Сынок отважного бойца,
Малютка милый, шаловливый,
Не тронь оружие отца:
Оно опасно, хоть красиво.
Сергей Дуров «Оружие (Ребенку)» 1859 г.
Мы продолжаем наше путешествие в мир малоизвестного оружия, причем для начала познакомимся с оружием бельгийским по фотографиям Аллена Добресса.
Ну так уж получилось, что в Бельгии его кто только не выпускал. В Льеже существовали целые улицы оружейников. Причем кто-то специализировался только на замках, другие делали только стволы, третьи – только фурнитуру к пистолетам, а четвертые занимались резьбой, причем украшали лишь охотничьи ружья. Были мастера-рукояточники и плакировщики, покрывавшие изделия никелем, серебром, а то даже и золотом, наконец, отдельные мастера шили кобуры.
То есть большого ума, чтобы стать оружейным фабрикантом, льежцам даже не требовалось. Достаточно было небольшого помещения под мастерскую и лавки для продажи – и ты становился оружейником.
А дальше ты шел к ствольщикам и заказывал стволы определенной длины и калибра. У мастеров-механиков заказывал под этот калибр барабан и прочую механику, у кузнецов можно было заказать рамку под размер и посадочные отверстия, ну а рукояточник мог сделать вам обкладки на рукоятку из перламутра, черного дерева или кости с местной скотобойни, отделанной «под слона».
Потом вам осталось нанять мастера-сборщика, который бы все эти детали бы собрал воедино, подогнал, чуть подпилил – вот и все, можно продавать! А уж вносить что-то новое или нет – это сугубо было бы ваше дело. Тут главное хорошо разбираться в патентном праве и знать, когда какой патент закончит своё действие. После чего можно было смело копировать его решения и даже, несколько изменив, патентовать уже как своё «оригинальное» решение.
Так что не надо удивляться тому поистине огромному выбору, который предлагался всему миру оружейниками Льежа. Вот и в нашем путешествии мы не будем рассматривать охотничьи ружья – а их столько, что голова кружится, а также револьверы – стопроцентные копии и однозарядные пистолеты для развлекательной или спортивной стрельбы. Только оружие хоть в чем-то оригинальное и только короткоствольное, в том числе и отличающееся только своей красотой.
И даже при таком строгом отборе образцов на этот раз получилось очень много. Ну, а типология у нас включает как капсюльные, так и патронные системы, начиная с середины XIX и заканчивая 30–40 годами XX века, то есть до оккупации Бельгии Германией.
И начнем мы наше путешествие с буквы «К» и револьвера Михаэля Кауфмана, центрального боя, неустановленного калибра, скорее всего, .455, на который он сумел получить патент.
Чем он интересен?
Да, пожалуй, только тем, что довольно сильно похож на… наган!
Альфред и Франсуа Кинапены выпускали револьверы центрального боя с открытой рамкой. На его правой стороне имеется г-образная клавиша, которая при повороте вперед перемещает ствол и барабан вперед, освобождая таким образом последний для заряжания/разрядки! Под стволом установлена небольшая металлическая планка, сопровождающая и поддерживающая барабан при открывании.
Оружие имеет следующую маркировку: ЛИТАЯ СТАЛЬ, и она часто использовалась при производстве оружия в Льеже как показатель его качества, хотя написать на стволе можно ведь все что угодно!
Револьвер системы Жака Лакруа имел откидной барабан оригинальной конструкции. Револьвер шестизарядный, калибра .450, двойного действия. Особенность системы Лакруа заключается в том, что ось барабана заканчивалась рычагом. Взявшись за него, барабан стрелок выдвигал вправо, чем обеспечивался доступ к его каморам для перезарядки.
По данным архива Льежского музея оружия, он был изготовлен в 1872 году. Интересно, что револьвер ни разу не проходил испытания и не имеет никакой маркировки (цифр, номеров, клейм).
Заявка на патент на «револьверную систему с применением устройства для извлечения патронов центрального огня» была подана конструктором в 1873 году. Второй дополнительный патент, касающийся «модификаций, внесенных в револьверную систему, запатентованную 19 апреля 1873 года», был подан 12 июля 1873 года. Интересно, что в период с 1873 по 1877 год Жак Лакруа подал три патента, постепенно улучшая свою конструкцию револьвера с откидным барабаном.
А ещё Лакруа выпускал оригинальные карманные пистолеты, которые одновременно служили ножом и вилкой.
Кто говорит, что оружие не подвержено моде?
Ещё как подвержено, точно так же, как муфты, перчатки, юбки, турнюры и все остальное. Например, бельгийские оружейники Ламбен и Тит выпускали очень модные в Черногории револьверы «Монтенегро» системы Куне с двумя рычагами разъема рамки и экстрактором системы «Смит и Вессон». Барабан на пять патронов Гассера, калибра 11-мм, но могли быть и 11,2-мм и .44 черногорский.
Винтовка системы Реминтона модели 1868 года, выпускалась не только в США, но и в Бельгии предприятием Шарля Николя Лардинуа. Крановый затвор к нему изобрел американец по имени Леопольд Гейгер в 1863 году, усовершенствовал другой американец по имени Джозеф Райдер, выпускался в Америке оружейной компанией Э. Ремингтона в 1867–1868 гг.
Делали эти винтовки в Льеже по контракту с компанией Ремингтона. И, конечно, мимо такого оригинального оружия пройти невозможно!
Ещё один малоизвестный оружейник (и столь же малоизвестный револьвер, который, однако, выпускался и продавался) – Лароз Жан-Франсуа, по профессии слесарь, работавший в Льеже, на улице Сен-Северин № 26 с 1859 года. Подал три патента на револьверную систему с центральным ударным механизмом. Представленный на фотографиях револьвер является предметом патента, поданного 7 июня 1870 года под № 27706.
Револьвер центрального боя, с закрытой рамкой, выпускавшейся предприятием братьев Жюля и Густава Лебо. Шестизарядный барабан гладкий, заряжается через «дверцу Абади». На восьмигранном стволе установлена мушка в форме полумесяца. Пластины из орехового дерева гладкие и удерживаются на месте винтом и двумя крылатыми розетками. Рукоятка заканчивается кольцом, закрепленным на поворотном винте.
Время изготовления: между 1877 и 1893 годами. В нашу галерею попал исключительно из-за того, что, опять-таки, похож на наган. Только большого размера.
В общем, копировали льежцы друг у друга все подряд!
Обратите внимание, что, в отличие от американских, практически все европейские револьверы были двойного действия. О чем свидетельствуют их характерные спусковые крючки.
Источник — https://topwar.ru/233946-galereja-oruzhija-ot-k-do-l.html