Юрий Пашолок. Упрощенка для 45-ки

11
Юрий Пашолок. Упрощенка для 45-ки

Юрий Пашолок. Упрощенка для 45-ки

История упрощенных колес для 45-мм противотанковой пушки, создававшихся в 1942 году

Война, особенно затяжная, является битвой не только непосредственно войск, но и экономик. Сплошь и рядом можно видеть случаи, когда более-менее благополучная страна влезала в войну, а потом ей не хватало промышленных ресурсов. Причем это касается не только (а часто и не столько) объемов выпуска, но и развития техники, а также вооружения. Далеко на примерами ходить не надо. Итальянцы и японцы, вступив во Вторую мировую войну, попросту не смогли поддержать такой же темп развития, как и их противники. В результате обе страны быстро отстали, особенно это касалось бронетанковой техники. Что-то похожее можно увидеть и в случае с англичанами. Неспроста самыми массовыми английскими танками были машины, произведенные в США. Да и существенный объем английских военных машин имел заокеанское происхождение. Примерно то же самое можно было бы наблюдать в случае с французами, не проиграй они так быстро войну.

Испытания упрощенного передка к 45-ке, Воткинск, апрель 1942 года

Испытания упрощенного передка к 45-ке, Воткинск, апрель 1942 года

Одним из типичных спутников большой войны является вооружение и военная техника, которую сильно упростили. Обычно по этому поводу вспоминают советские разработки, но если вы посмотрите на практически любые изделия в период, когда у той или иной страны был кризис, увидите ровно то же самое. Немецкие грузовики с эрзац-кабинами конца войны мало чем отличались от наших ЗИС-5В или ГАЗ-ММ-91-120. При этом упрощенку можно видеть в широком ассортименте изделий. Т-34 в 1942 году сильно упростили, хотя это видно только специалистам. Зато это хорошо видно по возросшей боевой массе танка. То, что Т-34 потяжелел на 3-4 тонны, являлось прямым результатом упрощений. Такое же можно видеть много где, и далеко не только у нас. Война требует количество, поэтому качеством отчасти можно пренебречь.

Колесо было даже не упрощенным, а примитивным

Колесо было даже не упрощенным, а примитивным

Наиболее сложным периодом для отечественной промышленности стали конец 1941 и 1942 годы. В первый год войны случилась потеря части промышленных регионов и эвакуация, а следующий год прошел в обстановке нехватки ряда конструкционных материалов. Именно в это время упрощение приняло наиболее ярко выраженную форму. Одним из дефицитных материалов стала резина, именно это привело к появлению опорных катков внутренней амортизации для танков. В ряде случаев и вовсе стали использовать цельнометаллические катки. Похожие процессы происходили и с артиллерией. Полковые пушки на деревянных колесах более-менее известны, такими их выпускали в самое сложное время. Куда менее известны упрощенные варианты колес для 45-мм противотанковые пушки. Речь шла не столько о самих орудиях, сколько о передках.

После 500 километров испытаний

После 500 километров испытаний

После того, как завод №8 эвакуировали из Москвы, образовалось две площадки. Сначала завод №8 эвакуировали в Свердловск, где даже развернули производство 45-к, но довольно быстро это дело свернули. Полноценное производство орудий организовали на №172 (г. Молотов, ныне Пермь), где в 1942 году сдали больше 45-мм противотанковых пушек, чем завод №8 зав всё предшествующее время. Но реальным центром производства самой массовой советской противотанковой пушки стал другой город — Воткинск. Уже в 1941 году завод №235 сдал почти 600 орудий, а годом спустя их число превысило 11 тысяч. Всего же в Воткинске сдали более 24,5 тысяч пушек данного типа, это чуть больше половины от всего объема выпуска. При таких темпах вопрос комплектации колесами встал очень остро. И если в случае с самими орудиями дело ограничилось заменой корневых роликовых подшипников на бронзовые втулки, то для передков переделки имели более существенный масштаб. В Воткинске решили максимально их упростить. Пик этих работ пришелся на весну 1942 года и являлся инициативой сверху.

Спицы до и после пробега

Спицы до и после пробега

На заводе №235 работы по упрощенным колесам для передка возглавил главный конструктор С. Попов. Судя по датам на чертежах, начались они в январе 1942 года. Конструкция получилась самая что ни на есть примитивная. Упрошенные колеса представляли собой цельнометаллическую конструкцию, со спицами и утолщенным ободом. Спицованные колеса должны были не особо отличаться по массе от обычных, при этом нельзя сказать, что получались они намного проще. Главным преимуществом следовало считать экономию металла, в остальном же возникала масса вопросов. Если уж требовалось экономить резину, всегда можно было вспомнить изначальные, деревянные колеса с металлическими ободами. Конструкция вполне отработанная, причем еще и с экономией металла. Но почему-то выбрали именно такой вариант.

Ступица колеса 45-ки с упрощениями

Ступица колеса 45-ки с упрощениями

На испытания упрощенные колеса на упрошенном же передке вышли в апреле 1942 года. Передок, вместе с 45-мм пушкой с упрощенными подшипниками, зацепили за ГАЗ-АА, после чего стали катать по окрестностями Воткинска. Скорость была невысокой: средняя 11 км/ч, максимальная 14 км/ч, это не предел даже для деревянных колес. Пробег начался 18 апреля, а 22 числа было пройдено 500 километров. Перед ним в передок загрузили 4 ящика с унитарными патронами. Так вот, при осмотре один из них повредило. Итогом стало то, что один из снарядов выпал из гильзы, а порох рассыпался по ящику. А вообще повредило 24 патрона из 40 (!). Деревянный настил передка имел глубокие потертости в местах соприкосновения с ящиками. Также обнаружились трещины в швелере. Впрочем, хуже всего показали себя спицы. Отрываться они начали начиная со 140-го километра. Постепенно отходила сварка, к 295-му километру это сучилось с 3 спицами на левом колесе и с 8 спицами на правом.

Упрощенный передок стал вполне серийным

Упрощенный передок стал вполне серийным

Несмотря на весьма сомнительные результаты испытаний упрощенного передка и мнения Артиллерийского Комитета ГАУ КА, а также технического совета НКВ о ненужности, изделие было серийным. Сколько таких передков выпустили, неизвестно, но они вполне себе попадаются, да и руководства по ним тоже есть. Самое интересное, что даже конструкция колес не поменялась. Такие передки надлежало использовать конной тягой, почему, очевидно. Можно точно говорить и о том, что упрощенные подшипники пошли в серию, про их испытания вообще тихо. Особенно что касается дефектов. А это явный признак «молчание — знак согласия».

Эрзац-колесо для 45-ки разработки КБ завода №172

Эрзац-колесо для 45-ки разработки КБ завода №172

В заключение стоит упомянуть эрзац, разработанный на заводе №172. На сей раз речь шла не про передок, а саму 45-ку. В декабре 1941 года было разработано цельнометаллическое колесо для 45-мм противотанковой пушки. На заводе провели испытания, далее последовало указание об изготовлении установочной партии из 50 таких пушек. На этом работ затихли, хотя в декабре 1942 года Артиллерийский Комитет ГАУ КА снова поднял вопрос об их выпуске. В лучшем случае партию из 50 комплектов штампованных цельнометаллических колес всё же произвели, но это не точно. К 1943 году кризис уже миновал, особого смысла в эрзацах не имелось.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ
      2. Авито

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/uproscenka-dlia-45ki-61cf5ae3dd6ab3698700cf95?&

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account