Юлия Лиморенко. Ящик Пандоры, он же пифос Эпиметея
В прошлый раз я попыталась описать историю Прометея так, как она собирается из разных мотивов. История Пандоры тоже распадается на противоречивые мотивы, и согласовать их все не получится, предупреждаю сразу 🙂 Поэтому будут версии, версии…
Итак, мы помним, что братья-титаны Прометей и Эпиметей в древнейшей версии мифа были творцами жизни: Прометей создал людей, а Эпиметей — животных. Дальше начались приключения сюжета, в результате которых Прометей оказался на Кавказе, а Эпиметей… что?
А ничего, жил себе дальше, потому что у него была миссия. Он охранял пифос, в котором хранилось кое-что важное. Пока будем считать, что там были собраны беды, болезни и несчастья.
Откуда же у Эпиметея взялось эдакое сокровище? Версии: Прометей и Эпиметей сами собрали эту дрянь прежде, чем создавать людей / пифос передал титану Зевс, потому что его надо было охранять, а отобрать что-то у Эпиметея, видно, было не проще, чем титбит у бульдога. Так или иначе, пифос стоял в эпиметеевом доме, и никто в здравом уме его не трогал.
Оставим пока титана и попробуем выяснить, кто такая Пандора. Значение её имени — «Одарённая всем» — вроде как прозрачно, пусть так. Дальше — опять буйное цветение версий:
- люди были сплошь мужиками и, как следствие, естественным путём не размножались. А зачем, собственно? Смерть-то заперта в пифосе. Понимаете засаду? Люди фактически бессмертны. ЩИТО? — сказали боги.
- женщины уже были, но тут богам понадобилась особая женщина. Зачем?
Покрутим сперва первую версию с пифосом. Прометей собрал всю пакость, запер её в пифосе, отдал брату, чтобы люди не мучились и жили прилично. Но они не умирали, а бессмертны должны быть только боги. Зевс решает, что это надо исправить, но Эпиметей пифос не отдаёт. Значит, надо или как-то выманить у него сосуд, или заставить его открыться… или открыть… О, олимпийцы, у Зевса есть план!
И боги поручают Гефесту сделать девушку. Начиняют её своими дарами (поэтому она Пандора), но среди этих даров есть, скажем так, розы с шипами. Так, Пандора хитра, коварна, неуёмно любопытна и совершенно лишена совести. Мечта, а не женщина!
Но что если Зевс сам отдал пифос на хранение Эпиметею? Тогда становится интереснее: бог дал — бог взял, конечно, но если боги сами откроют сосуд несчастий, получится, что это они виноваты в людских бедах. Так себе ситуация! Однако выпустить беды надо, потому что люди, получив от Прометея огонь, устроились весьма неплохо и богов немножко забыли. На что им боги, в самом деле, если у них и так всё нормуль? Да и просто повелеть Эпиметею открыть крышку — по сути то же самое: это ведь божье веление, опять неладно.
Теперь посмотрим, чем хороша версия о том, что Пандора — первая смертная женщина. Эпиметей не женат. Возможно, потому, что не на ком жениться! Богини ему не дают, с титанидами можно случайно породить чё-нить не то, нимф по рощам гонять — несолидно как-то. А тут такая дева, м-м… В общем, боги посылают ему Пандору.
Однако (согласно ряду версий) Прометей предупреждал брата, что дары от Зевса принимать ре надо, добром не кончится. Да и сам Эпиметей как знающий последствия действий догадывался, что девица принесёт ему беды. Лучше нимфы!
Лааадно, говорят боги и удаляются на зрительские места. А обиженная Пандора — тётка хитрая и наглая, как помним, — решает соблазнить титана. «Чой-то он на меня сразу не запал? Не мужик, что ли?» И Пандора проворачивает типичный стервозный номер «не виноватая я, он сам пришёл». По итогу Эпиметей оказывается в полоении «все мужики сво…»: совратил няшку, а жениться не хочет, г-гад… И, чтобы не поднимать шум на весь Олимп, он вынужден взять Пандору в свой дом, тем более, что (по ряду версий) она уже беременна. До открытия пифоса, как мы понимаем, остались считанные часы…
Однако даже если Пандора — не первая женщина из людей, сама история от этого никак не страдает. Если Эпиметей даже при наличии обычных дев ещё не женат, значит, ищет чего-то эдакого. На тебе эдакое! И всё приходит к тому же результату: Пандора в его доме.
Есть, правда, ещё одна версия: ящик (вот тут уже ящик) дал Пандоре Зевс в качестве приданого. Но велел не открывать. Нормальный, не? И эта версия странная: зачем было отправлять Пандору к Эпиметею, если ящик уже у неё?
Похоже на то, что здесь в один сюжет кентаврически срослись две не зависящих друг от друга истории: одна про Пандору, соблазнившую титана, другая — про ящик, который любопытная женщина не могла не открыть. Таким образом в мир выходят несчастья, но боги не виноваты — виновата дурная баба и её любопытство. Из этой версии средневековые схоласты делали отличный вывод: всё зло от баб. Потому что история ящика Пандоры полностью повторяет «подвиг» Евы в райском саду.
А дальше — совсем интересно. Пандора открывает пифос/ящик/(без разницы), и оттуда вылетают беды, несчастья и болезни. Тут Пандора решает передумать и быстренько закрывает крышку, оставив на дне сосуда… что?! Надежду?
Минутку, а как надежда попала в сосуд с несчастьями?
Никто из мифографов этот момент не проясняет.
И тут на сцене новая версия мифа, на этот раз италийская. Если предположить, что в сосуде были не несчастья, а добродетели (а такие версии есть у римских поэтов), то всё становится на свои места: из человеческого сердца, как из открытого сосуда, могут улетучиться и справедливость, и милосердие, и стойкость, и радость… И только надежда (spes) всегда живёт внутри человека. Dum spiro spero.
Вот такие пирожки с добродетелями. Читайте этикетки на ящиках прежде, чем открыть.
источник: https://author.today/post/392132