Взгляд запада 1970-80-х годов на советскую авиационную технику. Часть 3 Истребители-перехватчики Су-15
Все статьи цикла
Продолжение цикла интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Air International» (выпуск за апрель 1979 года) и которые, думаю, заинтересует коллег. В круглых скобках даны реальные названия советских самолетов и оборудования.
НА ВООРУЖЕНИИ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ • IN SOVIET SERVICE — 3. SUKHOI FLAGON
В начале этого года маршал авиации А. И. Колдунов сменил маршала П. Ф. Батицкого на посту Главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны СССР [в статье Protivo-vozdushnaya Oborona (Strany); P-VO Strany — Противовоздушная оборона (Страны); ПВО (Страны) – byakin]. Он унаследовал командование организацией, которая, без сомнения, является крупнейшей из когда-либо созданных и которая занимается обороной воздушного пространства, организаций, которая отвечает за защиту от атак с воздуха основных промышленных центров и населенных пунктов Советского Союза и которая в числе своих подразделений включает в свой состав на сегодняшний день самую многочисленную из существующих группировок истребителей-перехватчиков, численность которых лишь немногим уступает численности всего парка боевых самолетов первой линии ВВС США.
Это подразделение, обычно известное под аббревиатурой ПВО Страны и являющееся полностью самостоятельным компонентом Военно-воздушных сил СССР, включает в себя зенитную артиллерию, ракеты класса «земля-воздух», наземные и бортовые системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления, а также этот огромный флот пилотируемых самолетов-истребителей. В настоящее время предпринимаются серьезные усилия, направленные на максимизацию его потенциала, дополняя стремление модернизировать советский тактический и стратегический авиационный потенциал.
Истребительная авиация войск ПВО СССР (далее тексте статьи ИА ПВО; авиация ПВО) [в статье Istrebitel’naya Aviatsiya P-VO Strany, or IA P-VO Strany — Истребительная авиация ПВО Страны, или ИА ПВО Страны – byakin] располагает более чем 2600 истребителями-перехватчиками, которые распределены по двум основных районам противовоздушной обороны – Московскому и Бакинскому округам ПВО, – а также по различным военным округам, охватывающим всю территорию Советского Союза. В настоящее время основой этих сил является, и вероятно будет оставаться основой и в восьмидесятые годы, Su-15 (Су-15) – одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с треугольными крылом и хвостовым оперением, представляющий собой в своей окончательной форме один из самых выдающихся примеров постепенного развития конструкции боевых самолетов эпохи после Второй Мировой войны.
На западе истребителю-перехватчику Su-15 координационным комитетом НАТО по стандартизации авиационного оборудования было присвоено обозначение Flagon (графин; фляга; большая бутыль со сплюснутыми боками). Su-15 был создан конструкторским бюро под руководством покойного генерального конструктора Павла Осиповича Сухого. В течение последнего десятилетия перехватчики Su-15 сыграли ключевую роль в повышении эффективности авиации ПВО, и Flagon является – и так было с середины семидесятых годов – численно самым массовым и по ряду аспектов самым эффективным из всепогодных советских истребителей-перехватчиков. В настоящее время на вооружении находится около 1000 самолетов, или около 40 процентов численности авиации ПВО.
История создания Su-15 насчитывает более четверти века и начинается она в 1953 году, когда сой первый полет совершил прототип тактического одноместного тактического истребителя S-l (С-1) – прародителя истребителя-бомбардировщика Su-7 (Су-7) [Fitter – монтёр], которому было суждено быть изготовленным в большем количестве, чем любому советскому сверхзвуковому боевому самолету, за исключением MiG-21 (МиГ-21). S-l представлял собой новаторский подход к разработке боевых самолетов и был одним из двух параллельно создававшихся типов, в конструкции которых использовалось большое количество общих компонентов. В то же самое время каждый из самолетов обладал определёнными особенностями, подобранными для выполнения совершено разных боевых задач. Вторым в этой паре был всепогодный истребитель-перехватчик T-3 (Т-3). В то время как S-1 имел крыло с большой стреловидностью (60 градусов) и был первым советским самолетом с подвижным конусом воздухозаборника и цельноповоротным стабилизатором, у T-3 было треугольное крыло (стреловидность передней кромки 53 градуса). Фюзеляж, силовая установка и хвостовое оперение были общими для S-1 и T-3. Самолет с треугольным крылом прошёл сложный и продолжительный путь эволюции, чем его собрат со стреловидным крылом, и в конечном итоге получив обозначение Su-9 (Су-9) и кодовое обозначение НАТО Fishpot (верша для крабов или угрей) поступил на вооружение в начале шестидесятых в качестве первого одноместного всепогодного истребителя ИА ПВО
С этого момента процесс поэтапного проектирования, финальным результатом которого должен был стать Su-15, набирал обороты. Первые серийные Su-9 (Fishpot-B) были оснащены поисково-прицельной РЛС R1L [кодовое обозначение НАТО Spin Scan] (ЦД-30; РП-21 «Сапфир») с диапазоном частот 1550-5200 МГц и нес под крылом четыре ракеты класса «воздух-воздух» AA-1 Alkali (РС-1У) с наведением по радиолучу. С появлением более крупной и обладавшей большей дальностью обнаружения РЛС Uragan 5B [кодовое обозначение НАТО Skip Spin] («Орел») с диапазоном частот 8-12 ГГц и заметно более эффективной, но существенно более тяжелой ракеты класса «воздух-воздух» AA-3 Anab (К-8) с альтернативными системами самонаведения – инфракрасной и полуактивной – Su-9 был адаптирован для установки нового оборудования. Самолет получил модернизированный двигатель Lyulka AL-7F-1 (АЛ-7Ф-1), а носовая часть фюзеляжа была удлинена и перепроектирована для увеличения площади воздухозаборника и установки гораздо более массивного конического обтекателя, внутри которого размещался радар. Результатом таких работ стал Su-11 (Су-11), который в НАТО получил обозначение Fishpot-C и который поступил на вооружение авиации ПВО во второй половине шестидесятых годов.
Сопряжение корпуса, необходимого для размещения антенны РЛС Skip Spin, с носовым воздухозаборником вряд ли привело бы к идеальному сочетанию и, возможно, было не более чем мерой по минимизации риска в ожидании следующей стадии поэтапного проектирования: соединения крыла, хвостового оперения и шасси Su-11, включая радар Skip Spin и две ракеты AA-3 Anab, с совершенно новым фюзеляжем с боковыми воздухозаборниками и более мощной двухмоторной силовой установкой. В конструкторском бюро Сухого экспериментировали с боковыми воздухозаборниками с середины пятидесятых годов. Экспериментальный самолет PT-8 (Т-49) с парой таких воздухозаборников совершил свой первый полет в 1956 году, а в 1957 году за ним последовал прототип двухместного перехватчика с тандемным размещением экипажа P-1 (П-1). Su-15, которому суждено было стать первым серийным истребителем КБ Сухого с такой геометрией воздухозаборников, появился в середине шестидесятых годов. В июле 1967 года Su-15 был представлен публике во время показательных полётов над Домодедово, когда были продемонстрированы десять самолетов данного типа, включая и версию с укороченными взлетом и посадкой. Обеим версиям в НАТО сразу же было присвоено кодовое обозначение Flagon и буквы-суффиксы A и B (Т-58ВД), чтобы различить две увиденные модели.
В то время статус Su-15 еще не был определен, но западные спецслужбы предполагали, что его дебют в составе авиации ПВО неизбежен. В наши дни представляется более вероятным, что версия нового боевого самолета КБ Сухого, продемонстрированная в групповом полете над Домодедово и получившая в НАТО кодовое обозначение Flagon-A (Су-15), была предсерийной моделью, возможно, изготовленной в ограниченном количестве для интенсивного тестирования и эксплуатационных испытаний в подразделениях ИА ПВО. В любом случае, только в начале семидесятых годов появились убедительные доказательства массового развертывания Su-15. К этому времени процесс поэтапного проектирования привел к отказу простого треугольного крыла с его большой нагрузкой, которое было характерно для всех всепогодных истребителей-перехватчиков КБ Сухого и которое изначально было сохранено на Su-15.
Требования, сформулированные командованием авиации ПВО, в соответствии с которыми разрабатывался Su-15, по-видимому, придавали большое значение скороподъемности, диктуя тяговооруженность при боевой массе более 1,0 и делая использование двухмоторной силовой установки обязательным. По этой причине в задней части фюзеляжа бок о бок были установлены два двигателя, а вертикально расположенные прямоугольные воздухозаборники были оснащены регулируемыми клиньями на разделительных перегородках, а радар Skip Spin был закрыт большим коническим носовым обтекателем. В то время как крыло предсерийного варианта Flagon-A оставалось в основном похожим на крыло Su-11, первая, запущенная в серийное производство, версия Flagon-D (Су-15), имела крыло с увеличенным размахом и сложной стреловидностью передней кромки. Угол стреловидности внешних частей крыла был заметно уменьшен, и между двумя углами передней кромки была установлена узкая нестреловидная секция. Причины такого изменения конфигурации крыла остаются предметом дискуссий, но можно предположить, что увеличенное удлинение было принято для повышения скорости устойчивого разворота и, одновременно, посадочных характеристик. Перемещение аэродинамического центра назад также, вероятно, улучшило устойчивость и увеличило продолжительность времени полета на дозвуковых скоростях при выполнении задач на перехват. По сути, аналогичное крыло с переменной стреловидностью передней кромки, но без узкой нестреловидной вставки (предположительно данная вставка заменяет обычную выемку), было замечено на Flagon-B – версии Su-15 с короткими взлетом и посадкой и с тремя двигателями Колесова, установленными вертикально в центральной части фюзеляжа. Этот экспериментальный самолет для проверки концепции был продемонстрирован в июле 1967 года в Домодедово.
Flagon-C (Су-15УТ), поступивший на вооружение авиации ПВО в то же время, что и Flagon-D, является двухместной учебной версией с тандемным расположением кабин курсанта и инструктора. Flagon-C получил вторую кабину, вставленную непосредственно перед стандартной кабиной, отдельные фонари кабины курсанта и инструктора и перископ, установленный над фонарем задней кабины, чтобы инструктор мог следить за поведением самолета. Сохранение пилонов для подвески вооружения и радиолокационной системы оповещения Sirena 3 (Сирена-3) указывало на то, что Flagon-C сохранял возможность боевого применения.
Поскольку Su-15 никогда не развертывался за пределами Советского Союза, не экспортировался и не участвовал в попытках установления рекордов, обычные источники информации о самолетах данного типа и их силовых установках недоступны. Как следствие, этот аспект истребителя КБ Сухого стал предметом некоторых спекуляций. Первоначально предполагалось, что Flagon-A будет оснащен двумя турбореактивными двигателями Lyulka AL-7F, поскольку эти большие, сравнительно тяжелые и явно прожорливые осевые двигатели были единственными имеющимися в наличии серийными двигателями, способными обеспечить самолету необходимую тяговооруженность: каждый из них имел тягу 14200 фунтов (6440 кгс) на максимальном режиме и 22046 фунтов (10000 кгс) при максимальном форсаже. Впоследствии некоторые источники предположили, что Flagon-A на самом деле был оснащен двумя двигателями Tumansky R-11 (Р-11Ф2С-300) – данными двигателями оснащены истребители MiG-21 (МиГ-21), – но с тягой на максимальном режиме по 10140 фунтов (4600 кгс) и с тягой на форсажном режиме по 13670 фунтов (6200 кгс) едва ли можно обеспечить достаточную мощность для достижения тех характеристик, к которым стремилось командование авиации ПВО. Известные характеристики делают самолет непригодным для того диапазона эксплуатационных режимов полета, который истребителю Su-15 приписывают западне спецслужбы.
В настоящее время имеются некоторые основания полагать, что Su-15 оснащается – разумеется, с момента появления на вооружении вариантов Flagon-C и Flagon-D – турбовентиляторными двигателями конструкторского бюро Туманского, и турбовентиляторный двигатель R-27 (Р-27-300) не только соответствует времени создания Su-15, но и обеспечивает соотношение тяги к массе, необходимое для той феноменальной скороподъемности, которая приписывается этому истребителю. С тягой по 15430 фунтов (7000 кгс) на максимальном режиме и с тягой по 22485 фунтов (10200 кг) на форсажном режиме два двигателя R-27 обеспечат Flagon-D при боевой массе (т.е. две ракеты AA-3 Anab и 50% внутреннего запаса топлива) тяговооруженность порядка 1,25.
С конца 1973 года модернизированной версией истребителя Su-15VD [1] (Су-15Т), получившей в НАТО кодовое обозначение Flagon-E, стали оснащаться подразделения авиации ПВО. По всей видимости Flagon-E является второй версией Su-15, запущенной в крупносерийное производство. В то время, по данным источников в Пентагоне, на вооружении находилось около 400 истребителей Su-15, а ежемесячное производство составляло 15 самолетов. По сравнению с Flagon-D, Flagon-E имеет несколько более крупные воздухозаборники с измененным воздуховодным, каналом что, вероятно, указывает на установку более мощных двигателей. В то же самое время версия Flagon-F (Су-15ТМ) имеет довольно крупный оживальный (в отличие от конического) обтекатель, который, как предполагается, вмещает более совершенный, чем Skip Spin радар версий Flagon-D и Flagon-E. Вполне возможно, что радар Flagon-F с диаметром антенны 120 см (47,25 дюймов) имеет отношение РЛС Fox Fire («Смерч-А») истребителя MiG-25 (МиГ-25) и что Flagon-F вместо ракет AA-3 Anab может нести такие ракеты как AA-6 Acrid (Р-40) или AA-7 Apex (Р-23).

Su-15 VD (Flagon-E) был модернизированной версией всепогодного перехватчика КБ Сухого. Flagon-E начал поступать на вооружение авиации ПВО с конца 1973 года. По сути Flagon-E аналогичен Flagon-F, отличаясь от него коническим обтекателем антенны радара (вместо оживального)
Среднерасположенное крыло Flagon-F имеет стреловидность передней кромки внутренних частей крыла около 53 градусов и внешних частей около 37 градусов; точка измерения стреловидности передней кромки находится на расстоянии 70% размаха консолей. Общий размах крыла составляет приблизительно 34,45 фута (10,50 м), что сопоставимо с предполагаемой общей длиной (без учета трубки Пито) 60,70 футов (18,50 м). Крупные аэродинамические гребни совпадают с внешним углом узкой, нестреловидной части передней кромки крыла и располагаются над подкрыльевыми пилонами, а большой увеличивающий площадь закрылок простирается от внутреннего конца элерона до фюзеляжа. Передняя часть фюзеляжа в основном имеет круглое поперечное сечение и с помощью обтекателей за кабиной пилота переходит в прямоугольные отклоненные от вертикали воздухозаборники. Регулируемые клинья на разделительных перегородках образуют вертикальные прорези для отсечения пограничного слоя. Примерно посередине между входами воздухозаборников и передней кромкой крыла расположены вспомогательные створки подпитки воздухозаборников. В задней части фюзеляжа на каждой стороне расположены по два откидывающихся вперед аэродинамических тормоза. Топливо размещается в стреловидном киле вертикального оперения, а цельноповоротные стабилизаторы имеют на законцовках противофлаттерные грузы.

Flagon-F является основной состоящей на вооружении версией всепогодного истребителя-перехватчика Su-15, который в настоящее время составляет основу авиации ПВО – крупнейшей в мире силы, занимающейся противовоздушной обороной и оснащенной пилотируемыми самолетами-истребителями. Снимок ВВС Швеции
Вооружение обычно ограничивается двумя установленными на подкрыльевых пилонах ракетами AA-3 Anab, из которых одна имеет инфракрасную, а другая тепловую головку самонаведения. Под фюзеляжем бок о бок расположены два пилона, на которые могут подвешиваться как подвесные баки, так и дополнительное вооружение. Хотя нет никаких доказательств наличия встроенного пушечного вооружения, предусмотрен прицел, и можно предположить, что пушечные контейнеры могут быть прикреплены к подфюзеляжным пилонам, в то время как наличие на некоторых самолетах сферического зеркала заднего вида над сдвижной частью фонаря кабины позволяет предположить, что второстепенной задачей Su-15 может быть ведение воздушных боев.
Боевая масса истребителя Flagon-F составляет порядка 38000 фунтов (17240 кг), но с максимальным запасом топлива и полным вооружением взлетная масса, вероятно, возрастает примерно до 42500 фунтов (19280 кг). Если предположить, что форсажная тяга двух двигателей КБ Туманского составляет около 45000 фунтов (20410 кг), то расчетное время 2,5 минуты от выключения тормозов до набора высоты 36000 футов (11000 м) при боевой массе вряд ли будет преувеличением, а практический потолок, как сообщается, составляет приличные 65600 футов (20000 м). Хотя без внешних подвесок на высоте более 36000 футов (10970 м) достижение скорости М = 2,5 или 1650 миль в час (2755 км/ч) представляется вполне вероятной, эффекты нагрева планера ограничат ее продолжительность несколькими минутами, в то время как с парой ракет AA-3 Anab максимально достижимая скорость, вероятно, будет порядка М = 2,25. Тактический радиус полета с внутренним запасом топлива составляет около 450 миль (725 км) и на дозвуковой крейсерской скорости с парой подфюзеляжных баков емкостью по 176 имперских галлонов (800 л) каждый максимальная дальность составляет около 1500 миль (2415 км).
Считается, что серийное производство Su-15 было прекращено в 1977 году, но с тех пор версия Flagon-E, как сообщается, постепенно совершенствовалась до версии Flagon-F. Нет никаких сомнений в том, что истребитель-перехватчик КБ Сухого сохранит свое место в качестве самого важного самолета в арсенале авиации ПВО вплоть до конца восьмидесятых годов.
[1] достоверное значение букв-суффиксов неизвестно — автор статьи
источник: «НА ВООРУЖЕНИИ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ — IN SOVIET SERVICE — 3. SUKHOI FLAGON» «Air International» 1979-04, pages 174-176
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-in-soviet-service-03