ВМФ Греции начала XX-го века. Карманный линкор Греции. Мечта о дредноутах. «Саламис Первый»
Карманные линкоры Веймарской республики «Дойчланд» одни из самых спорных кораблей 30-40-х годов XX-го века, оказавших влияние, а точнее внёсших смятение в военно-морские и не только горячие головы означенных и не только означенных годов. (См. Рис. 1)
Над противоядием карманным линкорам отчаяннее всего бились французы, впервые создав линейные крейсера — «истребители карманных линкоров» «Дюнкерк» и «Страсбург».
Англия наоборот вела себя сдержанно, уповая на уже имевшиеся линейные и строившиеся тяжёлые крейсера.
Карманные линкоры Веймарской республики, будучи затем в III-м Рейхе в достаточной мере справедливо переименованными в тяжёлые крейсера, тем не менее, они имели на это полное право, которое было доказано забегом «Адмирала Шеера» в Индийский океан 28.10.1940-01.04.1941 гг., целиком и полностью оправдав своё крейсерское предназначение на бумаге, а точнее на водах, в которые он потопил 17 торгашей на 113.223 GRT. (См. Рис. 2)
Тем не менее, Битва в устье Ла-Платы уже в декабре 1939-го года доказала, что от линкоров у них только название и набор орудий, но никак не защита (См. Рис. 3) и даже не быстроходность, на которой они вообще оказались неспособными к ведению точного огня из-за разноса 9-горшковых двигателей Дизеля «MAN M-9 Zu 42/58», особенно на полном ходу, что приводило к столь дикой тряске, что о точности стрельбы на ходу можно было и не мечтать и в итоге не мечталось и в итоге она немцами не добивалась. Любой двигателист выскажется о предпочтительности рядных 6-горшковых двигателей или о V-образных, как 8-поршневых, так и 12-поршневых, представляющих сборку из двух рядных 6-горшковых. Но добиться тишины и плавности работы 9-горшкового двигателя невозможно даже на бумаге. Поэтому выбор такой двигательной установки веймарскими немцами был крайне удивителен и не оправдан применением. Зато в тихих водах Варяжского моря, или кому как угодно Балтийского, в 1944-1945 гг. карманные линкоры показали себя как отменные тихоходные огневые точки, заметно помешавшие РККА в её продвижении. (См. Рис. 4, 5)
Упрись Веймарские немцы в линкорную составляющую «карманных линкоров», они могли бы получить насколько можно было бы так сказать тихоходный кораблик с отменной защитой и огневой мощью возможно даже из восьми 11-дюймовых орудий, никак не выходивших за ограничения Препохабного Версальского мира 1919 г. с аннексиями и контрибуциями, на которые не замахивался даже Кайзер Вильгельм II-ой, засылая Вову Ульянова с подельниками в двух пломбированных вагонах.
Крейсерские же назначения можно было оставить за гораздо более дешёвыми и незаметными «Алабамами», точнее за вспомогательными крейсерами «HSK», за которыми оказались записанными как восхитительные потопления 19 ноября 1941 г. «Бакланом» («Kormoran» HSK-8) австралийского лёгкого крейсера «Сидней» (HMAS «Sydney» D48), так и огребательное унизительное «самозатопление» «Бычка» («Stier» HSK-6), после избиения «либерти» «Стёпой Гопником» (SS «Stephen Hopkins») 27 сентября 1942-го года.
Зато при отказе от крейсерских назначений карманный линкор мог получиться на славу и в удовольствие удовлетвориться мощным и защищённым кораблём для прибрежных вод.
Что видела при строительстве таких кораблей вечно гадившая, но не почему-то не нагадившая в данном случае англичанка, сказать сложно. По всей видимости она делала ставку на их малочисленность, удалённость и уязвимость снабжения крейсерских «карманных линкоров», а также на многочисленность своих линейных и самолётоносных сил, а в частности на кратность немецких «карманных линкоров» собственной «стратегической кавалерии» в лице «Худа», «Рипалса» и «Ринауна», даже угроза от встречи с которыми заставила самоутопиться «Графа Шпее» в невезучих для немцев Южно-Атлантических водах, как ранее это сделал сам граф Шпее. (См. Рис. 7)
III-ий Рейх тем не менее милостиво снизойдя до строительства 8-дюймовых тяжёлых Вашингтонских крейсеров быть может и успокоил англичанку. Но во всяком случае немцы при строительстве таких кораблей как «карманные линкоры-рейдеры» возражений от англичанки не получали. (См. Рис. 8)
Скорее всего, англичане явно догадались о тупиковости такого рода «карманных линкоров» раньше, чем немцы их спустили на воду. Тем более, что у англичан уже был опыт впаривания некогда грозной сопернице на морях Испании никакущих «Испаний», неспособных испугать даже додредноут, поэтому в части «карманных линкоров» об опытах и потугах Испании вспоминать не принято.
Тем не менее, желающие приобрести именно «карманные линкоры» были и одной из таких стран была Греция.
***
Греция была первой, а точнее оказалась первой на пороге строительства или заказа для собственных нужд собственного «карманного линкора» «Саламис» (ΘΚ «Σαλαμίς») предположения о котором просто поражали сознание ещё в 1911-м году!! При 13.700 тоннах водоизмещения корабль должен был иметь шесть 14-дюймовых орудий в трёх башнях!! Не 12-ти, а именно 14-дюймовых орудия «BL 14 inch L45 Mk II»!! При этом в дополнение к ним, по всем выводам из Цусимы, устанавливалось ещё восемь 150-мм орудий. И всё это против древних броненосцев «Бранденбург» в девичестве, а в гареме Султана Мехмеда V-го «Тургут Реис» и «Хайраддин Барбаросса», против которых и 12-дюймовые орудия были излишне мощными. Но греки собрались ставить именно 14-дюймовые и оказались способными обещать вывалить за такой корабль 1.050.00 фунтов стерлингов!! Против «Бранденбургов» это был стиратель, не оставлявший турко-немцам даже призрачных надежд увидеть радостный рассвет или благодатный закат при Дарданеллах, не говоря уже о дебрях Эгейского моря, где их мог поджидать такой карманный линкор, а точнее карманный сверхлинкор.
Единственное сомнение в заявленных качествах «Саламиса I-го» вызывала возможность разогнать 13.700 тонн при поперечнике ширины корабля к его длине 1 к 6 до 23 узлов. (См. Рис. 1)
Даже 20 узлов с таким набором боевых качеств и измерений было сомнительным.
Разве что 17 узлов можно было признать достижимыми и достаточными для борьбы с «Бранденбургами», причём сразу с обоими девицами из гарема Султана Мехмеда V-го, где они оказались после удачной для немцев сделки, когда 12 сентября 1910-го года немцы в очередной раз надули турок, как ранее они это сделали отжав османов от самостоятельного строительства Багдадской железной дороги. (См. Рис. 2)
Исследование возможности установки греками на свой «карманный дредноут» 14-дюймовых орудий L45 приводят к ограниченности их применения, так как правило устойчивости стрельбой на борт требовало «длины ствола порохового орудия приблизительно не более чем половины ширины корабля», то есть при ширине в 22 метра установка даже 12-дюймовых орудий была предельно допустимым решением, которым можно было бы пренебречь разве что установкой северо-американских 330 мм. орудий за счёт понижения надводного борта и ухудшения мореходности.
Установка 14-дюймовых орудий приводила греков к печальным итогам возможности применения огневой мощи только на углах 315°-45° носом и 135°-225° кормой, что более известно как Пример Сражения у острова Чанг 17 января 1941-го года, когда сиамский броненосец «Тонбури» (HTMS «Thonburi») типа «Шри Аюти» мог стрелять по французскому лёгкому крейсеру «Ла Мотт Пике» только на этих углах, а по сути попросту не мог вести прицельный огонь по быстроходному противнику, засыпавшему его снарядами со всех углов. (См. Рис. 3, 4, 5)
К подобного рода огорчениям относятся немецкие 150 мм. орудия на эсминцах последних Мировых войн и Бой в Бискайском заливе 28 декабря 1943-го года, в ходе которого немцы оказались попросту неспособными из них стрелять по нагло-саксам.
Таким образом, вооружение «карманного сверхлинкора» 14-дюймовыми орудиями выглядит сверхизбыточным и ограничивающим боевое применение.
Возможна была установка 13-дюймовых орудий, но французских орудий «330mm/50 Modèle 1931» ещё не было даже в разработке, а Северо-Американские орудия «13″/35 caliber gun Mark 2» уже устарели, поэтому для греков прекрасным предложением были бы новейшие «12″/50 caliber gun Mark 17 (Export)», разработанные янки для аргентинских дредноутов ARA «Rivadavia» и ARA «Moreno» и обезпечивавших плавное подключение греков к дредноутной гонке, в которой их «Саламис I-ый» мог оказаться уродцем сродни «Испаний», но откровенно полезным кораблём для избиения ещё больших уродцев «Бранденбургов», разве что по дурости приобретённых турками, в очередной раз надутых немцами.
Решение греков с площади Синтагма (См. Рис. 6) приобрести «карманный линкор» в 1911-м году вызывает похвалу скорости мысли и принятия решений. Даже всего лишь год, потраченный на разработку корабля, выбор строителя и закладку уже в 1912-м году, говорит о скорости мышления, обуявшей греческое руководство.
Однако неспешность греческой разведки в лице военно-морского представителя при греческом посольстве в Лондоне конечно поражает. Турки уже год как заказали в Англии «Виккерс Барроу» сверхдредноут «Решадие» с десятью 343-мм орудиями и заложили его 01 августа 1911-го года, а точнее сразу два, так как затем был заказан и в декабре 1911-го года заложен названный в честь Султана Решада V-го «Махмуд Решад V», от которого турки потом по понятным причинам издержек на Великую Балканскую войну 08.10.1912-30.05.1913 гг. отказались, поэтому закладка по Гамбургскому счёту на Гамбургском отделении Щецинского судостроительного завода «Вулкан» («Vulcan-Werke Hamburg und Stettin Actiengesellschaft») 23 июля 1912-го года греческого «карманного линкора» выглядит немножко странным и забавным мероприятием по приобретению корабля, неспособного бороться с новыми турецкими дредноутами ни при каких раскладах.
Тем не менее достаточно бедная страна оказывается способной в самом преддверии Великой (Первой) Балканской войны выложить 7668,5 кг. золота за коробку без вооружения, при том что коробка гораздо более современного линейного крейсера «von der Tann» стоила столько же – 21,5 млн. золотых марок II-го Прусского Рейха.
Стоит также отметить, что Международное право за Щецинским заводом «Вулкан» уже отметило грязный след с Цинскими броненосцами «Диньюань» (定遠) и «Чжэньюань» (鎮遠), которые за небольшую французскую взятку были зажаты пруссаками и новейшие маньчжурские броненосцы «не успели» разметелить устаревшие уже французские «Триомфаны» в ходе Маньчжуро-французской войны 22.08.1884-04.04.1895 гг. (См. Рис. 7, 8)
Заказ у «Вулкана» при таком грязном белье был сомнительным мероприятием и сомнительно что греки сами выбрали этот завод.
Блеск и ущербность «Саламиса I-го» в этом свете конечно поражали воображение!! «Карманный линкор» из разряда «калиф на час» делал честь грекам, но только против «Бранденбургов» и совершенно ничего не предполагал против дня завтрашнего и даже уже дня вчерашнего, в котором уже был заложен «Reşadiye», против которого карманный линкор «Саламис I-ый» не мог иметь ничего в виде «перекладины над Т» Сражений при Элли и Лемносе, так как выжиманию 23 узлов при соотношении длины к ширине как 6 к 1 будет противодействовать сам Бог морей Нептун на хорошем греческом матерном ко всей Афинской Бого-матери. Менее чем при 8 к 1 добиться 23 узлов невозможно. Поэтому от первого в мире не просто «карманного линкора», а «карманного сверхлинкора» грекам пришлось отказаться в пользу вроде бы ещё более прекрасного «Саламиса II-го».
23 июля 1913-го года греческий линкор «Саламис I-ый» (ΘΚ «Σαλαμίς») был полностью перезаложен уже под новыми горячими веяниями горячих голов разгорячённых Великой (Первой) Балканской войной 08.10.1912-30.05.1913 гг. в разряде «Саламис II-ой», но уже за 12.397 кг. золота.
Именно поэтому иногда возникают разночтения с закладками корабля, которых было две в один и тот же день, но с разницей в целый год и разницей на целое поколение.
Перезакладка конечно позволяла грекам при удачном стечении обстоятельств догнаться и получить прекрасный и современный дредноут – «карманный линкор» или даже «карманный сверхлинкор», «карманный линейный крейсер» в заветах Яшки Фишера, но отсутствие суеты ещё вероятнее позволяло грекам спустить на воду свой «карманный линкор» «Саламис I-ый» уже в 1913-м и спокойно вооружать его по более позднему примеру «Ришелье» в Северо-Американских Соединённых Штатах и к 1915-1916 гг. получить искомый кораблик, который мог проплывая Гибралтарским проливом погрозить отсель даже Испании. А при 23 узлах даже удрать от убогих «Испаний» и погоняться даже за «Гебеном», а при случае и шустро накостылять ему, двигаясь на турбинах «AEG» или «John Brown».
Вторая Балканская война 29.06-29.07.1913 гг. порядком остудила пыл военно-морских греков, ушатом холодной воды на головы которых было выступление Греции на стороне Турции. Тем не менее, под шумок выстрелов скоротечной войнушки 23 июля 1913-го года линкор «Саламис» (ΘΚ «Σαλαμίς») был полностью перезаложен, но уже с совершенно другими размерами и свойствами, которые тем не мене позволяли остаться ему в разряде карманного линкора или даже карманного сверхлинкора, который на пример в шведских головах рождался-рождался, но так и не родился.
Но вот греки на удивление всем первыми в XX-м веке оказались на грани создания под свои задачи карманного линкора или даже сверхлинкора, который не родившись вовремя «Саламисом Первым», почти родился «Саламисом Вторым», но так и не стал той дорогой во многия тонны золота ложкой к обеду, каковой оказался в предидущей части добывший славы для военно-морских греков «Георгий Аверов». И тем более, Греция по ряду внутренних прежде всего и лишь затем внешних обстоятельств выбыла из разряда обладательниц так нужных ей в противостоянии прежде всего с Турцией линкоров, в нашем случае особого их вида — «карманных линкоров».
Печальность отказа от «Саламиса I-го» мрачной тенью будет омрачать все последующие военно-морские поползновения греков начала и перовой половины XX-го века, когда карманный линкор «Саламис I-ый» мог стать бальзамом на раны больного и обиженного веками хитрозадости греческого самолюбия и в кои-то веки закрепить за греками положение первооткрывателей в военно-морском деле.
Источники: