21

Юрий Пашолок. Сверхтяжелое надувательство

Во что превратился немецкий сверхтяжелый танк Pz.Kpfw.Maus за 1942 год

Содержание:

Порой так случается, что обыватель видит конечный продукт, совершенно не догадываясь, каким это изделие предполагалось изначально. Между тем, разница между начальной концепцией и конечным результатом может быть очень существенной. Такое нередко бывало в танкостроении, и особенно у немцев. Проблема роста массы постоянно преследовало немецкое танкостроение, обычно причиной тому становились благие пожелания. И хорошо, если разница была 1-2 тонны. Зачастую рост массы составлял до половины от исходных параметров боевой машины.

Typ 205 в своём исходном виде. За полгода его боевая масса выросла более чем в 1,5 раза

Typ 205 в своём исходном виде. За полгода его боевая масса выросла более чем в 1,5 раза

Самым тяжелым танком в истории стал Pz.Kpfw.Maus. Надо сказать, что полная история его эволюции стала известно недавно, в вопросу о белых пятнах в танкостроении. Как этот танк дошел до боевой массы 189 тонн, история весьма поучительная. В полной мере это касается и эволюции его внешнего вида, а также вооружения. Вместе с тем, происходившие вокруг Pz.Kpfw.Maus процессы выглядели вполне рядовыми с точки зрения немецкого танкостроения.

Грызун вместо кошачьего

Так исторически сложилось, что у немцев в каждом классе танков образовывалось два типа машин. В легких танках были Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, в средних Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Так вот, в конце 30-х годов образовалось еще и два тяжелых танка — 30-тонного класса (D.W, он же VK 30.01(H)), и 65-тонного класса (VK 65.01). Более крупный танк предполагался как штурмовой, а столь внушительная масса объяснялась броней толщиной 80 мм. В 1940 году VK 65.01 прикрыли, но лишь для того, чтобы в 1941 году он возродился в виде VK 70.01. Причем 70-тонный класс очень быстро стал неактуален по массе. Реально у Krupp получалось 90 тонн. Как бы машину не облегчали, потом всё равно планка подходила к тем же 90 тоннам.

Pz.Kpfw.Löwe по состоянию на апрель 1942 года. К тому времени терпения немецкого командование стало заканчиваться

Pz.Kpfw.Löwe по состоянию на апрель 1942 года. К тому времени терпения немецкого командование стало заканчиваться

Самое интересное в том, что Krupp был больше исполнителем, а вот основные концептуальные наработки шли из 6-го отдела Департамента Вооружений. Шасси легко узнается, Генрих Книпкамп впихивал в VK 70.01 и его вариации решения от VK 30.01(H) и других. Даже коробка передач очень знакомая — 12-скоростная ZF 12 EV 170 c электрическим включением передач. Коробка косая и кривая, зато «своя», ее еще на «Тигра» пытались пихнуть. Механизм поворота L600C — тоже тигриный. Мотор также «свой» — Maybach HL 230, который до заявленной мощности не дотягивал, да и с надежностью как-то было не очень. В общем, наверху начали от VK 70.01, который к апрелю 1942 года переименовали в Pz.Kpfw.Löwe, уставать. Поскольку 6-й отдел был «своим», военные продолжали грызть кактус. Кстати, и башня «Льва» — тоже отчасти детище 6-го отдела Департамента Вооружений. Характерная форма (разве то «щеки» стали уже) — общие привет от гауптмана Герберта Ольбриха.

Ключевые люди в разработке Typ 205: Франц Реймшписс, глава танковой разработки Porsche KG, Карл Рабе, заместитель Порше, Фердинанд Порше, а также Отто Цадник, главный человек по разработке электромеханических трансмиссий

Ключевые люди в разработке Typ 205: Франц Реймшписс, глава танковой разработки Porsche KG, Карл Рабе, заместитель Порше, Фердинанд Порше, а также Отто Цадник, главный человек по разработке электромеханических трансмиссий

Единственным способом бороться с этим безобразием стало привлечение к разработке сверхтяжелого «штурмовика» Танковой комиссии во главе с Фердинандом Порше. Создали ее осень 1939 года по инициативе Гитлера, причем совсем не от хорошей жизни. Главной причиной стала скверная ситуация с Z.W.38 (Pz.Kpfw.III Ausf.E). В декабре 1939 года Porsche K.G. привлекли к разработке альтернативного тяжелого танка, поскольку работы по VK 30.01(H) явно затягивались. Будем честными, VK 30.01(P), он же Porsche Typ 100, выглядел куда более адекватной боевой машиной, чем детище Henschel и 6-го отдела Департамента Вооружений. Причем не надо думать, что танк разработки Porsche — это еще и производство Porsche K.G. В Штутгарте находилась инжиниринговая фирма, за которой стояли крупные концерны — Krupp (корпуса и башни, а также вооружение), Siemens-Schuckert AG (электрика), Steyr-Daimler-Puch (производство), Škodawerke (ходовая часть).

Порше на испытаниях Typ 100 (VK 30.01(P)). Этот танк стал основанием для запуска программы Typ 205

Порше на испытаниях Typ 100 (VK 30.01(P)). Этот танк стал основанием для запуска программы Typ 205

В начале марта 1942 года, то есть еще до переименования VK 70.01 в Pz.Kpfw.Löwe, стало понятно, что танк будет иметь массу около 100 тонн. При этом его вооружение и толщина брони уже выглядели не очень чтобы впечатляюще. На этом фоне 21 марта 1942 года Porsche K.G. получила задание на разработку 100-тонного танка. То есть фирма Порше стала пожарной командой, поскольку ситуация вокруг сверхтяжелого танка прорыва выглядела всё более угрожающей. Фактически Porsche K.G. сгрузили ту же спецификацию, что и в случае с Pz.Kpfw. Löwe.

Изначально сверхтяжелый танк Porsche K.G. назывался VK 100.01

Изначально сверхтяжелый танк Porsche K.G. назывался VK 100.01

Изначально танк именовался как VK 100.01, причем работа по башне опережала разработку шасси. Иначе и быть не могло, поскольку башня разрабатывалась Krupp для Pz.Kpfw.Löwe. Надо сказать, что «классическая» башня «Льва» годилась только под 105-мм орудие, а в апреле 1942 года предполагались две другие системы — 15 cm KwK L/40 и 12,8 cm KwK L/50. Поэтому башню перепроектировали, причем она стала больше напоминать Т-34. Оно и неудивительно, поскольку башня 34-ки стала объектом пристального изучения (да и Ольбриха спихнули на фронт). Примерно в это же время стала формироваться башня VK 45.02, она еще больше напоминала башню Т-34. Из интересного стоит отметить, что оба орудия должны были иметь унитарное заряжание.

Первый вариант Typ 205, датирован 4 июня 1942 года (чертеж K 3381). К тому моменту он уже имел боевую массу 120 тонн

Первый вариант Typ 205, датирован 4 июня 1942 года (чертеж K 3381). К тому моменту он уже имел боевую массу 120 тонн

Шасси танка, который получил заводское обозначение Typ 205, сформировалось в мае 1942 года. И уже в этот момент стало понятно, что влажные фантазии немецкого командования (и 6-го отдела Департамента Вооружений) не то, что о 30-35 км/ч, но даже 23 км/ч, лишены оснований. В 100 тонн танк не вписывался, подсчет инженеров Porsche K.G. говорил о массе 120 тонн. Отдельно стоит сказать о том, как обозначался этот танк. Иногда проходят обозначения типа Mammut, но на самом деле это не так. Уже в мае 1942 года вовсю использовался индекс Pz.Kpfw.Maus.

Унитар по-немецки. Тут интересна не только масса больше 60 кг, но и индекс Maus

Унитар по-немецки. Тут интересна не только масса больше 60 кг, но и индекс Maus

То, что изначально предполагалось как VK 100.01, было представлено 4 июня 1942 года (чертеж K 3381). Как и другие разработки Porsche K.G., так имел электромеханическую трансмиссию, которая питалась от генераторов. Естественно, это повлияло и на массу танка, и на его габариты. По проекту, длина корпуса составляла 8831 мм, а ширина 3450 мм, общая высота танка достигала 3300 мм. Для понимания, Pz.Kpfw.Löwe конфигурации мая 1942 года имел длину шасси 7740 мм, ширину 4030 мм (3830 мм с траками шириной 900 мм), а высоту 3080 мм. Ходовая часть Typ 205 была похожа на Typ 100 и Typ 101, правда, на тот момент она выглядела скорее концептуально.

Подвеска предполагалась по типу VK 45.01(P)

Подвеска предполагалась по типу VK 45.01(P)

Тут, кстати, есть смысл посмотреть на габаритную ширину «Льва». Да, он более чем на метр короче, но заметно шире. Помимо того, что возникают вопросы по его транспортировке (даже с учетом переобувания в транспортные гусеницы), есть сомнения, что он бы весил 90 тонн. Башня-то была той же, что у Typ 205, а она имела массу 23 тонны. Сдается, что весил бы «Лев» минимум 100 тонн, и ехал примерно с той же скоростью, как и конкурент. Porsche K.G. оценивала скорость своего танка в 20 км/ч. Приводил его в движение 16-цилиндровый дизельный мотор воздушного охлаждения. Вооружение было тем же, что у «Льва» — 15 cm KwK L/40, с унитарным заряжанием. Вообще в унитарами немцы явно были оптимисты: при длине 1600 мм каждый такой унитар весил 63 килограмма. 30 штук находилось в башне, еще 36 в надгусеничных полках корпуса. Равнозначным оказалось и бронирование — 120 мм во лбу, 80-100 мм по бортам.

Тот самый проект в той самой игре. Поскольку люди лентяи, вместо своей реконструкции они хватают игровую модельку. Плохо быть ими

Тот самый проект в той самой игре. Поскольку люди лентяи, вместо своей реконструкции они хватают игровую модельку. Плохо быть ими

Почему-то этот проект посчитали «каноничным», хотя это не более чем начало. Еще более комичным выглядит то, что все, кому не лень, начали откровенно воровать реконструкцию из широко известной игры. Видимо, своей головы на плечах нет, хотя с выхода книги уважаемого Михаэля Фрёлиха прошло уже 10 лет, и там исходник (то есть чертеж K 3381) лежит. Ну да ладно, об убогих не будем, давайте лучше продолжим про танк. Кормление мыши началось практически сразу. Во-первых, вместо одного орудия появилось два — 15 cm KwK L/37 и 10 cm KwK L/70. Возвращение 105-мм орудия выглядело логично, поскольку скорострельность выше, боезапас больше, и унитар поменьше. Во-вторых, потребовалось более крепкая защита, в результате толщину брони увеличили, причем по периметру. В-третьих, появилась идея второго орудия, 7,5 cm KwK, которое бы боролось с пехотой.

Эскиз K 3382, датирован 17 июня 1942 года. Хотели вторую пушку? Получите! Масса танка достигла 140 тонн

Эскиз K 3382, датирован 17 июня 1942 года. Хотели вторую пушку? Получите! Масса танка достигла 140 тонн

Сказано-сделано. 17 июня 1942 года появляется проект с чертежным номером K 3382, который вызвал скорее недоумение. То, что танк стал весить 140 тонн, дело второе. Вторую пушку воткнули в малую башню, что довело общую высоту до 4 метров. Признавая общую жизнеспособность проекта, Гитлер на совещании 23 июня 1942 года указал, что подобные шляпные наборы делать не стоит. От второго орудия можно было и отказаться (на самом деле не отказались). В любом случае, танк предполагался уже другим — более защищенным и с принципиально иной башней. Уже 25 июня 1942 года с Krupp заключили контракт SS 006–4467/42. В контракте проскочило обозначение Mäuschen, поэтому отчасти данный индекс «легальный». По крайней мере для того монстрятника, который проектировался во второй половине 1942 года.

Кто-то много кушать

То, что понадобится новое шасси, было очевидно по требованиям на башню. Толщина лобового листа составила 250 мм, бортов и кормы 200, общая масса достигла 57 тонн. Помимо 149-мм пушки (с длиной ствола 37, либо 31 калибр), в орудийной установке прописалась та самая 75-мм система. Предполагалось, что речь будет идти о 7,5 cm KwK L/24, изначально созданном для Pz.Kpfw.IV. В башне должно было размещаться 25 унитаров для 149-мм орудия, плюс 50 для 75-мм орудия. Появление новой башни похоронило Pz.Kpfw.Löwe, но при этом 6-й отдел Департмента Вооружений не собирался отступать. Появился проект Tiger-Maus, который должен был использовать такую же башню.

Pz.Kpfw.Maus (или Mäuschen, такое обозначение иногда фигурировало), чертеж K 3384 от 24 октября 1942 года. Плюс еще около 30 тонн массы

Pz.Kpfw.Maus (или Mäuschen, такое обозначение иногда фигурировало), чертеж K 3384 от 24 октября 1942 года. Плюс еще около 30 тонн массы

На сей раз Porsche K.G. взяла паузу, поскольку работа потребовалась более существенная. Это, кстати, стало главной причиной запуска работ по Tiger-Maus, случилось это 11 сентября 1942 года. Идея была «давайте сделаем похожее, но быстрее, с агрегатами по типу VK 45.02(H)». Но быстро известно что получается, а подход у команды Порше оказался более грамотным. Первые наработки по переработанному танку появились 5 октября 1942 года. 105-мм орудие пропало, зато вновь вернулась 128-мм система. Впрочем, всё равно 149-мм орудие являлось приоритетом. По проекту, боевая масса танка составила 150 тонн. Боекомплект уменьшился — в корпуса разместили 22 унитара, еще 20 в корпусе. Окончательно танк сформировался на эскизе K 3384 от 24 октября 1942 года.

12-цилиндровый корабельный дизель Daimler-Benz MB 507, один из вариантов силовой установки Typ 205

12-цилиндровый корабельный дизель Daimler-Benz MB 507, один из вариантов силовой установки Typ 205

В связи с ростом массы было решено искать альтернативные силовые установки. Поэтому их стало две — реалистичная и перспективная. Typ 205A должен был получить дизельный 12-цилиндровый мотор Daimler-Benz MB 507, исходно созданный для торпедного катера. Ожидалось получить 1000 л.с. при 2400 об/мин (указывается и более реалистичная мощность — 850-900 л.с.). Второй вариант, Typ 205B, получал 780-сильный дизельный мотор Porsche Typ 205/2. Ожидалось, что танк будет развивать скорость до 20 км/ч. Правда, что удельное давление (а оно составляло 1,45 кг/см²), что удельная мощность, выглядели не очень оптимистично. На танке использовалась ходовая часть с двумя парами гусеничных лент по 500 мм каждая.

Чертеж K 3385, ноябрь 1942 года. Масса снова выросла, но танк стал явно более удачным

Чертеж K 3385, ноябрь 1942 года. Масса снова выросла, но танк стал явно более удачным

Есть подозрение, что 150 тонн — это скорее пожелание. А реально масса получалась больше. Поскольку уже в начале ноября появилось предложение облегчить башню с 47 до 43 тонн. А текущая масса оценивалась 168 тонн. Кроме того, «классическое» размещение башни вызывало проблемы. Поэтому было решено танк перекомпоновать, переместив башню назад. То же самое сделали и с Tiger-Maus.

Бензиновый мотор MB 509, он был заметно мощнее MB 507

Бензиновый мотор MB 509, он был заметно мощнее MB 507

14 ноября 1942 года был подготовлен эскиз K 3385. Может показаться, что башню просто перенесли назад, но это не так. Во-первых, броню чуть облегчили: лоб стал толщиной 200 мм, а борта 180 мм. Но даже с такими изменениями масса достигла 170 тонн. Во-вторых, поменялась силовая установка. Ей стала MB 509, танковая версия авиационного мотора DB 603A. Ожидалось, что двигатель будет развивать мощность 1500 л.с. Танк, к слову, еще раз назвали Mäuschen, так что «Мышь» и «Мышонок», в качестве обозначений, жили параллельно.

Typ 205 на чертеже K 3387 от 1 января 1943 года

Typ 205 на чертеже K 3387 от 1 января 1943 года

Надо сказать, что и этот вариант танка прожил не особо долго. Но главную задачу он всё же выполнил. В таком виде Pz.Kpfw.Maus (или Mäuschen, на тот момент допустимо) выглядел уже вполне сформировавшейся машиной. На совещании, которое прошло 1 декабря 1942 года, Гитлер высоко оценил разработку Порше. Вплоть до того, что уже летом 1943 года ожидалась первая опытная машина, а далее серия по 5 танков в месяц. Не менее важно то, что эскиз K 3385 выглядел однозначно лучше Tiger-Maus. К середине декабря «быстрый» проект отменили, но он потом просочился в виде E-100.

Схема размещения боекомплекта в корпусе

Схема размещения боекомплекта в корпусе

К концу декабря 1942 года Typ 205 стал постепенно обретать финальные очертания. При этом, правда, шли обсуждения и по орудию, и по толщине брони, и по башне. Финальная версия башни, которая появилась на чертеже K 3387 от 1 января 1943 года, лишилась скосов бортов. Это увеличило массу, но заметно упростило ее изготовление. Изменилась командирская башенка, а также приборы наблюдения.

Один из макетов башни

Один из макетов башни

Переработали и шасси. От двойных гусеничных лент отказались в пользу трака шириной 1100 мм, в связи с продолжающегося роста массы число опорных катков снова выросло (добавили по 1 паре тележек с каждой стороны). Масса вопросов возникло к установке курсового пулемета. При таких толщинах брони сделать ее оказалось сложно, поэтому позже от нее отказались. Но в январе 1943 года установка всё еще находилась на месте.

Январский вариант танка поехал, но в виде модельки

Январский вариант танка поехал, но в виде модельки

Несмотря на то, что и январский проект оказался не более чем очередным этапом разработки танка, можно говорить о том, что Pz.Kpfw.Maus сформировался именно тогда. Дальнейшие изменения шли уже не столь радикально, хотя ходовую часть всё же пришлось менять весьма существенно. В любом случае, танку дали зеленый свет. Предполагалось, что первые Pz.Kpfw. Maus появятся в конце 1943 года, а далее их будут выпускать по 10 штук в месяц. Другой вопрос, что к началу 1943 года уже стоило думать не про сверхтяжелый танк прорыва, а о чем-то более приземленном. Но немецкая инерция в вопросе военных разработок — она очень своеобразная.

Список источников

      1. Kampfpanzer Maus: Der überschwere Panzer Porsche Typ 205, Michael Fröhlich, Motorbuch verlag, 2013
      2. Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen, Pen and Sword Books, 2014
      3. Panzer Tracts No. 6–3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008
      4. Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007

источник: https://dzen.ru/a/ZXMQ5weH_gEm91vu

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account