Внезапные и вероломные. Эскадренные миноносцы типа «Акацуки». Япония

16

С треском лопнул кувшин:
Ночью вода в нем замерзла.
Я пробудился вдруг.
Басё

Япония стала одной из стран, уделявших большое внимание миноносцам. Слишком сильно они соответствовали самурайскому духу и скромным финансовым возможностям обновленной империи. В конце 19-го века японские адмиралы успели поэкспериментировать со всеми имеющимися школами создания торпедных кораблей. Японский флот одновременно имел в строю миноносцы английской, французской и немецкой постройки. Посмотрев всех, японцы свой выбор сделали в пользу английской судостроительной школы. К началу войны с Россией все японские эсминцы (около двух десятков) были либо британской постройки фирм «Ярроу» и «Торникрофт» либо японской постройки по английскому проекту.

Внезапные и вероломные. Эскадренные миноносцы типа «Акацуки». Япония

Следующий выбор японцам надо было делать между концепциями Ярроу и Торникрофта, ведущих английских производителей торпедных кораблей. По программе 1896 года обоим фирмам заказали 6 «тридцатиузловых» истребителей. Заказанные у «Ярроу» получили обозначение тип «Икадзути».

По военному бюджету 1898 года в рамках ко­раблестроительной программы 1896 года японцы заказали Ярроу и Торникрофту еще по два истребителя “улучшенного типа”. Единственным дополнительным требованием Морского Генерального штаба стала 31- узловая скорость.

Ярроу на базе ранней серии эсминцев типа «Икадзути» до­вел номинальную мощность машин до 6500 л.с. благодаря применению кот­лов с повышенным давлением пара и выполнил условия контракта.Снова бо­лее удачным признали проект Торникрофта.

Новые эсминцы получили традиционные имена в честь явлений природы, Рассвет и Туман, «Акацуки» и «Касуми» (暁 型 駆 逐 艦, Акацукигата кучикукан). Оба были заказаны 5 ноября 1900 года. Построили их на лондонской верфи Ярроу в Кубиттауне округа Поплар.

На трехчасовых испытаниях 20 ноября 1901 года «Акацуки» развил 31,121 уз, а затем на шестимильном отрезке 31,3 уз (при индика­торной мощности 6450 л.с.). 29 января 1902 года на испытания вышел «Касуми» и продемонстрировал 31,295 уз во время трехчасового пробега.

От исходной серии типа «Икадзути» они отличались помимо более мощной силовой установки конструкцией руля. В предыдущем проекте руль был полубалансированным, и часть его располагалась над ватерлинией, что могло привести к выводу руля из строя случайным попаданием.

Японские адмиралы ограничились заказом всего двух кораблей, предполагая использовать британские технологии для модернизации имеющихся эсминцев и далее строить корабли этого класса только на своих верфях.

«Акацуки» и «Касуми», как самые современ­ные и совершен­ные эвминцы япон­ского флота, входили в 1-й отря­д истребителей.

Эскадренные миноносцы класса "Акацуки" (暁型駆逐艦, Акацукигата кучикукан)


Эскадренные миноносцы класса «Акацуки» (暁型駆逐艦, Акацукигата кучикукан)

«Акацуки» IJN «Akatsuki» 暁 («Рассвет»). Yarrow & Co, Кьюбитт-Таун, Поплар, Лондон. Заложен 10 Декабря 1900. Спущен на воду 13 Февраля 1901. Вступил в строй 14 Декабря 1901 Погиб на мине у Порт — Артура 17 мая 1904 г. Списан 19 октября 1905 г.

«Касуми» IJN «Kasumi» 霞 («Туман»). Yarrow & Co, Кьюбитт-Таун, Поплар, Лондон. Заложен 1 Февраля 1901. Спущен на воду 23 Января 1902. Вступил в строй 14 Февраля 1902. Разоружен 1 апреля 1913
года, разобран 1 июля 1920 года .

Водоизмещение: нормальное длинных тонны (369 тонн), полное 415 длинных тонн (422 тонн). Длина 68,45м (67,29 между перпендикулярами). Ширина 6,26 м. Осадка 1,73 м.

Двигатели: 4 котла Ярроу, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения. 2 винта, 6500 л.с., 30-31 уз. Запас топлива 40/89 тонн (уголь). Экипаж 60-62 человек.

Артиллерия: одна 76мм/40 12-фунтовая морская пушка QF, пять 57мм/40 QF 6-фунтовый Hotchkiss. Два торпедных аппарата 457-мм (2×1).

К началу 1904 года была проведена модернизация по доведению до уровня более современных эсминцев типа «Харусамэ» (замена носового 57-мм орудия на 76-мм, установка радиостанции).

Конструкция эсминцев аналогична проекту четырехтрубных истребителей Королевского флота B-класса («Тридцатиузловых»). Конструкция носовой части с плоской палубой и «горбатым» баком была оптимизирована для высокой скорости, но при плохой погоде способствовала заливанию. Мостик и носовое орудие располагались слишком низко и были всегда «мокрыми». Котлы и машины занимали более половины объема корпуса. С учетом запасов топлива и вооружения места под жилые помещения оставалось очень мало.

Эсминцы имели силовую установку из двух паровых машин тройного расширения и водотрубных котлов.

Вооружались эсминцы одним скорострельным QF 12-фунтовым орудием на баке, пятью скорострельными QF 6 фунтовыми пушками Hotchkiss (две расположены в ряд у боевой рубки, две между трубами и одна на квартердеке ) и двумя одинарными торпедными трубами для 18 дюймовых (460 мм) торпед.

Новенькие эсминцы прибыли в Японию за полтора года для войны, в самый раз для освоения экипажами и отработки основных боевых навыков. «Акацуки» добрался до Йокосуки 7 мая 1902 года, а «Касуми» 25 июня.

В ночь на 9 февраля 1904 года, когда японские миноносцы атаковали русские корабли на внешнем рейде Порт-Артура, оба истребителя были задействованы.

Хотя японская атака была совсем на «тоненького», из-за отсутствия достоверных разведданных силы японских торпедоносцев были разделены и шли практически наугад, но им помогла и удача и русское командование, полностью проигнорировавшее опыт японо-китайской войны.

Истребители сыграли в атаке основную роль, их торпеды поразили эскадренный броненосец «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Торпеды «Сиракумо» и «Асасио» попали в эскадренный броненосец «Ретвизан». Всего было повреждено три корабля, в том числе два сильнейших броненосца эскадры. «Цесаревич» восстановился лишь к июню.

Японские миноносцы шли с огнями, имитируя российские корабли, благо силуэты английских прототипов были теми же. Ответный огонь русские открыли только после пуска торпед. И ни в кого не попали.

Следующее знаковое боестолкновение произошло в ночь на 10 марта, когда четыре истребителя 1-­го отряда капитана 1-го ранга Асайи («Акацуки», «Касуми», «Сиракумо», «Асасио»), на подходе к Порт-Артуру столкнулись с четырьмя русскими эсминцами отряда капитана 1-го ранга Матусевича- «Выносливый», «Властный», «Внимательный» и «Бесстрашный».

Первыми противника обнаружили и атаковали русские в 4-35 внезапным артиллерийским огнем, японцам пришлось остановиться, чтобы определить источник угрозы, «так как мы находились в полном освещении Луны, а неприятель, по-видимому, скрывался в тени гор, то пришлось остановиться, чтобы разглядеть, где находится неприятель».

«Миноносец «Асасиво» в 4.37 заметил с кормы по правому борту три неприятельских судна, как будто бы миноносца; не успели оглянуться, как один из них был уже на расстоянии около 200 метров, нажимая на наш миноносец и ведя сильную пальбу. Затем неприятель, обойдя «Асасиво» с кормы, подошел к нему с левого борта почти вплотную, так, что можно было рукой бросить снаряд, и продолжал вести бой на параллельном курсе, стреляя в нас правым бортом.

Тем временем наши снаряды не падали даром, там и сям раздавались звуки взрывов и поднимались всплески воды. В наш миноносец также попало восемь снарядов, которыми был убит один нижний чин и легко ранено три. Вдруг неприятель, по-видимому, получив повреждение в котлах, вышел под нос миноносца, сильно паря, и остановился. «Асасиво», чтобы избежать столкновения, быстро повернул влево и в то же время из носовой пушки под углом снижения выпустил два снаряда по неприятелю. Видно было, что один из них, попав в цель, разорвался, подняв столб пламени и дыма… «Касуми» был неожиданно обстрелян неприятелем в тот момент, когда он поворачивал.

Но так как мы находились в невыгодном положении, будучи освещены луною, то не могли сразу обнаружить неприятеля, который оставался в темноте; поэтому, опасаясь стрелять, чтобы не подбить своих же миноносцев, «Касуми» некоторое время осматривался… Наконец, заметил у себя по левой раковине на расстоянии 200—300 метров два неприятельских миноносца и открыл по ним огонь… Неприятель, осыпаемый нашими снарядами, мужественно сражался, когда вдруг, после одного попавшего нашего снаряда, сразу уменьшил ход и отступил.

Пройдя у него по носу и освещая его прожектором, увидели, что он полностью остановился, почему, вновь стреляя в него, пошли вперед вдогонку за «Сиракумо». В этой перестрелке в «Касуми» попало более десяти снарядов. Был убит один нижний чин, тяжело ранены механик Минамидзава Ясуо и два нижних чина».«Описание военных действий на море в 37—38 годах Мейдзи»

Увы, флагманский «Выносливый» сразу получил попадания и повреждения, а Матусевич был ранен. «Властный» попытался таранить «Асасио», но проскочил в 10 метрах за кормой противника. Зато торпедные аппараты удалось разрядить практически в упор. Из двух торпед одна попала как раз в центр корпуса.

после взрыва «Асасиво», «накренившись на правый борт и осевши на корму, стал быстро погружаться, причем нос сильно поднялся. (…) Стрельба с него прекратилась, и он пустил вверх невысокую тонкую ракету… причем кормовая часть его уже сравнялась с водой».

Но это из русского донесения.

Активная перестрелка продолжалась минут 20, после чего японцы вышли из боя, якобы обнаружив еще три русских миноносца.

«в этот момент по носу вновь появились три вражеских миноносца и, таким образом, неприятель был с двух сторон. Однако спустя немного времени неприятель стал перестреливаться между собою; таким образом, нам удалось избежать опасности и в 5 часов 20 минут утра присоединиться к своему отряду». Рапорт Асайя.

По японским официальным данным все истребители микадо вернулись на базу, правда с серьезными повреждениями, особенно у концевого истребителя «Акацуки», который даже лишился хода. Русские снаряды повредили его машину и перебили главную паровую магистраль; корабль окутался клубами пара и потерял ход. Четыре человека из его экипажа погибли и два получили серьезные ранения.

В японские корабли попало 18 снарядов, погиб­ло 7 человек и 10 было ранило. У русских три убитых и двадцать один раненый.

«Асасио» в следующий раз отметился при Цусиме, возможно, русский рапорт не ошибался.

Тактически русские победили, отогнав противника, фактически из-за слабости артиллерийского вооружения не смогли воспользоваться удобными условиями, практически нападения из засады. Вес артиллерийского залпа у стандартного японского «истребителя» был примерно вдвое больше, чем у русского.

Официально первым погибшим в войне японским миноносцем стал «Акацуки», который возле Порт-Артура в 8 милях юго-западнее полуост­рова Ляотешань, подорвался на мине с минного транспорта «Амур» в 22-00 17 мая 1904 года и затонул в координатах 38 ° 38′ ю.ш. 121 ° 05’E / 38,633 ° ю. Ш. 121,083 ° в. Корабль мгновенно затонул с 23 членами экипажа во главе с командиром. 36 человек спасли истребители его отряда. Его потерю японцы признали только 19 октября 1905 года, уже после войны.

«Касуми» участвовал в Цусимском сражении в составе 3-го отряда истребителей, но особых успехов не имел. После войны, 28 августа 1912 года переклассифицирован в эсминец третьего класса и выведен из кораблей 1-й линии. Разоружили его 1 апреля 1913 года из-за ненадежных котлов. До 1920 года «Касуми» использовали как невооруженное вспомогательное судно как судно-мишень. В 1920 году его сдали на слом.

Эсминцы неплохо проявили себя в бою и были достаточно удачливы, но японские офицеры неоднократно обращали внимание, что заявленная на испытаниях рекордная скорость в реальности не достижима. Даже русские «соколы» без проблем уходили в отрыв от 31-узловых истребителей. Кроме того нарекания вызывала скромная мореходность, вызванная опять же желанием показать рекорды скорости на мерной миле. Зато по вооружению, особенно после предвоенной модернизации, претензий не было, русские одноклассники уступали вдвое.

Источник — https://dzen.ru/a/Y7hpu1uhMh8HFrj2

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account