Ядерный ренессанс 70-х, или недолгая осень атомолётов
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
После недолгого расцвета в 50-х атомная эйфория сошла на нет. Реакторы успели прижиться только на флоте, а вот разговоры о ядерных самолётах утихли. Вновь о них заговорили во второй половине 70-х, и даже чуть было не начали строить экспериментальные образцы. Как атомная авиация пережила недолгий ренессанс и что стало этому причиной — попробуем разобраться.
Атомная эра
Первые десятилетия после Второй мировой не зря иногда называют атомной эрой. Многим тогда казалось, что ядерная энергетика станет такой же обыденностью, как электричество и двигатель внутреннего сгорания. Надо чуть-чуть подождать, и полетят атомолёты, по рельсам побегут атомные поезда, а ядерные батареи в бытовой технике помогут избавиться от розеток и проводов.
Особое внимание уделялось именно авиации. Ядерный реактор полностью устранял главный недостаток самолётов — серьёзно ограниченную дальность. С атомной энергией можно было бы проводить в небе недели и даже месяцы. Да и отпала бы необходимость таскать с собой топливо.
Существовало два варианта установки на самолёт реактора — с открытым или закрытым циклом. И там и там тяга создавалась при помощи нагрева сжатого воздуха. В первом варианте воздух нагревался непосредственно в трубках реактора. Это обеспечивало отличный КПД (коэффициент полезного действия), и вес такой системы был не очень большим. Был один «маленький» минус — выхлоп от реактора открытого цикла был максимально «грязным». По сути, самолёт оставлял бы за собой сплошную зону радиационного заражения. В закрытом варианте воздух нагревали при помощи теплообменника. Мощность выходила чуть меньше, зато проблем с загрязнением почти не было.

Сверхзвуковой атомный бомбардировщик с установкой открытого цикла Lockheed L-195-A-13. Художник Джозеф Гатал
Достаточно быстро стало ясно: ни один из вариантов не работает как надо. Построить самолёт с открытой ЯСУ не составляло проблем, вот только перспектива радиоактивного загрязнения своей же страны совсем не радовала. Закрытый же цикл был просто неэффективен. Огромный вес реактора и теплообменника сводил на нет всю пользу. В итоге самолёту хватило бы мощности, только чтобы возить силовую установку, — ни о какой полезной нагрузке и речи не было.

Хоть сколько-то эффективны ядерные реакторы были на совсем огромных самолётах. Для которых почти не было подходящих аэродромов
К концу 60-х годов интерес к атомным самолётам резко угас. Размеры, скорость и высота полёта без проблем росли и без применения ядерной энергетики. К концу 70-х должны были появиться массовые сверхзвуковые авиалайнеры и настоящие летающие гиганты на тысячи пассажиров и сотни тонн грузов. Но в октябре 1973 года бо́льшая часть арабских экспортёров нефти ввела эмбарго на поставку чёрного золота в США и Западную Европу в ответ на их поддержку Израиля в войне Судного дня. Последовавший за этим первый энергетический кризис серьёзно изменил мир.
Короткая осень
Несмотря на то, что уже в 1974 году эмбарго было отменено, к своим старым значениям цены на нефть так и не вернулись.
Сильнее всего новые ценники ударили по автомобилям и авиации. После роста стоимости топлива в четыре-пять раз все проекты летающих гигантов и сверхзвуковых самолётов стали невыгодны — слишком прожорливы были такие машины.
«Быстрее, выше, сильнее» резко ушло в прошлое, теперь надо было только «дешевле».
Одновременно все начали задумываться: а что если арабы или, например, СССР повторят это трюк с эмбарго и случится новый кризис? Рост цен ещё раза в два-три грозил убить не только гражданскую авиацию. Денег на топливо стало бы не хватать и военным.

Проект тяжёлого транспортного самолёта на водороде от Lockheed. Огромные баки под крылом крайне взрывоопасны, зато серьёзная экономия на цене топлива
Немедленно начался поиск альтернативных видов топлива. Для гражданских машин рассматривали водород, гелий или даже природный газ. Но ни один из этих вариантов не подходил военным, поскольку требовался большой объём баков, а тот же водород и природный газ серьёзно снижали живучесть машин. Тогда снова вспомнили о ядерной энергетике.
За прошедшее десятилетие реакторы стали значительно легче, использование новых материалов позволило бы облегчить и теплообменник. И вновь в мечтах военных появились гигантские самолёты, способные летать без посадок недели или даже месяцы.

Один самолёт с ядерным двигателем мог нести под 300 тонн полезного груза, мог служить огромным летающим заправщиком или гигантским ракетоносцем
К концу 70-х первые экспериментальные машины были готовы строить «Боинг» и «Локхид» в сотрудничестве с NASA. Все расчёты показывали, что на новых технологиях ЯСУ будет даже выгоднее, чем старые двигатели, даже с учётом веса самой установки и защиты экипажа. Но денег на такие глобальные эксперименты у военных в те времена не было: сказались и кризис, и недавно законченная война во Вьетнаме. Несмотря на это, в новом десятилетии от планов на атомную авиацию никто отказываться не собирался.
Атом — враг!
Казалось, что 80-е должны стать идеальным моментом для появления атомных самолётов. И технологии имелись, и «рейганомика» была готова профинансировать исследования. Но тут на пути встала очередная преграда.
Если в 50-х и 60-х к ядерной энергетике относились с оптимизмом, то к 80-м она стала настоящим жупелом. Рассказы об ужасах ядерной войны постепенно переросли в рассказы об ужасах ядерной энергетики. Толпы зелёных пытались блокировать ядерные станции, рассказывая о жутком вреде атома для всего живого. В такой обстановке строить новые АЭС было сложно, а уж какой истерией ответило бы общество на появление атомного самолёта — и не вообразить. Авария на ЧАЭС окончательно зацементировала общественное настроение.
В итоге в 80-х почти все работы над ядерной авиацией свернули.
К этому времени энергетический кризис немного забылся. Авиация больше не развивалась семимильными шагами, сосредоточившись на экономичности. Это позволило адаптироваться к непрерывному рост цен на топливо. И оказалась, что даже рост цены в три раза от 1974 года не смертелен, если нет резкого скачка и всё происходит размеренно.

Все современные необычные дизайны авиалайнеров созданы из стремления только к уменьшению цены полёта
В конце нулевых на фоне нового роста цен снова вернулись к идеям самолётов на водороде, газе или гелии, начались разговоры о самолётах на электричестве. О ядерных двигателях никто и не вспоминал, ведь даже просто новость о работе над ними вызвала бы скандал.
Так, например, случилось после информации о разработке разведывательных беспилотников с радиоизотопным генератором, который и реактором-то считаться не может. Но это не помешало зелёным активно и громко возмущаться в прессе на тему «а если он упадёт на детский сад?»
И по сей день ядерная энергетика является страшилкой для большинства населения. Выходят фильмы и сериалы про ужасы ядерных катастроф и радиации, от атомной энергетики под давлением зелёных отказывается всё больше и больше стран. И, пока этот тренд существует, «весну» ядерной авиации мы так и не увидим.
источник: https://warhead.su/2019/07/13/yadernyy-renessans-70h-ili-nedolgaya-osen-atomolyotov
Таким образом, я считаю, что
Думаю в соотношении с проблемой, что "лучшие и честнейшие пали на поле брани", указанная Вами проблема примерно на уровне легкого насморка.
Если не секрет, вы
Если не секрет, вы доктор?
Один знакомый доктор весьма настоятельно рекомендовал не пользоваться фразой "легкий насморк". Если начать набирать статистику, то она получится очень "тяжелой".
Если продолжать аналогии, то можно вспомнить пословицу про соломинку, переломившую спину груженному верблюду.
Разрешите вам напомнить, что статья называется "Попытка краткого анализа", а в указанной цитате я написал "одной из". В действительности этих ошибок столько, что никаких книг не хватит.
Например, слишком качественная работа советских госчиновников, распределявших заказы на покупку ТНП за границей.
В действительности этих
… и все они были следствием того, что те самые пассионарии в большинстве своем "пали на поле брани", а оставшиеся в живых были вытеснены из власти субпассионариями … которые немного позднее запели песни о конвергенции … проще говоря о сдаче всего и вся.
Учитывая вашу фразу о том,
Учитывая вашу фразу о том, что "лучшие и честнейшие пали на поле брани", я могу прийти к выводу, что понятие пассионарности вы связываете с понятием честности и прочих положительных качеств человека.
Только в книге "Древняя Русь и Великая степь" Лев Гумилев монголо-татарское нашествие тоже объясняется ростом пассионарности среди нападавших. Многие считают, что нашествие сильно исказило направление развития Руси.
Учитывая вашу фразу о том,
Не совсем так. Пассионарность — это прежде всего энергетическая компонента, способность и внутренне обусловленная тяга к действию. Среди пассионариев достаточно много и людей, которыхъ трудно назвать хорошими. Но дело в том, что мы касаемся пассионариев в конкретной ситуации. Давно известно, что на войне первыми гибнут именно честные и совестливые. Они стремятся спасти и сохранить свою среду обитания и людей в ней. Те же, кто не обременен совестью и долгом, скорее используют свою энергетику, чтобы оказаться подальше от фронта и опасностей. Т.е. война выполняет роль некоторого селекционера. Достойные идут на фронт и там часто гибнут, те же, кого мы считать людьми, живущими исключительно своими интересами, стараются попасть во власть, чтобы спасти себя и использовать ситуацию для роста своих возможностей. Вот почему после ВОВ, так радикально изменилась ситуация в стране и отношение к труду и творчеству, что собственно и создало основу для развала страны.
Простак, предлагаю
Простак, предлагаю ознакомится с моей статьёй по поводу пассионарности. Я пришёл к выводу, что термин используется неправильно и не является определяющим для оценки личности.
Не стоит забывать, что только
Не вижу особой разницы между якобы захватом и добровольным вхождением … Просто одним "повезло" присоединиться в виде захвата …
Таким образом, я считаю, что
Справедливости ради, стоит сказать, что сов. власть была установлена в основном в странах граничащих с СССР. Своего рода обратный "санитарный кордон". ЕМНИП в Югославии Тито сам власть взял, а в Австрии коммунистического режима не устанавливали, хотя вполне могли бы.
Учитывая, что в 1948 году
Учитывая, что в 1948 году Тито разругался со Сталиным и налаживал отношения с западными странами, назвать Югославию буферной страной как-то сложно.
Австрия была разделена между союзническими оккупационными войсками, впоследствии правительству СССР хватило ума вывести свои войска, не изменяя политической системы государства, под договор о вечном нейтралитете. Если бы это было осуществлено с другими восточноевропейскими странами, возможно пользы было бы больше.
Помнится, когда до войны страны Балтики, Польша, Чехословакия считались буфером между СССР и остальным миром, то эти страны подкармливали, снабжали оружием, но не размещали большие военные базы.
Правительства этих
Ну это просто фэнтези. Если бы не было там наших войск и контроля властных структур, уже через пару лет ситуация была бы подобна сегодняшней. Эти страны никогда не были самостоятельными и просто не могут позволить себе такой роскоши… Мир устроен просто, или ты субъект, или ты объект … других вариантов нет и быть не может.
Коллега Prostak_1982 Коллега Prostak_1982 ! Прочитал очень внимательно. Статья очень понравилась. Поставил Вам плюс за аналитичность. И это при всем при том, что я СОВЕРШЕННО не согласен с Вашей статьей. Попробуем разобраться В 20-е – 30-е за мировым рыночным столом пыталось играть три крупнейших игрока: «объединенная» Европа, САСШ и СССР. Вообще даже несколько удивительно — Вы в том же абзаце упоминали Японию, но почему-то среди сильных игроков ее не числите. Европу можно назвать «объединенной», потому что все страны континента были связаны друг с другом системой договоров, соглашений, экономических интересов и конкуренций. Коллега, едва ли в мире на тот момент можно было бы найти образование менее объединенное, нежели Европа. Фактически после ПМВ границы государств были "прописаны" так, что вторая мировая была буквально неизбежна. Это касалось и "уродливого порождения Версаля" и Франции и Германии и СССР… «Генетические» традиции нарабатываются веками, их за 150 лет промышленного развития России-СССР не создашь.) А Вы посмотрите, сколько лет понадобилось судостроительной промышленности США чтобы из тридцатьтретьестепенной морской державы (каковой она была в 1890 году) дорасти до величайшего и мощнейшего флота мира. шестидесятидесяти лет не прошло, однако:)))) При этом судстрой США вышел на уровень той же Британии много раньше:))) На то, что этот баланс был… Подробнее »
+
+
Некоторые ваши замечания
Некоторые ваши замечания требуют цифровых данных. Для поиска этих данных необходимо время, поэтому я постараюсь учесть и ответить на ваши замечания несколько позже.
А не режет глаз одновременное
А не режет глаз одновременное употребление в одном и том же тексте экономических показателей, чисел, тысяч человек и дивизий с какой-то пассионарностью? Какие у неё количественные показатели? Как они коррелируют с другими характеристиками социально-экономического анализа? Оказывается пассионарии гибнут на войне, но она же их и рождает. В каждом втором посте хают интеллигентов-диссидентов. А выдумки поэта, переводчика, географа Л.Н.Гумилева в конце жизни вдруг пришлись кстати.
Каждый мыслит понятие Каждый мыслит понятие пассионарности в меру своей испорченности . Допустим, с моей точки зрения пассионарности, как отдельного гена, на что намекал Л. Н. Гумилев, не существует. Зато термином "пассионарность" можно охарактеризовать целый комплекс вполне учитываемых психо-физиологических факторов: психологическая устойчивость к внешним факторам (зависит от времени осмысленной реакции человека на внешние факторы, то есть от времени осознания и оценки степени опасности); зоркости; качества слуха; одномоментно и длительно развиваемого усилия; количества вырабатываемого организмом адреналина и других "гормонов страха"; в конце-концов от возможности организма усваивать и использовать энергию пищи (охотник, который может насытиться 200-ми граммами мяса, при отходе 50 грамм, эффективнее охотника, которому нужно 500 грамм мяса, при отходе 200 грамм, извините за пахучий пример). Отличие на 5-10% по этим и многим другим факторам от типовой кривой распределения вполне нормальное и существующее явление, но именно эти факторы выделяют конкретных людей из общей массы. В результате более зоркий и выносливый охотник имеет право на более качественную или на большее количество самок, свой повышенный генетический уровень он передает своим детям. Заметьте, что всплески пассионарности, которые описывал Гумилев, случались в районах, где на некоторое время устанавливались очень благоприятные климатические условия. То есть требовалось затрачивать меньше энергии на добычу еды и простое выживание, а… Подробнее »
Эти варианты без всякой
Эти варианты без всякой пассионарности описаны в книжках по биохимии и физиологии для спортивных вузов. Там несложно, для будущих тренеров описаны особенности энергообеспечения, липидного обмена и т.п. праметров, отвечающих за возможное развитие способностей по выполнению работы на выносливость или скоростно-силовой. Еще есть варианты по силе и устойчивости нервного возбуждения. Даже по устойчивости к холоду и физической боли. Что интересно, для единоборств по комплексу свойств больше всего подходят те, у которых порог болевой чувствительности оказывается низких. ничего, преодолевается частыми тренировками — привычкой. Это всё понятно. Понятно также что существующие более-менее длительный срок благоприятные условия позволяют выживать и реализовываться большему числу вариантов. В худших условиях они бы оттирались наиболее целесообразным типом. А тут глядишь и всяким раздолбаям место находится, и художниками и прочим. Так это общий способ эволюции — увеличения многообразия, отбор варантов и так далее. Какая еще пассионарность?
Какая еще
Коллега, вот скажите, неужели Вам не знакомы такие выражения и люди, к которым они относятся?
… шило в заднице …
… больше всех надо …
… в каждой бочке затычка …
Так вот, эти люди и отличаются той самой тягой к приключениям, справедливости, риску и т.д. Это и есть пассионарность …
спасибо, напомнили — «тягой к
спасибо, напомнили — "тягой к справделивости". то есть эмпатичные особи. про людей не слышал, обезьян исследовали. что интересно, у них это и есть армия — самцы второго ряда. при случае именно они конфликтуют с соеседним стадом. среди самок таких почти нет, в размножающемся ядре стада вообще нет. там только потенциально эмпатичные или неэмпатичные особи. у людей скорее всего то же самое, в остальном ведь очень много сходства. если заменить "пассионарность" на "эмпатичность", будет интересно похоже на кое-какие исследования. но вот что еще у обезьян — независимо от условий соотношение за счет потенциально эмпатичных поддерживается примерно постоянным. нарушить его видимо можно только внешне, если оставить стадо без расплода, "излишеств" — только самца и неск. самок. всех лишних изымать. ну и т.д., вот это интересно, больше похоже на ту самую пассионарность, без всякой биохимии. но опять выходит что дело известное.
но опять выходит что дело
… так я не касался ни биохимии, ни самого механизма, для меня важно само наличие таких людей и их влияние на равитие социума, особенно в кризисной ситуации …
Просто применение таких
Просто применение таких понятий как пассионарность в анализе меня тревожит. От них один шаг до мифов. И всё опять кончится ничем — практических выводов сделать нельзя. Или вообще грубые ошибки. Договорятся иногда до того, что мысль материальна, надо думать только о хорошем и ожидать опять только хорошо и так и будет. Хотя любой человек с опытом практической деятельности знает что руками-то незнакомые прежде дела не сразу выходят. А тут оказывается надо только подумать. Да и думать на самом деле надо как раз о плохом, и ожидать самого плохого, тогда удается иногда этого избежать. Подтверждение — правила пожарной безопасности и т.п. Вот же как на самом деле. А гуманитарии придумывают всякие несуществующие глупости — пассионарность, духовность, национальную идею …. .
А выдумки поэта, переводчика,
А почему выдумки? Достаточно просто вспомнить ех, с кем общался последние несколько лет и картина вполне ясна, если рассматривать ее с этих позиций. Ведь если работает принцип, но его механизм непонятен, стоит ли от него отказываться?
Ну да, он ведь успел и в РАЕН
Ну да, он ведь успел и в РАЕН и в синергетику. Не отказываться, изучать хотя бы статистически для начала. Но применять для анализа и тем более для ответственных решений всё-таки преждевременно. Похожая ситуация возникла совсем недавно с генетикой. Технологические успехи, распространение технологии ПЦР привели к куче преждевременных выводов. Но разобрались буквально за 3 года. Сейчас те же самые авторы, что недавно писали о новых "спортивных генах" (обуславливающих физическую работоспособность), пишут что несколько поторопились.
http://www.vesti.bg/index.pht
http://www.vesti.bg/index.phtml?tid=40&oid=4790771
Руски пътнически самолет изчезна над о-в Ява