Военно-техническое сотрудничество СССР и Италии по созданию морской техники и вооружений в 1930-е годы

3

 

Советский Союз накануне Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) сотрудничал с экономически развитыми государствами. Одной из таких стран являлась Италия. В данной статье раскрыты основные направления военно-технического сотрудничества СССР со своим партнером в области военно-морской техники и вооружения в 1930-е годы. На основе архивных материалов показано, какое значение придавало руководство страны данному сотрудничеству, в том числе строительству крейсеров и лидеров эсминцев.

В 1930-е годы Советский Союз вел активное военно-техническое сотрудничество с экономически развитыми западными странами. Особая роль отводилась морскому техническому сотрудничеству с Италией, являющейся в исследуемый период непризнанным лидером в области создания военно-морской техники и вооружения. В августе 1930 года, находясь на отдыхе в Сочи, руководитель государства И. В. Сталин, встречаясь с начальником морских сил (МС) Р. А. Муклевичем, указал на необходимость немедленной отправки группы морских специалистов в Италию для ознакомления с достижениями в технике и тактике итальянского флота. На этой же встрече обсуждался вопрос о заказе крейсера итальянской постройки [4, д. 106, л. 275].

Вместе с тем 13 августа 1930 г. на заседании Революционного Военного Совета (РВС) СССР был заслушан доклад о поездке в Италию специалистов технического управления МС РККА В. Н. Меженова и С. А. Федорова. По вопросу «Заказ вооружений итальянской промышленности; привлечение технической итальянской помощи» [Там же, л. 1-9] РВС постановил:            

  Федулов С. В., 2014 ISSN 1997-292X    № 3 (41) 2014, часть 2               203

  1. провести оптовые закупки моторов «Изотто-Фраскини» (для торпедных катеров) – 125 шт., торпед

(для катеров и эсминцев) – 100 шт., (для подводных лодок) – 50 шт.;

  1. провести закупки в качестве образцов: гидроакустических приборов, оборудования и вооружения подводных лодок, приборов управления артиллерийским огнѐм, прицелов;
  2. получить техническую помощь по военному судостроению, производству торпед и мощных авиамоторов (для катеров).

Выполняя поручение руководства страны, командование МС направило в Италию группу военноморских специалистов в количестве 11 человек. Руководил комиссией А. К. Сивков (начальник технического управления МС), в еѐ состав входили специалисты по торпедам, артиллерии, электросвязи, подводному судостроению, механике, электрике сильного тока [Там же, л. 16].

Задачи комиссии были сформулированы специальной директивой РВС СССР, советские специалисты выехали в Италию 15 сентября 1930 г. и возвратились в СССР 29 декабря 1930 г. За это время они посетили Ливорно – центр обучения командного состава итальянского флота; Специю – главную базу итальянского флота в Тирренском море; Геную – основной центр судостроительной промышленности на северо-западе Италии; Милан – главный промышленный центр Италии; Флоренцию – центр минного производства; Фиуме – торпедный завод «Уайтхед»; Триест и Монфальконе – центры судостроительной промышленности на северовостоке Италии; Венецию – венецианский арсенал; Неаполь – центр торпедного производства; Таранто – главную базу итальянского флота действующего в Адриатическом море [Там же, л. 251-252].

Во время командировки членам группы в морском министерстве Италии были представлены: детальные чертежи антенной мины; секретное описание центральной наводки морской артиллерии; показаны артиллерийские зенитные установки итальянского флота системы «Минизини»; подлинные договоры на поставку торпед и сообщены цены, по которым морское министерство платит производящим вооружение компаниям. С председателем комиссии А. К. Сивковым морской министр Италии А. Сириани встречался пять раз, и, как отмечал руководитель группы, «итальянцы широко шли на встречу в вопросах ознакомления с техникой, и были осторожны в вопросах оперативно-тактического искусства» [Там же, л. 260-268].

12 января 1931 г. начальник морских сил Р. А. Муклевич докладывал наркому обороны К. Е. Ворошилову о необходимости скорейшего заказа в Италии предметов вооружения на основании предложений, привезѐнных группой А. К. Сивкова, и вынесении этого вопроса для рассмотрения правительством [Там же, л. 269]. После обсуждения в Наркомате обороны (НКО) данного доклада, в Комитет Обороны (КО) Совета Народных Комисаров (СНК) СССР 18 марта 1931 г. был представлен план заказов Управления Военно-Морских Сил (УВМС) в Италии [Там же, л. 272]: по торпедам – 45 комплектов с запчастями, полуфабрикатами, ящиками ключей – на сумму 1 374 400 руб.; по минам – антенные (50 шт.), буксируемые (5 шт.) и 2 трѐхтрубных торпедных аппарата системы завода Силурифичио – на сумму 426 тыс. руб.; по артиллерии – артиллерийские установки системы Минизини (16 орудийных установок), приборы центральной наводки системы Галилео (3 комплекта); механическая трубка для зенитного снаряда системы Галилео; регулятор «Факини» (10 комплектов); дальномеры стерео трехметровый и пятиметровый (10 шт.) – на сумму 2 270 000 руб. (зол.).

Вместе с планом был представлен и проект Постановления КО СНК СССР, утверждающий данный план и определяющий основные мероприятия его реализации [Там же, л. 273]. Однако решение этого вопроса затягивалось, что вынудило Начальника МС Р. А. Муклевича обратиться с письмом к Генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину, в котором, он, вспоминая прошлогодний разговор о командировке группы моряков в Италию, докладывал, что группа под руководством А. К. Сивкова проработала два месяца, вернулась с богатым материалом и наблюдениями. «И действительно у итальянцев морская техника весьма высока. Как в кораблестроении, так и морском вооружении они ушли далеко вперѐд. На фоне итальянских достижений особенно ―бросается в глаза‖ наша отсталость по торпедам, зенитной артиллерии, специальным снарядам и приборам управления огнѐм. После возвращения т. Сивков составил и представил точную заявку на необходимые заказы для морского флота. Вышло Постановление Политбюро о том, чтобы дать необходимые контингенты для этих заказов; тем не менее, вопрос окончательного решения не получил и ―опвис в воздухе‖. Время идѐт, хороших торпед и зенитной артиллерии у нас нет, промышленность наша безуспешно бьется над решением тех задач, которые за границей давно уже решены. Давая указания о поездке наших специалистов в Италию в августе прошлого года, Вы придавали огромное значение нашим связям с итальянцами именно по морской линии, говорили даже о возможности заказа крейсера, теперь это дело застопорилось, боюсь, что Вы об этом не знаете. Докладываю и прошу Вашего личного вмешательства» [Там же, л. 274-275].

Данное письмо тут же возымело действие, 5 апреля 1931 г. вышло Постановление КО СНК «Разрешить вести переговоры о заказе в Италии вооружения (торпед, зенитной артиллерии и приборов управления огнѐм).

Сумму определить 4.000.000 руб. сверх существующих контингентов» [Там же, л. 276].

Таким образом, начались закупки как оптовые, так и опытных экземпляров итальянской морской техники и вооружений Советским Союзом. Контроль за выполнением заказов возлагался на торгпреда СССР в Италии А. А. Васильева и военно-морского атташе Л. В. Анципо-Чикунского. Данные должностные лица, в свою очередь, обратились к НКО и начальнику МС РККА с просьбой оказать помощь в формировании инженерного отдела торгпредства. А также прислать в Италию специалистов (опытных и высококвалифицированных инженеров), наблюдающих за выполнением заказов, которые должны были принимать выпущенную продукцию [Там же, л. 279-283] (аналог военпредов на отечественных предприятияхприм. автора). На основании этого ходатайства все необходимые мероприятия были выполнены.

 

Закупки морских вооружений велись в соответствии с заключенными договорами. Так, 15 августа 1932 г.

НКО К. Е. Ворошилов докладывал председателю Совета труда и обороны (СТО) СССР В. М. Молотову: «Поручение данное т. Сивкову в отношении зенитных систем выполнено и им доложено, что после тщательной проверки систем Минизини с системами Ансальдо, комиссия остановилась на необходимости приобретения систем Минизини и заключила договор на изготовление и поставку в Советский Союз 12 зенитных установок, на сумму 1.050.000 руб.» [Там же, д. 155, л. 1-2]. 18 августа 1932 г. Постановлением СТО СССР данный договор был утверждѐн, и выделена необходимая сумма [Там же].

На основании данного решения 22 августа 1932 г. импортное управление Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ) направило фирме «Одеро-Терни-Орландо» («О.Т.О.») (Генуя) заказ № 53/15, реализуя который фирма «О.Т.О.» продала Советскому Союзу 12 систем 2-х орудийных зенитных установок типа 100/47 адмирала Минизини с комплектующими (принадлежности, приспособления, запчасти) [Там же, л. 14]. Полученные образцы тщательно изучались с целью освоения их производства отечественной промышленностью.

В соответствии с Постановлением КО СНК СССР от 5 апреля 1931 г. и заключѐнных договоров, Советский Союз получил от итальянских фирм военную продукцию, определѐнную планом заказов УВМС  от 18 марта 1931 г., а именно: морскую зенитную артиллерию, дальномеры, приборы центральной наводки, перископы, мины, торпеды.

Вместе с тем 16 декабря 1933 г. начальник МС РККА докладывал НКО и председателю РВС о необходимости приобретения у итальянской фирмы «Уайтхед-Фиуме» ещѐ одной партии скоростных торпед (50 узлов) в количестве 50 штук. Данная необходимость обосновывалась потребностью увеличить торпедный боезапас скоростными торпедами и получить возможность освоения производства отечественной промышленностью данного типа вооружения, в виде образца. А 19 декабря 1933 г. НКО и председатель РВС обратился к председателю СТО СССР В. М. Молотову с ходатайством о закупке 50-ти торпед у фирмы «Уайтхед» в г. Фиуме. И уже 21 декабря 1933 г. вышло постановление СТО СССР о закупке вышеуказанного вооружения и предоставления необходимых средств, для его приобретения [Там же, д. 235, л. 8-10].

Справедливости ради, отметим, что советские инженеры и конструкторы рассматривали итальянские образцы торпедного вооружения именно как помощь при создании отечественного производства торпед.

Реализуя принятый курс военно-технического сотрудничества с Италией в области морского вооружения и техники, 28 сентября 1933 г. вышло Постановление КО СНК СССР «О приобретении иностранной технической помощи по постройке крейсеров». В соответствии с данным Постановлением было определено следующее: «Предложить Наркому Тяжелой Промышленности (НКТП) тов. Орджоникидзе немедленно пригласить в СССР представителей итальянской фирмы ―Ансальдо‖ для переговоров о заключении договора на техническую помощь по постройке крейсеров и покупке механических установок для одного крейсера. Первый крейсер строить в г. Ленинграде, место постройки второго крейсера установить особо» [Там же, д. 498, л. 202]. Дальнейшей реализацией данной программы стало Постановление КО СНК СССР от 17 февраля 1934 г. «О результатах переговоров по иностранной техпомощи для постройки крейсеров», в котором, в частности, указывалось НКТП продолжить переговоры с фирмой «Ансальдо» и заключить в кратчайший срок договор на техпомощь по крейсерам. Постановлением также принималась предъявленная фирмой стоимость заказа в 3000000-3300000 руб. за крейсер и техпомощь [Там же, д. 499, л. 14].

Реализуя решения советского правительства, в марте 1934 года был заключѐн договор Центрального конструкторского бюро судостроения (ЦКБС-1) (Главморпром) с итальянской фирмой «Ансальдо» о техпомощи по судостроению. Условия договора были следующие: «1. В результате получения механизмов и техпомощи по судостроению от итальянской фирмы, должен быть построен крейсер со следующими характеристиками:

вооружение: 6 – 180 мм орудий в 3-х парных башнях, 6 – 100 мм зенитных орудий, 6 – 45 мм полуавтоматов, 2 – 3-х трубных торпедных аппарата, 2 – самолѐта на катапультах, прибор управления артиллерийским огнѐм (ПУАО), мины и глубинные бомбы; водоизмещение стандартное – 7.000 тонн.

2. В соответствии с договором фирма поставляет: полный комплект главных и вспомогательных механизмов (перечень прилагался); техпомощь по постановке производства перечисленных выше механизмов на заводах СССР. А также данные технологического процесса, калибров, шаблонов, приспособлений и устройств, необходимых для изготовления этих механизмов в Советском Союзе. Фирма направляла в СССР своих инженеров (18-24 чел.) и техников для обучения и руководства работами на заводах и, наконец, обучения советских инженеров (12 чел.) и рабочих (10 чел.) на своих заводах. Помимо этого, предоставлялся комплект чертежей, расчѐтов и спецификаций по корпусной части крейсера ―Монкукколи‖, одного из наиболее новых крейсеров итальянского флота, вступающего в строй в 1935 году, а также теоретические чертежи и чертежи винтов для запроектированного крейсера и эсминца» [3, д. 56, л. 20-29].

Договором также были определены обязательства и гарантии фирмы, стоимость техпомощи – 

3 750 000 зол. руб. [Там же].

По согласованию с фирмой «Ансальдо» в Италии с целью приема иностранной техники в исследуемый период находились 26 инженерно-технических работников [Там же, л. 11-12].

Кроме того, в Италию были направлены еще 4 инженера (специалисты по электрооборудованию, главным турбинам и вспомогательным механизмам) и 10 рабочих для обучения и освоения производственных процессов. Всего проходили изучение производства механизмов в Италии 8 инженеров, 1 мастер и 10 рабочих [Там же, л. 13].

ISSN 1997-292X                                                     № 3 (41) 2014, часть 2                                                                            205

В своем докладе от 15 октября 1934 г. «О ходе выполнения морских заказов в Италии», военно-морской атташе Л. В. Анципо-Чикунский отмечал: «Специалисты едут из СССР не той специальности и квалификации, как требуется ходом работ. Ряд заводов-смежников и ряд цехов оказались без приемки. У Председателя приемки нет зама, его заваливают бумагами, а Торгпредство дало ему указание ни одной бумажки фирмы не оставлять без ответа в тот же день. ЦКБС-1 не дали сведений об оборудовании нашего Харьковского завода (литье и поковка), предложив фирме писать технологический процесс на базе собственного оборудования, а через 2 месяца прислали наши данные. Теперь представители фирмы говорят, что оборудование настолько различается, что необходимо делать процесс заново (опоздание заказа – два месяца). Приемщики приезжают без знания языка, приезжающие даже не знают содержания договора, так что подготовка людей в Союзе отсутствует» [Там же, л. 17]. Замечания военно-морского атташе были учтены. СССР получил необходимую техническую помощь от Италии.

Таким образом, реализуя данный договор, в Советском Союзе был построен крейсер «Киров» – головной из серии 6 кораблей данного класса. Однако в СССР была создана собственная научная, производственная база отечественного судостроения и итальянская техническая помощь только обогатила еѐ.

С начала 1935 года представители СССР начали вести переговоры с итальянскими фирмами о получении технической помощи по постройке лидера эсминцев, так как руководство французских фирм «Фив-Лилль» и «Шантье де Франц» отказали в ней. Переговоры вели торгпред СССР в Италии Б. С. Беленький и военноморской атташе в Италии Л. В. Анципо-Чикунский. Решался вопрос о строительстве лидера эсминцев водоизмещением в 2400-2600 тонн. Итальянскую сторону представляли три фирмы, которые предлагали цену: «Ансальдо» – 36 млн лир; «Адриатика» – 22 млн лир; «Одеро-Терни-Орландо» – 19 млн лир (и дополнительно 30 млн лир за полную постройку нового корабля).

Советские представители докладывали НКО СССР К. Е. Ворошилову: «Итальянские верфи, имеющие опыт строительства лидеров и сделав нам предложение, убеждают нас, что для правильной поставки техпомощи необходимо было бы поручить им постройку одного лидера полностью и, наряду с этим, приступить к постройке такого же у нас с тем, что для этого второго, они поставят необходимые механизмы и окажут нам по договору полную техническую помощь. По этому их варианту, группа наших инженеров могла бы работать здесь на постройке одного лидера в Италии, знакомясь тут же со всей техникой и организацией его строительства и, одновременно с этим, на лидере, который начат был бы строительством у нас, могли бы работать итальянские инженеры и конструкторы» [4, д. 305, л. 8-9].

Постройка лидера эсминцев была поручена фирме «Одеро-Терни-Орландо», которая «запросила за строительство корабля, комплект механизмов для второго судна, строящегося в СССР, и всю техническую помощь всего 41 млн итальянских лир» [Там же].

Выбор в пользу этой фирмы советскими представителями был сделан ещѐ и потому, что принимались во внимание более высокие технические показатели лидера эсминцев, предложенные фирмой «Орландо», еѐ опыт в постройке кораблей подобного типа и еѐ мощное конструкторское бюро [Там же, л. 39-41]. Договор на строительство лидера эсминцев был подписан руководством фирмы «Одеро-Терни-Орландо» и представителями «Судопроекта» (НКТП) 9 сентября 1935 г., стоимость заказа составляла 44 млн итальянских лир [5, д. 20, л. 33]. Кораблю было присвоено наименование «Ташкент», первоначально он был предназначен для вступления в состав Балтийского флота. Однако сложившаяся в Европе ситуация вынудила 1 ноября 1938 г. народного комиссара ВМФ (НКВМФ) СССР М. П. Фриновского доложить председателю КО СНК СССР по лидеру «Ташкент»: «Чтобы избежать провокаций со стороны итальянцев, в связи с расширением отечественного судостроения, базирование корабля с итальянской сдаточной командой и администрацией в г. Ленинграде не желательно, поэтому необходимо переводить приѐмку в Одессу» [Там же, д. 22, л. 129]. В конце ноября 1938 года НКВМФ сообщал народному комиссару иностранных дел (НКИД) М. М. Литвинову: «Лидер ―Ташкент‖ предназначался для Балтийского флота, но в связи с нежелательностью прохода через Гибралтарский пролив, вступает в состав Черноморского флота. Лидер пройдѐт через проливы под итальянским флагом, с итальянской командой и без вооружения. Может возникнуть необходимость сообщения турецкому правительству сведений о вступлении этого корабля в состав Черноморского флота» [6, д. 140, л. 5].

В мае 1939 года лидер «Ташкент» прибыл в г. Одессу. Несмотря на то, что этот корабль строился в Италии, отдельные виды работ выполнялись отечественной промышленностью, а именно: часть чертежей корпуса разрабатывало конструкторское бюро завода № 190 им. Жданова; радиоаппаратура производилась Электромеханическим трестом; торпедные аппараты были изготовлены заводом № 103; достройка корабля осуществлялась на Николаевском заводе № 198; всѐ вооружение, боезапас, навигационная аппаратура, штурманское оборудование и др. [5, д. 22, л. 135].

Таким образом, в исследуемый период руководство Советского Союза, взяв курс на военно-техническое сотрудничество в области морской техники и вооружения с экономически развитыми странами, особое внимание уделяло связям с Италией. Именно с итальянскими фирмами, производящими продукцию военноморского назначения, наиболее плодотворно, многопланово и всесторонне взаимодействовали государственные и военные органы СССР. В результате этого сотрудничества Советский Союз приобрел образцы новинок морской зенитной артиллерии, дальномеров, перископов, торпед. Получена помощь в строительстве крейсеров и лидеров эсминцев. Советские конструкторы, инженеры и техники ознакомились с конструктивными особенностями кораблей (механизмов, оборудования); технологией, организацией их постройки. Всѐ это обогатило научно-техническую и производственную базу отечественного военного судостроения, которая в конце 1930-х годов позволяла строить любые корабли любых классов, о чѐм красноречиво свидетельствовала принятая руководством СССР в 1938 году «Большая» программа военного судостроения.

Список литературы

  1. Афонин Н. Н. Лидер «Ташкент» // Мидель-шпангоут. 2008. № 15.
  2. Золотарѐв В. А., Шломин В. С. Как создавалась военно-морская мощь Советского Союза. М. – СПб.: АСТ; Полигон, 2004. Кн. 1. 479 с.
  3. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. Р-441. Оп. 14.
  4. РГАВМФ. Ф. Р-1483. Оп. 1. 5. РГАВМФ. Ф. Р-1678. Оп. 1.
  1. РГАВМФ. Ф. Р-1877. Оп. 1.
  2. Федулов С. В., Щерба А. Н. Военно-техническое сотрудничество СССР со странами Запада в 20-30-е годы XX века. СПб.: ВКА им. Можайского, 2005. 56 с.
  3. Щерба А. Н. Военная индустрия Санкт-Петербурга – Ленинграда в 1900-1941 годы. М. – СПб.: Изд. Политехникасервис, 2012. 448 с. 

Ссылка на статью:

http://www.gramota.net/materials/3/2014/3-2/58.html

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account