В продолжении темы поднятой в посте Музы не молчали. Что рисовала Красная армия в боевых документах предлагаю художественный взгляд с другой стороны фронта, в АИ произведении Алексея Щербакова «Журналисты не отдыхают» встретил упоминания о немецком художнике Хансе Лиске из роты пропаганды вермахта, который создал новый стиль батальной живописи, заинтересовался этой темой и вот что я нарыл.
Ханс Лиска был, пожалуй, самым известным немецким художником, работавшим в годы Второй мировой. Всю войну он прослужил в одной из рот пропаганды. Ведь немцы «к штыку приравняли перо» в самом что ни на есть прямом смысле слова — выделили пропаганду в особый рот войск. Солдаты-пропагандисты должны были уметь не только писать репортажи, снимать эффектные фотографии и не менее эффектные кинокадры, рисовать фронтовые пейзажи. Они проходили и обычную военную подготовку немецкого пехотинца. В нашей стране фронтовые корреспонденты тоже проходили военную подготовку и получали офицерские звания, но все же в отдельный род войск пропагандистов у нас никто не выделял. Будущий солдат-пропагандист родился 17 ноября 1907 года в Вене. Закончил Венскую Школу Прикладных Искусств, где его наставником был Бертольд Лёффер — друг знаменитого художника Оскара Кокошки. По окончании этой школы Лиска продолжил обучение в Швейцарии и в Мюнхене. Он с детства мечтал работать иллюстратором в журналах и в 1932 году его мечта сбылась — его рисунок был напечатан в Berliner Illustrierte, самом известном и самом престижном немецком журнале, на страницах которого печатали работы только художников с именем. Увидеть свой рисунок в этом журнале для молодого художника означало только одно — жизнь удалась, теперь не будет никаких проблем с трудоустройством. И действительно в 1933 году он заключил контракт с Ullstein Verlag — одним из крупнейших издательств Германии. Его работы, опубликованные этим издательством, принесли ему известность не только в Германии. В 1939 году его призвали в армию, но, разумеется, на передовую как простого пехотинца известного художника никто отправлять не стал. На передовую он попал в составе одной из рот пропаганды. Такие роты придавались каждой немецкой армии. Это были подразделения, обладавшие некоторой свободой действий — они могли сами выбрать тот участок фронта, на котором им освещать военные действия. Часто рота разделалась на отдельных бойцов, которые действовали в составе самых обычных подразделений Вермахта. Судя по рисункам, Лиска далеко не всегда искал вдохновения в тылу, он имел представление и о переднем крае. Его рисунки публиковали не только ведущие немецкие журналы, такие как Signal, но и журналы нейтральных стран. За годы войны были изданы два сборника его рисунков.
В послевоенные годы, Лиска вместе с женой Элизабет обосновался в Франконии (южная Германия), в Schesslitz. Там он основал журнал «Быстрый», вместе с фотокорреспондентом Хилмар Pabel, в Wattendorf. В период экономического подъёма страны Ханс Лиска в течение девяти лет работал в области рекламы автомобильной промышленности, в основном с Daimler-Benz, а в последствии — и со многими другими крупными компаниями. Кроме того, его творчество включает иллюстрированные отчёты о путешествиях.
Ханс Лиска обладал безграничной любознательностью, постоянно пытался захватить сущность реальности людей и вещей. Он был исключительный художник, который всегда оставался верен себе, никогда не колеблется.
Лиска умер на второй день Рождества 1983 года, внезапно и неожиданно в середине его творческой карьеры в то время как раз читал одну из своих знаменитых шуток.
Рисунки распределены по тематике.
Греция и Крит
Дорога снабжения в Греции.
Немецкий парашютист, Крит.
Пленные индийцы в Каламате, Греция.
Погрузка бомб.
Штуки возвращаются с задания на Крите на восходе. На заднем плане — афинский Парфенон.
Советский Союз
Советский счетверенный пулемет (справа). Горный стрелок (в нижнем правом углу).
На дороге Белосток-Минск.
После оккупации советского аэродрома на него были доставлены провиант и топливо.
Полевой аэродром. Пикирующий бомбардировщик Ю-87
Советские пленные.
Советские самолеты уничтоженные на аэродроме.
Уничтоженные советские самолеты крупным планом.
Эти самолеты были уничтожены одной бомбой Штуки. На следующий день наши самолеты взлетели с этого аэродрома.
Севастополь
Конец полета
Конец русской тяжелой батареи в Севастополе.
Огонь мортиры.
Разминирование.
Франция
Ju52 смог вернуться на аэродром после повреждения.
Ju87 по пути в Кале.
Ju87 успешно приземлился только на одном колесе.
Ju88.
Береговой плацдарм Дьеппа, 1942.
Гавр, 1940.
Летчики Люфтваффе.
На кресле через Париж. Наверное, двигатель работает на коньяке Hennessy.
На повозке.
Французские беженцы на большаке между Аббевилем и Руаном.
Пилот Ju88.
Поднос боеприпасов.
После английского пребывания в французском замке. (Ну типа культурные немцы на захваченных территориях не гадят)
Ремонт Ju87 на аэродроме.
Рота пропаганды в действии.
Снабжение.
Транспортный самолет Ju52.
Франция, 1940.
Целая радуга, какой ее видит летчик. Это было встречено с недоверием, но подтверждено метеорологом.
Просто подборка рисунков:
Замена двигателя Jumo 211 на Ю-87 прямо на полевом аэродроме
Ремонт двигателей на Ю-88
Штурмовая группа
Перед атакой
Уличный бой
И еще один уличный бой
В руинах Сталинграда
Вернемся во Францию 40-го года. Комментарии излишни
Дюнкерк. 1940.
Авиаудар
Под огнем противника
Источники: https://propagandahistory.ru/226/Voennaya-zhivopis-Tretego-Reykha—KHans-Liska , https://sfw.so/1148995135-hans-liska.html , https://yandex.ru/images/search?rpt=simage&noreask=1&source=qa&text=%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81%20%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0&stype=image&lr=11011