Появление в 1917 году легкого танка Renault FT стало для французской армии одновременно и огромной удачей, и источником страшной головной боли. С одной стороны, эти танки хорошо показали себя в ходе боёв 1918 года. С другой стороны, огромная серия превратилась в даже не чемодан, а сейф без ручки. Просто взять и избавиться от этих танков французы не могли, ибо жалко, да и не настолько они устарели. А дальше эти танки сильно тормозили развитие французских боевых машин, еще и негативно повлияв на ряд параметров.
У французских легких танков, в ходе их развития, был шанс получить более подходящее для новых задач орудие. Речь идет о 47-мм танковой пушке SA 34, которую создали для Char D1. Она обладала вполне приличными характеристиками бронепробития, а также имела более мощный осколочно-фугасный снаряд. Но французские военные решили, что им 37-мм пушки SA 18, которая ставилась на Renault FT, хватит. Лишь в конце 30-х годов ошибку признали, создав немного более мощное орудие — SA 38.
Можно сказать, что решение оставить, в качестве главного вооружения новых легких танков, 37-мм пушку SA 18, диктовалось бедностью. Причем бедностью во всём, начиная с бюджетов и заканчивая некоторой бедностью ума. Иначе не назвать то, что до определенного момента альтернативным вооружением новых французских легких танков значилась спарка пулеметов MAC Mle.1931.
В любом случае, ничего хорошего французских танкистов не ждало. Вместо более-менее сбалансированного Char D1, который вполне можно было довести до кондиции и получить приличный 15-тонный пехотный танк, на свет родили Renault FT с утолщенной броней. Понятное дело, конструктивно танки были другими, но общая концепция почти не поменялась. То, что где-то ситуация пошла не по плану, поняли уже позже. Когда Renault R 35 пошел в серию, а французские военные обнаружили, что танк перегружен, а еще не способен подбить самого себя.
А еще французские военные внезапно обнаружили наличие у немцев 3,7 cm Pak, впервые примененную в Испании. В результате пришлось срочно создавать новое орудие. Причем условия его создания оказались очень жесткими. Поскольку танки, вооруженные SA 18, уже пошли в серию, новую систему требовалось вписывать в имеющуюся орудийную установку.
Можно сказать, что SA 38 (или 37 S.A. Mle.1938), первые образцы которой появились в 1938 году, стала результатом компромисса. Она вписывалась в ту же башню, что и предшественница, но при этом бронировка системы получилась более удачной. По крайней мере щели прикрывались более надежно. Длина ствола выросла до 1221 мм, что оказалось вполне терпимо. Самое главное, что в сочетании с новым бронебойным снарядом Projective Perforant Mle.1938 начальная скорость снаряда выросла до 705 м/с. Результатом стало то, что бронепробитие выросло, по разным оценкам, до 30 мм на дистанции от 400 до 1000 метров. Такой разнобой явно связан с тем, что тестировались разные боеприпасы.
Надо сказать, что французские военные прекрасно понимали — этого маловато. Поэтому к 1930 году уже вовсю шли работы по подкалиберным снарядам. Занималась ими, прежде всего, фирма Brandt. По самым скромным оценкам, использование подкалиберных снарядов поднимала начальную скорость снаряда до 825 м/с. Правда жизни в том, что такие снаряды появились бы хорошо если в 1941 году. А в мае-июне 1940 года SA 38 едва могла пробивать лобовые листы немецких средних танков.
Впрочем, пробитие брони — это еще полбеды. Главный вопрос в производстве. Первоначально ожидалось, что SA 38 начнут выпускать во второй половине 1939 года. На практике же выпуск начался весной 1940 года, а ставить на французские танки ее начали с мая месяца. То есть хорошо, если установка таких пушек шла полтора месяца.
История SA 38 является типичной для французского танкостроения. По сути, это попытка залатать дыру в проблеме с вооружением, прием на эту заплатку сверху уже стали прилаживать вторую (перспективные подкалиберные снаряды). В итоге больше всех оценили новую пушку немцы, которым досталась основная часть танков, вооруженных SA 38.
источник: https://dzen.ru/b/Zo1y5naPwXtl767x