Вокруг сверхмощного мотора. Истребитель ХР-69. США
Прекрасные одномоторные истребители сопровождения периода Мировой войны, которыми заслуженно гордится авиапромышленность США, появились в результате последовательного повышения летно-технических характеристик хоть и передовых, но обычных машин. Однако в конце 30-х — начале 40-х годов подобные самолеты уже рассматривались как возможные конкуренты двухмоторных истребителей.
Одним из подобных проектов являлся проект выходца из России авиаконструктора Александра Картвели, трудившегося в тот период на фирме Republic.
В 1940 году Александр Картвели представил проект нового эскортного истребители, построенного вокруг экспериментального 42-цилиндрового шестирядного звездообразного двигателя жидкостного охлаждения Wright R-2160 Tornado взлетной мощностью 2350 л.с., с двумя пропеллерами противоположного вращения. Обозначенный внутри компании как Model AP-18, проект предусматривался в качестве потенциальной замены P-47 Thunderbolt.
Wright Tornado был одним из наиболее удивительных двигателей, изготовленных американской авиационной промышленностью во время Второй Мировой войны. Наиболее удивительно было то, что звездообразный двигатель имел жидкостное охлаждение! 42 цилиндра двигателя располагались в шести радиальных блоках. По мысли конструкторов, Tornado, имевший небольшой диаметр, позволял авиаконструкторам разрабатывать фюзеляжи с небольшим поперечным сечением.
Но Tornado требовалась довольно тяжелая и сложная система радиаторов охлаждающей жидкости, которая сводила на нет любое аэродинамическое преимущество от малого поперечного сечения двигателя.
На XP-69 двигатель Wright Tornado предполагалось установить позади кабины пилота, вблизи центра тяжести самолета. Установленные в носу пропеллеры приводились в движение с помощью вала, соединявшего двигатель с редуктором воздушного винта.
Воздухозаборники двигателя и радиатора были расположены под фюзеляжем. Герметизированная кабина имела большой каплевидный фонарь.
На самолете предполагалось применить крыло с ламинарным профилем. Предложенное вооружение состояло из двух 37 мм пушек и четырех 12,7 мм пулеметов Colt-Browning M-2. Все вооружение располагалось в крыльях вне диска винта.
В июле 1941 года USAAF заказали два опытных образца АР-18 под обозначением XP-69. Макет ХP-69 был осмотрен представителями USAAF в июне 1942 года. Однако задержки с освоением двигателя Wright Tornado привели 11 мая 1943 года к отмене проекта XP-69 в пользу параллельного проекта Republic XP-72, который на тот момент имел больше шансов быть реализованным. Проект двигателя Wright Tornado был также закрыт еще до постройки первого экземпляра двигателя.
Модификация: XP-69
Размах крыла, м: 15,74
Длина, м: 15,69
Высота, м: 5,18
Площадь крыла, м²: 46.92
Масса, кг:
• пустого самолета 7074
• нормальная взлетная 8462
• максимальная взлетная 11 868
Тип двигателя: 1 ПД Wright R-2160 Tornado
Мощность, л.с.: 1 х 2350
Максимальная скорость , км/ч: 724
Крейсерская скорость, км/ч: 648
Практическая дальность, км: 2900
Скороподъемность, м/мин: 533
Практический потолок, м: 14 904
Экипаж: 1
Вооружение: две 37-мм пушки и четыре 12,7-мм пулемета Colt-Browning M-2.
В целом, самолет по компоновке весьма сильно напоминает обсуждавшийся ранее ХР-75, однако в отличие от последнего не является вынужденной конструкцией, созданной с использованием элементов серийного Р-40 и других машин.
Как и другие самолеты подобного типа, ХР-69 проектировался вокруг уникального для того времени сверхмощного мотора.
О нем — двигателе — следует поговорить особо.
Прежде всего следует признать, что для конца 30-х годов это был уникальный агрегат!
В то же время у конструкторов сомнений в возможности реализации этого агрегата не возникало, несмотря на весьма изощренную систему передачи на винт.
В целом, агрегат отличался изрядной трудоемкостью и требованиями к качеству изготовления
Но главной проблемой, уже компоновочной (как указывалось выше), была система охлаждения, состоящая из нескольких радиаторов со сложной системой подвода и выпуска воздуха:
В конечном итоге были выбраны другие пути, реализованные в самолетах Р-47 и Р-51, не в последнюю очередь диктовавшиеся успехами «классического» моторостроения и аэродинамики.
Однако потребуйся истребителям ВВС США сопровождать бомбардировщики на существенно бóльших, нежели в реальности, дистанциях – способные совершать сверхдальние полеты сверхтяжелые истребители вполне могли найти свое место в ВВС.
http://www.airwar.ru/enc/fww2/p69.html и другие источники