Другие части цикла
Всё по-честному. (Часть-5). КВ и КВ-2.
КВ в его РИ виде, оказался для летней кампании 41-го, машиной слегка ущербной. Избыточно забронированной, избыточно тяжёлой, избыточно неуклюжей. При этом, недостаточно надёжной, недостаточно подвижной, недостаточно вооружённой.
КВ разрабатывался как типичный неторопливый танк прорыва и его включение в структуру высокомобильных танковых дивизий, было ошибкой. Именно из этой ошибки родился, впрочем, отнюдь не беспочвенный миф о чисто уловной надёжности КВ.
На самом деле, танк принимался по двухуровневой системе. После сборки, танк сперва проходил тщательный контроль ОТК на соответствие ТУ, проверялся пробегом на несколько десятков километров (все выявленные неполадки устранялись), заново регулировался и после приёмки заводского ОТК, представлялся на военную приёмку. Военная приёмка заключалась в ещё одном пробеге, опять-таки на несколько десятков километров и если пробег выявлял какие либо неполадки, они опять устранялись и танк вновь отправлялся в пробег – дистанцию которого, уже в каждом конкретном случае, устанавливал представитель военной приёмки. Только если у военной приёмки больше никаких претензий к машине не было, танк подавали на покраску и оснащение ЗиПом. После этого, КВ пломбировался и ожидал представителей воинской части получателя данной машины.
В общем, формально, завод честно делал всё, чтоб танки в войска отправлялись исправными.
Другой вопрос, что в конструкции КВ не были устранены многие недостатки, выявленные в ходе испытаний – это и низкий ресурс двигателя (за который ЛКЗ отвечать не мог), и неэффективный воздухоочиститель (общая болезнь наших дизелей того времени), и перегрев масла в КПП, и низкий ресурс самой КПП, и проблемы с фрикционами. В общем, список конструктивных недоработок был изрядный и завод старался устранить их, что называется «малой кровью» — без внесения решительных конструктивных изменений, хотя многое надо было просто перепроектировать заново.
Понимая это, военпред просто предлагал прекратить выпуск танка до устранения всех его косяков, а уже выпущенные КВ считать танками сугубо учебными. Но, куда там! Кончилось всё это форсированным производством КВ с явно недостаточным уровнем устранения проблем машины, зато с не шутейными претензиями следственных органов к руководству завода и той самой военной приёмке по поводу «преступного сговора» при приёмке танков и мухляжа со статистикой.
Теперь, АИ. Делаем то, что надеюсь, сделает танк чутка лучше в условиях предстоящей кампании:
Большой группе конструкторов во главе с Шашмуриным, поручаем бросить все работы по новым ещё более тяжёлым модификациям КВ и сосредоточиться на максимальном доведении до ума ТРАНСМИССИИ уже серийного КВ. (А что, для КВ-1С сделали – что мешало сделать раньше, ещё до войны, для КВ?). Тем более что трансмиссия для КВ изначально разрабатывалась под два типа моторов (660-сильный М-17Ф и 600-сильный В-2Ф) и под две КПП – обычную т. н. «тракторного типа» и планетарную (созданную на базе КПП чешского танка) и Шашмурину будет из чего выбирать и «изобретать велосипед» не придётся.
Усилить вооружение – идея не моя – она полностью соответствует предложению по уточнению системы танкового вооружения от июня 1940 года, где специально для КВ предписывалось разработать очень мощную трёхдюймовку с баллистикой зенитки 3К.
Вот только зенитку ту с производства уже сняли и задание «переписали» в пользу 85 мм 52-калиберной пушки с баллистикой новенькой 85 мм зенитки 52К. Это было намного круче! Пушка получила индекс Ф-30 и была изготовлена чрезвычайно быстро – Грабин просто усилил противооткатные своей Ф-34, «расточил» камору под уже серийный 85 мм выстрел зенитки и установил 85 мм «трубу» соответствующей длины. «Всё гениальное просто».
Уже в сентябре пушку установили в башню Т-28 и испытали возкой.
Потом, перешли к стрельбам (НЕ ИЗ башни Т-28), выявившим несколько мелких дефектов и в итоге всех стрельб – трещину в казённике. После доработок, когда началось изготовление второго образца, вдруг, ну совершенно неожиданно, выяснилось, что пушка плохо вписывается в штатную башню КВ. И было с чего! От конструкторов потребовали исключить выступание за габариты башни противооткатных устройств! А утрамбованная таким образом в башню пушка, не оставляла места для заряжающего. Дело встало. Эту пушку, в конце концов, получил опытный танк КВ-220 оснащённый новой башней, сделанной на основе т. н. «пониженной» башни КВ-2. Но! Опять-таки с засунутыми в башню противооткатными, пушка оказалась дико неуравновешенной и её забраковали.
Впрочем, к тому времени, пушка уже считалась недостаточно мощной и Грабин, сконцентрировал усилия на ещё более мощной 107 мм танковой пушке. А КВ так и выпускались с явно слабенькими для ТЯЖЁЛОГО танка Л-11, потом Ф-32 и, наконец, с ЗиС-5 (вариант Ф-34 под установку в башне КВ, кстати, с ВЫСТУПАЮЩИМИ за габариты башни противооткатными!).
Самой адекватно вооружённой версией КВ, был КВ-85 – танк КВ-1С с 85 мм пушкой Д5Т, выпущенный в 1943 году малой серией (менее 150 машин).
АИ. Ф-30 разрабатывается в самом форсированном режиме, СПЕЦИАЛЬНО под башню КВ. Т. е. – если откат слишком длинный, укорачиваем, усиливая противооткатные. И пусть они торчат наружу! Забронируем! Если откат слишком мощный – не вопрос, компенсируем дульным тормозом! Если очень надо и другого пути нет, 52-калиберную длину ствола «отпиливаем» до приемлемой величины (у пушки Д-5Т, которой вооружался КВ-85, длина ствола была 48,8 клб.), а нач. ск. снаряда уменьшаем с 900 м/с (у реальной Ф-30) до 800 и менее (у Д-5Т – 792 м/с). Мощности и «бронеломности» хватит с запасом! Та же Д-5Т с дистанции в километр, пробивала обычным калиберным ББСом броню 102 мм.
В общем – есть чётко озвученная цель, чётко обозначенные сроки, варианты решения и для её достижения, Грабин получает полный «карт-бланш»!
На тот случай, если с новой трансмиссией у нас не всё получится – сроки жёсткие, можно добиться большей надёжности банальным снижением веса танка. Прежде всего, за счёт явно избыточного бронирования. Вообще не совсем понятен выбор 75 мм брони на КВ, хотя в ТТЗ от 1938 года, на новые тяжёлые танки прорыва, указывалась 60 мм – как достаточная против любых штатных ПТ-средств до дивизионных включительно. Скорее всего, 75 мм – это максимум, который можно было поставить на однобашенный КВ в рамках прописанного в ТТЗ веса машины (до 50 т.). Без всяких тактических изысков. Так хрен ли ж мы будем за те «максимальные» 75 мм держаться – тем более что при такой массе танк не ездит, а ползает – и то не слишком долго?
Однако, в РИ, напротив, в качестве перспективы, рассматривались варианты усиления бронезащиты КВ до 90 и даже 100 мм. Сперва, лишь с передней проекции. Потом – появились ТТЗ на разработку танков с такой бронезащитой вкруговую. Что не правильно, учитывая проблемы с ходовкой, и просто бессмысленно в плане возможностей нашей промышленности и логистики (масса вылезет за 60 т.). Да и тактических задач для такого монстра летом 41-го не будет. Поэтому:
АИ. Броня на КВ «перераспределяется» так: лоб корпуса и башни, даже больше – сразу 90 мм (на радость тем, кто ратовал за усиление). Борта – 60 мм (как заказывали в 38-ом). Корма – 45 мм (как лобовая на «непробиваемом» летом 41-го Т-34). Толщина брони днища уменьшается на 5 мм (вместо 40-30 мм, 35-25). Крыши – аналогично, на 5 мм меньше чем в реале. В сумме, это сделает танк существенно легче (не многим более 40 т.).
На маловероятный случай МАССОВОГО использования Вермахтом в качестве ПТО 88 мм зениток (знаменитых «ахт-кома-ахт»), или внезапного выхода на поле боя новых убертанков и новейших ПТП, лучше всего загодя подготовить проект экранирования КВ. В РИ такой проект был подготовлен к 15 мая 41-го и с 1 июня даже запущен в реализацию (непонятно зачем).
В АИ, экранировку танков начнём только при двух непременных условиях: 1. Трансмиссия ДОВЕДЕНА до ума и имеет конструктивный запас на увеличение массы танка. 2. Получены неопровержимые доказательства наличия у Вермахта ШТАТНЫХ противотанковых средств, гарантированно пробивающих 90 мм лобовую броню серийного КВ на основных дистанциях боя.
Для улучшения очень скверной обзорности и, соответственно, управляемости, башню КВ желательно дооснастить командирской башенкой – либо собственной конструкции, либо немецкого образца (СССР в том же 40-ом покупал для ознакомления немецкую «трёшку» с её комбашенкой и даже проектировал подобные для Т-34 и Т-50).
В таком виде, КВ можно начать выпускать серийно уже в четвёртом квартале 40-го, выпуская по 15-25 машин в месяц. На масштабный выпуск ЛКЗ выйдет только с начала 1941-го. Изготовленные до той поры с 75 мм бронёй вкруговую (по первоначальному проекту) примерно 50-60 танков КВ-1, как и предлагал военпред, переводятся в разряд учебных. Тем более что они вооружены слабой 76 мм пушкой Л-11.
Таким образом, за 1940-й год, в АИ будет выпущено не более 60 танков КВ-1 в исходном виде и 24 КВ-2 так же в их первом варианте. В РИ – 139 КВ-1 и 104 КВ-2.
Зато, к началу ВОВ, РККА будет располагать уже примерно 290 «облегченных» КВ с усовершенствованной трансмиссией, «дифференцированной» бронёй и более эффективной, чем любая трёхдюймовка, слегка «укороченной» 85 мм пушкой Ф-30 (бонусом – комбашенка немецкого образца – как уж без неё?)
Все КВ-1М лучше всего изначально сводить в отдельные тяжелотанковые бригады РГК по 57 танков (2 тяжелотанковых батальона по 27 машин, плюс командирский взвод). Всего в пяти бригадах будет 285 полностью боеготовых тяжёлых танка КВ. (Плюс одна учебная бригада на «учебных» же КВ-1).
На вопрос, КАК удалось собрать так много уже модернизированных КВ (КВ-1М) – ведь переход на новые толщины брони – это время, замена деталей трансмиссии на новые, усиленные – время, получение и установка более мощных пушек – тоже время, отвечу отказом от выпуска, всё тем же летом 40-го, «арттанка» КВ-2 и сворачиванием всех лишних разработок, которые велись бы в ущерб модернизации КВ-1 и освоению модернизированного КВ-1М в серии.
О КВ-2. Поскольку по окончании Зимней войны никакие ДОТы, нам в ближайшее время разрушать уже не придётся, а оснащённые мощной 85 мм пушкой КВ-1М запросто могут решать все прочие задачи, КВ-2 просто снимается с производства после выпуска первых 24 машин с т. н. «высокой» башней.
Те 24 КВ-2 первого образца, что уже успели выпустить после Зимней войны, сводятся в один-единственный отдельный полк тяжёлых САУ и отправляются в «глубокий запас» РГК, где будут спокойно ожидать своего часа, пока мы не «создадим предпосылок» для наступательной операции, скажем, на Кёнигсбергский крепостной район Восточной Пруссии… И пока они там стоят, их агрегатную часть (как и у «учебных» КВ) тоже можно постепенно заменить на усиленную, башни на усовершенствованные «пониженные» (ради экономии массы), а экипажи натренировать до очень высокого уровня.
Теперь, окончательная сравняшка по цифирькам:
В РИ, на 22 июня в частях РККА имелось:
КВ-1 с Л-11 – 145 танков.
КВ-1 с Ф-32 – 241 танк.
КВ-2 с «высокой» башней — 24 машины.
КВ-2 с «пониженной» башней – 162 машины.
Всего 572 танка (386 КВ-1 и 186 КВ-2).
АИ: КВ-1 («учебный») с Л-11 – 60 танков.
КВ-1М – 285 танков.
КВ-2 с «высокой» башней – 24 машины.
Всего 369 машин.
Да, на добрые две сотни поменьше. Но они боеспособнее. ИМХО.
Если получится собрать шасси больше, имеет смысл включить в состав каждой бригады хотя бы взвод мощных эвакуаторов – чтоб ни один вышедший из строя КВ не остался брошенным из-за отсутствия средств эвакуации.