Конец 20-х годов оказался довольно мрачным временем для английского танкостроения в целом и фирмы Vickers в частности. 9 мая 1928 года умер главный конструктор компании сэр Джордж Томас Бакхем. Примерно в это же время заказы на новые танки начинают сходить на нет. Новые машины фирмы — A1E1 Independent и A6 Medium Tank — оказались не самыми удачными. Между тем, Vickers наконец получила первый опыт поставок танков на экспорт, продав Medium Tank Mk.C в Японию. Следующим за рубеж (в Ирландию) ушёл Medium Tank Mk.D, да и Medium Tank Mk.II тоже заинтересовал зарубежных заказчиков.
Это подтолкнуло компанию, в 1927 году объединившуюся с Sir W G Armstrong Whitworth & Company в Vickers-Armstrongs Limited, к дальнейшей работе по созданию чисто экспортных танков. В результате появился танк Vickers Mk.E — машина, золотыми буквами вписавшая своих создателей и фирму Vickers вообще в историю мирового танкостроения.
Содержание:
Свежая кровь
После окончания Первой мировой войны и неизбежного сокращения вооружённых сил британские офицеры, лишённые возможности строить дальнейшую военную карьеру, по-разному решали свою судьбу. Некоторые из них пробовали свои силы в автомобилестроении. Среди них был и Джон Карден (John Valentine Carden), дослужившийся в армии до звания капитана. Ещё до войны он занимался крошечными автомобильчиками, а после неё занялся спортивными машинами. Впрочем, особого успеха на этом поприще ему достичь не удалось.
То же увлечение было у ещё одного капитана британской армии, Вивиана Лойда (Vivian Graham Loyd). Два талантливых инженера познакомились в 1923 году. Вместе они решили уйти из автомобилестроения, которое к тому времени было переполнено мелкими фирмами, и перейти на производство военной продукции.
В 1925 году была открыта фирма Carden-Loyd. Подобно Гиффорду Мартелю (Giffard Le Quesne Martel), ещё одной ключевой фигуре английского танкостроения, Карден и Лойд решили попытать счастья, создав одноместную колёсно-гусеничную танкетку. Вслед за созданными ими тремя опытными одноместными танкетками последовали двухместные Carden-Loyd Mk.IV/Mk.V.
Результатом работы талантливых конструкторов стала эпохальная машина – танкетка Carden-Loyd Mk.VI, которая разошлась огромным для своего времени тиражом в 450 с лишним экземпляров. Детище Кардена и Лойда оказалось эталонным для такого класса боевых машин, как танкетки, и послужило базой для создания аналогичных конструкций в целом ряде стран. Помимо прочих ноу-хау, эта машина оказалась первым серийным танком, в котором трансмиссия размещалась в носовой части корпуса.
Помимо строительства танкеток, фирма Carden-Loyd занималась инжинирингом. С 1926 года начинается её плотное сотрудничество с Vickers. Сотрудничество это оказалось крайне продуктивным и взаимовыгодным. Маленькая фирма обзавелась покровительством со стороны оружейного гиганта, а Vickers-Armstongs получила в своё распоряжение перспективные разработки Carden-Loyd.
Наибольший интерес представляла гусеничная ходовая часть, в разработке которой Джон Карден достиг больших успехов. Им была разработана балансирная схема с опорными катками довольно большого диаметра и рессорной подвеской. Эта схема оказалась очень удачной при использовании на лёгких танках.
Карден разработал и другую балансирную подвеску. В ней использовалась четырёхкатковая схема (2 тележки по 2 опорных катка малого диаметра в каждой) с полурессорами в качестве упругого элемента. Благодаря такой схеме лёгкий танк получал по 8 опорных катков на борт, что было целесообразно для боевых машин, которые в основном использовались не на дорогах, а на пересечённой местности.
Подвеска Кардена получилась довольно компактной и простой в эксплуатации. Такую ходовую часть, в случае чего, мог обслуживать механик квалификации ниже средней. Оставалась самая мелочь – создать танк с такой ходовой частью.
Малый триплекс
Разработка нового лёгкого танка осложнялась тем, что английская армия в нём не нуждалась. В то время концепция английских механизированных частей подразумевала использование тяжёлых танков (A1E1 Independent) как машин прорыва, которые должны были поддерживать средние танки с пушечно-пулемётным вооружением (Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II). Третьим «звеном» в этой системе были танкетки (Carden-Loyd Mk.VI). Лёгким танкам поддержки пехоты вроде Renault FT в этой концепции места просто не было. Естественным выходом из ситуации была разработка танка на экспорт.
Несмотря на то что словосочетания «Carden-Loyd» нет в названии танка, который в итоге появился на свет, в значительной степени своим созданием он обязан именно этой фирме. Речь идёт не только о ходовой части, но и о компоновке новой машины. За её основу была взята компоновка танкетки Carden-Loyd Mk.VI, при этом двигатель переместился из боевого отделения в кормовую часть.
В качестве силовой установки было решено применить 80-сильный двигатель водяного охлаждения фирмы Dorman, довольно широко использовавшийся разными автомобильными фирмами. Механика-водителя конструкторы разместили справа по ходу движения. В исходном варианте его люк состоял аж из пяти секций. Подбашенную коробку танка при необходимости можно было демонтировать.
Экспериментальный танк, который первоначально назывался 6-ton Tank Experimental Vehicle, был весьма необычно вооружён. В то время лёгкие танки, как правило, имели одноместную башню, в которой был установлен либо пулемёт, либо малокалиберная пушка. В новом английском танке башен было две, и обе они оснащались станковыми пулемётами Vickers.
Подобная схема вооружения однозначно говорила о предназначении машины. По задумке инженеров Vickers, новый лёгкий танк создавался как «чистильщик окопов». Благодаря наличию двух башен он мог вести огонь одновременно в две стороны. Кроме того, при необходимости обе башни могли сконцентрировать огонь на одной точке либо впереди, либо позади танка. При боевой массе в 6 тонн и экипаже из 3 человек новый лёгкий танк имел такие же бронирование и скорость, как Vickers Medium Tank Mk.II.
В дополнение к танку одновременно на его базе был создан артиллерийский тягач. «Рецепт» его изготовления оказался предельно простым: подбашенная коробка с башней снимались с танка, впереди устанавливался щиток со смотровым окошком, а в боевом отделении крепились сидения.
Как раз на тягаче инженеры Vickers-Armstrongs решили опробовать мотор собственной конструкции. Двигатель Armstrong-Siddeley имел воздушное охлаждение. В целом это была вполне обычная рядная «четвёрка», причём той же мощности, что и мотор Dorman. Но с её компоновкой был один существенный нюанс. С целью снизить высоту моторного отделения двигатель конструкторы разместили горизонтально, прикрыв сверху масляным радиатором. В результате высота моторного отделения стала значительно меньше.
Испытания, проведённые на опытном тягаче, показали состоятельность такой идеи, и от мотора Dorman создатели машины отказались. Таким образом, в 1929 году облик нового лёгкого танка сформировался окончательно. К этому же времени была немного переделана ходовая часть, в том числе подвеска и траки. Разработанная Карденом и Лойдом конструкция оказалась поистине революционной. Ресурс гусеницы составил 4800 км, что для того времени было поистине фантастическим показателем.
Потенциальным заказчикам танк предлагался под двумя обозначениями. Помимо вполне официально использовавшегося Vickers-Armstrongs 6 ton tank (в русском варианте — «Виккерс 6-тонный»), применялся и другой индекс – Vickers Mk.E. Иные конспирологи расшифровывают E как «Export», но никакого отношения к действительности такая версия не имеет. Буква E просто идёт следующей после D, а танк с таким названием — Vickers Medium Tank Mk.D — уже существовал.
Базовой версией танка стал Vickers Mk.E Type A, имевший две пулемётные башни. По сравнению с прототипом, форма его башен была изменена, а пулемёты получили бронированные кожухи. Надо сказать, что обозначение «6-тонный» было верным лишь отчасти, поскольку даже первый вариант смело перешагнул эту отметку, достигнув массы в 6,6 тонны.
За дополнительную плату производитель предлагал установить на танк радиостанцию с антенной позади башен, при этом боезапас пулемётов снижался с шести до четырёх тысяч патронов.
Именно эта модификация стала первым танком, принёсшим по-настоящему серьёзный коммерческий успех Vickers-Armstrongs на зарубежном рынке. В 1930 году 15 танков заказала советская закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА (УММ) Халепским. Обошёлся каждый танк в 4200 фунтов стерлингов. Вряд ли эта сделка обрадовала поляков, которые познакомились с Vickers Mk.E ещё в 1927 году, когда тот только проектировался. В результате Польша приобрела 38 таких машин.
Ещё один Type A ушёл в Грецию, по одному двухбашенному танку купили Боливия и Португалия. Также с целью изучения по одному танку приобрели японцы и американцы. Продажа 58 танков – это очень даже неплохо, особенно в условиях мирового финансового кризиса и не спешащей с новыми заказами британской армии.
В 1930 году зарубежным покупателям была предложена следующая версия танка – Vickers Mk.E Type B. Боевая масса этой модификации «Виккерса 6-тонного» превысила отметку 7,2 тонны. Главным её отличием стало то, что вместо двух пулемётных башен танк получил одну, смещённую влево от продольной оси. Смещена башня была для того, чтобы её экипаж не мешал механику-водителю. Кроме того, благодаря этому решению ногам наводчика и командира не так мешал передаточный вал, идущий над полом от двигателя к трансмиссии.
Внутри двухместной башни конической формы конструкторы разместили короткоствольную 47-мм пушку Vickers QF. С пушкой был спарен пулемёт Vickers. Несмотря на скромную длину ствола, бронебойный снаряд 3-фунтовой пушки пробивал с дистанции в 500 метров броню толщиной 25 мм. Этого вполне хватало для уверенного пробития брони практически всех танков того периода, включая французский Renault NC, также поставлявшийся на экспорт. В боекомплект 47-мм пушки кроме бронебойных входили и осколочно-фугасные боеприпасы, что было необычным для английского танкового вооружения того периода.
Примерно в это же время потенциальным покупателям, возможно, был предложен весьма специфичный вариант, известный как Vickers Mk.E Type C. Представлял он собой Type A с установленными в лобовом и кормовом листах 37-мм противотанковыми пушками. Впрочем, поскольку даже схем этой машины не сохранилось, есть подозрение, что существовала она только в чьём-то воображении. В пользу этого говорит и тот факт, что пушки калибром 37 мм на английских танках не использовались в принципе.
Экспортные вариации
Первыми Vickers Mk.E Mk.B заказали греки, получившие свой танк в августе 1931 года. Следующими оказались боливийцы, заказавшие 2 танка. Ещё 2 танка получил Сиам (Таиланд), по одной машине заказали финны и португальцы.
Впрочем, это была лёгкая разминка по сравнению с тем, что началось в 1934 году. У Vickers-Armstrongs появился крупный, во всех смыслах этого слова, клиент – Китай. Первые 12 Vickers Mk.E Type B были заказаны китайцами в марте 1934 года. Всего же ими было заказано 20 танков в трёх сериях. Начиная со второй серии, в башне танка появилась кормовая ниша, в которую устанавливалась радиостанция. Ещё 8 танков в варианте Mk.B заказала Болгария. В дополнение к этому Польша приобрела 22 башни для переделки части закупленных ранее танков первой модификации.
Между тем инженеры Vickers-Armstrongs не сидели на месте. При всех плюсах двигателя воздушного охлаждения у него был один существенный минус – перегрев, который был довольно частым явлением. Здесь сказывались компактные размеры силового отделения, что создавало проблемы для эффективного охлаждения.
Простым и одновременно радикальным решением проблемы с охлаждением стала замена силовой установки. Новый двигатель нашёлся довольно быстро, им стал 120-сильный Rolls-Royce Phantom II. Разместить рядный 6-цилиндровый мотор объёмом 7,67 литров в существующем силовом отделении было нереально, поэтому конструкторы пошли на хитрость. Двигатель оказался прямо в боевом отделении, слева по ходу движения. Из-за этого башню пришлось смещать вправо и максимально назад, чтобы не мешать механику-водителю.
Кроме того, в верхнем лобовом листе корпуса, с левой стороны, появился воздухозаборник. Глушитель с кормового листа корпуса перекочевал на левую сторону подбашенной коробки.
В 1934 году опытный образец танка, получившего обозначение Vickers Mk.F, был испытан бельгийцами, для которых он изначально предназначался. От идеи разместить большой, шумный и горячий мотор в боевом отделении заказчики не пришли в восторг. Кроме того, охлаждение нового двигателя всё равно оставляло желать лучшего, а воздухозаборник в лобовой части корпуса оказался превосходной мишенью. Бельгийцы отказались от Vickers Mk.F.
Впрочем, у Vickers-Armstrongs нашлась альтернатива, которая их, в конечном итоге, устроила. Но это уже другая история.
Несмотря на столь печальный итог, история Vickers Mk.F имела продолжение. Корпус танка этой модификации инженерам так понравился, что было принято решение о его внедрении в серийное производство. В переделанном моторном отделении нашлось место для штатного мотора Armstrong-Siddeley, а охлаждение улучшилось. Кроме того, боевое отделение стало заметно просторнее.
Именно такие танки англичане поставили в Финляндию. 20 июля 1936 года финны заказали 32 Vickers Mk.E Type B. Нередко эти машины путают с Vickers Mk.F, хотя это были именно Mk.E с моторами Armstrong-Siddeley. 12 точно таких же танков в 1938 году заказал Сиам, но до заказчика в этом случае добрались только 8 машин.
На службе со второй попытки
Как уже упоминалось, в системе вооружения британской армии для Vickers Mk.E места не было. Несмотря на это, английские военные всё же протестировали опытный образец танка, а заодно и тягач на его базе. Двухбашенная пулемётная машина не впечатлила военных, не убедила их и цена, составлявшая половину от стоимости Medium Tank Mk.II. Продать Vickers Mk.E «своей» армии так и не удалось. Как и в случае с бельгийцами, заинтересовать английских военных удалось совсем другим, гораздо более лёгким танком, также разработанным при участии Carden-Loyd.
Неудача с испытаниями опытного Vickers Mk.E, между тем, не означала, что машинам на его базе полностью закрыта дорога в английскую армию. Тягач, испытанный в 1930 году, было предложено доработать. В 1932 году появился сильно переработанный артиллерийский тягач, получивший обозначение Vickers B12E1. За счёт смещения места механика-водителя вперёд объём салона машины значительно вырос. Тем не менее, и эту машину военные забраковали.
В конце концов появилась сильно переработанная машина — Dragon, Medium Mk.IV. Вместо мотора Armstrong-Siddeley на неё был установлен 90-сильный двигатель фирмы AEC. По бортам появились укладки для снарядов, довольно много переделок оказалось и в салоне. Британская армия заказала 12 таких машин. Серийные Dragon, Medium Mk.IV немного отличались от прототипа. Основным их назначением стала перевозка 60-фунтовых (127-мм) орудий.
К слову, этот тягач оказался единственной машиной из семейства Vickers Mk.E, которая реально повоевала в составе британской армии. В 1940 году тягачи отправили в составе BEF (британского экспедиционного корпуса) во Францию, где и остались после эвакуации в июне 1940 года. Владельцами тягачей стали немцы.
Кроме того, 18 Dragon, Medium Mk.IV заказала Индия и 23 штуки – Китай.
Очень похожей на Dragon, Medium Mk.IV была зенитная самоходная установка, которую заказал Сиам. Туда ушло 26 машин, вооружённых 40-мм автоматическими зенитными орудиями Pom-Pom.
С Сиамом связана ещё одна история. Как уже упоминалось выше, в 1938 году из этой страны поступил заказ на 12 Vickers Mk.E Type B. 4 танка с серийными номерами V.A.E.1983–1986 так туда и не попали. В июне 1940 года, когда BEF при эвакуации из Франции потерял бóльшую часть матчасти, в том числе танки, английские военные стали лихорадочно искать любые машины для замены. На глаза попались те самые четыре Vickers Mk.E из сиамского заказа. Эти танки немедленно были определены в британскую армию. Машины, получившие WD-номера 10674–10677, были включены в состав 44-го королевского танкового полка.
В этой части танки, использовавшиеся как тренировочные, прослужили как минимум до 1941 года. Таким образом, Великобритания, родина танка Vickers Mk.E, стала последней страной, принявшей его на вооружение. Один из этих танков, с заводским номером V.A.E.1985, дожил до наших дней и находится в экспозиции Танкового музея в Бовингтоне. На танк нанесён камуфляж, в который красили машины по китайскому заказу, хотя на самом деле он носил тактические знаки британской армии.
Танк Vickers Mk.E оказал огромное влияние на мировое танкостроение. Он стал отправной точкой для создания американского Light Tank T1E4 — прародителя подавляющего большинства американских танков и САУ, появившихся между 1933 и 1944 годами. Примерно такое же воздействие Vickers Mk.E оказал и на японское танкостроение. Фактически, все японские танки, разработанные с начала 30-х годов, включая Тип 95 Ха-го, являются «потомками» английской машины. Похожим образом сложилась ситуация с итальянскими средними и даже тяжёлыми танками военного периода. Британская родословная польского 7TP и советского Т-26 настолько известна, что о них можно было даже и не упоминать. В этом свете неожиданным выглядит тот факт, что, за исключением нескольких предвоенных лёгких танков, на английское танкостроение Vickers Mk.E практически не повлиял.
Для описания такого знакового танка, как Vickers Mk.E, и его карьеры одной статьи явно мало. Помимо влияния, оказанного на мировое танкостроение, есть у него и другие заслуги. «Виккерс 6-тонный» оказался самым повоевавшим танком межвоенного периода. Его боевая карьера началась в 1933 году, а закончилась в конце 40-х. О превратностях судьбы Vickers Mk.E в армиях ряда государств будет рассказано в следующих материалах.