Взгляд из США на переоснащение советских ВВС в начале 1980-х годов
Интересная винтажная статья из выпуска от 28 ноября 1983 года журнала «Aviation Week & Space Technology», которая, думаю, заинтересует коллег.
Советы развертывают новые истребители
Новые перехватчики, являющиеся дальнейшим развитием перехватчиков MiG-25 Foxbat, уже находятся на боевом дежурстве, истребители MiG-29 и Su-27 будут введены в строй весной следующего года
Вашингтон – Советский Союз быстро развертывает новые перехватчики Mikoyan MiG-31 Foxhound (МиГ-31), способные обнаруживать и поражать цели в нижней полусфере, и в настоящий момент на них перевооружены четыре авиаполка.
Два других новых типа советских истребителей – MiG-29 Fulcrum (МиГ-29) и Sukhoi Su-27 Flanker (Су-27) – планируют принять на вооружение весной следующего года. Эти истребители будут оснащены новыми ракетами воздух-воздух средней дальности с активным наведением на конечном участке траектории. Эти самолеты будут оснащены импульсно-допплеровскими РЛС, способными обнаруживать и поражать целей в нижней полусфере, системами обнаружения и сопровождения целей в ИК области спектра, цифровыми каналами передачи данных и индикаторами на лобовом стекле.
Оба новых истребителя, которые сейчас находятся в серийном производстве, воспользуются преимуществами современной авионики, созданной на основе систем, изначально разработанных для перехватчика Foxhound. Радиолокационная станция с увеличенной дальностью и возможностью сопровождения целей в режиме сканирования была разработана и после установки на перехватчике MiG-31 тщательно испытана на полигоне Владимировка (Vladimirovka), Каспийске море, против различных целей, включая БПЛА, имитировавшие крылатые ракеты.
Foxhound – это двухместная улучшенная версия перехватчика MiG-25 Foxbat (МиГ-25) с новыми двигателями, авионикой и увеличенной дальностью полета. Перехватчиками Foxhound, которые имеют дальность полета 1025 морских миль (1900 км), планируют заменить устаревшие Tupolev Tu-28P Fiddler (Ту-128).
В качестве самолета-перехватчика Foxhound разработан и оптимизирован для действий совместно с установленной на советском транспортном самолете Ilyushin Il-76 Mainstay (Ил-76) системой раннего обнаружения и контроля, которая, как ожидается, вступит в строй к концу 1984 года.
По конструкции и характеристикам планера Il-76 очень близок к американскому транспортному самолету Lockheed C-141. Первоначально командование ВВС США рассматривало C-141 в качестве носителя системы раннего обнаружения и контроля, но затем выбор был сделан в пользу Boeing E-3A.
Американские официальные лица обеспокоены тем, что перехватчики Foxhound, имеющие максимальную скорость М = 2,4 и практический потолок 80000 футов (24384 м), будут превосходить истребители наших ВВС и ВМС – McDonnell Douglas F-15 и Grumman F-14. Перехватчики Foxhound приближаются к способности обнаружить противника первыми и первыми открыть по нему огонь, и эволюционные улучшения в авионике появятся у двух новых типов истребителей – Fulcrum and Flanker.
В Советском Союзе разрабатывается еще один новый истребитель, предназначенный для увеличения дальности обнаружения и сопровождения самолетами-истребителями своих целей. Подобно истребителям MiG-29 и Su-27, этот самолет будет вооружен ракетами воздух-воздух средней дальности, находящимися на стадии завершения разработки и опытного производства.
Перехватчики Foxhound разработаны для патрулирования на больших высотах в режиме обнаружения и поражения целей в нижней полусфере и предназначены для уничтожения истребителей противника ракетами с радиолокационным наведением. Во время испытаний систем вооружения перехватчика Foxhound советские пилоты, действуя на высоте более 20000 футов (6100 м), успешно уничтожали цели с эффективной отражающей поверхностью менее 1 кв. метра, летевшие на высоте менее 200 футов (60 м).
Истребитель Su-27 Flanker был разработан и испытан в опытном варианте с изменяемой геометрией крыла. Когда самолет был запущен в серийное производство, его крыло уже было фиксированным. По своим характеристикам и размерам Su-27 сравним с F-15.
Двухмоторный самолет имеет тяговооруженность 1,2. Тяга каждого из двигателей на форсажном режиме составляет 30000 фунтов (13608 кгс), а на боевом режиме – 20000 фунтов (9072 кгс). Su-27 имеет максимальную взлетную массу 63500 фунтов (28804 кг) и номинальную боевую массу 44000 фунтов (19958 кг).
На скорости М = 0,9 и высоте полета 15000 футов (4572 м) скорость установившегося разворота истребителя Flanker составляет 17 градусов в секунду. Мгновенная угловая скорость разворота истребителя составляет 23 градуса в секунду, перегрузка 7-9g.
Разгонные характеристики истребителя Flanker на 20% превосходят показатели MiG-23; боевая скорость на уровне моря составляет 910 узлов (1685 км/ч) и 1494 узла (2767 км/ч) на высоте 40000 футов (12192 м). Максимальная скорость в горизонтальном полете на уровне моря составляет М = 1,1 и М = 2,3 на высоте 30000 футов (9144 м).
Площадь крыла истребителя Su-27 составляет 500 кв. футов (46,5 м²), удельная нагрузка на крыло 79 фунтов на кв. фут (386 кг/м²) при массе пустого самолета 39000 фунтов (17690 кг). Другие расчетные характеристики истребителя Flanker следующие:
- внутренний запас топлива – 15500 фунтов (7031 кг);
- внешний запас топлива – 7000 фунтов (3175 кг);
- дальность полета – 450 морских миль (833 км) на большой высоте без внешних подвесок. С вооружением из восьми ракет воздух-воздух дальность полета составляет 350 морских миль (648 км), дальность полета с 12 бомбами – 325 морских миль (602 км). Калибр бомб – 500 кг (1100 фунтов).
Самолет вооружен встроенной 23-мм пушкой.
Su-27 ранее был известен как Ram-K; данное обозначение связано с местом, где этот истребитель был впервые зафиксирован американцами: во время летных испытаний на авиабазе Раменское (Ramenskoye; Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова). Длина фюзеляжа Su-27 составляет 20 метров (65,6 футов), а размах крыла – 12,5 метров (41 фут). Эти размеры сравнимы с длиной 15,5 метров (51 фут) и размахом крыла 10,5 метров (34,4 фута) истребителя MiG-29 – двухмоторного одноместного самолета с каплевидным фонарем кабины.
По характеристикам Fulcrum сравним с истребителем ВВС США General Dynamics F-16, а по массе и размерам – с истребителем ВМС США McDonnell Douglas/Northrop F/A-18. Конструктивные характеристики MiG-29 включают в себя:
- тяга – по 19000 фунтов (8618 кгс) на форсажном режиме и 13000 фунтов (5897 кгс) на боевом режиме;
- тяговооруженность – 1,2;
- площадь крыла – 380 кв. футов (35,3 м²);
- удельная нагрузка на крыло 74 фунта на кв. фут (361 кг/м²) при массе пустого самолета 28000 фунтов (12700 кг);
- запас топлива –8800 фунтов (4000 кг) внутренний и 2000 фунтов (907 кг) внешний;
- максимальная взлетная масса 36000 фунтов (16330 кг);
- скорость установившегося разворота 16 градусов в секунду на скорости М = 0,9 и высоте полета 15000 футов (4572 м);
- мгновенная угловая скорость разворота 21 градус в секунду, перегрузка 7-9g;
- ускорение – максимальная скорость на уровне моря М = 1,2 и М = 2,3 на высоте 30000 футов (9144 м);
- дальность полета – 380 морских миль (704 км) на большой высоте без внешних подвесок. С вооружением из четырех ракет воздух-воздух дальность полета составляет 360 морских миль (667 км), дальность полета с четырьмя 500-кг (1100 фунтов) бомбами – 325 морских миль (602 км).
И Flanker, и Fulcrum оснащены новейшими советскими индикаторами на лобовом стекле (ИЛС). Данная система также установлена на перехватчиках MiG-31 и на истребителях MiG-23, производство которых завершается. Также на ИЛС отражается навигационная информация и информация о выполнении ударных задач. Некоторые варианты семейства истребителей MiG-23 не имеет радиолокационного прицела, но при этом информация по мере необходимости выводится на ИЛС.
Четвертым в ряду новых советских истребителей является Su-25 Frogfoot (Су-25), который ранее был известен под обозначением Ram-J. Frogfoot является самолетом непосредственной поддержки-штурмовиком. По своим характеристикам Su-25 напоминает ударный самолет ВВС США Fairchild A-10, а в виде сверху Northrop A-9, который в конкурсе на дальнейшую разработку проиграл A-10.
Штурмовики Su-25 были запущены в серийное производство в 1979 году и в 1981 году были доставлены в Афганистан, где используются в боевых действиях (см. выпуск «AW&ST» от 26 апреля 1982 года, стр. 21). Для уничтожения бронетехники противника самолет вооружен 30-мм пушкой с вращающимся блоком стволов и помимо этого может нести ракеты с лазерным наведением.
Советский Союз производит истребители из расчета 1260 самолетов в год со средним сроком службы, определяемым усталостью материалов, примерно пять лет для каждого планера.
Сравните производство советских истребителей с закупкой 180 самолетов в год для ВВС США и 172 истребителей в год для Военно-Морского Флота.
Хотя в конце 1980-х годов объемы производства планируется увеличить для обоих видов вооруженных сил, каждый из них будет получать около 200 истребителей в год.
Помимо производства новых истребителей в Советском Союзе планируют начать выпуск нового бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии Tupolev Blackjack (Ту-160). Самолет будет оснащен новыми турбореактивными двухконтурными двигателями и будет иметь возможность применять средства поражения с малых высот. Ожидается, что бомбардировщики Blackjack начнут поступать на вооружение в 1986 году.
Бомбардировщик Blackjack имеет размах крыла 177 футов (54,0 м) при минимальном угле стреловидности и 101 футов (30,8 м) при максимальном угле стреловидности. Конструктивные данные включают в себя:
- максимальная взлетная масса 590000 фунтов (267624 кг);
- тяга – по 120000 фунтов (54432 кгс) без дожигания топлива и 200000 фунтов (90720 кгс) на форсажном режиме;
- удельная нагрузка на крыло 24 фунта на кв. фут (117 кг/м²);
- площадь крыла – 2500 кв. футов (232 м²);
- длина – 175 футов (53,3 м);
- высота – 45 футов (13,7 м).
В списках стратегической авиации Советского Союза, в состав которой входят и бомбардировщики Tupolev Tu-22M Backfire (Ту-22М), числятся 260 самолетов. Эта величина сопоставима с 297 американскими стратегическими бомбардировщиками и представляет собой значительное снижение от 750 машин, поскольку устаревающие машины постепенно выводятся из состава боевых частей. В Советском Союзе бомбардировщики Tupolev Tu-95 Bear (Ту-95) все еще находятся в серийном производстве и оснащаются новыми двигателями и авионикой. Бомбардировщики вариантов Bear D и F базируются на Кубе и совершают с ее аэродромов регулярные полеты.
Сверхзвуковой самолет-перехватчик, напоминающий военную версию сверхзвукового пассажирского авиалайнера Tu-144 (Ту-144), все еще находится в разработке в Советском Союзе и может стать высотным сверхзвуковым носителем крылатых ракет большой дальности.
Также в Советском Союзе разрабатывается транспортный самолет, которому в НАТО присвоено кодовое обозначение Condor. По своим размерам и массе Condor примерно соответствует находящемуся на вооружении ВВС США транспортному самолету Lockheed C-5. Он имеет взлетную массу 800000 фунтов (362880 кг) и будет оснащен турбовентиляторными двигателями с большой степенью двухконтурности. Ожидается, что самолет будет введен в эксплуатацию в 1986 году.
источник: Clarence A. Robinson, Jr. «Soviets Deploying New Fighters» «Aviation Week & Space Technology» November 28, 1983, pages 18-20
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-soviets-deploying-new-fighters