.
За основу самоходной пушки, получившей обозначение Terrängbil 1,5 ton. Dodge med 10,5 cm infkan m/45, взяли Dodge WC-52. Безоткатное орудие разместили как есть, поставив ее, вместе с верхней частью лафета, позади передних сидений (при этом сиденье переднего пассажира демонтировали). Капот, а также кормовую часть кузова, прикрыли листами, поскольку они могли быть повреждены при стрельбе. Вообще проблема влияния пороховых газов на тонкие кузовные листы была и раньше, но почему-то защитить их догадались шведы. Орудие поставили с небольшим смещением вправо, для двух номеров расчета места вполне хватало. Правда, испытания, проводившиеся в 1947-48 годах, оказались неоднозначными. Дело в том, что при стрельбе позади образовывалось большое облако пыли, которое демаскировало машину. По итогам работу по колесной САУ свернули, хотя сама идея никуда не делась.
Спустя 10 лет появился Pvpjtgb 9031, который оказался более грамотно разработанный, да и 10,5 cm infkan m/45 была на вооружении шведской армии до второй половины 50-х годов. Далее появилось более совершенное 90-мм безотактное орудие 9 cm pansarvärnspjäs 1110. Его тоже попробовали поставить на самоходное шасси, уже разработки Volvo. На сей раз получилось, так на свет пояилась Pvpjtgb 9031 (Pansarvärnspjästerrängbil 9031), весьма чудная машина, которую запустили в серию. Тем не менее, и 10,5 cm infkan m/45 также была самоходной. В дальнейшем 20 таких безоткатных орудий продали в Доминиканскую Республику, где часть из них приладили на автомобили. При этом орудие разместили в машине с максимальным смещением назад. Впрочем, безоткатки новым владельцам не помогли, зато один из доминиканских Strv m/40 L был поражен безоткатным орудием американской САУ M50 Ontos. Второй стал жертвой безоткатного орудия M40, установленного на M151 Mutt. Такой вот поворот.
Список источников:
-
-
- Архив Карла Бломстера
- 10,5 cm infkan m/45, Kjell Svensson, PANSAR 3–2007
- smhs.com.dinstudio.se
- digitaltmuseum.se
-