Юрий Пашолок. Альтернатива «Королевскому Тигру» от Фердинанда Порше

16

Юрий Пашолок. Альтернатива "Королевскому Тигру" от Фердинанда Порше

История немецких проектных тяжелых танков Porsche Typ 180, они же VK 45.02 (P), они же Pz.Kpfw.Tiger P2

То, что новый танк часто начинали разрабатывать на смену боевой машине, еще не принятой на вооружение, было нормальным явлением. Подобные вещи можно было видеть в целом ряде случаев. Касалось это и тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Появление на горизонте его потенциального сменщика случилось в день, когда началась история самого «Тигра», то есть 25 мая 1941 года. Дело в том, что Гитлер считал оптимальным орудием для нового танка 88-мм пушку с баллистикой зенитного орудия Flak 41. Поскольку в проектную башню такая система не влезала, появилась идея новой башни. Из которой позже вырос тяжелый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.

8.8 cm Flak 41 l/71, с этой пушки и началась эпопея с будущим "Королевским Тигром"

8.8 cm Flak 41 l/71, с этой пушки и началась эпопея с будущим «Королевским Тигром»

Поскольку приоритетом являлся тяжелый танк VK 45.01, поначалу до его сменщика никому не было дела. Ситуация почти не изменилась даже после того, как Танковая Комиссия побывала под Мценском, где осмотрела танки Т-34 и КВ-1. Если со средними немецкими танками ситуация стала развиваться стремительно, то программа создания новых тяжелых танков двигалась своим чередом. Porsche K.G и Henschel создавали шасси новых танков, а Krupp разрабатывала башню. Лишь в январе 1942 года начались подвижки по новой разработке. При этом первыми отреагировали на Porsche и Krupp.

Т-34 с Куммерсдорфского полигона. "Заметили" его только к началу 1942 года

Т-34 с Куммерсдорфского полигона. «Заметили» его только к началу 1942 года

Причины столь неспешных подвижек с новым танком стоит искать в том, что именно новый танк танк изначально не планировался. Как уже говорилось выше, исходный план предполагал создание новой башни, которую ставили на уже существующее шасси. Подвижки по шасси появились только по результатам совещания, которое прошло 30 января 1942 года. В нем приняли участие члены Танковой комиссии, представители 6-го отдела Департамента Вооружений (Фихтнер и Книпкамп), а также руководство Krupp (Эрих Мюллер, главный конструктор по вооружению). На совещании утвердили план, по которому 101-й экземпляр тяжелого танка VK 45.01(P), он же Porsche Typ 101, получал рациональные углы наклона броневых листов корпуса.

Башня для Typ 180, делалась она с оглядкой на Т-34

Башня для Typ 180, делалась она с оглядкой на Т-34

В случае с этим танком, который 4 февраля 1942 года переименовали в VK 45.01 (P2), есть один важный момент. Создавался он в тесной кооперации с Krupp, соответственно, и ряд решений, прежде всего по форме бронекорпуса, исходил из Эссена. Посему Typ 101 verstärkt (усиленный Тип 101), как танк изначально именовали на Porsche, имел отношение к проектам Krupp. Прежде всего это касалось сверхтяжелого танка VK 70.01, работы по которому как раз активизировались в начале 1942 года. Как выглядел данный танк до начала 1942 года, данных пока нет, но далее ориентиром однозначно стал Т-34. Естественно, полного сходства не наблюдалось, но общая концепция, включая наклон верхнего лобового листа на 60 градусов от вертикали. Также немцы пошли по тому же пути, что и КБ-520 завода №183 на А-20/А-32/А-34, решив делать лобовой лист не составным, а гнутым, из одной детали.

Ходовую часть брали от VK 45.01(P)

Ходовую часть брали от VK 45.01(P)

Еще интереснее выглядела ситуация вокруг башни. Работы по ней стартовали где-то в начале 1942 года, причем также в кильватере программы VK 70.01. И если для сверхтяжелого танка еще как-то пытались использовать концепцию Геберта Ольбриха (именно он стоял в 1930-1941 годах за разработкой большинства башен немецких танков), то «русский след» башни для VK 45.01 (P2) выглядел совсем очевидно. Причем ориентиром выступала башня трофейного Т-34 с пушкой Л-11, который появился на Куммерсдорфском полигоне еще летом 1941 года. Да и корпус также подсмотрели на нем же. Зачем был нужен весь этот балаган осенью 1941 года под Мценском, непонятно. Как и в случае с корпусом, башня не являлась копией советской, но некоторые вещи выглядели один в один. Включая гнутые листы в лобовой части и узкую бронировку орудийной маски.

С него же брали и мотор Typ 101

С него же брали и мотор Typ 101

В случае с башней повторялась ситуация вокруг VK 45.01(H) и VK 45.01(P). То есть сначала башня проектировалась Krupp совместно с Porsche K.G., а уже потом она «прописалась» на проекте Henschel. Впервые новая башня, в случае с проектом Henschel, упоминалась 5 марта 1942 года. При этом довольно долгое время речь шла просто о башне, шасси VK 45.01(H) оставалось то же самое. В связи с такой ситуацией и родился миф про «башню Порше». Милые-дорогие, такие покажите, наконец, где находился завод Порше, где он производил свою башню. Прекратите повторять данную глупость (некоторые производители пластиковый поделок и историки Википедии необучаемы), башни для танков Henschel и Porsche разрабатывал Krupp, а производил Wegmann.

Таким был танк VK 45.02(P), он же Typ 180

Таким был танк VK 45.02(P), он же Typ 180

Правильнее говорить о том, что данная башня создавалась для VK 45.02(P), так этот танк стал именоваться с 23 марта 1942 года. Тогда же внутренний индекс сменился на Porsche Typ 180. И то, это условно, поскольку с 5 марта того же года башня предполагалась для двух танков. Изменения в VK 45.02(P) вносились постоянно, причем значительная их часть напрямую была связана с программой VK 45.01(P). Также определенное влияние шло от программы среднего танка VK 30.02(MAN), на котором первым отрабатывали рациональные углы наклона корпуса. Правда, на Typ 180 ВЛД была под меньшим углом наклона — 55 градусов.

Постепенно он всё больше отдалялся от VK 45.01(P) по агрегатам

Постепенно он всё больше отдалялся от VK 45.01(P) по агрегатам

По состоянию на конец марта 1942 года VK 45.02(P) во многом состоял из компонентов VK 45.01(P). Для обеспечения нормального обзора в лобовой плите корпуса предусматривалась шаровая установка перископического прибора наблюдения механика-водителя. Для этого требовалось сделать в листе дыру диаметром полметра. Интересно, что такое странное решение продержалось довольно долго — до осени 1942 года. Для защиты подбашенного погона верхние кромки лобового и бортовых листов делались выше уровня крыши. Позже, 20 апреля 1942 года, по указанию Гитлера их заменили на приварные отбойники.

Реконструкция внешнего вида танка

Реконструкция внешнего вида танка

Силовая установка предполагалась такой же, как на Typ 101, то есть спарка V-образных 10-цилиндровых бензиновых моторов Porsche Typ 101 объемом 15 литров и мощностью 300 лошадиных сил при 2000 об/мин. Далее они работали на генераторы Siemens-Schuckertwerke aGV 275/24. Впрочем, чуть позже появилась альтернатива в виде Typ 181. На этом танке ставилась гидромеханическая трансмиссия Voith. Ее, с марта 1942 года, предполагали для установки в Porsche Typ 102. Дело дошло до испытания, но дела задались не особо. Вероятно, поэтому схемы Typ 180 сохранились, а вот Typ 181 остался только в переписке. Что же касается ходовой части, то она изначально бралась, без изменений, с Typ 101.

Смотровой прибор в шаровой установке,весьма сомнительное решение

Смотровой прибор в шаровой установке,весьма сомнительное решение

Работы шли не только на стадии проектирования. Как уже говорилось выше, на совещании 30 января 1942 года указывалось о необходимости перехода на новый корпус со 101-й машины. 4 февраля 1942 года Krupp получил контракт SS-210-5806/41 на выпуск 100 новых корпусов и башен. Сами башни окончательно изготовлялись силами Wegmann, из Эссена шла броня. Поставки башен ожидались с ноября 1942 года, начиная с декабря ежемесячно сдавалось по 15 штук. Первые 8 корпусов сдавалось в августе 1942 года, далее, по 15 штук, сдавалось ежемесячно. Также Krupp в марте 1942 года получил контракт на 100 орудий 8.8 cm KwK L/71, далее его увеличили до 150 штук. Местом сборки VK 45.02(P) предполагался завод Nibelungenwerke.

В связи с ростом массы ходовую часть пришлось переделывать

В связи с ростом массы ходовую часть пришлось переделывать

Впрочем, уже в апреле 1942 года стали возникать вопросы. Наверху хотели определиться, какой именно «Тигр» (уже тогда прозвучал данный индекс) будут выпускать дальше — Henschel или Porsche. 7 мая контракт по корпусам переиграли, теперь сдача начиналась не ранее октября 1942 года. А дальше начались проблемы, которые вылезли во время испытаний Typ 101 и Typ 102. Это касалось, в том числе, перегрева моторов, хотя хватало и других болячек. Не говоря уже о том, что боевая масса VK 45.01(P) составила отнюдь не проектные 52,5 тонны. И если борьба с VK 45.01(H) была, можно сказать, на равных, то к VK 45.02(P) было больше вопросов.

Гидромеханическая трансмиссия Voith, ее ставили в танк Typ 181

Гидромеханическая трансмиссия Voith, ее ставили в танк Typ 181

Развитие танка продолжалось, а заодно росла и его боевая масса. Она достигла 65 тонн, при том, что броневая защита выглядела не впечатляющей. Толщина лба башни достигала 100 мм, бортов 80 мм, а корпус по периметру имел толщину 80 мм. При такой массе ширина трака 640 мм была явно маловата, а удельное давление на грунт превышало 1 кг/см2. Для сравнения, у танка конкурента ширина трака составляла 800 мм.

Вариант с кормовым расположением боевого отделения и новым смотровым прибором механика-водителя. Обратите внимание - лоб корпуса всё еще гнутый

Вариант с кормовым расположением боевого отделения и новым смотровым прибором механика-водителя. Обратите внимание — лоб корпуса всё еще гнутый

В связи с постоянным ростом массы пришлось вносить коррективы в вопрос силовой установки. Существующий двигатель уже не подходил, поскольку удельная мощность оказывалась ниже 10 л.с. на тонну. Поэтому имеющий двигатель пришлось форсировать. По планам, мощность мотора Typ 101/3 выросла до 350 л.с. (суммарно 700 л.с.), но оставались вопросы по тепловому режиму. Typ 181 сохранялся, но при этом у него ширина трака вырастала до 700 мм, это намекало на рост массы. В связи с ростом масса пришлось проектировать новую ходовую часть.

Simmering-Graz-Pauker SLa.16,создавался этот мотор для варианта Typ 181

Simmering-Graz-Pauker SLa.16,создавался этот мотор для варианта Typ 181

Также появились альтернативные силовые установки. Говорилось либо про спарку 370-сильных моторов Typ 180 Porsche-Deutz, либо про 16-цилиндровый мотор объемом 37 литров и мощностью 720 лошадиных сил. В последнем случае однозначно речь шла об X-образном 16-цилиндровом дизельном двигателе SLa.16, работы над которым начались в октябре 1942 года. Его разработчиком была Porsche K.G., а изготовителем — Simmering-Graz-Pauker. В отличие от танка, этот мотор даже построили и испытали но потом. Что же касается самого VK 45.02 (P), то в октябре 1942 года появился альтернативный вариант танка, с кормовым расположением боевого отделения. На это явно повлияла программа сверхтяжелого танка Typ 205 (Maus).

Попытка реконструкции танка, весьма неудачная Сравните с проектом, есть целый ряд неточностей

Попытка реконструкции танка, весьма неудачная Сравните с проектом, есть целый ряд неточностей

К началу ноября 1942 года стало понятно, что VK 45.02(P) постепенно заходит в тупик. Не о говоря уже о том, что его предшественник проигрывал бой детищу Henschel. Закрытие программы Typ 180/Typ 181 стало разумным решением. Танк однозначно уступал конкуренту, причем не факт, что он вписался бы даже в 65 тонн. И это еще без учета того, что в дальнейшем началось увеличение толщины брони, так что там и 70 тонн, и 72… При том, что серийный Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B имел боевую массу 68 тонн, можно только догадываться, сколько бы получилось у коллектива Фердинанда Порше.

Jagdtiger с ходовой частью Porsche K.G., творчески доработанная ходовая часть нереализованного танка

Jagdtiger с ходовой частью Porsche K.G., творчески доработанная ходовая часть нереализованного танка

Главный результат программы создания танка, который в начале января 1943 года назвали Pz.Kpfw.Tiger P2, стала башня. Она прописалась на шасси Henschel. Также ходовая часть, в немного измененном виде, использовалась на первых истребителях танков Jagdtiger. И от нее, кстати, были не особо чтобы в восторге.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Bundesarchiv
      3. Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
      4. Germany’s Tiger tanks: VK45.02 to TIGER II Design, Production & Modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 1997
      5. www.panzerbasics.com

источник: https://dzen.ru/a/ZmGaVa-_jyWDBrF6

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account