Eсли бы созданием штурмовика 70х занимались не на 'Кулоне', а шмыговцы, и копировать стали бы не YA-9, a YA-10 — что бы вышло? Вместо Frogfoot — Frogboot!
Вкратце напомню, как вышел Frogfoot. Во время Вьетнамской войны отлично зарекомендовал себя штурмовик OV-10 Bronco, но в 70х ему решили найти замену, объявив конкурс A-X. В этот момент об этом узнали в ОКБ Сухого. Несмотря на загруженность по теме Flanker, за проблему решили взяться, прекрасно понимая, что штурмовик — простая и дешевая машина, которая не требует большого напряжения конструкторских сил. Другой стороной простоты и дешевизны была прибыль серийного завода, что помогло "пропихнуть" изделие в производство.
Узнать об A-X узнали, но — ничего конкретного, так что исходили из опыта Вьетнама. Оригинальничать не стали — получился проект, удивительно напоминающий "среднее арифметическое" Bronco и Vixen. Название ему придумать тоже не напрягались — "СПб" (самолет поля боя).
Происхождение "СПб"
Следующей ступенькой к Frogfoot стала, вероятно, очередная информация, добытая по A-X: новый проект "ЛСШ" был копией Northrop YA-9, при этом, надо сказать, в нем все ощутимые плюсы "СПб" были утеряны (обзор, отсутствие гидросистемы, бустеров). Даже попытка оставить гражданские двигатели с высокой двухконтурностью (читай экономичностью), как на A-X, провалилась — что удивительно, на сей раз не по вине двигателистов. Почти нужную тягу давал АИ-25, лишь чуть меньше — и тогда Ивченко, по просьбе Сухого, разработал форсажный вариант — АИ-25Ф.
Участники A-X и "ЛСШ" с двигателями АИ-25Ф
Но такой "лосяш" требовал слишком много работы от конструкторов и был забыт. В конце концов схватили первые попавшиеся — РД-9, от старого-престарого Farmer (версия с другим положением КСА выпускалась для Flashlight), оторвав у них форсажную камеру. Существенно экономичности им это не прибавило, да и по ИК-заметности изделие родом из 50х было понятно каким. Собственно, впоследствии переход на более современные РД-33 тоже не состоялся из-за большого требуемого объема переделок мотогондол и воздухозаборников — взяли менее отличающийся Р-13 от Fishbed — тоже довольно древний. Оборудование взяли от Fitter — так получился самолет с авионикой вчерашнего дня и двигателями позавчерашнего.
"Доноры" двигателей и оборудования
При этом информация о YA-10 в ОКБ Сухого поступила,.. но Самойлович своим решением прекратил попытки скопировать и его, мотивируя временным фактором. Собственно, так и появился Frogfoot — копия YA-9 с излишне горячими двигателями (при наличии двухконтурного АИ-25Ф!), без роторной пушки (была на Frogger!), с максимальной боевой нагрузкой 4.4т (у Frogger — 4.0т!), с перегревающимися тормозами (было еще на Су-6, осталось на Fitter!). При сопоставлении Frogfoot-Frogger можно еще вспомнить число сбитых в Афганистане и учесть попытки реанимировать Cairo для Чечни, эксплуатацию на о. Цейлон и работу по земле Flogger в текущем конфликте.
CAS одного размерного класса
Альтернатива: "А если бы созданием штурмовика 70х занимались не на 'Кулоне', а шмыговцы, и копировать стали бы не YA-9, a YA-10?".
Итак: в ОКБ Микояна&Гуревича поступает информация о A-X, причем не про YA-9, а пpo YA-10. Не желая лезть в размерный класс своего же Frogger, и осознавая его недостатки, проектируется новая, более грузоподъемная, машина — Frogboot.
Выбор высокодвухконтурного экономичного и серийного двигателя, пригодного для расположения на пилоне в хвостовой части фюзеляжа, в условиях советского авиадвигателестроения совершенно неинтересен и даже более того, однозначен: это Д-30. Носовая часть взята целиком от Frogger, вместе с прицельными системами и передней стойкой. Желание использовать цельноповоротные элементы оперения Frogger привело к Y-образному хвосту. В результате фюзеляж из себя представляет балку, плавно переходящую с Т-сечения через Ψ- к Y-образному. В эту геометрию естественно вписались: троекратное резервирование проводок управления — левое, правое и верхнее; велосипедное шасси с основной стойкой от Brewer; аэродинамически чистые крылья большого удлинения. Удалось разместить точки подвеса намного ближе к диаметральной плоскости самолета, чем при обычных компоновках штурмовиков и получить высокое аэродинамическое качество, снизив и таким образом стоимость барражирования. Планероподобные формы обусловили и низкую скорость сваливания, а над горизонтальной бронеплитой удобно спрятались от огня с земли уязвимые узлы машины — проводка от кабины к хвосту, двигатель, топливный бак. Почти полный отказ от гидросистемы (только аварийный и стояночный выпуск основных стоек шасси) также повысил живучесть, снизив пожароопасность. Специальным средством поднять маневренность при низкой нагрузке на крыло была модная в те годы система непосредственного управления боковой силой.
|
YA-10 |
Frogboot |
Frogger |
Frogfoot |
YA-9 |
|
Wingdiv |
17,53 |
17,5 |
14,0 |
14,4 |
17,68 |
Размах крыла, м |
Lenght |
16,26 |
15,0 |
17,1 |
15,4 |
16,30 |
Длина, м |
Height |
4,40 |
4,22 |
5,0 |
4,8 |
5,18 |
Высота, м |
Square |
47,01 |
43,4 |
37,7 |
30,1 |
53,88 |
Площадь крыла, м |
Powerplant |
2*TF34 |
Д30 |
Р29Б |
2*P95 |
2*YF102 |
Силовая установка |
Thrust |
8 222 |
8 150 |
8 000 |
8 200 |
7 030 |
Тяга, кгс |
Consumation |
0,66 |
0,70 |
1,0 |
1,3 |
0,41? |
Потребление, кг/кгс/ч |
Empty weight |
12,0 |
11,5 |
11,6 |
9,3 |
10,467 |
Вес пустого, т |
Normal |
17,6 |
18,1 |
14,6 |
12,916 |
|
Нормальный взлетный вес, т |
Max |
23,134 |
20,8 |
20,5 |
17,6 |
18,958 |
Максимальный взлетный вес, т |
Payload |
|
|
|
|
|
Полезная нагрузка, кг |
Normal (bombs) |
6 500 |
4 500 |
2 000 |
1 400 |
|
Нормальная |
Max (bombs) |
7 250 |
5 500 |
4 000 |
4 400 |
7 250 |
Максимальная |
Fuel |
4 835 |
3 500 |
3 970 |
3 000 |
4 100 |
Топливо |
|
YA-10 |
Frogboot |
Frogger |
Frogfoot |
YA-9 |
|
Широкое использование серийных элементов и гражданского двигателя настолько снизили цену машины, что Frogboot Cairo оказался дешевле Frogger без этой самой "Кайры". Серийным производством занялся Тбилисский завод. Дешевая и грузоподъемная Frogboot использовалась как летающая лаборатория не только самими шмыговцами, но и двигателистами: сначала для малых и средних двигателей прямо на "тяжелых" и "мокрых" точках подвески вблизи диаметральной плоскости, а затем, при появлении надежных "четырехтонников" — и для тестов лайнерных "на спинке".
Когда же шмыговцы продули место на палубе для своего superority (в этой АИ это может быть и не Fulcrum, а какой-нить морской МиГ-23МЛДГ-АЛ31ФН), они мгновенно сориентировались и предложили Sea Frogboot с форсажной версией Д-30 — как на Foxhound. Так как над морем дальности самолету с "худым" фюзеляжем откровенно не хватало (еще бы — на фоне Flanker!), так что пришлось создавать конформные топливные баки — летать с "штатными" подвесными, как это делал в 60ые Skyhawk как-то глупо в 90х. И если уж писать о море и "ретро", то малая скорость сваливания и большая грузоподъемность позволяют использовать Frogboot как торпедоносец, берущий сразу две торпеды Mark 13.
Следующим развитием Frogboot мог бы быть Mainboot — самолет радиолокационного дозора. Огромное пространство между стойками шасси казалось подходящим для установки блиноподобной антенны. Хотя на деле пришлось удлинить стойки и выкинуть почти все из носовой части (унаследованный еще от Flogger radome!). Между нижней поверхностью крыла и верхней "блина" протянулись вертикальные плоскости ради увеличения путевой устойчивости. Не удалось обеспечить приемлемую массу радиотехнического комплекса, и сажать его операторов было попросту некуда. Конечно, ради такой "вкусности", как палуба, пытались их уложить(!) между крылом и антенной, но, хвала Зоммерфельду, электроника "не шмогла" — а то бы зажарились.
Впоследствии, с заменой двигателя на более поздние варианты Д-30, на машину обратили внимание спортсмены-пилотажники, это же "мотопланер" вроде Magister/Zephyr, но с тяговооруженностью почти в "единицу"!. Для них опробовали специальное управление из двух sidestick — на правый вынесли традиционные аэродинамические поверхности (оперение), а на левый — регулятор двигателя и управление боковой силой (расщепляющиеся закрылки). C такими машинами оставшееся со времен "ишака" и "чайки" выражение "вираж вокруг телеграфного столба" стало буквальным.